Формы передачи информации (коммуникации) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы передачи информации (коммуникации)



Относительно форм передачи информации, то обычно выделяют непосредственно межличностную коммуникацию, массово и стихийно организованную.

Массовая организованная (официальная) коммуникация - это систематическое распространение специально подготовленных сообщений с применением технических средств тиражирования информации (радио, телевидение, кино, пресса, видеоклипы, звукозаписи и т.п.), имеющих социальное значение и используются с целью влияния на установки, поведение, мысли и оценки людей. Массовая систематическая коммуникация значительно расширяет круг интересов людей. С одной стороны, их все больше волнуют проблемы социального характера, а с другой - средства массовой коммуникации, в частности телевидения, кино, наряду с другими факторами, провоцируют агрессию в поведении определенной части индивидов, насилие в отношении друг друга.

Обычно зрители имитируют экранные модели поведения в повседневном межличностном общении. И если эти модели социально одобрены в обществе, то можно говорить о положительном образовательно-воспитательном аспекте массовой культуры, если же нет, то мы имеем дело с отрицательным образовательно-воспитательным контекстом телевидения и других средств массовой коммуникации.

Массовая организованная коммуникация выполняет ряд функций:

распространяет знания о действительности;

имеет образовательно-воспитательный характер (вопрос лишь усталость, чему учит);

осуществляет социальное регулирование;

распространяет массовую культуру и развлечения;

удовлетворяет потребность людей в получении соответствующей информации и т.д.

При этом источником информации (коммуникатором) есть определенная организованная группа людей, которая действует в рамках интересов другой группы, массовой аудитории (реципиента), удаленная от коммуникатора пространством или временем или тем и другим. Основными признаками массовой систематической коммуникации является прежде публичность, темп передачи и быстротечный характер информации.

Получение и восприятие такого вида информации массовой аудиторией дает ряд типичных эффектов: утилитарный (удовлетворение от информации при решении различных жизненных проблем), престижный (утешение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности определенной группы, к которой принадлежит и реципиент), эстетический (радость эстетического обогащения), эмоциональный (эмоциональная разрядка) и т.д.

К стихийным формам передачи информации принадлежат слухи, под которыми обычно понимают информацию, поступающую от одного или более человек, ничем не подтвержденными событиями. Они появляются тогда, когда система официальной коммуникации не дает тем или иным событиям разъяснений, которые бы снимали психическое напряжение.

Слухи могут, как спонтанно возникнуть, так и преднамеренно распространяться с целью пропаганды или влияния. Информация, которая содержится в слухах, как правило, удовлетворяет определенную психическую потребность человека или группы людей, которая не удовлетворена другими путями. Поэтому недовольство и ожидания получить удовольствие от информации является важным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного.

Слухи классифицируют по разным признакам. Согласно информационной характеристики (определяет объективную меру достоверности) слухи делят на: абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; достоверные слухи с элементами неправдоподобности.

По признаку «экспрессивная характеристика» (определяет общий тип эмоциональной реакции) выделяют такие слухи: слух-желание; слух страшилка; агрессивный слух.

К важнейшим факторам и мотивам, которые влияют на возникновение и распространение слухов, можно отнести следующие:

компенсация эмоциональной недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также получает удовлетворение от восприятия нового, ранее не слышанного, неизвестного, такого, которое, по его мнению, является чрезвычайно важным);

утверждение личности (с помощью того или иного слуха лицо пытается завоевать авторитет в группе, сформировать определенную установку в отношении себя, доброжелательного отношение к себе членов группы);

действительное желание людей предупредить других о определенной опасности;

неосознанно стремление уменьшить собственное напряжение, разделить свой страх, свое волнение со слушателями (особенно это касается панических слухов);

личностное озлобление, враждебные чувства по отношению к другим (эти мотивы служат для распространения агрессивных слухов) и др.

