Тема 14: графический язык, язык символов. Сокращения. Как делаются научные открытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14: графический язык, язык символов. Сокращения. Как делаются научные открытия.



Грамматика: Отношение цели в простом и СПП.

Задание №1.

Составьте предложения со следующими омонимами.

Мир (Вселенная, Земля) – мир (отсутствие войны, вражды), свет (физическое явление) – свет (Вселенная).

Задание №2.

Подберите синонимы из справок к следующим словам: неожиданный, замаскированный, большой, громадный, изучающий, срочный, необыкновенный, созидательный.

Слова для справок:

Непредвиденный, скрытый, творческий, исключительный, исследовательский, колоссальный, титанический.

Задание №3.

Трансформируйте глагольные словосочетания в именные.

Поставить проблему, открыть новые явления, свойства, закономерности, выявить задачу исследования, искать пути решения, выбирать способ решения, осознать наметившееся решение, подходить к завершающей фазе, открыть тайны.

Образец: поставить проблему – постановка проблемы.

Задание №4.

Образуйте наречия от прилагательных.

Убедительное доказательство, научное объяснение, гениальное решение, систематическое повторение, внезапное решение.

Задание №5.

Раскройте скобки и запишите полученные словосочетания.

Требовать (немедленное решение), есть много (новый, неизвестный, непредвиденный, непонятный, скрытый), выявление (задача исследования), попытка (разрешение проблемы), поиск (ответ на поставленный вопрос), состояние (подъем, вдохновение), искать (новая проблема).

Задание №6.

Найдите в тексте «Как делаются научные открытия» антонимы и синонимы.

 

Задание №7.

Прочитайте текст. Назовите основные этапы работы ученого над открытием.

Как делаются научные открытия?

Желание – это великая вещь

Ибо за желанием следует Действие и Труд, а Труд почти всегда сопровождается Успехом. Желание открывает ворота блестящему и радостному успеху.

Луи Пастер

1. Вся жизнь человека и, прежде всего, практическая деятельность ставят столько важных проблем, что человечество постоянно в поиске. Возникновение таких проблем (трудностей, неожиданностей) означает, что в окружающей действительности есть еще много неизученного, непонятного, необъяснимого, неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо в процессе трудовой деятельности, творчества так подходить к познанию явлений объективной действительности, чтобы суметь объяснить сущность новых явлений, их свойства и закономерности.

2. Процесс, в результате которого человек находит что – то новое, до того неизвестное, называют творческим. Таков мыслительный процесс. Уже великие философы Древней Греции задумывались в этой связи над следующим вопросом: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если знаем, что ищем, и что же нам искать? В этой формулировке выступает очень сложная и во многом до сих пор неясная проблема творчества.

3. В творчестве и научных открытиях многие склонны усматривать настолько исключительное явление, что, по их мнению, они доступны лишь немногим гениальным людям. Конечно же, великие научные открытия не настолько повседневные явления, чтобы не поражать воображение людей.

4. Процесс исследовательской работы начинается, в подлинном смысле слова, с выявления точки приложения исследовательской мысли, т.е. выявления задачи исследования. Это самый важный этап, который проходит мысль ученого в процессе поиска ответа на поставленный вопрос.

5. Поиски путей решения задачи обычно осуществляются так, что ученому, изобретателю приходится перебирать множество различных и многообразных способов в зависимости от характера самой задачи. Но для каждого исследователя на этом этапе характерно одно – колоссальный, титанический труд, который сопровождается успехом и неудачами, радостями и огорчениями, восторгом и унынием, труд, когда человек ложится спать и встает мыслями о волнующей его проблеме. Отсюда понятно то определение, которое дал Ньютон, когда его спросили, что такое, по его мнению, гений: «Гений – это труд». Гений – это прежде всего гениальный труженик, затем человек, обладающий в высшей мере способностью решать сложные мыслительные задачи так, как никто до него их не решал.

