Проанализируйте и найдите теоретическое объяснение материалу, представленному ниже 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проанализируйте и найдите теоретическое объяснение материалу, представленному ниже



ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Текущий контроль осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой оценке БГУЭП: (в соответствии с перечнем заданий и работ, указанных в Разделе 3)

Все дополнительные задания и конспекты сдаются на кафедру ЭиПТ (а.58) в срок с 19 по 24 мая и в другое время приниматься не будут!!!!!!! Все материалы одного автора (студента) сдавать в одной папке или файле.

 

  Кол-во часов Тема семинара Задание Мах кол-во баллов Всего баллов за занятие
    Психология как наука Конспект лекция 1,2. Гиппенрейтер Ю.Б Введение в общую психологию    
Подготовка выступления по темам История и методы психологической науки  
Выполнение тестовых заданий  
Участие в дискуссии  
    Основные направления психологической науки Конспект лекций    
Подготовка выступления по темам Основные направления зарубежной психологии  
Выполнение тестовых заданий  
Обсуждение учебного материала «История Джини», «Задача Пьерона»  
    Психология личности Подготовка выступления по темам «Психологическая характеристика познавательных процессов»    
Участие в дискуссии  
Выполнение тестовых заданий  
Составление психологического словарика  
    Познавательные процессы Подготовка выступления по темам «Темперамент. Характер. Способности».    
Участие в дискуссии  
Проведение психодиагностического исследования  
Выполнение тестовых заданий  
    Психология общения Подготовка выступления по темам Психология общения. Психология групп.    
Участие в дискуссии  
Выполнение практических заданий  
Выполнение тестовых заданий  

 

Баллы по дисциплине распределяются следующим образом:

1. В течение семестра, выполняя задания к семинарам и готовя выступления, можно заработать 60 баллов.

2. Еще 10 баллов – это баллы за посещение. В случае, если есть один пропуск, вы получаете 5 баллов. Два и больше пропуска не приносят никаких баллов

3. Еще 20 премиальных баллов можно заработать на написании рецензии на книгу из списка литературы. Объем рецензии – 3-4 страницы печатного текста, ее нужно будет защитить устно.

4. Еще 10 премиальных баллов можно будет заработать на написании эссе. Темы эссе определяются по номеру студента в списке группы (смотри приложения!)

5. Еще 10 премиальных баллов можно заработать на написании кейса Темы кейса выбираются по номеру студента в списке группы (смотри приложения!)

6. Если баллов все еще недостаточно – добро пожаловать на зачет! (смотри вопросы к зачету).

Темы и задания семинарских и практических занятий

Вопросы к семинару 1:

1. Классификация методов психологии

2. Метод интроспекции

3. Наблюдение в психологии

4. Эксперимент в психологии

5. Психологическое тестирование

6. Проективный метод в психологии

Найти информацию о наиболее интересных исследованиях (Стэндфордский тюремный эксперимент, эксперименты Аша и Милграма и др.) в психологии и подготовить рассказ об одном из них.

Задание для конспектирования: лекция 1 и лекция 2 из учебника Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию (есть в папке электронных книг).

 

Вопросы к семинару 2

1. Бихевиоризм: краткая история и основные положения. Необихевиоризм: основные идеи и последователи

2. Психоанализ: характеристика направления и основные идеи

3. К.Г. Юнг и идея о коллективном бессознательном

4. А.Адлер: основные идеи

5. Эрик Берн: трансактный анализ, краткая характеристика направления

6. Фредерик Перлз: гештальт-подход

 

Задание для конспектирования: С.Мадди. Теории личности: сравнительный анализ (есть в папке электронных книг). Глава 3. Ядро личности: модель самореализации; глава 4 Ядро личности: модель согласованности.

 

Задание 1

Объем работы 1,5 – 2 страницы печатного текста

 

История семьи

Ключевой фигурой в истории Джини и тем человеком, которому в последующие годы пришлось провести с этой девочкой немало времени, оказалась Сьюзен Кертис, выпускница факультета лингвистики Калифорнийского университета. Позднее Кертис написала и опубликовала докторскую диссертацию о Джини.[2]По ее мнению, «чтобы понять этот случай, необходимо было понять историю семьи». Предполагалось, что исследование истории семьи Джини позволит найти объяснение той невероятной ситуации, в которой оказалась эта девочка.

