К.ф.н. доцент кафедры АЯ Дмитриева И.Ю., 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К.ф.н. доцент кафедры АЯ Дмитриева И.Ю.,



Литература Великобритании»

Авторы- составители:

К.ф.н. доцент кафедры АЯ Дмитриева И.Ю.,

К.ф.н. доцент кафедры АЯ Водолажченко Н.В.

КОНСПЕКТ №1

ИСТОКИ АНГЛИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. «БЕОВУЛЬФ».

Кельтская мифология.

Источники сведений о кельтской мифологии: античные авторы, эпиграфика (надписи на произведениях искусства), средневековые хроники, более поздние жанры (сказки, легенды).

Наиболее полно представлена ирландская и валлийская ветви кельтской традиции.

Христианизация кельтских мифов проявлялась в стремлении христианских переписчиков согласовать кельтскую мифологическую традицию с библейской историей.

До настоящего времени дошли два списка саг (так называемые список А и список Б). Они содержат более 250 названий, хотя саг сохранилось значительно меньше.

Саги начали записывать в скрипториях монастырей (с VI по X в. в Ирландии работало не менее ста скрипториев). Первая редакция саг относится к VII-VIII вв. Наиболее древние из сохранившихся рукописей датируются XI-XII вв (наиболее благоприятное время – закончилось норманнское завоевание). Наиболее ранний манускрипт (около 1100 г.), дошедший до нас в виде фрагмента объемом сто тридцать восемь страниц, носит название "Книга Бурой Коровы".

Саги сочиняли и декламировали филиды – поэты высокого ранга. Саги делились на «большие» и «малые»: «большие» классифицировались по содержанию (приключения, похищения, плавания, сватовства, разрушения и т. д.) и исполнялись в соответствующие моменты, а «малые» обычно предваряли «большие».

Ирландский эпос традиционно дклится на четыре цикла: мифологический цикл, повествующий о сменявших друг друга древнейших обитателях острова, уладский цикл (названный так потому, что основную роль в нем играли жители северного ирландского королевства Улада), исторический (королевский) цикл и цикл Финна.

Пантеон богов – кельтские боги разделены на два противоположных лагеря. На одной стороне сражаются боги дня, света, жизни, плодородия, мудрости и добра, на другой - демоны ночи, мрака, смерти, бесплодия и зла. Боги первой группы принадлежали к семье богов, собравшихся вокруг богини по имени Дану. Прочие божества группировались вокруг богини по имени Домну.

КОНСПЕКТ № 2

Творчество Дж. Чосера

 

Джеффри Чосер - виднейший из английских поэтов Средневековья, писатель, положивший начало английской классической литературе. Он стал родоначальником английского реализма и нового литературного языка.

Предполагают, что он родился в Лондоне между 1340 и 1344. Первая запись, касающаяся Джеффри (1357), найдена в расходной книге графини Ольстерской. Чосеру довелось служить в английских войсках во Франции. В 1372 Чосер отправляется в Италию вести переговоры с герцогом Генуи; поездки в эту страну оказали огромное влияние на его литературную деятельность.

Поэму «Книга герцогини» (The Book of the Duchess, 1369) считают первой большой поэмой Чосера.

Неизвестно, когда Чосер задумал композицию «Кентерберийских рассказов» (Cantenbury Tales), написаны они были в период с 1386—I389. Кентерберийские рассказы представляют собой обрамленный сборник новелл. Перед читателем проходит галерея разнообразнейших типов Англии XIV в. Из рассказов паломников, каждый из которых представляет собой завершенную поэтическую новеллу, и состоит книга Чосера. В данном случае Чосер использует композиционный принцип «Декамерона» Боккаччо.

Каждый из них рассказывает историю, соответствующую его социальному и психологическому облику. Несколькими штрихами Чосер обрисовывает внешний вид каждого из паломников, его костюм и повадки.

Чосер представляет почти все основные литературные жанры своей эпохи: рыцарский роман (рыцарь), куртуазную повесть (сквайр), фаблио (мельник, мажордом, шкипер), «животный» эпос (монастырский капеллан), жития святых (вторая монахиня), проповедь (пролог продавца индульгенций), моральную аллегорию, этический трактат (священник). Обрамляющая новелла заключает в себе драматический и характеризующий момент, сообщает действию развитие.

Языком Чосера был лондонский диалект его времени; прекрасно владея несколькими языками, он писал исключительно на родном английском. Большая часть новелл написана пятистопным ямбом.

Творчество Чосера ознаменовало в истории литературы Англии переход от эпохи средневековья к Возрождению, утверждение новых принципов изображения жизни и раскрытия человеческого характера. Творчество Чосера несет в себе идеи гуманизма и вольномыслия, характерные для приближающейся эпохи Возрождения. Воспринимая традиции средневекового искусства, Чосер пересматривал и видоизменял их в соответствии со свойственным ему широким взглядом на мир и человека.

