Обособленные обстоятельства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособленные обстоятельства.



Билет 1.

1. Язык и речь.
Между понятиями язык и речь нет равенства, но они взаимосвязаны и тесно переплетены. Вне речи язык ничто. Чем они отличаются? Язык – это научное абстрактное понятие, некая знаковая система, набор правил (изучает языкознание). Речь – это форма проявления языка в обществе, через что язык реализуется, форма функционирования языка. Речь у каждого своя. Понятие культура применимо к речи. Язык не моет быть культурным или некультурным.

2. Правописание безударных гласных в корне слова.
Безударные гласные в корне слова делятся на 3 группы: 1).Проверяемые – нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы ударение падало на эту гласную. 2).Непроверяемые – нужно смотреть в орфографический словарь. 3). Чередующиеся – никогда нельзя проверять чередующуюся гласную ударением.

Билет 2.

1. Основные функции языка.
Язык – это абстрактное понятие со своими правилами и нормами, как средство общения, некая знаковая система. Функции:
1) Основное средство общения – язык тесно связан с обществом, носителем данного языка. Вне общества язык не будет существовать, так же и общество без языка. Развивается общество и развивается язык. Язык – живое явление. Он движется, живет, изменяется.
2) Информативная. Всю информацию которую мы передаем сохраняется в нашем мышлении. Между языком и мышлением существует неразрывная связь. Информацию мы должны передавать.
3) Агитационная – это призыв. Побуждение к действию с помощью языка.
4) Эмотивная. Язык служит для выражения чувств и эмоций.
5) Метаязыковая. Язык используется для цели пояснения или идентификации предмета. Объяснение слова. Объяснение языковых особенностей.
6) Фатическая – это использование языковых средств для установления контакта между участниками общения. Например: прошу прощения, позвольте.
7) Накопительная – это передача информации другим поколениям. Язык позволяет общаться через поколения.

2. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
1) Написание определяется ударением (гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар)
2) Написание определяется последующей согласной (раст(ращ)-рос, лаг-лож, скак-скоч)
3) Написание определяется наличием суффикса А после корня (кас-кос, все с чередующимися Е и И (блест-блист)).
4) Написание определяется значением (шак-шок, равн-ровн)

Билет 3.

1. Язык как система систем.
Язык представляет собой систему. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов. Элементы – это языковые уровни(фонетика,грамматика,морфология,лексика и т.д.). Языковые уровни присущи индивидуальным языковым единицам. Языковая единица – это то, что изучается языковыми уровнями(звуки,приставки,окончания,морфемы и т.д.).
1)Фонетика – звуки,слоги,ударения.
2)Графика – знаки (ударение).
3)Орфоэпия – правила произнесения слов.
4)Словообразование - сложение морфем.
5)Лексика+лексикография – обозначение слова.
6)Фразеология – изучает фразеологизмы.
7)Морфология –изучает слово (падеж,время).
8)Синтаксис – изучает словосочетания.
9)Пунктуация – правила постановки знаков препинания.
10)Стилистика – определяет стиль.
11) Орфоэпия – правила написания слов.

2. Правописание согласных в корне слова.
Включает три типа правил:
1) правописание звонких/глухих согласных.
- Определяя согласную, нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорной согласной – л, м, н, р (мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать));
- Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований. Наиболее характерные для русского языка чередования согласных: г - ж - з (подруга – подружка – друзья); к - ч - ц (лик – личико – лицо); х - ш - с (вспахать – вспашка, лес – леший); д - ж (ездить – езжу, молодой – омоложение); ск - щ (лоск – лощеный); ст - щ (мост – мощеный); б - бл (губить – гублю), в - вл (ловить – ловлю), м - мл (кормить – кормлю), п - пл (купить – куплю).
2) правописание непроизносимых согласных.
Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным (агентство (агенты), здравствовать (здравие)).
3) двойные согласные.
- Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, суффикса и корня(поддержать, оттащить);
- Двойные согласные пишутся в корнях русских слов: жж и сс (вожжи, российский);
- Иноязычные слова с двойными согласными надо запомнить (пресса, аттестат);
- Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а вторая начинается одной и той же согласной (главврач, Моссовет).
- Если основа оканчивается на двойную согласную, то перед суффиксом эта двойная согласная сохраняется (компромиссный (компромисс)).

Билет 4.