Ирена росла в обычных условиях: любивший дочь отец был много занят на работе, а ее мать была строгой и неприступной женщиной. В детстве с Иреной произошел несчастный случай: однажды она поскользнулась и ударилась головой. В результате полученного неврологического повреждения она ослепла на один глаз, что ограничило ее возможности ухаживать за собой и своими близкими. В двадцатилетнем возрасте она вышла замуж за Кларка В., который был вдвое старше ее. Хотя они и встретились в Голливуде, история их союза не имела счастливого конца.

В начале Второй мировой войны Кларк легко нашел себе работу и проявил себя настолько ценным специалистом в авиационной промышленности, что решил продолжить эту трудовую деятельность и в мирное время. Внешне Ирена и Кларк выглядели счастливыми и удовлетворенными, но дома Кларк, как рассказывала впоследствии Ирена, пытался чрезмерно ограничивать ее свободу. Она утверждала, что ее жизнь фактически закончилась в день бракосочетания. Одна из особенностей Кларка состояла в том, что он не хотел иметь детей. Однако через пять лет после свадьбы Ирена все же впервые забеременела. Во время пребывания в больнице, где ей залечивали травмы, нанесенные мужем, Ирена родила на свет здоровую дочь. Однако через три месяца ребенок умер. Официально причиной смерти была названа пневмония, однако, по некоторым предположениям,[3]ребенок, оставленный родителями в гараже, умер от переохлаждения. Их второй ребенок умер от заражения крови вскоре после рождения. Третий ребенок, мальчик, родился здоровым, но из-за плохого ухода развивался очень медленно. Воспитывать его помогала бабушка, мать Кларка, зачастую находившаяся при ребенке по нескольку месяцев. В апреле 1957 года у супругов родился четвертый ребенок, дочь. Ей удалось выжить после появления на свет благодаря проведенному переливанию крови, но к тому времени бабушка уже была слишком стара, чтобы помогать ухаживать за девочкой. Ирена и Кларк были вынуждены воспитывать дочь своими силами. Обследование девочки, проведенное в пятилетнем возрасте, показало, что ее развитие было «замедленным» и «запаздывающим».

В этот период с матерью Кларка произошел несчастный случай, имевший важные последствия для всей семьи. Однажды, когда эта старая женщина переходила дорогу, чтобы купить мороженое своему внуку, ее насмерть сбил автомобиль, скрывшийся затем с места происшествия. Кларк был очень привязан к своей матери и после трагедии впал в глубокую депрессию. Виновный в происшествии водитель отделался условным наказанием. Кларк чувствовал себя оскорбленным: он счел, что общество отнеслось к нему несправедливо, и начал все больше и больше изолировать себя от окружающего мира. Он решил, что сможет обойтись без этого мира и его семья должна последовать его примеру. Кларк бросил работу и заперся в собственном доме.

К несчастью, Кларк посчитал, что лучший способ защитить свою семью состоит в том, чтобы держать ее взаперти. Он думал, что обязан помешать этому злобному миру воспользоваться уязвимостью своих близких. А они в самом деле были очень уязвимы, оттого вынуждены оставаться его пленниками в течение последующего десятилетия. Возможно, Кларк не осознавал, что они беззащитны перед его собственным пагубным поведением, которое причиняло им гораздо больше вреда, чем любое зло, с которым они могли столкнуться в окружающем мире.

Изоляция

После того, как история Джини стала достоянием гласности в результате посещения матерью и дочерью бюро социального обеспечения, было установлено, что девочка провела почти всю свою жизнь (тринадцать лет) в маленькой спальне в доме на Голден Вест авеню в городке Тампл-Сити в Калифорнии. Большую часть времени она была вынуждена сидеть на детском стульчике-туалете. На ее ягодицах от многолетнего сидения на этом приспособлении образовался след в виде круговой мозоли. Девочка имела возможность лишь шевелить своими конечностями и пальцами рук и ног. Иногда на ночь ее помещали в узкий спальный мешок, который напоминал скорее смирительную рубашку. Затем девочку укладывали на детскую кроватку с проволочным матрацем и накрывали проволочной сеткой.

