Усвоение звуков в особых условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усвоение звуков в особых условиях



Рассмотренные до сих пор закономерности передачи ребенком звуков родного языка распространяются на звуки вне зависимости от окружающих их звуков; например, всякое р, встречающееся ребенку в различных словах в соседстве с разными звуками, единообразно передается им в виде л. Но имеется ряд положений, когда передача звука меняется в зависимости от окружающих этот звук условий. Сюда относятся: 1) различные виды ассимиляции и 2) сокращение согласных групп (рассмотрено выше в связи со структурой слога).

Ассимиляция проявляется в разных условиях. Она бывает регрессивной и прогрессивной. Первая, по нашим данным, встречается гораздо чаще, чем вторая.

Полная регрессивная ассимиляция, состоящая в том, что предыдущий звук под влиянием последующего становится тождественным ему, распространяется:

1) на соседний звук: анна (одна), аннас (от нас);

2) на согласный звук, отделенный одним гласным: ма места (на место), мамок (замок), л 'ал 'ее (залез), л 'ал 'ева (налево);

3) на согласный, отделенный согласным и гласным, и наоборот: пл'апъц'ку (тряпочку), дундук (сундук), мафкофа (морковь). Неполная регрессивная ассимиляция, когда предыдущий звук становится похожим на последующий в каком-либо одном отношении, например, по месту образования, сохраняя другие различия, отмечена реже: н'аса (мясо), н'иска (миска).

Прогрессивная ассимиляция – последующий звук уподобляется предыдущему – бывает а) полная: пайпа'иу (поймаю), кул'ул'и, (куличи), ал'ел' (олень) и б) неполная: пи'сно (письмо).

К регрессивной ассимиляции надо отнести случаи необычного появления вставочного н перед смычными зубными при наличии в следующем слоге носового н: танкан (стакан), пл'ан'т'ен'ц'а (полотенце), п'ин'ц'ен'а (печенье). Это наблюдается у ряда детей.

Распространенность ассимиляции имеет значительные индивидуальные различия. Ассимиляция, по-видимому, всегда остается только спорадической, хотя в некоторых условиях в известные периоды оказывается очень распространенной. Гак, Женя Г. вовремя усвоения шипящих звуков чрезвычайно часто заменял ими свистящие, если в следующих слогах находился шипящий, например: шолнышка, жажг'и и т. д.

Правильную передачу звуков, но нарушение структуры слова представляют различные виды перестановок звуков. Сюда относится перестановка:

а) двух соседних согласных: каш'и (корми), онко (окно);

Ассимиляции по звонкости и глухости (аджал, пат пальм) и по мягкости (с'л'ил) перенимаются от окружающих и скоро становятся обязательными в соответствующих условиях.

б) соседних гласного и согласного, превращающая закрытый слог в открытый и наоборот: кано (окно), клобас'ики (колбасики), икнула (кинула);

в) двух согласных, разделенных гласным: мас'вл'а (самовар), м'ен'иц (немец), кавол'а (корова), вал'и (лови);

г) двух гласных, разделенных согласными: маху (муха), саму (сума);

д) двух согласных, разделенных гласными и согласными: чер-патка (перчатка);

е) двух соседних согласных, причем последний произносится раньше предшествующего им гласного: отробали (отобрали) и т.д. [См.: Рыбников 1926:30]

Как и ассимиляции, перестановки являются спорадическими.

Перестановки такого рода свидетельствуют об известной самостоятельности отдельных звуков внутри слова, о том, что они являются такими единицами произношения, которые используются говорящими, несмотря на нарушение общей фонетической структуры слова в целом. Такое пользование «рассыпанными» звуками подтверждает, что именно отдельные звуки становятся средством для различения разных слов, т.е. они выступают как фонемы (Этому соответствует сохранение «всей звуковой наличности произносимых слов»…) при обмолвках типа: болова голит вместо «голова болит», лес и овен, вместо, «лен и овес»).

Особо надо упомянуть, что изредка в некоторых словах, употребляемых ребенком, имеется передача звукового вида не соответствующего ему слова из языка окружающих взрослых, а другого – фонетически сходного с ним. В таком случае одно детское слово обычно передает два или три слова, сходных по произношению, хотя, судя по фонетике ребенка, такие слова могли бы различаться в его произношении.

Особенно ясно это на более поздних примерах; так у Жени Г. слово падус'ка обозначало «подушка» и «кадушка» 2, 4, 2 (и оно держалось долго, хотя звуки пик были усвоены очень рано и никогда один из них не замещал другой); серебро обозначало «ребро» (рыбье), чепуха – «уха», патп'илки – «опилки», провлъка – «пробка»; из ранних случаев сюда относится с'оц'ка – «щечка» и «щепка»,(хотя группа пк у него отмечалась в других словах) 1,8. У Коли Шилова слово неди (н'од'и) имеет три значения: «ноги», «нож» и «ножницы» 1, И, 27. У Димы Левоневского си обозначает «спички» и «соску», передавая, по-видимому, первое из этих слов. Таким образом, в этих случаях наблюдается отступление от последовательного воспроизведения звуковой стороны слов под воздействием звукового сходства слов в целом. Как известно, смешение паронимов широко наблюдается и у взрослых. «Швеция», вместо «Швейцария».

Такое же уклонение от непосредственной передачи звуковой стороны слов представляют и контаминации паронимов, например,

игрусу (грушу), под воздействием слова «игрушка»;

к'ис'ил'о'ткъ (селедка) под воздействием слова «киселёк».

Наконец, упомянем о некоторых кажущихся исключениях в передаче ребенком звуков. Они зависят от того, что ребенок из имеющихся в языке звуковых вариантов определенного морфологического элемента употребляет не тот, который имеет место в данной форме слова. Так у Жени Г. отмечены следующие слова с необычной мягкостью и твердостью: тапр'у (отопру), с'п'иком (испечем). Они объясняются тем, что в первом случае основа заимствована из таких форм, как «отопр-ешь», «отопр-ёт» и т. д.; во втором – из 1-го лица единственного и 3-го лица множественного числа: «испек-у» и «испек-ут». Вот еще несколько примеров образования 1-го лица от основы других лиц, одинаковых с формой тапр'у. вр'у 3,3, 26; л'аз-у (з вместо ж: лягу) 2, 3,7; глаб'-у (глажу) 2,2, 28; р'уб*у (рублю) 2,3, бит. д..

Такое самостоятельное пользование морфологическими элементами является характерной чертой детского языка. В целом вопрос о звуковом виде морфологических элементов выходит за рамки данной темы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.006 с.)