Влияние монголотатарского вторжения на развитие государственной и правовой системы Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние монголотатарского вторжения на развитие государственной и правовой системы Руси



В 1223 г. монголы впервые напали на Русь на реке Калке.

В 1237 г. его войска снова вторглись в земли Руси через Волгу. Этот поход привел к покорению русских городов: Рязани, Москвы, Владимира.

В 1240 г. нападение продолжилось. Были разрушены Чернигов и Киев. Русь была покорена, князья стали платить дань монгольским племенам.

В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилась Золотая Орда, просуществовавшая в непосредственной близости от Руси до конца XIV в.

Особенности государственности Руси в период татаромонгольского ига:

1) государственность княжеств была сохранена;

2) сохранилась церковь и администрация Киевской Руси;

3) Русь уплачивала подати.

Сбор податей поручался одному из князей, которому давался ханский ярлык. Держатель этого ярлыка носил титул Великого князя, обладал политической властью и военной поддержкой от Орды.

Устанавливались налоги: для земледельцев – «плужный» налог; городов – кутры (налог с капиталов, а позже налог с оборота).

В конце XIII в. изменилась система налогообложения. Купцов (сборщиков налога) заменили официальные сборщики. Русская церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великому Новгороду были гарантированы автономия и право на свободную торговлю.

А с правлением в Золотой Орде хана Ногая русские князья получили право самостоятельно собирать налоги, монгольские сборщики были отозваны.

Русские князья являлись вассалами хана Золотой Орды, за их действиями следили ханские уполномоченные. Власть князя в пределах его княжества была единоличной, каждый из них сам собирал дань для хана на территории своего княжества.

Такая система государственной власти была введена монголами во всех княжествах, за исключением Киева, Переяславля, Подолии, где монголы ввели свое прямое правление.

Хан был первым сюзереном на территории всех русских земель, он решал все юридические и финансовые вопросы и обладал правом объявления мобилизации русских в монгольское войско.

Судебная система в период татаромонгольского ига на Руси:

1) высшая судебная инстанция, которая рассматривала споры русских князей – высший суд Золотой Орды;

2) монгольские суды рассматривали споры между русскими и монголами;

3) русские князья разрешали споры русских между собой.

Перепись русского населения проводилась монголами самостоятельно. В период с 1245 по 1274 гг. были проведены 3 переписи.

Мобилизация русского населения строилась согласно принципам формирования татаромонгольских войск, т. е. по десятичной системе: Русь была разделена на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы» (10 тыс.), в монгольскую армию брали одного рекрута из 10 мужчин, проживающих на данной территории.

То же деление использовалось для сбора налогов.

Московское государство переняло некоторые черты административного управления монголов:

1) систему и порядок налогообложения;

2) ямскую транспортную службу;

3) формирование войск;

4) финансово-казенную систему.

Татаромонгольское иго ослабило рост и деятельность русских городов, что обеспечило основу для развития единого централизованного государства в конце XIV в. Развивалась абсолютная монархия: уменьшилась власть городских собраний (вече), было распущено городское ополчение.

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.

Группы предпосылок образования русского централизованного государства.

1. Экономические предпосылки: к началу XIV в. на Руси постепенно после татаромонгольского нашествия возрождалась и развивалась хозяйственная жизнь, что явилось экономической базой борьбы за объединение и независимость. Также восстанавливались города, жители возвращались в родные места, возделывали землю, занимались ремеслом, налаживались торговые связи. Этому немало способствовал Новгород.

2. Социальные предпосылки: к концу XIV в. уже полностью стабилизировалась экономическая обстановка на Руси. На этом фоне развиваются поздние феодальные признаки, все более возрастает зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Одновременно сопротивление крестьян также возрастает, что обнаруживает необходимость в сильной централизованной власти.

3. Политические предпосылки, которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешнеполитические:

1) внутренние: в XIV–XVI вв. значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти;

2) внешне-политические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго, которое тормозило развитие Русского государства. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга, Литвы и Шведов – с запада.

Одной из политических предпосылок образования единого Русского государства стала уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом. Россия стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.

Объединение Руси происходило вокруг Москвы.

Причинами возвышения Москвы являются:

1) удачное географическое и экономическое положение;

2) Москва была независима во внешней политике, она не тяготела ни к Литве, ни к Орде, поэтому стала центром национально-освободительной борьбы;

3) поддержка Москвы со стороны крупнейших русских городов (Костромы, Нижнего Новгорода и др.);

4) Москва – центр православия на Руси;

5) отсутствие внутренней вражды среди князей московского дома.

Особенности объединения:

1) объединение русских земель происходило не в условиях позднего феодализма, как в Европе, а в условиях его расцвета;

2) базой для объединения на Руси послужил союз московских князей, а в Европе – городская буржуазия;

3) Русь объединялась первоначально по политическим причинам, а потом по экономическим, тогда как европейские государства – в первую очередь по экономическим.

Объединение русских земель происходило под руководством князя московского. Он первым стал царем всея Руси. В 1478 г. после объединения Новгорода и Москвы Русь окончательно освободилась от ига. В 1485 г. к Московскому государству присоединилась Тверь, Рязань и т. д.

Теперь удельные князья контролировались ставленниками из Москвы. Московский князь становится высшим судьей, он рассматривает особо важные дела.

Московское княжество впервые создает новый класс дворян (служилых людей), они были воинами великого князя, которые награждались землей на условиях службы.

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.

Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.

Выделялись:

1) служилые люди по отечеству:

а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);

б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);

в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);

2) служилые люди по прибору – военные;

3) тяглые городские:

а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);

б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);

4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).

Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.

Образовалось местничество – привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.

По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.

Высшие боярские должности:

1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);

2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);

3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).

Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.

Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.

Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.

Разряды тяглого населения:

1) городское (посадское, посаженное);

2) сельское.

Классы тягловой службы:

1) высшие: военная и административная;

2) низшие: финансовая, крепостных.

Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.

Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.

Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.

Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:

1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);

2) переходили с согласия другой общины;

3) при выходе надо выплачивать окуп.

Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.

Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.

Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:

1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

2) замена вассальных отношений отношениями подданства;

3) развитие общегосударственного законодательства;

4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;

3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.

Полномочия Боярской думы:

1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.05 с.)