Тема 1. Деньги. Денежное обращение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Деньги. Денежное обращение.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра финансов и налоговой политики

 

 

«Утверждаю»

Декан ЗФ ИДО

___________/ Темлякова З.С./

“___”__________2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

для студентов, обучающихся по специальности (направлению)

«Антикризисное управление»

форма обучения заочная (в т.ч. ускоренная)

Курс 3/3
Семестр 6 / 6
Лекции 10 час./ 10 час.
Практические занятия 8 час./ 8 час.
Контрольная работа 6 семестр/ 6 семестр
Самостоятельная работа 84 час./ 84
Экзамен 6 семестр/ 6 семестр
Всего часов 102 / 102

 

 

Новосибирск 2011

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Антикризисное управление».

 

Регистрационный № 6

Дата утверждения 25.04.2011 г.

 

Рабочий план НГТУ по специальности 061100 – «Менеджмент организации», утвержденный Ученым Советом «___»___________2011 г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Финансов и налоговой политики» Протокол №3 от 25.04.2011 г.

 

 

Программу составил: С.Н. Любященко

к.э.н., доцент

 

Заведующий кафедрой: А.Ю. Рыманов

д.э.н., доцент

 

Ответственный за основную

Образовательную программу

Эксперт НМЦ

 


 

1. ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Программа дисциплины “Финансы и кредит” основывается на содержании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальности «Антикризисное управление».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 7.1 Государственного стандарта.

Специалист должен:

Иметь представление:

о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060800 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

 

Дисциплина “Финансы и кредит” входит в состав федерального комплекса цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.06).

 

Финансы и кредит Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования; безналичные расчеты между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием; финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием; роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.  

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенность Содержание
Основание для введения дисциплины в учебный план направления или специальности Программа дисциплины “Финансы и кредит” основывается на содержании государственного образовательного стандарта. Дисциплина “Финансы и кредит” входит в состав федерального комплекса цикла обще профессиональных дисциплин (ОПД.Ф.06).  
Адресат курса Курс «Финансы и кредит» адресован студентам заочной (в т.ч. ускоренной) формы обучения по специальности «Менеджмент организации».
Основная цель дисциплины Основной целью курса является формирование системного подхода к изучению теоретических основ денежного обращения, функционирования финансового, денежного, кредитного, фондового рынков, их роли и общественного назначения.
Ядро курса Базовой частью курса является изучение содержания основных финансово- кредитных категорий, роли и значения денежных и финансово- кредитных рычагов в условиях перехода на рыночные отношения.
Требования к начальной подготовке, которая необходима для успешного усвоения курса Изучение курса «Финансы и кредит» основывается на знании:
  • экономической теории,
  • высшей математики,
  • экономико-математического моделирования.
 
Обеспечение последующих дисциплин образовательной программы Курс служит базой для изучения следующих экономических дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Теория организации», «Антикризисное управление».

ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения дисциплины “Финансы и кредит” студент будет

 

№ цели Содержание цели
Студент должен иметь представление:
1. о назначении, экономической природе денег, финансов, кредита, страхования их месте и роли в расширенном воспроизводстве и социальной сфере;
2. о тенденциях, складывающихся в бюджетной и налоговой системах РФ и принципах их построения;
3. о современных тенденциях рыночных процессов в финансовой и денежно-кредитной сфере в России и за рубежом;
4. о состоянии и проблемах развития финансов предприятий как основного звена финансовой системы страны;
5. о различных подходах в рассмотрении денежно- кредитных и финансовых проблем;
6. о возможностях использования финансов и кредита в регулировании социальных и экономических процессов;
7. о множестве дискуссионных вопросов в области денег, финансов, кредита и их решениях с учетом объективных экономических законов;
Студент должен знать:
4. основные понятия и финансовые категории, их социально-экономическое содержание и значение; взаимосвязь и особенности экономических категорий: денег, финансов и кредита;
5. основные механизмы, структуру и инструментарий финансового рынка и деятельность финансово-кредитных институтов;
6. методы финансового планирования и управления; виды, формы и методы, органы финансово-кредитного контроля;
7. характерные особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей народного хозяйства;
8. состояние государственного долга (внешнего, внутреннего) РФ, методы управления долгом;
9. основные принципы построения бюджетной системы и особенности организации межбюджетных отношений в РФ; место и роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства; параметры федерального бюджета на текущий финансовый год;
10. особенности функционирования финансовых и кредитных систем в экономически развитых странах;
11. функции государственных финансов в рыночной экономике, отдельных звеньев финансовой системы;
12. формулы, используемые в курсе для расчётов экономических показателей;
  Студент должен уметь:
13. проводить оценку денежных потоков с позиции настоящего и будущего времени;
14. использовать понятия, определения, термины, признаки базовых категорий курса; классифицировать объекты, отношения, методы и системы с учетом объективных признаков или выбирая самостоятельно основания для классификации и группировки;
15. принимать финансовые решения, применяя теоретические положения финансовой науки на практике; предвидеть тенденции в развитии финансовой сферы и последствия принятия финансовых решений;
16. прогнозировать возможные направления влияния финансов и кредита на общественное развитие и социальные процессы в обществе
17. высказывать гипотезы о причинах возникновения проблем в состояниях современных денежных, финансовых, кредитных систем, о путях ее развития и последствиях;
18. формулировать проблемы финансово- кредитной и денежной систем, изучаемые в курсе, предлагать меры по их устранению, предвидеть развитие событий, находить нестандартные решения;
19. анализировать статистическую, аналитической и справочную информацию о состоянии и развитии мировых и национальных финансовых рынков. и мирового сообщества;
Студент должен иметь опыт
20. моделирования процессов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
21. оценки и прогнозирования различных видов денежных потоков на макро и микро уровне;
22. анализа финансовой отчетности предприятия, оценки его устойчивости на рынке.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4.1. СТРУКТУРА ЭТАПОВ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»