Ей строго запрещали издавать любые звуки, а если она нарушала запрет, то отец бил ее палкой. Сам он в ее присутствии лишь издавал лающие звуки и рычал на нее подобно собаке. Брат Джини по указанию отца разговаривал с ней крайне редко. В доме брат и мать общались друг с другом шепотом из страха вызвать раздражение Кларка. В своем уединении Джини вряд ли слышала какие-то звуки, поэтому не удивительно, что она молчала. Ее зрение также никак не стимулировалось: в комнате имелось всего два окна, которые были практически полностью завешены шторами, пропускавшими минимум света. Все, что она могла видеть за стеклом, — это крошечный кусочек неба.

Иногда Джини позволяли «играть» с двумя полиэтиленовыми плащами, висевшими в комнате. Случалось, ей разрешали смотреть тщательно отобранные картинки; любые изображения, способные будить мысли, безжалостно выбрасывались отцом. Пустые катушки из-под ниток были фактически ее единственными «игрушками».

Джини давали очень мало еды: детское питание, хлопья и изредка сваренные вкрутую яйца. Девочку быстро и в полной тишине кормил брат, так что контакты с ней были сведены к минимуму. Если она давилась или отказывалась есть, то ей размазывали еду по лицу. Такой порядок поддерживался Кларком; трудно представить себе существование маленького ребенка в более ужасных условиях. Кларк сказал жене, что ребенок не проживет более двенадцати лет, но если дольше, то Ирена сможет попытаться обратиться за помощью. К счастью, девочка прожила этот срок, Ирена решила каким-то образом изменить ситуацию. После отвратительной ссоры, во время которой Кларк угрожал убить жену, она ушла из дома вместе с Джини. Через несколько дней они оказались в бюро социального обеспечения, где эта история всплыла наружу.

Реабилитация

На период проведения расследования уход за Джини осуществляли в детской больнице Лос-Анджелеса. Ее родители, обвинявшиеся в жестоком обращении с малолетним ребенком, должны были предстать перед судом 20 ноября 1970 года. Но утром того дня Кларк пустил себе пулю в правый висок. Он оставил две посмертные записки: в первой объяснялось, где полиция может найти его сына, а вторая содержала следующие слова: «Мир никогда не поймет». Ирена уже находилась в суде, когда ей сообщили эту новость. Она не признала своей вины, объяснив все случившееся жестокой тиранией мужа; ее доводы были признаны убедительными. Казалось, что Джини и Ирена наконец-то могут начать новую жизнь.

В больнице врачи обследовали девочку и начали лечение от истощения. В свои тринадцать лет она весила всего 25 килограммов и имела рост 135 сантиметров. Джини была невоздержанной в еде и не могла жевать твердую пищу. Она не могла правильно глотать, выделяла избыточное количество слюны и постоянно выражала недовольство. Одежда девочки часто была забрызгана слюной, она непроизвольно мочилась, когда приходила в возбуждение. Кроме того, она не могла фокусировать свое зрение на предметах, удаленных от нее более чем на три-четыре метра. Зачем ее глазам было фокусироваться на том, что находилось за пределами ее спальни? У нее было два ряда зубов и очень жидкие волосы. Она ходила с большим трудом и не могла нормально двигать руками и ногами. По-видимому, она не ощущала тепла или холода. Она никогда не кричала и вряд ли могла разговаривать. Понимая некоторые слова, такие как «мать», «синий», «гулять» и «дверь», она могла произносить лишь несколько коротких отрицательных фраз, которые сливала в одно слово, например «мнехватит» и «большененадо».

Тестирование

Психолог детской больницы Джеймс Кент приступил к оценке когнитивных и эмоциональных способностей Джини. Он заявил, что «из всех детей, которых мне когда-либо приходилось видеть, она является ребенком с наиболее серьезными повреждениями.... Жизнь Джини представляет собой невозделанное поле».[4]Из-за ее фактического неумения говорить было невероятно трудно оценить интеллект девочки. Казалось, что она была способна выражать лишь немногие эмоции, такие как страх, раздражение и, как это ни удивительно, веселье. Однако ее раздражение всегда было направлено вовнутрь — она царапала лицо и мочилась, но никогда не издавала ни звука.

Тем не менее Джини демонстрировала быстрые успехи. Уже на третий день пребывания в больнице она помогала одевать себя и научилась пользоваться туалетом. Через несколько месяцев было замечено, что она делала угрожающие жесты в адрес девочки из реабилитационного центра, носившей платье, которое прежде носила она сама. Наблюдатели с удовольствием отметили, что это был первый случай, когда раздражение было направлено наружу. Она также стала хранить у себя различные предметы, в частности книги, и, по-видимому, начала вырабатывать ощущение собственного Я.