Влияние Чосера на английскую литературу сильнее всего сказалось в развитии бытового, нравоописательного реализма. Его свободное владение уже известным материалом, совмещение трагического и комического, низменного и высокого было освоено и развито Уильямом Шекспиром, Беном Джонсоном.

 

КОНСПЕКТ № 3

 

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ТОМАС МОР.

 

Новым исходным пунктом развития английской литературы явился 1485, когда установилась абсолютная монархия Тюдоров. Начало этой эпохи в Англии ознаменовано введением книгопечатания (1476). Появление новых веяний в литературе наблюдается со времени возникновения кружков гуманистов в университетах, испытывавших влияние итальянского гуманизма. Их последователем был великий английский гуманист Т. Мор (1478—1535).

Величайший из английских мыслителей Возрождения родился в семье ученого-юриста. Прошел обучение в Оксфордском университете, где испытал сильное влияние английских гуманистов Линакра, Гросина и Колета и итальянских мыслителей. Во время царствования Генриха VIII Мор занимал высший пост лорда-канцлера, но впоследствии был обвинен в государственной измене и казнен.

Весь свой досуг Мор отдавал любимому занятию — литературе. В молодости он занимался преимущественно стихотворством, сочинял комедии.

В 1510 г. начинается работа над основной книгой Мора — «Утопия». Написана она на латинском языке, английский перевод книги появляется только в 1551г.

Мор живет в эпоху великих географических открытий и помещает созданную им модель совершенной цивилизации на одном из вновь открытых островов. Он пишет сначала вторую часть — описание счастливого и процветающего государства утопийцев, а затем создает диалог — обрамление, в нем действующими лицами выступают сам автор, кардинал Мортон, голландский гуманист Петр Эгидий и путешественник Рафаил Гитлодий.

В первой части произведения Мор обличает пороки современного ему английского общества. Он сатирически изображает несправедливый общественный строй и жизненный уклад Англии.

Характерно, что в эпоху, когда Европу разрывали религиозные распри, Мор рисует в своем идеальном государстве торжество веротерпимости.

Книга Томаса Мора положила начало целому ряду произведений и дала название самому феномену – мечте о справедливом обществе будущего. К жанру утопии относятся «Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона, «Океан» Дж. Гаррингтона.

 

 

КОНСПЕКТ № 4

КОНСПЕКТ № 5

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

ДЖОНАТАН СВИФТ

Совершенно иной характер имеет творчество Джонатана Свифта (1667—1745), выдающегося публициста и великого сатирика. Уже в начале эпохи Просвещения он выступал с критикой не только феодальных, но и зарождающихся буржуазных отношений.

Свифт родился 30 ноября 1667 в Дублине в семье англичан; его семья происходит из старинного, но обедневшего дворянского рода из графства Йорк, семья бедствует. Благодаря протекции Свифт смог получить образование.

Завершить обучение ему помешали ирландские беспорядки 1688-1689: пришлось перебираться в Англию. Первыми сочинениями были возвышенные оды, и в них явственно сказывались неподдельная и основательная религиозность.

1690-е гг. оказались определяющими для формирования его личности и писательского дара. Эти годы протекли в усадьбе Мур-Парк близ Лондона, в имении отдаленного родственника матери Свифта, сэра Уильяма Темпла, который взял юношу библиотекарем, затем приблизил к себе в качестве секретаря. ЗдесьСвифт написал свои первые значительные сатирические произведения – «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубликованы в 1704 году.

В середине 90-х Свифт принимает сан священника, в 1713(14?) становится деканом Собора Святой Троицы в Дублине. Это дает ему возможность открыто выступать против несправедливости, угнетения, религиозного фанатизма.

В 1724г. анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», ирландский народ утвердил за Свифтом негласный титул национального героя и неофициального лидера католической Ирландии.

В 1726 году анонимно выходят первые два тома «Путешествий Гулливера»;в следующем году опубликованы остальные два. Книга пользуется таким успехом, что за несколько месяцев она переиздавалась трижды, а вскоре была переведена на другие языки. Популярность Свифта все растет: в 1729 году ему присваивается звание почётного гражданина Дублина.

В 1729 году выходит один из известнейших его памфлетов в защиту простого ирландского народа – «Скромное предложение», где с полной силой проявилось горячее сочувствие к страданиям ирландского народа.

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности. Три года спустя (19 октября 1745) Свифт скончался.

«Путешествия Гулливера» (1726 год) – итоговая книга Джонатана Свифта, где фантастически-иносказательно преломляется его богатый жизненный и творческий опыт. Жанр сложен. Это одновременно и памфлет и роман. В произведении видно влияние жанра путешествий, «Утопии» Мора, книги 17 века «Путь паломника» Джона Баньяна, народных сказок, «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Роман состоит из четырех частей:1 – путешествие в страну лилипутов (слово придумано Свифтом и стало нарицательным во всех других языках – пародия на современное автору английское общество, с какого конца есть яйцо), 2 – великанов (воплощение разумной, просвещенной монархии), с третьей книги просветительский оптимизм угасает – остров Лапута (сатира на науку, 4 – страна гуигнгнмов, разумных лошадей (обличение буржуазного бесчеловечного отношения.