 


 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

Наименование разделов и тем Форма обучения
Заочная (в т.ч. ускоренная) форма обучения
Лекции Семи-нары Итого
Раздел 1. Сущность денег. Общие вопросы оценки денежных потоков
Тема 1. Деньги. Денежное обращение 0,5(0,5) 1,5(1,5) 1,5(1,5)
Тема 2. Базовые методы оценки денежных потоков 1(1) 1,5(1,5) 1,5(1,5)
Итого по разделу: 1,5(1,5) 3(3) 4,5(4,5)
Раздел 2. Финансы и финансовая система в Российской Федерации
Тема 3. Экономическая сущность и функции финансов 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Тема 4. Финансовая система и финансовая политика государства 0,5(0,5) 0,5(0,5) 1(1)
Тема 5. Основы управления финансами 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Тема 6. Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ. 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Тема 7. Сущность и принципы функционирования финансов организаций 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Тема 8. Капитал в организации и управление его структурой 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Итого по разделу: 5,5(5,5) 3(3) 8,5(8,5)
Раздел 3. Финансовый рынок
Тема 9. Сущность и структура финансового рынка 0,5(0,5) 0,5(0,5) 1(1)
Тема 10. Кредит и кредитная система 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Тема 11. Безналичные расчеты. Платежно-расчетные системы. 1(1) 0,5(0,5) 1,5(1,5)
Тема 12. Основы организации международных финансов 0,5(0,5) 0,5(0,5) 1(1)
Итого по разделу: 3(3) 2(2) 5(5)
Итого по учебной дисциплине 10(10) 8(8) 18(18)

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Сущность денег. Общие вопросы оценки денежных потоков

Раздел 3. Финансовый рынок

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

Содержание контрольной работы

 

Контрольная работа содержит два раздела:

  1. теоретический раздел,
  2. практический раздел.

Первый раздел предусматривает освещение одного из теоретических вопросов дисциплины «Финансы и кредит», выполненных без учета варианта, на выбор студента. Студент может выбрать для выполнения одну из 30 предлагаемых тем. Тему работы рекомендуется выбирать в зависимости от места работы для того, чтобы использовать, по возможности, практический материал для иллюстрации и подкрепления теоретических положений рассматриваемых вопросов.

К каждой теме контрольной работы прилагается примерный план рассмотрения вопроса. Вместе с тем при раскрытии темы студент может воспользоваться собственным планом изложения материала.

 

Второй раздел контрольной работы включает два практических задания, выполненных по вариантам.

Вариант контрольной работы определяется в зависимости от последней цифры в номере зачетной книжки студента.

Последняя цифра в номере зачетной книжки Номер варианта контрольной работы
  № 1,
  № 2,
  № 3,
  № 4,
  № 5,
  № 6,
  №7,
  № 8,
  № 9,
  № 10,

 

 

Тема 9. Бюджетный процесс

  1. Содержание и участники бюджетного процесса.
  2. Составление проектов бюджетов.
  3. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  4. Исполнение бюджета.

 

Тема 12. Местные финансы

  1. Содержание и роль местных финансов в финансовой системе России.
  2. Бюджеты органов местного самоуправления: значение, состав и структура доходов и расходов (на примере бюджета муниципального образования)
  3. Регулирование доходов местных бюджетов посредством предоставления трансфертов из регионального бюджета.

