Личностный уровень интегральной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностный уровень интегральной



Индивидуальности

 

Тема: Личность

 

Задание 1. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Ниже предложены точки зрения, отражающие гуманистические теории, психодинамический и когнитивный подходы, мнение бихевиористов. Укажите, какое определение принадлежит следующим направлениям, объясните свой выбор:

1. По мнению … личность скорее является результатом взаимодействия человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Это накопленный набор изученных моделей поведения.

2. … подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними.

3. … подход акцентирует роль бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью.

4. Представители … подчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к самовыражению на протяжении всей жизни и стремление к самореализации через совершаемые человеком выборы.

 

Задание 2*. Выберите особенности поведения человека, раскрывающие его как личность.

1. Любознательность.

2. Эмоциональная возбудимость.

3. Сензитивность.

4. Эгоизм.

5. Экстраверсия.

6. Скромность.

7. Ответственность.

8. Добросовестность.

9. Лень.

10. Ригидность.

 

Задание 3. Заполните пробелы:

1. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии …

2. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает социальное качество – он становится …

3. Неповторимость и своеобразие конкретного человека определяют его …

 

Задание 4. Верно, или неверно? Обоснуйте свой ответ.

1. В основе мотива лежат потребности.

2. Убеждение – наиболее примитивная биологическая форма направленности.

3. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.

4. Устойчивость свойств личности лишь относительна, свойства личности формируются, изменяются в процессе деятельности.

5. Человек рождается определенной личностью, а затем в зависимости от условий развития и воспитания в различной степени изменяется.

6. Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

 

Задание 5. Выберите правильный ответ и докажите истинность утверждения.

1. Определение личности включает в себя следующие характеристики:

а) это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

б) это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих;

в) это прижизненно формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение;

г) все ответы верны.

2. В рамках биологизаторских концепций утверждается, что

а) психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества. Прежде всего, развития его духовной жизни, культуры;

б) психическое развитие определяется особенностями биологической структуры и подчинено исключительно биологическим законам, т.е. психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто однозначно следующее за этим развитием;

в) психическое развитие является спонтанным, а все психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным;

г) психическое развитие – есть результат параллельного действия социального и биологического на индивида.

3. Самооценка относится к центральным образованиям личности и характеризуется:

а) тем, что определяет социальную адаптацию личности и является регулятором поведения и деятельности;

б) тем, что это наиболее раннее образование в системе отношений человека к миру, это есть нечто данное изначально, присущее личности;

в) тем, что она не влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности;

г) тем, что она позволяет всегда объективно оценить свои возможности, качества и место среди других людей.

 

Задание 6. Укажите, каким понятиям принадлежат следующие определения:

1) … это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм осознания и поведения;

2) центральная личностная характеристика, представляющая собой результат устойчиво доминирующей системы мотивов, которая возникает в процессе жизни и воспитания и в которой основные ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека;

3) нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности или социальной группы, выражающая зависимость от объективного содержания условий их существования;

4) форма проявления познавательной потребности, удовлетворение которой обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности;

5) в различных трактовках обозначает и то, что побуждает деятельность человека ради удовлетворения его потребностей, и то, что является ведущим объектом деятельности, ради чего она совершается, и саму осознаваемую причину деятельности, определяющую выбор действия личности;

6) это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов индивидом по их значимости;

7) оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми;

8) интегральная характеристика сознания: 1) определяющая систему взглядов на мир, и место человека в мире, отношение человека к миру, другим людям, к самому себе; 2) через призму которой воспринимают, оценивают и осмысливают мир в целом и отдельные его проявления; 3) которая выражается в активных жизненных установках – убеждениях, позициях, идеалах, принципах познания и деятельности;

9) это явление было открыто Л. Ланге (1888 г.) и используется для обозначения состояния обусловленной прошлым опытом предрасположенности (готовности человека) к определенным действиям в определенных ситуациях;

10) это понятие ввели в психологию К. Левин и его ученики, а впервые экспериментально исследовал Г. Хоппе. Оно отражает желание человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который он считает себя способным или которого, по его мнению, заслуживает.

 

Тема: Характер

 

Задание 1: Заполните пробелы:

1. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности …

2. Характер может глубоко воздействовать на …, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороны личности, ее направленности, воле.

3. Характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в … и ….

4. Природные предпосылки формирования характера – это … и ….

5. Социальные предпосылки формирования характера – это … и ….

6. С.Л. Рубинштейн утверждает, что характер, проявляясь в поведении, в поступках человека, в них же и …

7. Формирование характера начинается с … и во многом зависит от того «микромира», с которым ребенок вступает во взаимодействие.

 

Задание 2. Дополните предложения и аргументируйте свою позицию.

1. Характер человека является одновременно и устойчивым, и изменяющимся образованием. Устойчивым в силу того, что…. Изменяющимся, т.к. …

2. По принципу отношений личности можно выделить несколько групп черт характера. По отношению к людям относятся такие черты характера - …. По отношению к деятельности - …. По отношению к общественной и личной собственности - …. По отношению к себе - ….

3. Понятие «акцентуации характера» было введено К. Леонгардом для характеристики ….

4. Среди множества черт характера некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать с ведущими свойствами, и резко контрастировать с ними, что образует ….

 

Задание 3. В процессе изучения характера выделились несколько направлений и школ, исследующих такой феномен личности как характер. Ниже приведены точки зрения, отражающие конституциональную психологию, характерологию, френологию, физиогномику, психоанализ. Укажите, какие точки зрения принадлежат указанным направлениям.

1. Представители … считали, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании выразительных движений человека, таких как почерк, жесты и т.д. Направление возникло в немецкой психологии ХХ в.

2. Представители … рассматривали характер в связи со строением тела, как психическую конституцию человека, соответствующую его соматической конституции, объясняя его, в конечном счете, врожденными, прежде всего, эндокринными факторами.

3. В … образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций. С этой точки зрения характер оказывается «кристаллизацией» борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного, жизненного плана.

4. Представители … утверждают, что существует непосредственная связь психических особенностей человека с наружной формой черепа, в результате чего можно обнаружить «бугры» честолюбия, скупости, храбрости.

5. … - учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

 

Задание 4. Верно, или неверно? Обоснуйте свой ответ.

1. Познание характера позволит со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

2. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта.

3. Ситуативный тип поведения можно рассматривать как сформировавшееся свойство характера.

4. Рассматриваемое со стороны своей функции в деятельности каждое свойство характера служит для осуществления и для выражения отношения личности в деятельности.

5. Свойства характера предопределяются наследственными задатками.

 

Задание 5. Выберите правильный ответ, докажите истинность утверждения.

1. Для того чтобы раскрыть общую закономерность структуры характера, необходимо и достаточно обозначить следующее:

а) те ситуации, в которых проявляется данное свойство характера;

б) те социально-типичные отношения, которые его определяют;

в) те типичные свойства индивидуума, которые лежат в его основе;

г) все ответы верны.

2. К определению характера относится ряд положений:

а) характер определяет динамику психической деятельности: скорость реагирования, легкость переключения и т.д.;

б) характер имеет структуру, включающую в себя стержневые свойства, выражающие отношение к людям, к труду, к себе;

в) характер является врожденным и наследуется;

г) характер – это относительно устойчивая структура умственных способностей.

3. Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется, обнаруживая зависимость от:

а) ее содержания и личностного смысла для индивида;

б) от ее реальной объективно оцениваемой успешности;

в) от субъективного отношения индивида к своим успехам и неудачам;

г) все ответы верны.

4. Чтобы сформировать сильный характер:

а) чуткие и заботливые родители должны оградить ребенка от всех жизненных проблем;

б) необходимо вырабатывать в себе конформизм;

в) следует отказываться от попыток добиться цели после первых же неудач, чтобы не испытывать отрицательных эмоциональных переживаний;

г) все ответы неверны.

 

Задание 6. Укажите, каким понятиям принадлежат следующие определения:

1) … - это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека;

2) … - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, готовность помочь, радость за их успехи;

3) … - это убеждение в необходимости формирования долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе.

 

Тема: Способности

 

Задание 1. Заполните пробелы:

1. Способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые обеспечивают … какой-либо деятельности.

2. Способности человека не являются врожденными и формируются на базе … в процессе определенной деятельности.

3. Задатки … на процесс формирования и развития способностей.

4. О наличии таланта следует судить по … деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

 

Задание 2. Дополните предложения, обоснуйте свои утверждения.

