Тема 5. Теория поведения потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Теория поведения потребителя



1. Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

3. Бюджетное ограничение потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии. Кривые «доход –потребление» и «цена – потребление».

4. Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.

Ключевые понятия и термины

Бюджетная линия, кривая потребительского бюджета (budget line) – кривая, показывающая различные комбинации количества двух товаров, которые потребитель может купить при данном уровне его денежного дохода.

Граница потребительского бюджета (budget restraint) – предел, который ограничивает способность потребителя приобретать товары и услуги размером его дохода (а также уровнем цен на товары и услуги).

Закон убывающей предельной полезности (law of diminishing marginal utility): по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается.

Изменение относительной цены товара (change in the relative price of a good) – изменение цены товара по отношению к среднему уровню цен на все прочие товары.

Кривая безразличия (indifference curve) – кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение или ту же полезность для потребителя.

Карта кривых безразличия (indifference map) – ряд кривых безразличия, каждая из которых представляет разную степень полезности; все эти кривые вместе характеризуют предпочтения потребителя.

Кривая «доход – потребление» («income – consumption» curve) – соединяет все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода; она показывает изменение величины потребления благ Х и У в связи с изменением дохода потребителя и при неизменных ценах.

Кривая «цена – потребление» («price – consumption» curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах.

Полезность (utility) – способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги.

Потребительский выбор (consumer choice) – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Правило максимизации полезности, или условие равновесия потребителя, (consumer equilibrium) – это такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продукта, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Условие максимизации полезности (равновесия потребителя) алгебраически выглядит так:

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution) – предельная степень готовности потребителя заменить один товар или одну услугу другим товаром или услугой и при этом получить равное удовлетворение; норма замещения равна наклону кривой безразличия.

Предельная полезность (marginal utility) – дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы товара или услуги; равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение величины потребления.

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) – оптимальное правило покупки набора товаров; точка касания линии бюджетного ограничения с кривой безразличия.

Рациональный (rational) – прилагательное, используемое для описания поведения любого индивида, который покупает то, что позволяет достичь поставленных им целей, или потребителя, который тратит денежный доход на покупку товаров и услуг с максимальной полезностью.

Совокупная (общая) полезность (total utility) – совокупное удовлетворение, получаемое от потребления некоторой части общего объема продукта.

Эффект дохода (income effect) – изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения (субституции) (substitution effect) – изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

 

Литература: [1, с. 212–219; 3, с. 132–163; 5, с. 174–179; 7, с. 101–159; 13, с. 126–162; 14, с. 50–67; 15, с. 168–191; 16, с. 182–207].

Задачи и тесты

 

1. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;

б) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя;

в) полезность, приносимая каждой дополнительной единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.

2. Принцип максимизации полезности означает, что:

а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

б) взвешенные предельные полезности благ равны;

в) предельные полезности благ равны.

3. Кривая безразличия показывает:

а) различные комбинации двух экономических одинаковых по полезности благ;

б) одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ;

в) стоимость одинаковых наборов.

4. Предположим, что потребитель имеет доход в 500000 руб., цена товара А равна 10000 руб., а цена товара В – 25000 руб. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 50 А и 1 В;

б) 5 А и 10 В;

в) 40 А и 4 В.

5. Потребительское равновесие на карте безразличия:

а) это любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

б) любая точка на самой высокой кривой безразличия;

в) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

г) точка, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия.

6. Эффект дохода имеет место, если:

а) доходы людей падают и они покупают меньше данного продукта;

б) уменьшение цены на некоторый товар приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров;

в) объем покупок товаров возрастает по мере роста доходов людей.

7. Эффект замещения – это рост спроса на товар, вызванный:

а) изменением общего уровня цен на все товары;

б) изменением во вкусах потребителей, предпочитающих покупать товары-заменители;

в) уменьшением цены на один товар при неизменных ценах на другие; стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие, оказавшиеся относительно более дорогими.

Ответы: 1. в); 2. б); 3. б); 4. в), г); 5. г); 6. б); 7. в).

 

Тема 6. Теория фирмы

 

1. Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм.