1. Соотношение понятий «русский национальный язык» и «русский литературный язык».
Современный русский язык делится на:
1) Русский национальный язык – язык всей нации, находящейся на определенной территории. Чем больше страна, тем больше диалектов. Включает в себя диалекты, профессиональный и социальный жаргоны, нецензурную лексику.
2) Русский литературный язык – это высшая форма национального языка, его часть, некий образец, обработанный, нормированный, общеобязательный, понятный для всех. Это язык письменности, науки, культуры, школьного и высшего образования. Это исторически сложившаяся и изменяющаяся высшая форма языка, которая обладает письменно закрепленными нормами и может реализовываться как в письменной так и в устной форме. Признаки: обработанность, нормативность, общеобязательность, полифункциональность, стабильность, традиционность, стилевая дифференциация.

2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Однородные члены определены признаками. Признаки:
1) Перечисление (четкая перечислительная интонация; без союзов).
2) Относящиеся к одному и тому же слову.
3) Отвечают на один и тот же вопрос.
Не являются однородными членами повторяющиеся слова и компоненты фразеологизмов.
I. Запятая ставится:
- бессоюзная связь;
- противительный союз;
- двойной союз;
- любой повторяющийся союз;
- если однородный член есть перед рядом однородных членов.
II. Запятая не ставится:
- одиночный союз (разделительный или соединительный).
Примечание: 1. Никогда не разделяются запятой цельные фразеологические выражения; 2. При пропуске противительного союза ставится тире; 3. Союз И может быть присоединительным и тогда ставиться запятая; 4. Союз И может быть противительным (редкое, неожиданное противопоставление).

Билет 5.

1. Понятие о языковой норме. Классификация норм литературного языка.
Норма литературного языка – это относительный устойчивый способ(ы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленные в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Нормы – это некая совокупность правил употребления языковых средств, принятых среди большинства, сознательно узаконенных людьми являющиеся обязательными. Речевые ошибки – отступление от норм. Виды норм:
1) Орфоэпические – правило произношения.
2) Словообразовательные – правило употребления морфем.
3) Лексические – словоупотребление.
4) Морфологические – образование грамматических форм.
5) Синтаксические – правильное построение.
6) Орфографические – система орфографических правил.
7) Пунктуационные – правила постановления знаков.
8) Стилистические – функционирование стилей, жанров.

2. Оформление причастного и деепричастного оборотов.
Деепричастный оборот:
а) Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, не перешедшими в наречия и сохраняющими глагольное значение, обособляются практически всегда.
б) Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие паузы.
в) Между однородными деепричастиями или деепричастными оборотами (они относятся к одному сказуемому) знаки ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами.
г) Если же деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, знаки ставятся по правилам обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
д) Застывшие деепричастные обороты, являющиеся вводными словами или близкие к ним по значению, выделяются (или отделяются) запятыми.
е) Деепричастные обороты и деепричастия не обособляются:
- Если деепричастный оборот — фразеологизм.
- Если деепричастие утратило глагольное значение.
- Если деепричастие приближается по значению к предлогу.
- Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного.
- Если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по смыслу со сказуемым и образует смысловой центр высказывания.

Причастный оборот:
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон.
2) Когда причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся, кроме тех случаев, когда определяемое слово выражено личным местоимением.

Билет 6.

1. Вариантность норм литературного языка. Типы вариантов.
Понятие вариативности связано с изменчивостью нормы. Вариативность норм – это существование параллельных способов выражений, имеющих одинаковое лексическое значение. Это непременный атрибут живого языка. Эволюция предполагает вариативность. Типы:
1) Акцентный – место ударения. РевольвЕр - ревОльвер, апОстроф - апострОф.
2) Фонетический и фонематический (звуки). Этакий – эдакий, строгать – стругать.
3) Словообразовательный. Сказав – сказавши.
4) Морфологический… и т.д.

2. Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий.
-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных.
Н пишется:
1) Прил., не образованные от др. частей речи (юный, синий)
2) Прил. с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- (кожаный, серебряный; искл. Стеклянный, деревянный, оловянный)
3) Прил., обр. от бесприставочных глаголов несов. в. с суфф. -н-, -ен- и не имеющ. завис. слов (вязаная кофта; искл. желанный, священный, негаданный, данный, неслыханный).
НН пишется:
1) Прил., образованные от сущ. с основой на -н с помощью суффикса -н- (машинный (машина+н))
2) Прил. с суффиксами -енн-, -онн- (клюквенный; искл. ветреный)
3) При наличии приставок (безветренный)
В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой (Травы зелены (зеленый)).
-Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Н пишется:
1) Если нет приставок (кроме не-), суффикса -ова- (-ева-) и пояснит. слов (крашеный пол; искл. медленный, желанный, священный и др.).
2) В кратких страд. причастиях (боец ранен).
НН пишется:
1) При наличии приставок (кроме не-).(накрашенная,сломанный; искл. смышленый, посаженый, названый).
2) При наличии пояснительных слов (крашенный ими пол).
3) В словах на -ованный (-еванный). (маринованный; искл. жеваный, кованый).
4) Образованные от глаголов соверш. вида (купленный).

Билет 7.

1. Словари. Общая классификация словарей.
В словарях закреплены нормы языка. Закрепление фиксации языковых норм называется кодификацией. Эта кодификация происходит в различных словарях. Лексикография - раздел который занимается теорией и практикой составления словарей. Лексикографическая культура – это умение пользоваться словарями. Лексикографическая компетенция – это умения пользоваться словарем и извлекать из него необходимую информацию. Включает в себя: 1) осознание потребностей; 2) Умение выбрать нужный словарь; 3) Умение воспринять правильно текст и извлечь нужную информацию. Словари делятся на 2 группы, которые различаются по составу словников:
1) Энциклопедические. Представлены словники как личные, так и нарицательные. Обыденные слова не попадают в эти словари. Цель: сообщить сведения о мире вещей и явлений (научные явления, биографии и т.д.) и разъяснить суть понятий.
2) Лингвистические. В словнике существует только нарицательные + остальные части речи. Встречаются обыденные слова. Цель: сообщить лингвистическое понятие о слове (написание, произношение и т.д.). Лингвистические словари делятся на:
I. Двуязычные (англо-русский словарь и др.).
II. Одноязычные (словарь русского языка).
-Толковый – растолковывает лексические значения и излагает общие познав. сведения о слове.
-Аспектный – содержит специальные сведения о слове.

Билет 8.

1. Толковые словари. Структура словарной статьи.
Толковый словарь отмечают как словарь словарей. Являются комплексными словарями и предназначены, чтобы истолковать и описать значение слова. Даль применил слово «толк» к словарю «Толковый словарь великорусского языка». Издан в 1863-1866гг.впервые. Выпускают однотомные и многотомные словари. Сущ. 4 наиболее авторитетных словаря:
1) Словарь современного русского литерат. языка (БАС). С 1950-1965г.издается. 17 томов.
2) Словарь русского языка (МАС). С 1957-1961г.издается. 4 тома.
3) Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова (ТСУ). С 1935-1940 издается. 4 тома.
4) Словарь русского языка Ожегова (СИ Ожегова). Издается с 1949 г. 1 том. Был переработан в 92г.
Структура словарной статьи.
Толковый словарь состоит из располож. в алфав. порядке словарных статей. Словарная статья состоит из: 1.Выделенного заглавного словарного слова. 2. Грамматическая форма слова и ударение. 3. Толкование лексического значения слова. 4. Иллюстративный материал - примеры употребления слова. 5. Пометы – характеризуют слово по функциональной принадлеж. к стилю.

2. Понятие синтаксической нормы. Нормы в системе словосочетаний.
Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи. Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа. Синтаксические нормы связаны с:
1)
с выбором падежа существительных (не видеть ошибку — не видеть ошибки). 2)порядком слов (Созданный роман Лермонтовым дает текст украден представление о герое нашего времени).
3) использованием причастных и деепричастных оборотов (Приехав работать в маленький город, текст украден люди ему посоветовали посетить семью Туркиных).

Билет 9.