Месяц спустя, когда Кент уходил из палаты после серии наблюдений, она попыталась задержать его, схватив его за руку. По-видимому, у нее стали развиваться дружеские отношения с некоторыми из ее взрослых помощников.

Джини участвовала в различных тестах на проверку интеллекта и за несколько первых месяцев продемонстрировала замечательные успехи. В некоторых областях она за два месяца добилась тех результатов, которые предполагалось добиться от нее через год. Однако в развитии девочки наблюдалась нестабильность: где-то она преуспевала, а где-то заметно отставала. Ее уровень овладения языком оставался крайне низким, но зато она стала участвовать в играх с другими людьми и перестала избегать физических контактов. Она научилась мыться в ванне так, как это делают дети в девятилетнем возрасте, однако по способности пережевывать пищу ничем не отличалась от годовалого ребенка.

Ей нравились дневные прогулки за пределами больницы. Для Джини все было новым и волнующим. Обычно люди, которых она встречала, были очень дружелюбными. Ей дарили подарки совершенно незнакомые мужчины и женщины. Кертис чувствовала, что Джини является эффективным невербальным коммуникатором. Действительно, вскоре она стала свидетелем того, как ее подопечная успешно осуществляет бессловесные коммуникации — т. е. занимается своего рода телепатией.

Джини особенно нравились походы по магазинам, она собирала пластмассовые игрушечные ведерки разных цветов и хранила их у себя под кроватью. Ей очень хотелось иметь любые изделия из полимерных материалов. Ее одержимость этим желанием объяснялась теми самыми двумя полиэтиленовыми плащами, служившими ей игрушками во время заточения. Они были главным источником ее развлечений; возможно, она продолжала ассоциировать изделия из пластика с игрой.

Девочка также выработала представление о перманентности предметов: понимание того, что вещь существует даже тогда, когда она не видна (согласно Жану Пиаже, исследователю возрастной психологии, обычно это представление вырабатывается у детей в конце сенсомоторной стадии развития, приблизительно в двухлетнем возрасте). Кроме того, она могла осуществлять отсроченную имитацию, т. е. имитировала поведение, которое видела раньше. Она продемонстрировала эту способность, воспроизведя лай собаки, которую она видела утром того же дня. Джини становилась также все менее эгоцентричной, — она начинала понимать, что другие люди могут видеть вещи с иной точки зрения, что ее образ мышления не является единственно возможным. Наличие этой способности наблюдается на предоперационной стадии развития ребенка — в возрасте от двух до семи лет.

Награда

Джей Шерли, психиатр и признанный эксперт в области изучения эффектов изоляции, также был приглашен для знакомства с Джини. Он описал эту девочку как пострадавшую от наиболее продолжительной социальной изоляции среди всех детей, истории которых были описаны в научной литературе. Исследователи много спорили о Джини и утверждали, что любые научные результаты смогут принести пользу подобным детям в будущем.

Иногда Джини оставалась на ночь в доме Джин Батлер, одного из педагогов реабилитационного центра, которая стала проявлять повышенную заботу о девочке и одновременно с этим несогласие с другими членами «команды Джини» (как она их называла). Позже Батлер подала заявление с просьбой признать ее временным приемным родителем Джини, в чем, однако, ей было отказано на том основании, что удовлетворение данной просьбы противоречило бы политике больницы в отношении пребывания пациентов дома у штатного персонала.

При отсутствии других временных приемных родителей Дэвид Риглер, профессор и главный психиатр психиатрического отделения больницы, согласился взять Джини на непродолжительный период. На этот раз традиционные принципы формирования отношений между персоналом и пациентами больницы вновь были нарушены, но Джини провела в семействе Риглеров четыре года. Она оказалась далеко не идеальным гостем: продолжала плеваться, брала вещи других детей. Однако Джини проявила большой интерес к музыке, которая ее буквально завораживала, но только если это была классическая музыка (в период нахождения Джини в изоляции их сосед по дому брал уроки музыки; возможно, в детстве Джини это был единственный регулярный источник звуков).

Джини начала ходить в детский сад, а затем в школу для детей с задержками в умственном развитии, где она могла контактировать с другими детьми. Казалось, у Риглеров Джини стала расцветать на глазах. Она демонстрировала хорошее чувство юмора, училась гладить и шить. Однажды летом 1972 года девочка сказала: «Джини счастлива».