2. Факторы производства. Производство как комбинация факторов производства. Закон убывающей производительности факторов производства. Производственная функция фирмы.

3. «Производственная сетка» и изокванта. Предельная норма технологического замещения факторов производства. Изокоста и ее экономический смысл.

4. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукты фирмы.

5. Краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы.

6. Понятие издержек. Экономические издержки и принцип альтернативных затрат. Явные и неявные издержки. Внешние и внутренние издержки. Возвратные и невозвратные издержки.

7. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие и средние издержки. Предельные издержки.

8. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты роста масштаба производства. Минимальный эффективный размер предприятия и структура отрасли.

9. Средний, совокупный и предельный доходы фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

10. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Ключевые понятия и термины

Альтернативные издержки (opportunity cost)– издержки любого ресурса, выбранного для применения в производстве, равные его стоимости при наилучшем из всех возможных (альтернативных) вариантов использования. Альтернативные издержки называют также вмененными и издержками упущенных возможностей.

Бухгалтерская прибыль (accounting profit) – разница между общей выручкой от реализации продукции (валовым доходом) и внешними издержками, связанными с производством и реализацией продукции.

Бухгалтерские издержки (accounting cost)– фактический расход факторов производства (ресурсов) для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Валовой доход (total revenue, TR) – общая сумма денежной выручки, полученная фирмой от реализации произведенной продукции.

Валовые издержки (total cost, TC) – стоимость всех используемых в производстве факторов (ресурсов). Исчисляются как сумма постоянных и переменных издержек.

Внешние (явные) издержки (explicit cost) – это денежные выплаты поставщикам ресурсов, не принадлежащих данной фирме.

Внутренние (неявные) издержки (implicit cost)– издержки по использованию собственных ресурсов фирмы, не принимающие форму денежных выплат.

Возрастающая отдача от масштаба (increasing returns to scale) – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска увеличивается более чем в N раз). В этом случае долгосрочные средние издержки фирмы снижаются при увеличении объема производства.

Долгосрочный период (long-run) – период, достаточный для изменения количества всех занятых в производстве ресурсов, включая производственные мощности.

Закон убывающей предельной производительности фактора (the law of diminishing marginal returns) утверждает, что последовательное увеличение количества одного фактора производства при неизменности всех других, начиная с определенного момента, приводит к уменьшению предельного продукта переменного фактора.

Изокванта, или кривая равного продукта, (isoquant) – кривая, представляющая все возможные комбинации двух переменных факторов (ресурсов), обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.

Изокоста, или линия равных издержек, (isocost) – линия, отражающая различные комбинации двух переменных факторов, затраты на приобретение которых составляют равные суммарные издержки:

С = Рl ×L + Рk ×K,

где Рl и Рk цена труда и капитала;

L и K – количество труда и капитала.

Корпорация (corporation) – объединение, основанное на долевом участии в капитале, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.

Краткосрочный период (short-run) – период, слишком короткий для изменения предприятием своих производственных мощностей, но достаточный для изменения степени интенсивности их использования.

Минимальный эффективный размер фирмы (minimum efficient scale) – наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

Нормальная прибыль (normal profit)– минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере деятельности.

Общий (валовой) продукт (total product, TP)– общее количество продукции, произведенной за определенный период.

Отдача от масштаба (returns to scale) – соотношение между относительным изменением величины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпуска продукции.

Партнерство (partnership) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.

Переменные издержки (variable cost, VC) – издержки, общая величина которых возрастает (уменьшается) при увеличении (сокращении) объемов производства.

Постоянная отдача от масштаба (constant returns to scale) – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска также увеличивается в N раз). В этом случае величина долгосрочных средних издержек не изменяется при увеличении объема производства.

Постоянные издержки (fixed cost, FC) – издержки, величина которых не меняется при изменении объема производства.

Правило максимизации прибыли (profit maximization rule): чтобы максимизировать прибыль, фирма должна применять такое количество ресурса, при котором достигается равенство предельного продукта ресурса в денежном выражении и предельных издержек на ресурс (MRP = MRC). Для совершенной конкуренции

MRС = Р,

где Р – цена ресурса.