1. Аспектные словари.
Эти словари акцентируют внимание на каких-нибудь аспектах слова.
1) Орфоэпический – Лекант П.А., Леденева В.В. «Школьный орфоэпический словарь рус. языка» Москва 1998г.
2) Словообразовательный(морфемный)- Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. «Словарь морфем рус. языка» Москва 1986г.
3)Этимологический(происхождение и история слова) – Фасмер М. «Этимологический словарь рус.языка» 4 тома. Москва 1964-73.
4) Синонимический (слова близкие по значению) – помогает выбрать нужное слово из синонимов. «Словарь синонимов русского языка» 2 тома. под ред. А.П.Евгеньевой.Ленинград.1970-71г.
5) Антонимичный (соотношение слов с противопол. значением) – Л.А.Введенская «Словарь антонимов рус. языка» Ростов-на-Дону.1971г.
6) Словарь омонимов – О.С.Ахматова «Словарь омонимов рус. языка» Москва 1974г.
7) Словарь паронимов (однокоренные слова принадлежащие одной части речи, схожи по звучанию, но различны по значению)- О.В.Вишнякова «Словарь паронимов русского языка» Москва 1984г.
8) Словари иностранных слов – «Словарь иностранных слов» под ред. И.В.Лехина. Москва 1979г.
9) Словарь лингвистических трудностей – «Трудности словоупотребления и варианты норм рус.литер.языка: словарь справочник» под ред. К.С.Горбачевича.Ленинград 1973г.
10) Словари устаревшей и новой лексики – Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская «Школьный словарь устаревших слов рус.языка: по произведениям рус.писателей 18-20в.» Москва 1996г.
11) Словарь фразеологизмов и крылатых слов – А.И.Федоров «Фразеолог.словарь литерат.рус.языка» 2 тома. Москва 1997г.
12) Орфографический – А.Н.Тихонов «Орфограф.словарь рус.языка» Москва 1999г.

2. Основные правила согласования подлежащего и сказуемого.
1) Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее.
2) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
3) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
4) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.
5) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.
6) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц.
7) Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

Билет 10.

1. Основные правила произношения гласных звуков.
Орфоэпия – это раздел языкознания изучающий правила произношения. Орфоэпич. нормы – это единств. возможный или предпочтительный вариант правильного образцового выражения и постановки ударения.
1) В литературном языке господствует Иканье вместо Эканья (звук И близко к Э)
2) На месте буквы Е после твердых звуков Ж,Ш,Ц в предударных слогах произноситься звук близкий к Ы.
3) В безуд. положении после твердых согласных гласные А и О совпадают, близко к А.(Аканье)
4) Произнесение звука А после шипящих Ж,Ш,Ч в безудар. позиции.

2. Обособленные определения и приложения.
Обособление – это смысловое и информативное выделение членов предложения с помощью придания значения.
Способы выражения обособл. определений: Согласованные определения - причастные обороты, прилагательные с ЗС, одиночные определения; Несогласованные - имена существительные.
Обособляются:
1) Распространенное определение, которое стоит после определяемого слова.
2) Одиночные определения, стоящие после определяемого существительного, если она имеет добавочное обстоятельственное значение (причина, крайне редко время, условие, уступка).
3) Распространённое или одиночное определение, стоящее перед главным словом, если оно имеет дополнительный обстоят. оттенок значения.
4) Определения, относящиеся к личному местоимению независимо ни от чего (определения не обособл. в воскл. предложениях).
5) Любое определение обособляется если разделено с главным словом другими членами предложения.
Не обособляются:
1) Определения, входящие в состав сказуемого.
2) Определения, стоящие после определяемого слова, которое не несет нужного значения и нуждается в последующем определении.
Факультативно обособляются:
1) Два одиночных определения, стоящих после определяемого слова при котором нет других определений.
2) Несогласованные определения стоящие после определяемого слова.
Обособленные приложения – это существительные согласованные с главным словом в Им.п.
Обособляются:
1) Приложения, относящиеся к личному местоимению.
2) Распространенные приложения, относящиеся к нарицательному существительному.
3) Если приложения относятся к имени собственному, то оно обособляется по праилу обычного определения.
Не обособляются:
1)
2) Вместо запятой при обособл. обстоят. употребл. тире
а) Если перед приложением можно без изменения смысла вставить слово – а именно.
б) Тире вместо запятой ставится перед распрост. или одиноч. приложением, стоящем в абсолютном конце предложения если подчеркнуть самостоятельность такого приложения.
в) Став. для внесения ясности, чтобы не спутать с однородн. членами.
3) Приложения с союзом КАК.
а) Если приложения с союзом КАК имеет причину, то обособляется.
б) Если союз КАК имеет значение В КАЧЕСТВЕ, то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется.
в) Не обособляется приложение с союзом КАК характериз. предмет с какой-либо одной стороны.

Билет 11.