Тем временем ее мать Ирена после удачной операции по удалению катаракты вернулась в дом на Голден Вест авеню. Она никогда не признавала за собой ни малейшей вины за то, что произошло с Джини, в то время как многие ученые осуждали ее пассивную роль. После того, как Риглеру было отказано в предоставлении гранта на продолжение обследования Джини, она переехала домой к матери. Таким образом, ребенок вернулся в то место, где над ним творили насилие. Это было непродуманное решение: мать не могла обеспечить должного ухода за ребенком, и службе социальной помощи пришлось поместить Джини в другую семью. Но это решение оказалось еще более неудачным: у новых родителей жизнь была организована на военный лад, что шло вразрез с потребностями девочки. Джини замкнулась в себе и отгородилась от мира, она хотела контролировать свою жизнь, и, по ее ощущениям, единственный способ добиться этого состоял в том, чтобы скрывать накопившееся в душе и молчать.

Все это время Сьюзен Кертис была единственным специалистом, посещавшим Джини. Она делала это совершенно добровольно, просто потому, что у нее сложились с этим ребенком теплые отношения. В конце концов условия содержания Джини были признаны неудовлетворительными, и Кертис убедила власти вернуть девочку в детскую больницу.

По прошествии времени Ирена «спрятала» Джини в доме для взрослых с задержками умственного развития и больше не позволяла ученым встречаться с дочерью. По имеющимся сведениям, Джини проводила у своей матери один выходной каждый месяц до тех пор, пока в 1987 году Ирена не продала дом на Голден Вест авеню и не переехала жить в другое место, не сообщив нового адреса. С точки зрения проведения любых исследований Джини снова перестала существовать.

Имеются и более поздние сведения о ее жизни в стенах лечебного учреждения. Джей Шерли посетил Джини на двадцать седьмой и двадцать девятый дни ее рождения. Он сообщал, что она привыкла к установленному распорядку, стала сильно сутулиться и избегала зрительного контакта. Она мало говорила и выглядела подавленной. Он описывал ее как изолированного от внешнего окружения человека, который входил в реальный мир и воспринимал то, что этот мир предлагал, лишь на короткое время, а затем вновь оказывался в изоляции. Вымышленное научное имя, придуманное для нее исследователями, подходило ей гораздо больше, чем можно было предположить.

Неврология

После первых неврологических исследований стало очевидно, что Джини хорошо выполняла так называемые задания для правого полушария мозга и крайне плохо — задания для левого полушария. Обычно речь — это задание, которое ассоциируется, преимущественно, с деятельностью левого полушария. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела. Например, кровоизлияние в левом полушарии, вероятно, приведет к нарушению двигательной активности правой стороны тела, и наоборот.

При выполнении задания на дихотическое прослушивание обследуемого человека просят прослушать через наушники два разных сообщения, каждое из которых направляется только в правое или только в левое ухо. В таких условиях звуки, направляемые в каждое ухо, обрабатываются практически исключительно противоположными полушариями. Используя этот метод, Кертис могла предоставлять информацию конкретному полушарию, чтобы выяснить, что происходит в мозгу Джини. Она обнаружила, что обработка речи осуществлялась у Джини в правом полушарии, в то время как обычно она осуществляется в левом. Как оказалось, обработка речи, направляемой левому полушарию Джини, осуществлялась на том же уровне, что и у детей с удаленным левым полушарием. Кертис пришла к выводу, что развитие нашего мозга определяется нашим внешним окружением — а именно тем, как нам приходится слышать речь в период, предшествующий нашему половому созреванию.

Постскриптум

Что же мы можем сказать о Джини? Безусловно, отец разрушил ее жизнь; система, созданная для защиты от подобных родительских злоупотреблений, потерпела неудачу; и даже после «обнаружения» девочки профессионалы, призванные заботиться о таких детях, не выполнили возложенных на них функций. Хотя история Джини стала, по-видимому, самой известной в современной психологии, она не предоставила убедительных аргументов за или против гипотезы о критическом периоде овладения языком. Этот случай оказался в эпицентре споров об этике исследований в психологии и стал потенциальным источником конфликтов между потребностями ученых и обследуемых людей.