Поэтому фирма будет увеличивать количество ресурса в производстве до тех пор, пока предельный продукт ресурса в денежном выражении не сравняется с его ценой (MRP = Р).

Правило минимизации издержек (least-cost rule): издержки заданного объема выпуска будут минимальными, если отношение между предельными продуктами факторов и их ценами будет одинаковым для всех применяемых в производстве ресурсов:

МР1 / Р1 = МР2 / Р2= … = МРn / Рn,

где МР1, МР2, МРn – предельный продукт ресурса;

Р1, Р2, Рn – цена ресурса на конкурентном рынке.

Предельная норма технологического (технического) замещения (marginal rate of technical substitution, MRTS) – изменение в количестве одного ресурса, которое может заместить дополнительная единица другого ресурса при сохранении неизменного объема производства. Предельная норма технологического замещения капитала трудом:

MRTSlk = – DK / DL = МРl / МРk.

Предельные издержки (marginal cost, MC) – прирост общих издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки ресурса (marginal resource cost, MRC) – прирост общих издержек в результате использования в производстве дополнительной единицы переменного ресурса.

Предельный доход (marginal revenue, MR) – прирост валового дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции равен цене:

MR = Р.

Предельный продукт фактора (marginal product of a factor, МР)– прирост объема выпуска продукции, полученный в результате использования дополнительной единицы переменного фактора при неизменном количестве других ресурсов.

Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками (total revenue – total cost approach) – метод определения объема производства, максимизирующего прибыль фирмы, основанный на сопоставлении валового дохода с валовыми издержками при разных объемах выпуска. Выбирается тот объем, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками (т.е. прибыль) максимальна.

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками (marginal revenue marginal cost approach) – метод определения объема производства, максимизирующего прибыль фирмы, основанный на сопоставлении предельного дохода с предельными издержками. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), обеспечит фирме максимальную прибыль.

Производственная функция (production function) – зависимость между количеством ресурсов (факторов), используемых в производстве, и объемом выпуска продукции.

Средние издержки (average cost, АС)– издержки на единицу производимой продукции. Рассчитываются путем деления общих издержек на объем выпуска либо суммированием средних постоянных и средних переменных издержек.

Средние переменные издержки (average variable cost, AVC) – общий объем переменных издержек фирмы, деленный на объем продукции.

Средние постоянные издержки (average fixed cost, AFC) – общий объем постоянных издержек фирмы, деленный на объем продукции.

Средний доход (average revenue, AR)– величина денежной выручки (валового дохода), приходящаяся на единицу реализованной продукции.

Средний продукт (average product, AP) – количество произведенной продукции в расчете на единицу используемого ресурса.

Траектория роста (expansion path)– линия, показывающая оптимальные комбинации ресурсов для каждого заданного объема выпуска, при неизменных ценах на ресурсы и возрастающем бюджете производителя.

Убывающая отдача от масштаба (decreasing returns to scale)– свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции увеличивается в меньшей пропорции, чем затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска увеличивается менее чем в N раз). В этом случае долгосрочные средние издержки увеличиваются с ростом объема выпуска.

Фирма (firm)– организация, производящая товары и услуги с целью получения прибыли; может действовать в форме частного предприятия, товарищества или акционерного общества.

Экономическая прибыль (economic profit) – разница между выручкой от реализации продукции (валовым доходом) и экономическими издержками (внешними и внутренними). Если экономическая прибыль равна нулю, то предприниматель получает нормальную прибыль.

Экономические издержки (economies cost) – выплаты поставщикам ресурсов, которые фирма должна сделать, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Экономические издержки равны сумме внешних и внутренних издержек.

 

Литература: [1, с. 219–243; 3, с. 165–177, 201–208; 4, с. 498–501; 5, с. 179–209; 7, с. 245–243; 8, с. 11–303; 13, с. 164–293; 14, с. 70–162, 185–235; 15, с. 197–279; 16, с. 208–273; 17, с. 30–85].