1. Основные правила произношения согласных звуков.
1) Раньше была обязат. произнесение двух рядом стоящих мягк. согл. В словах типа дверь,стена. По новой норме первый соглас. звук произносится твердо. В некоторых словах мягкость сохран.
2) Орфографическое словосочетание СЧ, ЗЧ соответствует звукам Ш,Щ
3) В сочетаниях СТН, ЗДН, СТЛ, ТСК, СТК - согласные Т и Д не произносятся. Но в некоторых случаях произносятся.
4) ЧН. В современном рус.яз. о 3 категориях слов в зависимости от реализации ЧН. а) [ч‘н][ч‘н’]; б)[шн]; в) Где есть варианты [ч’н][шн].
5) Буквенное сочетание ЧТ произносится как [шт] в слове ЧТО и в производных от него. Но в других словах на месте ЧТ, как написано так и произноситься.

Билет 12.

1. Род имён существительных.
Существительные относятся к одному из трех родов. сущ. по родам не изменяется. Трудности возникают при употреблении сущ. обозначающих лиц по роду деятельности. Не всегда легко определить род несклоняемых сущ. Их род определяется от того к какой тематической группе они принадлежат.
1) Сущ. неодуш. со значением предметов относят как правило к среднему роду. (кофе-м.р.)
2) Сущ. обозначающие животных, рыб, птиц, относятся к м.р. Однако, могут быть и ж.р. в нейтральном контексте.
3) Сущ. со значением лица распред. по родам в зависимости от значения(тематики).
4) Географические и условные названия закрепл. за собой род общего по тематике слова.
5) Неизмен. части речи перешедш. в сущ. относятся к ср.р.
6) Аббревиатуры. В большинстве случаев их род опред. по главному слову.
7) Название букв относятся к словам ср.р.
8) Название звуков относятся к м.р. и к ср.р.
9) Название нот.
Бывают сущ. общего рода – одушевл. сущ. со значением числа и они относятся к м.р. если муж.пол, и к ж.р. если жен.пол. В русском языке есть сущ. не имеющие рода, которые употребляются только в мн.ч. Так же есть слова которые образованы путем сложения двух слов, они могут быть одушевл. и неодуш.. У одушевл. род определяется словом указывающим на пол лица. У неодуш. род определяется по роду первого слова.

2. Правописание НЕ с различными частями речи.

НЕ пишется слитно:
1. Со всеми словами, которые без не не употребляются.
2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, если с помощью не образуется новое слово с противоположным значением. Такое слово обычно можно заменить синонимом без не.
3. С неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями.
4. С прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если к ним относятся наречия меры и степени: абсолютно, очень, слишком, весьма, в высшей степени, крайне, решительно, необычайно, более чем, совершенно, полностью, отчасти.
5. В глаголах и существительных в составе приставки недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с какой-то нормой (антонимична приставке пере-).
6. С полными причастиями без зависимых слов.
7. С отглагольными прилагательными на -мый (образуются, как правило, от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида и многие из них без не не употребляются.
8. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными.
9. Пишутся всегда слитно слова нехотя (образовано от не употребляющегося в русском языке деепричастия хотя) и нехотя.
10. Если после не в слове есть другая приставка и нет противопоставления.
11. Частица не пишется слитно с формой сравнительной степени прилагательного, если эта форма образована от прилагательного с приставкой не-.
НЕ пишется раздельно:
1. С существительными, прилагательными, наречиями на -о при наличии в предложении противопоставления (даже предполагаемого).
2. С отрицательными местоимениями с предлогами и с местоимениями других разрядов.
3. С числительными.
4. С глаголами (всегда, кроме глаголов с приставкой недо-).
5. С деепричастиями (всегда, кроме случаев неупотребления деепричастий без не - и образования от глаголов с приставкой недо-).
6. С полными причастиями, если при причастии есть пояснительные слова (не наречия степени).
7. С краткими причастиями (всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-).
8. С относительными прилагательными (при них частица не, как правило, отрицает признак, ими выражаемый).
9. Со многими качественными прилагательными, от которых в сочетании с не новые слова не образуются (сюда входят прилагательные, обозначающие цвет и вкусовые ощущения).
10. С прилагательными, наречиями, имеющими при себе слова с ни, далеко не, вовсе, отнюдь не, а также наречия совсем, вовсе в значении "отнюдь".
11. С формой сравнительной степени прилагательного и наречия, если эта форма образована от прилагательного без не.
12. С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются или имеют другое значение.
13. С краткими прилагательными не пишется так же, как и с полными.
14. Со словами больший, меньший, худший, лучший.
15. В прилагательных со словами на -мый, которые имеют в качестве зависимых слов отрицательные местоимения и наречия, а также слова далеко не, вовсе не, отнюдь не.
16. С причастиями на -мый (образуются от переходных глаголов несовершенного вида), имеющими в качестве зависимых слова в творительном падеже.

