Лексика с точки зрения происхождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексика с точки зрения происхождения



 

I. Исконно русская II. Заимствованная

       
 
   
 


общеславянская

восточнославянская из славянских языков из неславянских языков

собственно русская

из старослав. языка из других слав. языков англ. нем. франц. греч. и т.д.

Задание 2.

Определить, к какой группе по происхождению относятся слова: 1) французские; 2) немецкие; 3) английские; 4) тюркские; 5) итальянские; 6) греческие; 7) латинские; 8) голландские.

1. Концерт, композитор. 2. Алтын, башмак. 3. Финиш, матч. 4. Гавань, флот. 5. Сюжет, вуаль. 6. Бутерброд, цех. 7. Цирк, экземпляр. 8. Философия, синтаксис.

 

2 вариант:

Задание 1. Проиллюстрировать каждый из подпунктов представленной схемы «Лексика с точки зрения происхождения» своими примерами (3 примера на каждый случай).

Лексика с точки зрения происхождения

I. Исконно русская II. Заимствованная

       
 
   
 


общеславянская

восточнославянская из славянских языков из неславянских языков

собственно русская

из старослав. языка из других слав. языков англ. нем. франц. греч. и т.д.

Задание 2.

Определить, к какой группе по происхождению относятся слова: 1) французские; 2) немецкие; 3) английские; 4) тюркские; 5) итальянские; 6) греческие; 7) латинские; 8) голландские.

1. Синоним, антоним. 2. Январь, февраль. 3. Ария, тенор. 4. Джунгли, митинг. 5. Амплуа, ресторан. 6. Эмиграция, эмиссия. 7. Кибитка, тулуп. 8. Патронташ, циферблат.

 

Контрольная работа № 8

Тема 8. Фразеология русского языка. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: дайте характеристику данным фразеологизмам.

1 вариант:

Задание 1. Проиллюстрируйте следующие разновидности фразеологизмов: а) книжные; б) разговорные; в) просторечные. На каждый случай подберите не менее 3 примеров.

Задание 2. Объясните значение данных фразеологизмов: дамоклов меч; мозолить глаза; положить на обе лопатки; точить лясы; одного поля ягоды.

 

2 вариант:

Задание 1. Проиллюстрируйте следующие разновидности фразеологизмов: а) книжные; б) разговорные; в) просторечные. На каждый случай подберите не менее 3 примеров.

Задание 2. Объясните значение данных фразеологизмов: пальцем не шевельнуть; разводить тары-бары; крик моды; любви все возрасты покорны; раззвонить во все колокола.

Контрольная работа № 9

Тема 9. Морфемика. Морфемная структура слова. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание:

1 вариант: Выполните морфемный разбор слов: расскажешь, молчание, соединиться, сложение, писатель, новизна, домище, шутник.

 

2 вариант: Выполните морфемный разбор слов: ягодка, деление, хранитель, детина,

очищение, испарина, выслужиться, отваривать.

Контрольная работа № 10

Тема 10. Словообразование. Основные способы словообразования. (2 часа)

Продолжительность 5 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание:

1 вариант: Выполните словообразовательный разбор слов: носоглотка, разговорчивость.

2 вариант: Выполните словообразовательный разбор слов: пригород, лесостепь.

II СЕМЕСТР

 

Контрольная работа № 1

Тема 1. Морфология. Морфология как учение о частях речи и их парадигмах. Имя существительное. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: на основании теоретических знаний отработать практические на­выки выделения лексико-грамматических разрядов имен существительных, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполнить морфологический разбор имени существительного по схеме, представленной в учебнике «Современный русский язык» под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 58.

1 вариант: Гром мостовой и экипажей с улицы отзывался дребезжанием в цельных окнах…

2 вариант: В Москву тащится Русь в зимних кибитках, по зимним ухабам, сбывать и закупать…

Контрольная работа № 2

Тема 2. Имя прилагательное. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: сформировать навыки проведения морфологического анализа имени прилагательного, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполнить морфологический разбор имени прилагательного по схеме, представленной в учебнике «Современный русский язык» под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 75-80.

1 вариант: Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен (Н.Гоголь).

2 вариант: В Будапеште на Всемирном конгрессе молодежи мы встретили разноязыких девушек и молодых людей с белой, красной, бронзовой, оливковой кожей (Б.Полевой).

Контрольная работа № 3

Тема 3. Имя числительное. (2 часа)

Продолжительность 5 мин.

Цель: сформировать умения и навыки склонения имени числительного, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание:

1 вариант: просклоняйте числительное 645.

2 вариант: просклоняйте числительное 728.

 

Контрольная работа № 4

Тема 4. Местоимение. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: сформировать умения и навыки проведения морфологического анализа местоимения, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполнить морфологический разбор местоимения по схеме, представленной в учебнике «Современный русский язык» под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 157.