 

Задачи и тесты

1. Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

а) Если предельный продукт переменного фактора сокращается, общий продукт тоже сокращается при любых условиях;

б) бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных издержек;

в) общий (валовой) доход – это разность между денежной выручкой и издержками;

г) двойное налогообложение является недостатком партнерства;

д) неявные издержки – это затраты на факторы производства, приобретаемые на рынке;

е) в долгосрочном периоде все факторы производства постоянны;

ж) разница между совокупными и предельными издержками составляет излишек производителя;

з) если средний продукт переменного фактора сокращается, то общий продукт тоже сокращается;

и) экономическая прибыль – это разность между доходом фирмы и явными издержками;

к) мгновенный период – это период, в течение которого хотя бы один из факторов производства остается постоянным.

2. Производственная функция Q (K, L) характеризуется возрастающей отдачей от масштаба, если выполняется следующее условие:

а) капитал возрастает в 4 раза, труд – в 3, а выпуск – в 2 раза;

б) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска на 20%;

в) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска на 10%;

г) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска на 5%.

3. Предельные издержки рассчитываются:

а) ∆TC/Q;

б) ∆TС/∆Q;

в) AVC+AFC;

г) FC+VC.

4. Изокванта характеризует:

а) рост общего объема производства по мере роста капитала при фиксированных затратах труда;

б) рост общего объема производства по мере роста труда при фиксированных затратах капитала;

в) все сочетания факторов производства, использование которых дает одинаковый объем производства;

г) все ответы неверны.

5. Определите, какая из перечисленных комбинаций значений общего продукта иллюстрирует закон убывающей предельной производительности фактора производства:

а) 3500, 2500, 3500, 2000;

б) 3500, 4000, 4400, 4200;

в) 3500, 4000, 4300, 4700;

г) 3500, 2500, 1300, 500.

6. Какое из указанных ниже условий соответствует получению фирмой максимальной прибыли?

а) MRPL= 20 руб., РL = 20 руб., MRPK = 30 руб., РK = 20 руб.;

б) MRPL= 20 руб., PL = 40 руб., MRPK = 20 руб., РK = 40 руб.;

в) MRPL = 40 руб., PL = 40 руб., MRPK = 20 руб., РK = 20 руб.;

г) MRPL = 40 руб., РL = 20 руб., MRPK = 20 руб., РK = 40 руб.

7. Предельная норма технического замещения капитала трудом равна ¼. Для того чтобы обеспечить постоянный объем производства при увеличении труда на 4 единицы, необходимо сократить использование капитала:

а) на 16 единиц;

б) 4 единицы;

в) 1 единицу;

г) 5 единиц.

8. Выберите условие максимизации среднего продукта переменного фактора производства:

а) ТP = 0; в) MP = 0;

б) AP = MP; г) MP = max.

9. Средние общие издержки рассчитываются:

а) TC/Q;

б) ∆TС/∆Q;

в) FC/Q;

г) FC+VC.

10. На рис. 1 отражено равновесие фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Определить, площадь какой фигуры составляет:

а) валовой доход фирмы;

б) валовые издержки фирмы;

в) постоянные издержки фирмы;

г) переменные издержки фирмы;

д) прибыль фирмы.

 

Рис. 1.

 

11. Рассчитать общий и средний продукты фирмы, если известны следующие данные:

 

 

Число рабочих          
Предельный продукт          

 

12. Заполнить таблицу:

 

Q VC AVC FC AFC TC ATC(AC) MC
               
               
               
               

Ответы: 1. а), в), г), д), е), ж), з), и) – нет, б), к) – да; 2. в); 3. б); 4. в); 5. б); 6. в); 7. в); 8. б); 9. а); 10. а) SOPEEQE, б) SOFDQE, в) SAFDC, г) SOACQE, д) SFPEED; 11. TP 40; 88; 135; 170; 190; AP 40; 44; 45; 42,5; 38; 12; VC 30; 50; 60; 160; AVC 30; 25; 20; 40, FC 30; 30; 30; 30; AFC 30; 15; 10; 7,5; TC 60; 80; 90; 190; ATC 60; 40; 30; 47,5; MC 20; 10; 100.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.084 с.)