Билет 13.

1. Варианты форм имён существительных множественного числа.
Сущ. употребляется во мн.ч. когда речь идет о нескольких вещах.
Иногда возникают трудности во образовании слова мн.ч., м.р., Им.п.. Сущ. в Им.п. могут быть представлены четырьмя группами:
а) Сущ. которые имеют только окончание А, Я, Ы, И.
б) Составл. сущ. имеющие варианты окончаний. Односложные слова имеют в форме Им.п., мн.ч. окончание А,Я. Эти же окончания будут иметь многосложн. слова с ударением на первый слог в ед.ч.. Если многосл.слова в ед.ч. имеют ударение на среднем слоге, то во мн.ч., в Им.п. будут окончания Ы,И. Хотя, в словах латин. происхождения с суффиксами ТОР,СОР необходимо обращать внимание на то, одуш. или неодуш. предмет. У неодуш. сущ. нормативное окончание Ы,И. Одушевл. сущ. имеет в одних случаях окончание А, в других Ы,И
в) Сущ. у которых формы окончания имеют варианты, но раличаются стилистически.
г) Сущ. у которых формы окончания А,Я или Ы,И различаются по значению.
В соврем.рус.яз. обнаруж. тенденция к более широкому употребл. окончания А,Я.

2. Пунктуация при вводных словах, вводных предложениях и вставных конструкциях.
Вводными называют слова и предложения, грамматически не связанные с общей структурой предложения. Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос. Вводные предложения и вставные конструкции не включаются в общую схему предложения, представляют собой замечания, не связанные или не тесно связанные с общим смыслом предложения.
Вводные слова с предшествующими союзами: 1. Часто вводные слова оказываются в простых предложениях сразу после сочинительных союзов. В этом случае союзы и вводные слова запятыми не разделяются; 2. Если вводные слова оказываются после союзов в сложных предложениях, то союз и вводное слово разделяются запятой.
Вводные слова в составе обособленной конструкции:
А) Выделяются запятыми: 1. Если стоят в середине оборота; 2. Если стоят перед оборотами, начинающимися союзами как и чтобы;
Б) Не выделяются запятыми: 1.Часто вводные слова начинают уточняющий оборот. Запятая после них не ставится; 2. Не ставится запятая перед вводным словом, стоящим в конце обособленного оборота.
Предложения с вводными предложениями: 1. Конструкции с вводными предложениями выделяются запятыми; 2. Если предложение осложнено однородными членами, обособлениями и др. компонентами, требующими запятых, то вводные предложения могут быть выделены тире или скобками. То же возможно в сложных предложениях.
Предложения со вставными конструкциями: выделяются тире или скобками. Внутри вставки знаки препинания расставляются по правилам пунктуации.

Билет 14.

1. Варианты падежных форм имён существительных.
А) Р.п., ед.ч.,м.р.
Трудности связаны с окончанием на А,Я,У,Ю. Зачастую здесь присутствует вариативность. Но следует помнить что в совр.рус.яз. наблюдается тенденция к употреблению данных форм А,Я. При этом сохр. случаи где употребляется У,Ю.
1) Для выражения значения какой-то части (киллограм,стакан,метр ч-л.). Если при таких сущ. стоят определения то употребл. форма с А,Я.
2) В составе фразеологич. сочетаний.
3) При переносе ударения на предлог.
4) При наличие отрицания при сказуемом.
С окончанием У употребл. сущ. имеющие в составе уменьшит.суффикс.
Б) Р.п., мн.ч.
Форму с нулевым окончанием имеют след.группы сущ.:
1) Сущ. называют ряд лиц по на национальности, с основой на Р или Н. Некоторые слова этой группы имеют вариантн.окончания которые стилистически равнозанчны.
2) Сущ. назыв. людей по месту жительства, оканчивающ. на АНИН,ЯНИН.
3) Сущ. назыв. детенышей невзрослых существ на ЕНОК.
4) Сущ. сост. названия к некоторым родам войск, соединениям.
5) Сущ. назыв. парные предметы. Иногда ОВ.
6) Сущ. назыв. меры и единицы измерения. Иногда ОВ. Так же есть варианты.
Форму с окончанием на ОВ,ЕВ:
1) Название некоторых плодов и овощей. В разговорн.стиле с нулев.окончанием, а в литер. ОВ,ЕВ.
2) Сущ. на КО. Иногда нулевое окончание.
В) В.п.
Одуш. (В.п. = Р.п.) и неодуш. (В.п.=И.п.).
1) Организмы (бактерии,зародыши). В.п. = Им.п.
2) Простые числительные 2,3,4. В.п. = Р.п.
3) Составные числительные на 2,3,4. В.п. = Им.п.
4) Планеты. В.п. = Им.п.
5) Карточные фигуры. В.п. = Р.п.
6) Живые сущ. в заголовках. В.п. = Р.п.
Г) Тв.п., мн.ч.
Варианты – АМИ,ЯМИ,ЬМИ
Д) П.п., ед.ч., м.р.
Варианты Е,У.

