Формулировка проблемы, темы, объекта и предмета выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулировка проблемы, темы, объекта и предмета выпускной квалификационной работы



Определение проблемы и темы исследования – это тесно связанные между собой шаги описания логики исследования.

Ученые настойчиво подчеркивают мысль о том, что правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от её решения», – утверждал У. Р. Эшби. «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину», – заметил В. Гейзенберг.

Тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи (при написании дипломного проекта), или как нечто неизвестное в науке (при написании дипломной работы). В рамках данных требований речь пойдёт именно о проблеме как практической задаче, требующей решения.

Проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.

Источником проблемы обычно являются «узкие места» предметной области, выявленные затруднения, конфликты, проявившие себя на практике. Возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач.

Чтобы сформулировать проблему, необходимо выполнить, по крайней мере, два шага:

определить, какие знания необходимы, чтобы решить практическую задачу (избавиться от «узких мест»);

1) установить, имеются ли эти знания в современной науке и практике. Если есть, то обобщить, а если нет, то Вы пишете дипломную работу и Вам необходимо формулировать научную проблему, выявляя противоречия.

2) примеры проблем, которые могут лежать в основе ВКР по специальности «Прикладная информатика (в экономике)»:

3) проблема эффективного использования программных средств, поставляемых в рамках национальных проектов;

4) проблема информационного развития предприятия;

5) проблема обеспечения рабочих мест на предприятии (или всего предприятия) автоматизированными информационными системами, отражающими специфику деятельности подразделения (предприятия в целом);

6) проблема повышения конкурентоспособности предприятия в сфере;

7) проблема развития определённых сторон деятельности предприятия с использованием конкретных информационных технологий.

 

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т. е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании.

Тема должна обозначать предмет работы и способ решения проблемы.

Из темы должен быть понятен предполагаемый результат проекта, выносимый на защиту.

Ниже представлены примеры ключевых фраз для формулировки проблемы и темы работы.

Фраза 1. Обозначенные позиции говорят об актуальности проблемы… «формулировка проблемы».

Фраза 2. Актуальность проблемы позволила сформулировать тему дипломного проекта: «Формулировка темы».

Развитие проблемы связано с определением объекта и предмета работы.

Понятие объект исследования не тождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания.

Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.

Объектом исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» могут выступать:

информационные процессы, определяемые спецификой предметной области;

¾ профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, информационные системы в страховом деле, информационные системы в налогообложении, информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, информационные системы фондового рынка, информационные системы в антикризисном управлении, информационные системы в таможенном деле, информационные системы в оценочной деятельности, информационные системы в маркетинге и рекламе;

¾ новые направления деятельности в области применения (экономики), которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети (и другие информационные технологии) для осуществления информационных процессов, обеспечивающих функциональность предметной области.

 

Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию: в предмете ВКР фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования.

В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования – это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта.

 

Таблица 3 Примеры формулировок ВКР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.005 с.)