Эмоциональные проявления ребенка после двух лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные проявления ребенка после двух лет



По достижении малышом двухлетнего возраста определенные эмоциональные проявления сохраняются, поэтому он, не желая с вами разлучаться, может начать цепляться за вас и плакать, когда вам необходимо оставить малыша на некоторое время с няней. Иногда вместо истерики ребенок может просто подавленно молчать. В любом случае постарайтесь просто подбодрить ребенка, сказав, что скоро вернетесь. Постарайтесь осознать, что, достигнув трех лет, ребенок не будет уже столь бурно реагировать на временную разлуку.

Постарайтесь помочь развитию позитивных чувств у ребенка, устанавливайте разумные ограничения, позволяя удовлетворять естественное любопытство, но в то же время оградив от опасностей и пресекая антисоциальное поведение.

Следует учитывать, что в этом возрасте дети способны выражать широкий диапазон эмоций – от восторга до ярости. Если ребенок слишком пассивен или замкнут, печален или слишком требователен, к тому же большую часть времени недоволен, проконсультируйтесь со специалистом.

Ученый отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать — испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира

8. Речевое развитие детей первого года жизни

В первый месяц жизни голосовые проявления ребёнка – это крик. Мама может различить различные интонации крика уже в первые недели жизни ребёнка.

Крик должен быть громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом. Следует обратить внимание на слишком пронзительный или тихий крик, в виде отдельных вскриков, всхлипываний, которые ребенок произносит на вдохе.

Гуление (сочетание гласных звеков, «ау», «уа» и др.) появляется к полутора месяцам. Хорошо в этот момент повторить за ребёнком эти звуки, чтобы он почувствовал «общение», понял, что вам это нравиться.

На третьем месяце жизни добавляются к гласным звуки «к», «г», сначала это похоже на «кх», «гх». Если родители «включаются» в игру, агукают с малышом, разговаривают с ним, то в ответ они получают от ребёнка улыбку и различные звуки.

С 3 до 5 месяцев гуление переходит в своеобразное пение. Ребёнок произносит сочетания звуков более певуче, продолжительно. Старается повторить интонацию взрослого, если взрослые стимулируют это, разговаривая с малышом. Появляется ритмическое и звуковое подражание.

От 5 до 8 месяцев появляется лепет - слоги (ба, па, ма). В этот период ребёнок тренирует свой артикуляционный аппарат и развивает физический и фонематический слух.

Говорите с ребёнком спокойно,используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Собачка лает – «ав-ав», корова мычит –«му», когда падает предмет, говорить «бух», кушаем – «ам».

От восьми до десяти месяцев. В этот период ребёнок повторяет цепочки повторяющихся слогов. Сейчас важно общаться с ребёнком, поощрять ребёнка к лепету. Малыш повторяет интонацию за взрослым, слушает взрослого.

В общении с ребёнком надо обговаривать все свои действия, поощряем повторение им разных звуков, звукосочетаний. Во время игры, какого-либо действия просим повторить: «дай», «вот».
Важно обговаривать все действия, но в то же время не «засорять» речь лишними словами.

От десяти до двенадцати месяцев. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь, простые вопросы, может выполнять простые просьбы взрослых.

Можно развивать понимание задавая вопрос: «где?» («Где мама?», показывая на маму сказать «Вот мама!»). Но увлекаться и задавать сразу несколько вопросов не стоит.

У ребёнка появляются первые слова. В разных источниках цифры абсолютно разные. Так нормой считается и 2-3 слова и 20-40 слов! Обычно у годовалого ребёнка около 10 слов.

Хочется обратить внимание, что «словом» в таком возрасте считается и звукоподражание (ав-ав, му, ко-ко), и отдельный слог слова (ка – каша, бо – больно).

Также есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.

Развитие преднамеренных движений, начало ходьбы как важное новообразование

1. С самых первых месяцев жизни, когдауход за новорожденным

особенно важная и тревожная задача, ребенок совершенствует свои движения, учится контролировать свое тело. Например, в 1-3 месяца малыш учится удерживать голову, в 4-6 месяцев переворачиваться с животика на спинку и обратно, сидеть с опорой и без. Начиная с 6-ти месяцев, кроха начинает осваивать науку ползания. Большинство детей сначала ползут назад, и лишь спустя некоторое время у малыша получается передвигаться вперед. Стремление к ползанию свидетельствует не только о готовности скелета к новым достижениям, а и о том, что у ребенка появляется желание самостоятельно достать какой-то предмет, изучить его. Первые попытки ползания появляются у ребенка, когда он лежит на животе и видит заинтересовавшую его игрушку. Малыш всеми силами пытается ее достать, передвигая сначала ручки; ножки при этом остаются на месте и движения крохи происходит по кругу. Если ребенок часто тренируется в своих умениях, то уже через несколько дней он сможет передвигаться вперед. Для этого надо помогать и стимулировать подобное желание: положите яркую игрушку на расстоянии нескольких метров от лежащего на животе малютки, чтобы он смог самостоятельно до нее добраться.