В конечном итоге история Джини может трактоваться как перечень ошибок, вызванных неудачным стечением обстоятельств или заблуждениями людей. Однако при этом Джини удалось «дотянуться» до людей, коснуться их сердец, ощутить прелесть жизни и продемонстрировать истинную глубину человеческой способности к прощению. Неповторимым образом Джини остается вдохновляющим примером для всех нас.

ЗАДАНИЕ 2

Вопросы к семинару №3

1. Ощущения и восприятие

2. Внимание. Свойства внимания. Произвольное и непроизвольное внимание

3. Память. Забывание. Свойства памяти. Виды памяти.

4. Мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Этапы развития мышления в онтогенезе. Анализ и синтез.

К вопросам №№ 2, 3, 4 приготовить материалы по развитию/оптимизации этих процессов

Задание к семинару № 3

Составить словарик психологических терминов (основных), не менее 20 – письменно!!

Вопросы к семинару №4

1. Критерии сформировавшейся личности по Л.И. Божович

2. Самооценка и самосознание

3. Понятие личностной зрелости

Задание: провести исследование собственного характера и написать выводы об основных своих чертах

ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ №4

Необходимо определить свой психотип по предложенной ниже методике (взята из книги Козлова Н.И.) и охарактеризовать себя, а также выписать актуальные для вас рекомендации по работе над собой

Инструкция

Вам будет предложено 72 вопроса, и ответы на них надо будет записать вот в такую табличку, состоящую из 8 рядов по 9 клеток. Эти числа от 01 до 72 вам в таблице писать не надо, они показывают только порядок заполнения таблицы. Ответы записывайте в таблицу слева направо, ряд за рядом. Отвечая на вопросы, отмечайте свою степень согласия или нет числами от –2 (совершенно неверно) до +2 (совершенно верно). То есть возможные ответы: –2, –1, 0, +1, +2. Старайтесь не ставить 0. Не задумывайтесь слишком надолго, но будьте внимательны.

Вопросы

 

1. В своих рассказах я люблю приукрасить события.

2. Я не люблю находиться среди людей, это меня напрягает.

3. Если мне причинили зло, я обычно помню это долго.

4. Меня легко обидеть.

5. Меня возмущает, когда берут мои вещи или ущемляют мои законные права.

6. Мне трудно бороться со своей раздражитель­ностью.

7. У меня часто бывает приподнятое настроение.

8. Я не считаю себя человеком, умеющим радовать других.

9. Как правило, я долго сомневаюсь и все взвешиваю, прежде чем сделать выбор и принять решение.

10. Я легко копирую жесты и мимику окружающих.

11. В компаниях я часто оказываюсь "белой вороной".

12. Ленивых и недисциплинированных — не люблю. Болтать горазды многие, а по-настоящему работать умеет мало кто.

13. У меня часто меняется настроение.

14. Я не люблю пустые высокие мечтания и предпочитаю жить реальной жизнью. Лучше ботинки почистить.

15. Я часто чувствую утомление и общую слабость.

16. Мои друзья поражаются моей бодрости и готовности работать.

17. Даже когда я не болен, я часто чувствую себя неважно.

18. Я верю в приметы и, пусть это смешно, почти всегда их соблюдаю.

19. Я люблю фантазировать, сочинять сцены и разыгрывать роли своих воображаемых героев.

20. Меня часто беспокоит моя душевная пустота, холодность, неспособность сопереживать близкому человеку.

21. Я знаю, как много среди людей завистливых, корыстных и недоброжелательных.

22. Я легко перехожу от слез к смеху.

23. Я иногда разозлюсь так, что теряю над собой всякий контроль.

24. Я довольно застенчив и пытаюсь это скрывать.

25. Я люблю общение с людьми.

26. Пессимист — это хорошо информированный оптимист.

27. Я часто тревожусь, что со мной или с моими близкими может случиться что-то страшное.

28. Я люблю быть в центре внимания окружающих.

29. Даже находясь в обществе, я обычно чувствую себя обособленным и одиноким.

30. Со мной часто не соглашаются, но в конце концов выясняется, что именно я оказываюсь прав.

31. Иногда я лягу спать с хорошим настроением, а проснусь — настроение никуда.

32. Нередко на меня находит состояние, когда ко мне лучше не подходить: в душе тоска, злость и раз­дражение.

33. У меня есть предрасположение к головной боли.