2. Особенности пунктуации в сложносочинённых предложениях.
1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми.
2. Запятая не ставится перед одиночными соединительными и разделительными союзами (и, да (в значении «и»), или, либо) в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член;
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение;
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью;

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение;
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения;
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения;
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения;
з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если предполагается один и тот же производитель действия;
и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых;
к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения;
3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире. Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

Билет 15.

1. Образование и употребление форм степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная и превосходная формы.
А) Сравнительная – обозначает признак который проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени чем в другой.
Б) Превосходная – признак содержащийся в данном предмете в наибольшей мере по сравнению с остальными однородными предметами.
Образование степеней сравнения:
Сравнительная степень.
1) Простая форма.
а) Основа прилаг.+ суффиксы: ЕЕ(ЕЙ),Е,ИИ
б) Образование от другой основы(супплетивная). (плохой-хуже).
2) Сложная форма.
Формообразующие частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилаг. Эти частицы ни в коем случае не могут сочетаться с простой формой сравнения.
Употреблять вместе простую и сложную форму нельзя.
Превосходная степень.
1) Простая форма.
Образует 1 модель прилаг. + суффиксы: АЙШ,ЕЙШ.
2) Сложная форма.
Формообразующая частица САМЫЙ или слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ + прилаг.
Нельзя сочетать 2 формы. Однако, есть искл.: САМЫЙ в единственных случаях может сочетаться с простой формой превосходной степени.
Т.к. форма превосходной степени указывает предельную степень проявления качества, то эта форма не может сочетаться с наречиями меры и степени.
Простая форма превосх.степени употребл. в книжном стиле, а сложная во всех.

2. Функциональные стили. Особенности художественного стиля. Тропы в художественной речи.
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Важнейшую роль в художественной речи играют тропы – слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим. В этом и состоит наиболее общая функция всех тропов – отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким образом единство и целостность окружающего нас мира.

Билет 16.

1. Заимствованные слова в современной русской речи.
Термин «заимствование» имеет два значения. Во-первых, под ним понимают «процесс, в результате которого один язык усваивает элемент другого языка». Во-вторых, заимствованием может являться сам заимствованный элемент, при этом надо иметь в виду, что чаще всего заимствуются слова, реже –морфемы и конструкции. В нашей речи много слов иностранного происхождения, заимствованных в разное время русским языком. Например, слова халат, кукла, арифметика, опера, школа, сундук, шахматы, карандаш, пельмени, свёкла и многие другие, заимствованные из разных языков, уже настолько прочно вошли в язык, что не осознаются как иноязычные. Такие слова являются заимствованиями с этимологической точки зрения. Однако значительное число слов, вошедших в язык недавно, осознается носителями русского языка как нечто чужеродное. Именно такие слова представляют особый интерес с позиций речевой культуры. Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю или слушателю.

2. Склонение целых числительных.
1) от 5 до 20,30.
И.п.=В.п. – нулевое окончание. Р.п.=Д.п. - окончание И. Т.п. – ЬЮ. П.п. – И.
2) 40,90,100
Им.п. = В.п. – нулевое.
Р.п.=Д.п.= Т.п.=П.п. – окончание А
3) 50-80,500-900,200,300,400
У сложных слов склоняются обе части.
И.п. = В.п.

Билет 17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.07 с.)