1. Задатки – это врожденные физиологические особенности человека, которые являются …

2. На базе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от …

3. Развитие способностей тесно связано с общей направленностью личности и ее основными составляющими…

4. Творческие способности – те, которые способствуют созданию …

5. Условия, необходимые для развития способностей это …

 

Задание 3. Верно, или неверно? Объясните, почему неверны некоторые утверждения.

1. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

2. Одаренность – это пригодность к широкому кругу деятельности или сочетание способностей, от каждой из которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности.

3. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, являются помехой для развития специальных способностей.

4. Специальные способности – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении общими знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

5. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве всегда отражает общественные запросы.

6. Способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью.

 

Задание 4. Выберите правильный ответ и докажите истинность своего выбора.

1. Условия необходимые для развития способностей:

а) необходимые условия воспитания и особенности развития общества;

б) наличие потребности общества в тех или иных способностях;

в) характер требований деятельности;

г) все ответы верны.

2. Задатки это:

а) прижизненно формируемые индивидуальные характеристики;

б) задатки обусловливают разные пути формирования способностей;

в) задатки не влияют на процесс формирования и развития способностей;

г) задатки – это прообраз способностей: наличие определенных задатков означает, что у человека будут обязательно развиваться именно эти соответствующие этим задаткам способности.

 

3. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности это:

а) очень высокий уровень трудности выполняемой деятельности;

б) отсутствие интереса к данному виду деятельности;

в) создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя;

г) нетворческий характер деятельности;

 

Задание 5. Какие из перечисленных точек зрения на происхождение способностей (развитие способностей зависит только от наследственных задатков, развитие способностей зависит от задатков и воспитания, при одних и тех же задатках степень развития способностей обусловлена, воспитанием, развитие способностей зависит только от воспитания) имеют место в следующих примерах:

А. В Англии каждый ребенок в 11 лет подвергается испытанию на коэффициент умственной одаренности, после чего одних детей определяют в школы, дающие возможность получить широкое образование, других – в школы, которые готовят детей к производственной деятельности.

Б. Было замечено, что очень многие студенты, успешно и творчески занимающиеся математикой, поступили в университет после окончания одной и той же школы, где учились у одного и того же педагога-математика.

В. Японский педагог С.Судзуки готовит музыкантов-скрипачей. В его школу принимаются все дети без отбора. То же делает преподаватель Химкинской музыкальной школы М.П.Кравец.

Г. Отечественный психолог А.Р.Лурия наблюдал за развитием однояйцевых близнецов-дошкольников. Их по-разному учили играть со строительным материалом. В результате у одного из близнецов постройки были сложнее, разнообразнее и оригинальнее.

Д. Отечественный психолог А.Н. Леонтьев путем индивидуальной тренировки восстанавливал процесс «внутреннего пения», который был нарушен у людей, не имеющих музыкального слуха, и, тем самым, «делал слух».

Е. Некоторые ученые биологи считают, что назрела необходимость решить проблему создания богатой человеческой натуры путем пересадки ядер половых клеток.

 

Задание 6. Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.

 

Виды деятельности:

а) математическая деятельность;

б) деятельность музыканта;

в) техническое творчество;

г) изобретательская деятельность;

д) чтение художественных текстов.

Психические свойства:

1) способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков;

2) способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение;

3) хорошее запоминание общих схем рассуждения, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;

4) целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части предметов в их соотношении с другими частями;

5) полнота, яркость представлений наглядных образов;

6) способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;

7) умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;

8) многообразный подход к решению вопроса;

9) умение оценивать соотношение пропорций и размеров;

10) легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;

11) способность передавать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;

12) острота наблюдательности за работой и устройства механизмов;

13) легкое переключение от одной умственной операции к другой;

14) точность восприятия цветовых оттенков;

15) чуткость к языковым особенностям;

16) способность тонко различать звуки по высоте;

17) изобретательность, находчивость в решении вопроса;

18) способность к однократным рассуждениям;

19) способность к анализу и синтезу и техническому воплощению идеи;

20) способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать ему.

 

Задание 7. Укажите, каким понятиям соответствуют следующие определения:

1) …- индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею;

2) …- некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся природной предпосылкой формирования и развития способностей;

3) …- высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.095 с.)