 

Тема 15. Внебюджетные фонды

1. Классификация внебюджетных фондов.

2. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

3. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения.

 

Тема 23. Сущность кредита.

  1. Отличие кредитных отношений от денежных.
  2. Объект кредита, его особенности. Стадии движения кредита. Основа кредита.
  3. Функции кредита и их характеристика.

 

Тема 24. Формы кредита.

  1. Формы кредита и их классификация.
  2. Банковский кредит как основная форма кредита.
  3. Коммерческий, потребительский, государственный и международный кредиты и их характеристика.

 

Тема 27. Банковские активы.

  1. Банковские активы и их структура.
  2. Характеристика отдельных видов активов.
  3. Активные операции коммерческих банков.

 

Вариант № 1

Задание № 1

В чем состоит специфика распределительной и контрольной функции финансов?

Схематично изобразить механизм распределения стоимости общественного продукта, выделяя несколько уровней распределительного процесса (первичное распределение; вторичное распределение; ….. процесс формирования конечных доходов экономических субъектов).

Задание № 2

Вам предлагается сдать в аренду участок на пять лет, выбрав один из двух вариантов оплаты аренды:

А) 12000 рублей в конце каждого года,

Б) 38000 рублей в конце пятилетнего периода.

Какой вариант более предпочтителен, если банк предлагает 18% годовых по вкладам?

 

Вариант № 2

Задание № 1

Изобразите схематично систему межбюджетных отношений РФ. Покажите роль бюджетного регулирования бюджетов нижестоящих уровней. С помощью каких инструментов оно осуществляется?

 

Задание № 2

Проанализируйте оборачиваемость оборотных средств предприятия и определите величину высвобождения (вовлечения) оборотных средств в результате ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств. Данные приводятся в таблице.

 

Показатель Период
Базисный Отчетный
Выручка, тыс.руб.    
Количество дней анализируемого периода    
Средний остаток оборотных средств, тыс.руб.    
Однодневная выручка, тыс.руб. ? ?

 

 

Вариант № 3

Задание № 1

Вложены деньги в банк в сумме 10000 руб. на три года с полугодовым начислением процентов под 15%. Рассчитайте наращенную суму через три года.

Задание № 2

Рассчитать приведенную стоимость денежного потока постнумерандо: 15, 65, 27, 29, если ставка дисконтирования r =14%.

Вариант № 4

Задание № 1

Покажите логическую цепочку, соединяющую такие понятия, как: «финансовый механизм», «финансовая политика», «финансовый контроль», «управление финансами», «финансовое планирование».

Задание № 2

Рассчитать приведенную стоимость денежного потока постнумерандо: 35, 60, 23, 67, если ставка дисконтирования r =12%.

Вариант № 5

Задание № 1

Ежегодно в начале года в банк делается очередной взнос в размере 18000 руб. Банк платит 14% годовых. Какая сумма будет на счете по истечении шести лет?

Задание № 2

В базисном периоде выручка предприятия составила 200 тыс.руб. Затраты на производство и реализацию продукции 170 тыс.руб. На следующий год предприятие запланировало при таком же объеме реализации снизить затраты на 5%. Возрастет или уменьшится прибыль в результате подобного мероприятия и на сколько процентов?

Вариант № 6

Задание № 1

Нарисуйте схему финансовых планов в соответствии со звеньями финансовой системы РФ. Укажите, из каких разделов состоят соответствующие финансовые планы. Сделайте выводы.

Задание № 2

Проанализируйте оборачиваемость оборотных средств предприятия и определите величину высвобождения оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости. Данные приводятся в таблице.

 

Показатель Период
Базисный Отчетный
Выручка, тыс.руб.    
Количество дней анализируемого периода    
Средний остаток оборотных средств, тыс.руб.    
Однодневная выручка, тыс.руб. ? ?

 

Вариант № 7

Задание № 1

Изобразите схематично систему межбюджетных отношений РФ. Покажите роль бюджетного регулирования бюджетов нижестоящих уровней. За счет каких средств и фондов оно осуществляется?

Задание № 2

На предприятии в отчетном периоде выручка увеличилась по сравнению с базисным периодом на 20% и составила 360 тыс.руб. Величина основных средств осталась прежней и составила 150 тыс.руб. Как изменилась фондоотдача?

Вариант № 8

Задание № 1

Изобразите в виде таблицы основные полномочия следующих органов: Федеральная налоговая служба РФ; Федеральная служба страхового надзора РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ; Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ; Федеральное Казначейство РФ. Сделайте выводы, какие функции этих органов дублируют друг друга.

