Культура Беларусi у X-XIII ст. Фальклор i пiсьменства, архiтэктура i жывапiс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Беларусi у X-XIII ст. Фальклор i пiсьменства, архiтэктура i жывапiс



До конца 10 в на не было монумент. архитектуры, но были богатые традиции деревян. зодчества. Принятие христианства - культовые камен. храмы. Архитект. школа в Полоцке: лучшие традиции местной, и Европ. культуры. Полоцк,Софийский собор (50-е годы 11 в.)Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого кн-ва, богатства и рав-ва с Киевом и Новгородом. Крестово-купольный храм с 7 куполами. Фрески, гос. козна, архив, библиотека, важные договора, печать Полоцкого княжества. Во времена сев. войны - пороховой склад, уничтожение собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко. В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря, влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамич. плиткой. 12 в. по заказу Е. Полоцкой - Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в нац. духе. Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). В стенах сосуды-голосники, для акустики. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается в храмовой архитектуре 12в. Гродненская архит. школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы в Витебске, Турове и др. Арх. Школы: местные традиции + опыт киевской и Византийской школ. Основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное и т.д.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д. Ювелиры. Шедевр ювелирного искусства – крест, сделанный Лазарем Богшей в 1167г. Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы: примитивное письмо («черты и резы»). Для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. «Борисовы камни» (6шт), самшитовый гребень, Брест: вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». «Берестяные грамоты». Важную роль в развитии культуры - монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

Летописи. Ист. Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13в. - Ипатьевский летописный свод: «Повесть временных лет», «Киевская летопись», «Галицко-волынская летопись». Смоленская и Полоцкая (не сохранилась) летописи. «Слово о полку Игореве» (1185), поход князя Игоря на половцев. В летописи говорится о полоцком князе Всеславе Чародее, рассказывается о его походе на Новгород, о битве на Немиге, о княжении его в Киеве и возвращении его в Полоцк. Развивалось устное народное тв-во. Переводная литература:«Библия», «Евангелие», «Жития святых».В Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека. Е. Полоцкая (1104 – 1167) дочка князя св. Георгия, внучка Вс. Чародея (Предслава). Не захотев выйти замуж за богатого князя, против воли отца ушла в монастырь– 12 в. Организовывала мастерские по переписи книг, иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», Спасо-преображенская церковь. Крест Л. Богшы. В конце жизни - поломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Первая женщина на Руси, канонизовнная в святые. 1910 мощи перевезены в Полоцк. К. Туровский (1130 – 1188), род. в Турове в семье богатых горожан. О нем рассказала летопись «Память святого отца нашего Кирила епископа Туровского» (12 в). По настоянию жителей стал епископом. Златоуст: 3 проповеди- притчи, 8 проповедей, 21 молитва. Призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан.

Климент Смалятич(XII). Летопись говорит, что он был княжником и философом. Автор многих лит.-церк. трудов. Дошел один лист из его письма смоленскому священнику Фоме: понять святые книги можно при помощи светской науки (при помощи античных авторов). С 1147 по 1154 К. Смалятич был Киевским митрополитом, где защищал независимость восточно–славянской православной церкви от Византии. Просвещение, образование, значительные памятники письменности и образования, просветители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.004 с.)