34. В жизни нет неразрешимых проблем, надо только верить в победу.

35. Мне часто не везет, и я уже к этому привык.

36. Бывает, мне трудно заснуть после того, как я це­лый день размышлял над своим будущим или какой-то проблемой.

37. Я люблю заводить новые знакомства.

38. Я часто не знаю, о чем еще говорить с челове­ком.

39. Меня считают энергичным, целеустремленным, умеющим добиваться своего.

40. Мои поступки зависят от настроения.

41. Возможно, я ревнив, но измену, как предательство, я не прощаю — по крайней мере в душе.

42. Я очень больно переживаю, когда мне делают замечания на людях.

43. Возможно, я действительно по жизни разбрасываюсь, но так хочется попробовать всего!

44. Утром мне трудно просыпаться: вроде бы и встал, а потом еще долго сохраняется вялость и подав­ленность.

45. Я не могу сдать работу, пока все не проверю и не буду убежден, что я все сделал именно так, как надо.

46. Я легко могу при желании как бы вселиться в другого и почувствовать то, что чувствует другой человек.

47. Я часто наблюдаю происходящее и со мной, и с другими как бы со стороны.

48. Да, я ревнив, но с этим ничего не поделаешь.

49. В людях я превыше всего ценю душевность, искренность и теп­лоту.

50. Я не люблю давать свои книги или другие вещи, а если даю, то слежу, чтобы их возвратили вовремя и в должном состоянии.

51. Когда мне приходится выступать перед людьми, я ужасно волнуюсь и боюсь сказать что-то не то или не так.

52. Я часто бываю как будто взведен, внутренне взбудоражен и тогда обязательно должен что-то делать.

53. Я иногда замечаю, что время словно устает и начинает течь медленно-мед­ленно.

54. Иногда ко мне привяжется какая-то пустяковая мысль, и я несколько дней не могу от нее отвлечься.

55. Я могу заболеть от одних только переживаний.

56. Мне часто приходят в голову необычные, стран­ные для окружающих мысли и ассоциации.

57. Нет врагов у того, кто ничего не делает. У меня враги есть.

58. Наверное, я мягкий человек, но я всегда слушаю свое сердце.

59. Я люблю писать красиво и аккуратно.

60. Я иногда устаю так сильно, что у меня начинает кружиться голова.

61. Если огорчения случаются, я о них быстро забываю.

62. Меня часто посещает состояние апатии, безраз­личия к окружающим и даже к себе самому.

63. Я не люблю ошибаться, и подготовительную черновую работу обычно выполняю так же медленно и тщательно, как и основ­ную.

64. Если я увлекаюсь, я всегда начинаю верить во все, что я говорю.

65. Иногда у меня возникает чувство, что все вокруг не­реально.

66. Многим не нравится, что я подавляю и бываю резок, но почти всегда это — по справедливости и по делу.

67. Многие считают меня наивным и излишне впе­чатлительным.

68. Есть люди, которые меня боятся и хотят по­ставить мне подножку.

69. Мне не хватает уверенности в себе.

70. Временами я много говорю и мне трудно остано­виться.

71. Чего во мне нет, так это юношеского жизнелю­бия.

72. Я сильно переживаю, когда не смог все пред­усмотреть и подвел окружающих.

Обработка ответов

Спасибо. Не устали? Таблица ответов устроена так, что личностные типы (акцентуации) закодированы суммой цифр по вертикальным ко­лонкам (подробное описание — чуть ниже). Соответственно, сложите ваши баллы в первой вертикальной колонке, потом во второй колонке и так далее и запишите результаты внизу под табличкой. У вас могут получиться суммы от –16 до +16.

А теперь к этим результатам можете подписать названия личностных типов под каждой из колонок. Названия очень страшные:

Истероид.

Шизоид.

Параноик.

Человек настроения.

Эпилептоид.

Астеник.

Возбужденный оптимист.

Депрессированный.

Тревожно-ответственный.

· Правда, детство вспоминается? Там также обзывались: "Шизик ненормальный!"

Да, так вот: чем больше данная сумма по данной колонке, тем более выражен у вас этот личностный тип. Едва ли все типы будут выра­жены у вас одинаково, скорее всего, будут несколько доминирующих типов, несколько слабо выраженных и несколько — антитипов.

· Хорошо, но что это значит? Хорошо это для вас — или плохо? И что с этим делать?