 

Задание № 2

Рассчитайте длительность одного оборота оборотных средств. Объем товарной продукции по себестоимости за отчетный год – 60000 тыс.руб. при сумме оборотных средств на конец отчетного года 8000 тыс.руб.

 

Вариант № 9

Задание № 1

Приведите определение финансовых ресурсов предприятий и сгруппируйте их в соответствии со следующими критериями:

  1. Образуемые за счет собственных и приравненных средств
  2. Мобилизуемые на финансовом рынке
  3. Поступающие в порядке пере­распределения

 

Задание 2.

Вам предлагается сдать в аренду участок на три года, выбрав один из двух вариантов оплаты аренды:

А) 10000 рублей в конце каждого года,

Б) 35000 рублей в конце трехлетнего периода.

Какой вариант более предпочтителен, если банк предлагает 20% годовых по вкладам?

 

Вариант № 10

Задание № 1

Вам предложено инвестировать 140 тыс.руб. на срок 7 лет при условии возврата этой суммы частями (ежегодно по 20 тыс.руб). По истечении семи лет выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 40 тыс.руб. Принимать ли это предложение, если можно «безопасно» депонировать деньги в банк из расчета 14% годовых?

Задание № 2

Ежегодно в начале года в банк делается очередной взнос в размере 16000 руб. Банк платит 17% годовых. Какая сумма будет на счете по истечении пяти лет?

 

 

ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Каждый элемент задания контрольной работы оценивается по балловой шкале. Вся выполненная контрольная работа оценивается в балловом эквиваленте. Максимальное количество баллов за все элементы заданий составляет 100 (Сто) баллов.

Сумма набранных баллов на заключительном этапе переводится в шкалу «зачтено» или «не зачтено» по приведенной ниже таблице:

 

Оценочная шкала «Зачтено» или «Не зачтено» Не зачтено Зачтено
Необходимое количество баллов по 100 бальной шкале 0- 50 Свыше 80

Балловая шкала оценки заданий контрольной работы

Задания Баллы  
Теоретическое задание    
 
Практическое задание Задача №1 -20, Задача № 2 -20.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Экономическое содержание финансов и их специфические признаки. Состав денежных отношений, включаемых в понятие финансов.

2. Понятие и состав финансовой системы РФ.

3. Финансы предприятий в системе рыночных отношений, принципы их организации.

4. Содержание и функции финансов организаций.

5. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий: сфера деятельности; характер деятельности (цель деятельности); организационно-правовая форма; отраслевые технико-экономические особенности.

6. Понятие финансовых ресурсов. Формирование финансовых ресурсов коммерческого предприятия, организации.

7. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Прибыль и рентабельность как показатели оценки эффективности финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

8. Распределение чистой прибыли предприятия.

9. Капитал в организации и управление его структурой

10. Понятие и природа капитала, классификация. Принципы формирования капитала.

11. Методы расчета оптимальной структуры капитала.

12. Роль финансов в кругообороте основных фондов и в повышении эффективности их формирования и использования.

13. Экономическая сущность оборотных средств. Факторы, влияющие на состав и структуру оборотных средств.

14. Характеристика источников формирования оборотных средств.

15. Внебюджетные государственные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их роль, классификация и источники формирования

16. Сущность финансовой политики, виды. Задачи финансовой политики РФ на современном этапе.

17. Состав налоговой системы РФ, характеристика основных ее подразделений.

18. Состав бюджетной системы РФ и принципы ее построения.

19. Характеристика доходов и расходов Федерального бюджета.

20. Внебюджетные государственные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их роль, классификация и источники формирования

21. Сущность межбюджетных отношений в РФ. Методы бюджетного выравнивания.

22. Бюджетный дефицит, его причины, последствия, источники финансирования и пути сокращения

23. Бюджетный процесс, его основные этапы и участники.

24. Бюджетная классификация, ее роль, значение и состав.

25. Экономическая сущность и роль государственного кредита, его специфические признаки.

26. Причины государственного долга. Состав и структура внутреннего государственного долга Российской Федерации, проблемы его погашения.

  1. Методы и инструменты управления государственным долгом в РФ.
  2. Понятие финансового рынка; его роль и функции в развитии рыночной экономики.
  3. Структура, экономические субъекты, финансовые посредники финансового рынка.
  4. Глобальные финансовые рынки. Глобальные финансовые кризисы.
  5. Экономическая сущность кредита как формы движения ссудного капитала. Функции и формы кредита.
  6. Ссудный процент. Основы формирования уровня ссудного процента.
  7. Понятие ссудного капитала и источники его формирования.
  8. Экономическая роль, функции, структура рынка ссудных капиталов.
  9. Кредитная система: понятие, институциональная структура.