6. Следующий этап на пути решения задачи – осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. научного предположения о способах решения конкретной проблемы. В связи с этим нужно упомянуть о таком этапе творческой работы, когда нужное решение приходит как бы само собой, внезапно, так, что человек испытывает состояние особого подъема, вдохновения, желания работать. Не случайно П. И. Чайковский говорил, что «вдохновение такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

7. Когда проверка гипотезы в ходе эксперимента (опыта) заканчивается, исследовательский процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному выводу по данному вопросу, т.е. к решению поставленной проблемы. Как отмечают многие ученые, эта завершающая фаза работы над открытием (изобретением) представляет для них мало интереса. Они начинают искать новую проблему. Приходится согласиться со словами Ф. М. Достоевского о том, что «Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а тогда, когда открывал ее».

8. Как видите, на пути к научному открытию (изобретению) человек должен отдать любимому делу всю силу своей страсти, характера, темперамента, интеллекта, работать так, что не каждому под силу вынести такое напряжение духовных и физических сил. И только тогда благодарная Природа откроет перед нами свои тайны.

Задание №1.

Коротко запишите основную мысль каждого абзаца. Озаглавьте каждый абзац.

Задание №2.

Ознакомьтесь с моделью смысловой структуры текста «Как делаются научные открытия?». Найдите в тексте фрагменты, соответствующие компонентам данной модели:

1. Подведение к мысли о закономерности появления научных открытий.

2. Определение содержания творческого процесса.

3. Описание этапов решения исследовательской задачи.

4. Выводы.

Задание №3.

Составьте вопросы к абзацам текста и ответьте на них, используя текст.

Задание №4.

Читая статью, отметьте в ней те основные положения, которые помогут вам ответить на вопрос, как делаются открытия?

 

 

Задание №5.

Определите стиль и тип текста «Как делаются научные открытия?». Дайте развернутое обоснование своего решения.

Задание №6.

Расскажите об одной из проблем, решаемых в настоящее время в изучаемой вами отрасли науки. При подготовке к выполнению задания используйте журналы по вашей специальности.

Запомните:

Для выражения значения цели ( зачем? с какой целью?) в русском языке служат: 1)наречие цели (сделать назло); 2)существительные в косвенных падежах с различными предлогами (позвать на помощь, стараться ради общего дела); 3) неопределенная форма глаголов (пришел помочь, зашел поговорить); 4) деепричастные обороты, (стремясь увидеть, желая помочь), а также придаточная часть цели в сложноподчиненных предложениях, присоединяемая к главной части союзами чтобы, для того, затем, чтобы.

Например: Чтобы провести эксперимент, нужны лаборатории. Для того чтобы доказать свое открытие, ученый должен доказать все на практике.

Задание №1.

Подберите примеры к указанным способам выражения обстоятельства цели, используя следующие предложно – именные сочетания.

1. Существительные в винительном падеже с предлогом на: тратить (дать) время на эксперимент, позвать на помощь.

2. Отглагольные существительные в винительном падеже с предлогом в (официальной и деловой речи): привести много фактов в подтверждение, принять меры предосторожности во избежание несчастного случая.

3. Существительные в родительном падеже с предлогом ради: жертвовать временем ради эксперимента, рисковать жизнью ради доказательства, лишиться сна ради дела.

Задание №2.

Составьте предложения с глаголами – сказуемыми, при которых употребляется инфинитив цели.

1. Инфинитив при глаголах движения: хочу заниматься, зайду поговорить.

2. Инфинитив при глаголах со значением положения в пространстве: сел поработать, лег отдохнуть.

3. Инфинитив при глаголах со значением волеизъявления, побуждения к действию: позвал проверить, идите собираться (в дорогу).

Задание №3.

Составьте предложения с данными именными группами в роли обстоятельства цели, а затем запишите синонимичные им придаточные цели с союзом чтобы.

1. Необходима для эксперимента… 2. Для эксперимента нужна лаборатория…

Задание №4.

Используя данные ситуации, составьте предложения с инфинитивом в простом и сложном предложении.

 

1. Вы пришли в лабораторию. Вам надо подобрать материал для эксперимента.

2. Ученый остался после рабочего дня в лаборатории. Ему нужно повторно провести эксперимент.

Задание №5.

Используя ситуации, составьте предложения с конструкциями цели в простом и сложном предложении.

 

1. Вы ходили в библиотеку и подбирали там материал к научному докладу. Зачем вы ходили в библиотеку?