В крайнем выражении некоторые типажи оказыва­ются малопривлекательными субъектами, при средней же или малой выраженности — это просто индивиду­альные особенности человека, уместные в одних и не­уместные в других ситуациях. Если же какой-то типаж вам не симпатичен, а у вас он оказался выражен — приглядитесь, нет ли смысла поработать над собой. Если да, то для этого под рубрикой "Что делать?" подобраны упражнения, которые могут помочь компенсировать нежелательные особенности данного типа.

· Если же у вас резко выра­жен "Антитип" и вам это тоже не нравится, посмо­трите рекомендации "Антитипу".

Во многих случаях идут ссылки на упражнения для "Голубя", "Страуса" и "Ястреба" — имеется в виду тест "Что вы за Птица?" из моей книги "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день".

 

Истероид

Малыш, ты знаешь, у кого самая лучшая бабушка на свете? У меня.

Карлсон

В этом личностном типе два основных "ядра": с одной стороны — артистизм, легкость вживания в любую роль, с другой — желание выделиться, обратить на себя вни­мание окру­жа­ю­щих.

· Вы уже догадываетесь, как эти черты великолепно дополняют друг друга.

Истероид — художник жизни. С повышенной эмоциональностью, тонкими чувствами и образным мышлением, он творит яркую картину из всего, к чему он прикасается. Мастер детали, он теряется только при необходимости сухого репортажа, при необходимости канцелярски точно и упорядоченно изложить суть.

· Лицо его изобразит страдание...

Истероид виден с детства... Вот ребенок в центре комнаты декламирует стихи: наслаждаясь своим голосом, своей сочной и точной инто­нацией, всем телом вживаясь в образ и краем глаза ловя восхищение. Ура, аплодисменты! Но вот взрослые садятся за стол и о нем забывают... Он снова про­бует обратить на себя внимание, не получает­ся — начинает крутиться под ногами, кончая тем, что тянет на себя скатерть. Его ругают, наказывают, он закатывает истерику... Не волнуйтесь, все в порядке, он получил то, что хотел: вни­мание.

Повзрослев, он также лезет в центр любой компании и бывает огорчен и обижен, если в центре оказывается кто-то другой. Чтобы быть замеченным, он громко и красиво говорит, любит картинные позы, одевается модно — или, наоборот, демонстративно небрежно. Если в близких ему кругах пошло увлечение хиппи, он будет первый хиппи, если в моде йога, он йог, и вам об этом обязательно расскажет.

· Немного преувеличив свои достижения.

Если им увлеклись и ему поверили, он может стать и лидером, но обычно ненадолго, потому что на словах он сильнее, чем в делах. С ним легко договориться, он легок на подъем, но не обязателен: много обещает, мало выполняет. Он первый, кто будет говорить об Ответственности и Совести, однако потом, в деле, все как-то естественно забывается. В трудной, опасной ситуации он может и струсить, и предать, но очень тихо и незаметно.

· Особенно от себя самого.

Если компания от него отворачивается, он говорит, что разоча­ровался в этих людях и ищет зрителей новых. Для него действительно несложно поменять и друзей, и работу, хотя бы потому, что он ни к кому сильно не привязывается и внутри хорошо защищен. Для него не будет трагедией, если его девушка танцует не с ним: "Она с другим? Ну и дура, и не надо, другую приглашу”.

· И пригласит, и будет очарован ею и разочарован жизнью...

При внутренней легкости внешне он — любитель драм. Его ревность — жестокая ревность, его отчаяние — предельное, особенно при внимательных зрителях. Он будет кричать: "А, ты меня покидаешь!", рвать волосы — и на себе, и на других, а если не поможет, пойдет даже на самоубийство.

· Точнее, на попытку самоубийства. Особенно если истероид — женщина.

Порежет вены на предплечье — но неглубоко, съест таблетки из аптечки — но немного и, как правило, позаботится, чтобы окружающие о его намерениях вовремя узнали. Очень "тайно" признается, что собирается повеситься, поинтересуется, где достать сильнодействующий яд, перед прыжком из окна будет долго и истерич­но кричать, чтобы его (ее) удержали, а под транспорт будет бросаться обязательно на глазах у прохожих.

· А еще лучше — на глазах у виновника, чтобы тот сильнее прочувствовал глубину его несчастья.

Конечно, самоубийс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.159 с.)