2. Когда ребенок научится передвигаться на животе, он будет дальше совершенствовать свои движения. Кроха будет осваивать следующий этап, предвещающий приближение первых шагов ребенка: из положения лежа начнет становиться на четвереньки. Обычно дети сначала просто становятся в такую позу и покачиваются, опираясь на руки и колени. Как только малыш почувствует уверенность в своих силах, он будет пытаться дотронуться до игрушек, находящихся на расстоянии вытянутой руки, брать их и пытаться удержать равновесие. Когда ребенок справится с этой задачей, он будет учиться ползать на четвереньках. В среднем этот этап приходится на возраст 8-ми месяцев. Искусство передвижения на коленях совершенствуется очень быстро, и не пройдет и нескольких дней, как за крохой будет не угнаться. Поощряйте желание малыша передвигаться подобным образом, ведь все это готовит скелет ребенка к вертикальному положению. Чаще играйте с крохой в догонялки: станьте сами на четвереньки и догоняйте своего карапуза.

3. Примерно в возрасте 8-ми месяцев малыш поразит вас еще одним достижением: он научится стоять возле опоры, а ближе к 9-ти месяцам он попытается сделать первые шаги, держась за стену, бортик кровати, мебель. В этот период поощряйте желания крохи, старайтесь чаще водить его по комнате, держа за две ручки. Как только ребенок почувствует силу, опору в ногах, он будет пытаться ходить сам. Сначала малыш все увереннее будет шагать, держась одной рукой за вашу руку, а также будет делать попытки самостоятельно стоять. Чтобы помочь своему карапузу сделать самостоятельный первый шаг, попросите мужа (маму, родственников) взять ребенка, а сами сядьте напротив него. Позовите кроху и поманите его к себе руками. Малыш наверняка попытается дойти до вас. Если ребенку удалось сделать хотя бы один самостоятельный первый шаг, обязательно похвалите его, ведь похвала родителей главный стимул для дальнейших успехов. Если у крохи не получится с первого раза, если вы почувствуете, что малыш боится отпустить опору, то не торопите его, продолжайте стимулировать желания ребенка и вскоре вы добьетесь успеха. Даже если малыш упадет, пытаясь сделать самостоятельный шаг, не делайте из этого трагедии, так вы можете добиться того, что кроха почувствует опасность, и у него усилится чувство страха перед ходьбой. Еще один важный дополнительный совет: многие мамы, спеша помочь своему малышу, думают, что ускорят время первых шагов ребенка, если как можно раньше начнут возить его в сидячей коляске, приучая держать спинку. Такие коляски подойдут лишь в том случае, если ребенок уже умеет сидеть самостоятельно, до 6-ти месяцев вашему ребенку подходит только лежачая коляска. Следующий этап – полулежащее положение в коляске под углом около 45 градусов.

9. Ранний детский возраст.

Ранний детский возраст (от одного года до трёх лет). Ранний детский возраст – период формирования активной речи ребенка. До полутора лет ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – до 1500 слов. Умственное развитие ребенка в раннем детстве. К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать между предметами простейшие связи и использовать их. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которые происходят с связи с овладением предметной деятельностью, элементарными формами игры, рисованием и речью. Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Большое развивающее значение в этом возрасте имеют автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки, коробочки, кубики, мозаика и др.) Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако, совершенствования фонематического слуха происходит и в последующие годы.

Особенно важно для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослыми.

На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Она состоит в возможности использовать один объект в качестве заменителя другого. При этом вместо действия с предметами выполняются действия с их заменителями.

Использование различных знаков и их систем – самая характерная особенность психики человека. Любой вид знаков (язык, математическая символика, искусно отображающее мир в картинах, музыкальных мелодиях и т.д.) служат для общения между людьми и замещает, обозначает предметы и явления. В раннем возрасте знаковая функция развивается первоначально в связи с практической деятельностью и лишь в дальнейшем переносится на употребление слов.