В этой работе наиболее полно раскрылся сатирический талант Свифта. Его страстная любовь к языку вылилась в изобретение наречий для всех неизвестных стран, которые посещает Гулливер. Его увлечение политикой нашло отражение в сатире на интриги в английском правительстве. Его недовериек теоретической науке проявилось в сатирическом изображении Великой Академии в Лагадо, пародии на Английское Королевское общество.

Свифт прибегает к приему реалистической фантастики. Излюбленный свифтовский прием изображения — бытовой гротеск.

Джонатан Свифт возвращал читателя к поразительной реальности его повседневного существования, заставляя произвести трезвую нравственную самооценку. Таким образом, положил начало жанру антиутопии.

Великое произведение Свифта с его глубоко пессимистической оценкой буржуазного человека стоит особняком в литературе XVIII в., но было бы неправильно исключить Свифта из общего русла европейского Просвещения.

КОНСПЕКТ № 6

АНГЛИЙСКИЙ ПРЕДРОМАНТИЗМ.

ПОЭЗИЯ РОБЕРТА БЕРНСА.

Предромантизм – возник в Англии раньше других стран, поскольку там раньше обострились социальные противоречия капиталистического строя. Рационалистическому началу предромантики противопоставляют эмоциональное, овеянное загадочностью, тайной. Театром действия становится, а далекая, экзотическая страна или далекое прошлое. Понимается интерес к народной культуре, к кельтским мифам, народным легендам. Наиболее полное выражение идея народности получила в творчестве шотландского поэта Роберта Бернса.

Роберт Бернс родился 25 января 1759 в Эйршире, Шотландия, многодетной фермерской семье. Мальчику пришлось работать наравне со взрослыми, терпя лишения. Почти все свое образование Роберт получил, занимаясь с учителем Джоном Мердоком.

С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. Его стихи получили признание в округе, а затем, в 1786 году он договорился о публикации первого сборника своих поэм («Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте»). Как свидетельствуют рукописи, литературным английским языком Бёрнс владел безукоризненно, использование же шотландского было осознанным выбором поэта. После этой публикации его назвали поэтической надеждой Шотландии.

В течение нескольких лет после этого Бернc совершил несколько длительных поездок по Шотландии. К раннему его творчеству относятся стихотворения: «Джон Ячменное Зерно» (John Barleycorn, 1782), «Весёлые нищие» («The Jolly Beggars», 1785), «Молитва святого Вилли» («Holy Willie’s Prayer»), «Святая ярмарка» («The Holy Fair», 1786). Поэт быстро становится известен по всей Шотландии.

С 1787 году Бёрнс живет в Эдинбурге и становится вхож в высший свет столицы. Здесь он знакомится с популяризатором шотландского фольклора Джемсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник «Шотландский музыкальный музей».

Умирает поэт 21 июля 1796 года в Дамфрисе в возрасте 37 лет.

Бернс явился фигурой, которая была необходима для самоутверждения нации. Он с восхищением писал о героическом прошлом шотландцев, воспевал свободу. Бернс – народный поэт. В простой форме он выражал душу народа, мечту о счастливой жизни. Бернс использует форму старинных песен (народные обороты речи, устаревшие эпитеты, припевы). Изначально многие произведения Бёрнса создавались как песни.

Центральная тема его творчества – тема труда и сословного происхождения. Его герои – простые люди Важную роль в его жизни и творчестве играла любовь. Для Бернса любовь и поэзия были неотъемлемыми друг от друга. В своем любовном творчестве он воспевал простых шотландских девушек.

Бернс писал застольные песни, дружеские послания, гражданские стихи, эпиграммы, сатирические поэмы, любовные песни.

Лирические песни Бернса полны жизнелюбия, прославляют любовь, дружбу, счастье. Тема родины, природы – неизменный атрибут его лирики. Природа в его произведениях не только выстраивает красивый фон, но и является естественной средой, в которой живет и трудится человек. Лирический герой в стихах Бернса особо чуток ко всему живому.

Поэзия Бернса пронизана пафосом национально-освободительной борьбы. Он воскрешает в стихах героические образы героев Шотландии, которые боролись против англичан.

Значительным произведением является небольшая поэма «Веселые нищие», написанная в жанре кантаты (цикл песен, написанных от лица нескольких лирических героев). Песни объединяет место действия: кабачок, где проводят время бедняки из окрестных деревень. Героями являются люди, доведенные до нищеты, но сумевшие сохранить бодрость духа.

С именем Бёрнса связывают особую форму строфы: шестистишие по схеме AAABAB с укороченными четвёртой и шестой строками, она связывается с его именем и известна как «Бёрнсова строфа».

 

КОНСПЕКТ № 7

КОНСПЕКТ № 8

Литература Великобритании»

Авторы- составители:

к.ф.н. доцент кафедры АЯ Дмитриева И.Ю.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.024 с.)