36. Структура банковской системы. Типы банков.

37. Центральный банк, его функции, основы деятельности, инструменты денежно-кредитной политики.

38. Коммерческие банки, классификация, типы, функции.

39. Банковские операции, их разновидности. Активные операции, понятие, основные виды. Пассивные операции.

40. Понятие и структура денежного оборота.

41. Роль и организация системы расчетов в народном хозяйстве. Организации - участники расчетов.

42. Функции Банка России по организации и правовому регулированию расчетов. Формы безналичных расчетов.

43. Вексель как платежный инструмент.

44. Понятие и типология платежно-расчетных систем.

45. Международные платежно-расчетные системы.

46. Системы межбанковских расчетов.

47. Характеристика международных финансовых отношений.

48. Финансы в период глобализации экономики.

49. Основные направления развития валютно-финансовых отношений РФ в условиях интеграции экономики.

50. Особенности функционирования финансовых систем в странах с рыночной экономикой.

51. Валютный рынок и его индикаторы. Суть и функциональная роль валютного рынка.

52. Международный валютный рынок и его особенности.

53. Валютный курс.

54. Конвертируемость валюты.

55. Понятие валютного регулирования и валютной политики.

56. Международный кредит: понятие, принципы и функции.

57. Международные финансовые организации.

58. Виды денежных потоков.

59. Оценка будущей и текущей стоимости денег, способы дисконтирования.

60. Оценка денежного потока с неравными поступлениями.

61. Оценка аннуитетов. Формулы для расчета аннуитетных платежей. Формулы для начисления процентов.

62. Эффективная годовая процентная ставка.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра финансов и налоговой политики

 

 

«Утверждаю»

Декан ЗФ ИДО

___________/ Темлякова З.С./

“___”__________2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

для студентов, обучающихся по специальности (направлению)

«Антикризисное управление»

форма обучения заочная (в т.ч. ускоренная)

Курс 3/3
Семестр 6 / 6
Лекции 10 час./ 10 час.
Практические занятия 8 час./ 8 час.
Контрольная работа 6 семестр/ 6 семестр
Самостоятельная работа 84 час./ 84
Экзамен 6 семестр/ 6 семестр
Всего часов 102 / 102

 

 

Новосибирск 2011

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Антикризисное управление».

 

Регистрационный № 6

Дата утверждения 25.04.2011 г.

 

Рабочий план НГТУ по специальности 061100 – «Менеджмент организации», утвержденный Ученым Советом «___»___________2011 г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Финансов и налоговой политики» Протокол №3 от 25.04.2011 г.

 

 

Программу составил: С.Н. Любященко

к.э.н., доцент

 

Заведующий кафедрой: А.Ю. Рыманов

д.э.н., доцент

 

Ответственный за основную

Образовательную программу

Эксперт НМЦ

 


 

1. ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Программа дисциплины “Финансы и кредит” основывается на содержании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальности «Антикризисное управление».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 7.1 Государственного стандарта.

Специалист должен:

Иметь представление:

о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060800 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

 

Дисциплина “Финансы и кредит” входит в состав федерального комплекса цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.06).

 

Финансы и кредит Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования; безналичные расчеты между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием; финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием; роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.  

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенность Содержание
Основание для введения дисциплины в учебный план направления или специальности Программа дисциплины “Финансы и кредит” основывается на содержании государственного образовательного стандарта. Дисциплина “Финансы и кредит” входит в состав федерального комплекса цикла обще профессиональных дисциплин (ОПД.Ф.06).  
Адресат курса Курс «Финансы и кредит» адресован студентам заочной (в т.ч. ускоренной) формы обучения по специальности «Менеджмент организации».
Основная цель дисциплины Основной целью курса является формирование системного подхода к изучению теоретических основ денежного обращения, функционирования финансового, денежного, кредитного, фондового рынков, их роли и общественного назначения.
Ядро курса Базовой частью курса является изучение содержания основных финансово- кредитных категорий, роли и значения денежных и финансово- кредитных рычагов в условиях перехода на рыночные отношения.
Требования к начальной подготовке, которая необходима для успешного усвоения курса Изучение курса «Финансы и кредит» основывается на знании:
  • экономической теории,
  • высшей математики,
  • экономико-математического моделирования.
 
Обеспечение последующих дисциплин образовательной программы Курс служит базой для изучения следующих экономических дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Теория организации», «Антикризисное управление».

ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения дисциплины “Финансы и кредит” студент будет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.224 с.)