Качественные новообразования:

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и Прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Речевое общение

В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок толь­ко начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. Но в этот период мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. И хотя этот мир формируется под влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, кото­рого от него ожидают.

Развитие речи. В раннем детстве развитие речи идет по двум лини­ям:

совершенствуется понимание речи взрослых и

формируется собст­венная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне четко выполнять определенные действия при общении с одним чело­веком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Так, годовалый малыш в общении с матерью показывает на головку, нос, глазки, ножки и некоторые другие части тела, но на просьбу других людей показать эти же части тела он может не реаги­ровать. Ребенок и мать находятся в столь тесном интимном контакте, что не только слова, но и жесты, мимика, интонация и ситуация об­щения - все вместе служит сигналом к действию.

Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом соци­ально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные прома­хи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии, он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможно­сти приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных ис­пытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения. Он может разом дать регрессивную реакцию.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом, они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка, развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает дос­таточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет кон­тролировать свои эмоции и свою волю.

Самообслуживание

На втором году жизни нужно закрепить умение пить из чашки, садиться на стул. С года – двух месяцев показывайте малышу, как пользоваться ложкой, учите самостоятельно кушать, как пользоваться салфеткой после еды (вначале вместе с вами, а потом самостоятельно); выходя из – за стола, задвигать за собой стул. С одного года – шести месяцев приучайте ребенка к опрятности: учите, как пользоваться носовым платком, как приводить в порядок одежду, как сообщать о своих естественных потребностях. После двух лет учите ребенка самостоятельно без помощи взрослого мыть руки перед едой и после улице, насухо вытирать руки, аккуратно кушать, тщательно пережевывать пищу. оказывайте малышу, как пользоваться носовым платком и салфеткой, вытирайте ему лицо и руки, рот, как только он их испачкает. Следите за тем, чтобы ваш малыш не ходил с грязным носом.
Очень хорошо если вы перед сном купаете малыша или моете его под душем. Это доставит большую радость ребенку. Обязательно нужно ежедневно подмывать и мальчиков, и девочек. Приучайте их мыть ножки перед сном. Таким образом, вы вырабатываете у них навык к вечерним процедурам. Маленькие дети часто любят ходить чисто одетыми и нарядными. Поощряйте это стремление! Если вы замечаете беспорядок в одежде, говорите об этом малышу и помогите ему это устранить. Тогда ваш малыш скорее приучится это замечать. Но, для этого понадобится ваша помощь, главное, чтобы и сам малыш в этом участвовал. Если, например, запачкалось платье у дочки, пускай она сама переоденется в чистое платье с вашей помощью. Если у малыша развязались шнурки или расстегнулась пуговица, помогите ему завязать шнурки и застегнуть пуговку. Это полезно и родителям, и ребенку. При правильном воспитании малыша, он уже в два года и даже раньше может проситься на горшок. Если ваш малыш это делает, то сажайте его на горшок, по его просьбе. Но перед сном и прогулкой, вы можете предложить ему это сделать. За детьми, которые еще не просятся, приходится внимательно наблюдать, чтобы уловить нужный момент. Не держите долго малыша на горшке, и не заставляйте силой сидеть на нем. Малыши будут отвергать наказанные им действия. Лучше всего напоминайте ребенку, что пара сесть на горшок, если он отказывается, не настаивайте. А когда он попросится, похвалите его. Главное помните: важно ваше спокойствие, доброжелательность и терпение. Настанет время, когда вы сможете положиться на него самого. Это обычно бывает в 3 года.

10. Кризис трех ле т – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л. С. Выготский так характеризует кризис трех лет: 1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек; 2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым; 3) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя, и т. п.; 4) строптивость, близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков); 5) своеволие – ребенок хочет делать все сам, но это не кризис первого года, когда ребенок стремится к физической самостоятельности, это стремление к самостоятельности намерения, замысла; 6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л. С. Выготскому, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»; 7) деспотизм – ребенок диктует свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

.
Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-то делать только потому, что это предложено взрослым; это реакция не на само действие, а на взрослого.
Непокорность - проявления поведения, которые в отличие от негативизма безличностные, направленные против норм поведения, навязывают ребенку.
Упрямство - реакция, когда ребенок настаивает на чем не потому, что ей этого хочется, а потому, что она требует этого.
Самовольство - стремление к самостоятельности, выраженное в реакции «Я сам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.015 с.)