2. Докладчик привел веские аргументы и тем самым подтвердил свою мысль. Зачем докладчик привел веские аргументы?

Задание №6.

Допишите предложения, используя конструкции со значением цели в простом и сложном предложении.

Ученые собрались на симпозиум (обсудить вопросы использования атомной энергии в мирных целях). Ученые провели многочисленные эксперименты (проникнуть в тайны космического пространства). Нужны эксперименты (отличить истинные от ложных). Д. И. Менделеев записал на отдельные карточки все известные химические элементы.(составить химическую систему). Для открытия периодического закона нужны были не только знания, но и гениальность, тонкая интуиция исследователя (представить их в системе и проследить скрытую в них закономерность).

Задание №7.

Составьте из 2-х предложений СПП с придаточным цели.

1.Гипотеза выдвигается идеей. Она определяет направление и объем теоретических разработок. 2. Эксперимент проводится. Проверить теоретические положения, подтверждение рабочей гипотезы. 3. Практика нужна. Доказательства истинности познания.

 

Запомните:

Группа взаимосвязанных законченных предложений (простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем текста или устного высказывания, образуют сложное синтаксическое целое (ССЦ).

Смысловая связанность текста подчеркивается формальными средствами связи между отдельными самостоятельными предложениями и между информативными частями текста. Такие средства (скрепы) используется для сцепления соседних предложений (контактная связь), а также целых частей текста, находящихся на большом расстоянии друг от друга (дистантная связь). В роли средств контактной связи выступают союзы, союзные слова, местоимения, числительные, видо - временные формы глагола. В роли средств дистантной связи – вводные слова, словосочетания (подводя итоги) и целые предложения (итак, что такое эксперимент?).

Текст, в котором имеются абзацы, улучшают восприятие текста. Как отрезок текста абзац выделяет смысловые границы, отделяет одну микротему от другой, подчеркивает эмоционально - выразительные свойства текста. Функция абзаца может быть композиционно – смысловой и систематической.

Если с помощью абзаца выделяются смысловые границы и осуществляется переход от одной микротемы к другой, то из первых предложений абзацев можно составить сжатый вариант текста.

Проявлением единства содержания текста являются композиционные части текста и предложения. Эти связи могут быть синтаксическими, лексическими и лексико – синтаксическими.

К синтаксическим средствам связи относятся: союзы и союзные слова, вводные и модальные слова, частицы, видо – временные формы глаголов – сказуемых, деепричастные обороты, порядок слов в предложении.

К лексическим средствам связи предложений относятся слова, семантика которых раскрывается только в последующих предложениях, а в самом предложении такие слова оказываются семантически неполными. Например: счастье, красота, терпение и др. Эти слова, находясь в первом предложении, становятся смысловым центром всего единства.

К лексико – семантическим средствам связи относятся повторы – лексические и семантические. Повтор является одним из основных средств сцепления предложений в ССЦ.

Неоправданный повтор, возникающий из – за неумения найти средства, исключающие повторение одних и тех же слов, является стилистической погрешностью.

Синонимическая замена позволяет избежать повтора при необходимости называть одно и то же лицо (предмет, явление и т.д.) несколько раз.

Синонимия добавляет новую черту к характеристике предметов, явлений, действий.

 


Задание №1.

Озаглавьте каждую микротему абзаца текста. «Как делаются научные открытия?». Обратите внимание на последовательность абзацев в тексте. Можно ли ее изменить? Найдите в тексте такое предложение, содержание которого вне текста окажется неполным.

Задание №2.

Найдите в тексте «Как делаются научные открытия» предложения, в котором использованы средства контактной связи, в скобках напишите слово, известное из предшествующего предложения. Выпишите предложения, в котором использованы средства дистантной связи.

Задание №3.

Определите, где в тексте «Как делаются научные открытия» абзац выделяет смысловые отрезки текста.

 

Задание №4.

Докажите, что в тексте «Как делаются научные открытия» тексте – абзаце первое предложение является его основной частью, второе и третье … комментирующие, а последующие содержит вывод.

Задание №5.

Найдите в тексте «Как делаются научные открытия» структурно – смысловые связи в составе ССЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.036 с.)