Тема 7. Фирма в условиях монополистической конкуренции и олигополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Фирма в условиях монополистической конкуренции и олигополии



Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

1) Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

2) Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

3) Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

4) Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

5) Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

6) Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Тема 8. Ценообразование на рынках факторов производства

Рынки факторов производства включают следующие факторы производства:

· Земля,

· Труд,

· Капитал,

· Предпринимательская способность.

 

Цена спроса на ресурсы составляет основу издержек производителя. Для каждого вида ресурса его цена и количество будут иметь конкретное выражение:

1. Для рынка труда - это заработная плата (W) и число занятых работников (L).

2. Для рынка земли – рентная оценка земли (Rt) и количество земли (Т).

3. Для рынка капитала – рентная оценка капитала (Rk) и объем капитала (К).

 

Изменение объема выпуска в зависимости от изменения количества ресурса иллюстрирует показатель предельной производительности, или предельног продукта – MPf (marginal product). Он определяет объем выпуска, полученный в результате использования дополнительной еденицы ресурса:

 

 

MPf= ∆Q/∆F,

∆Q- изменение объема выпуска

∆F- изменение величины ресурса.

 

Интегрированным показателем, является показатель предельной доходности ресурса или предельного продукта в денежном выражении - MRPf(marginal revenue product). Он определяет изменение общей выручки (TR) в результате использования дополнительной еденицы какого – либо ресурса (F):

 

MRPf= ∆TR/∆F.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.004 с.)