Для предотвращения слухов необходимы профилактические средства и активное противодействие. При этом профилактические задачи, связанные с эффективностью действий средств массовой информации и пропаганды, наличием обратной связи между руководством и основной массой населения. Активное противодействие, прежде всего, связано с контрпропагандой, которая должна исходить из того, что замалчивание слухов приводит к их распространению и накоплению. Одним из эффективных способов прекращения или уменьшения слухов есть широкая и последовательная подача правдивой информации авторитетным и престижным источником.

Рассматривая виды и формы коммуникации, стоит обратить внимание на их детерминации культурными традициями. Прежде всего, речь идет о древнейших культурных нормах, которые влияют на восприятие информации и имеют запрещающий характер, табу.

Различают языковые табу, которые предусматривают запрет произносить отдельные слова и словосочетания; тематические табу, которые характеризуются полным отказом вести разговоры на те или иные темы; контактные табу - это запрет на некоторые или любые виды коммуникации между представителями определенных социальных ролей, например между зятем и тещей.

В зависимости от вида невербальной коммуникации табу бывают мимические, паралингвистические, кинетические, проксемические.

Любой этикет, сценарий, сообщение состоит из табу, императивов и факультативов. Императив определяется как обязательный минимум в действиях коммуникатора. Сфера табу царит за пределами разрешенного диапазона таких действий. В факультативах понимаются различные элементы общения, которые предоставляют коммуникации информативности и эмоциональной насыщенности. Например, в европейской культуре принято, здороваясь со старшим, пожать потянув руку. Не сделать так - считается вести себя невежливо. Хотя плескания старшего по плечу может расцениваться как вызов.

Ведя речь о влиянии культурно-бытовых традиций на коммуникативный процесс, следует остановиться и на так называемых стереотипных ситуациях общения. Стереотипы (в переводе с греческого - твердый отпечаток) проявляются в наших суждениях, высказываниях, в нашем образе мышления.

Здороваясь и прощаясь, люди невольно используют различные способы, приемы, которые являются неизменными для привычных ситуаций, но могут быть разными в зависимости от конкретной культуры того или иного этноса. Культурными стереотипами в своем поведении мы руководствуемся неосознанно, они как бы входят в плоть и кровь человека через традиции, обычаи, образцы поведения. Стереотипы обычно могут больше сказать о человеке, чем его одежда или обувь. Есть немало примеров, которые это подтверждают.

Так, в одном из горных поселений Кавказа старый абхазец неустанно следил за тем, чтобы не только в его доме, но и в жилье его детей, проживающих поблизости, двери кухни были всегда открыты. Этим символизируется традиционное восточное гостеприимство.

Известно, что американцы, также привыкли работать при открытых дверях, но совсем по другой причине. Они этим будто хотят сказать: «Я в распоряжении окружения. Мне нечего скрывать». Обмен информацией в стереотипных ситуациях, конечно, имеет этикетные характеристики, которые представляют собой нечто вроде формальной рамки, в которой разворачивается коммуникативный процесс. В некоторых случаях стереотипы объективно необходимы. В частности, знание ритуальных пожеланий добра, небольших по объему речевых формул по случаю рождения ребенка, покупки и т.д. служат помощниками в налаживании контактов и развертывании коммуникативного процесса. Однако при определенных обстоятельствах и условиях стереотипы не «действуют».

К примеру, если в сельской местности обычным является здороваться при встрече с незнакомым человеком, то в городе такое поведение вызовет недоумение. Не срабатывают отдельные стереотипы и на межэтническом уровне общения. Поскольку этнический стереотип дает субъективное восприятие представителя другой культуры и возникает чаще всего из-за ограниченности межэтнической коммуникации, это приводит к тому, что постепенно черты, манера говорить, высказывать мнение, присущие некоторым представителям этого этноса, распространяются на всю культуру, вызывая этнические симпатии или антипатии в процессе общения.

Преодоление негативных стереотипов в коммуникативном процессе может происходить путем своевременного обновления привычных представлений о той или ином народе, его языковые культурные особенности, путем накопления коммуникативных знаний об объекте внимания. Все это способствует совершенствованию умений и навыков коммуникатора проникать в глубинную суть особенностей обмена информацией с иным этническим представителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.01 с.)