1 вариант: Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах (А. Чехов).

2 вариант: И вот особняком стоит наша ночная фиалка от всех ятрышников (В.Солоухин).

Контрольная работа № 5

Тема 5. Глагол. (2 часа)

Продолжительность 30 мин.

Цель: проверка знаний по теоретической части курса.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие семантические и грамматические свойства отличают глагол от имени существительного?

3. Что такое инфинитив и в чем состоит его отличие от других глагольных форм?

4. В чем проявляется сущность категории вида глагола?

5. Какие вам известны точки зрения на категорию вида? Сопоставить их. Что представляется вам более убедительным: вид - грамматическая катего­рия? вид - явление словообразования или что-то третье?

6. Как вы понимаете термин "видовая пара глагола"?

7. Какими способами образуются видовые пары?

8. Какие глаголы называются двувидовыми?

9. Какие глаголы относятся к одновидовым глаголам совершенного и несовершенного вида?

10. Каким образом выражаются различные способы глагольного дей­ствия? 11.Какова семантика глаголов различных способов глагольного дей­ствия?

12. В чем проявляется связь способов глагольного действия с категорией вида глагола?

13. Какие основы глагола называются формообразующими?

14. Как может быть получена основа инфинитива?

15. Как выделяется основа настоящего времени?

16. В чем сущность категории наклонения глагола?

17. Как образуются формы повелительного и сослагательного наклоне­ний?

18. В каких случаях одно наклонение употребляется в значении другого наклонения?

19. Как квалифицируются формообразующие суффиксы повелительно­го наклонения (-и; нулевой аффикс, -те) в учебной и научной литературе?

20. В чем сущность категории времени глагола?

21. Каковы средства выражения категории времени?

22. Как образуются формы времени?

23. Как проявляется категориальное значение времени глагола при упот­реблении форм настоящего времени глагола (прошедшего, будущего)?

24. В каких случаях форма данного времени употребляется в значении формы другого времени?

25. В чем заключается связь между категориями времени, наклонения и вида?

26. Какое влияние на значение прошедшего времени оказывает вид гла­гола?

27. Что понимается под категорией лица глагола?

28. Каковы значения категории лица глагола?

29. Что является показателями лица глагола?

30. Какие значения имеют безличные глаголы?

31. Что такое спряжение глагола и как определить его тип?

 

Контрольная работа № 6

Тема 6. Глагол. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: сформировать умения и навыки проведения морфологического анализа глагола, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполнить морфологический разбор глагола по схеме, представленной в учебнике «Современный русский язык» под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 109.

1 вариант: Я думал, сердце позабыло способность легкую страдать… (А.С.Пушкин).

2 вариант: Я думал, сердце позабыло способность легкую страдать … (А.С.Пушкин).

 

Контрольная работа № 7

Тема 7. Причастие. Деепричастие. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: на основе теоретических знаний сформировать практические навыки морфологического анализа причастия как особой синкретичной части речи, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполнить морфологический разбор причастия по схеме, представленной в учебнике «Современный русский язык» под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 166-170.

1 вариант: А иной раз современный вокалист, посланный за рубеж для совершенствования своего искусства, еще не овладев основами своей национальной школы, пытается «петь, как итальянец».

2 вариант: Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку.

Контрольная работа № 8

Тема 8. Наречие. Безлично-предикативные слова (слова категории состояния). (2 часа)

Продолжительность 20 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание:

1 вариант

1. Перечислите морфологические свойства наречия.

2. Каковы синтаксические свойства наречия?

3. Почему категория состояния имеет такое название?

4. Кто из ученых ввел этот термин в язык науки?

5. По каким признакам слова категории состояния группируются в самостоятельную часть речи?

6. С какими частями речи соотносятся слова категории состояния и чем они отличаются от них?

7. Выполните задания:

а) определите частеречную принадлежность слова красиво в следующих предложениях:

Мальчик рисовал красиво.

В комнате красиво.

Платье было красиво.

б) выпишите наречия:

мелочь сплошь отрежь полночь кое-кто тут навзничь дотла насмарку наобум досыта кое-как

в) откройте скобки, вставьте пропущенные буквы:

(В)двое, (на)стеж., (за)муж, (по)городскому, точ..(в) точ.., (с)лева, (из)далека, (в)дребезги, (по)близости, (по)добру(по)здорову, (во)вторых.

2 вариант

1. Перечислите морфологические свойства наречия.

2. Каковы синтаксические свойства наречия?

3. Почему категория состояния имеет такое название?

4. Кто из ученых ввел этот термин в язык науки?

5. По каким признакам слова категории состояния группируются в самостоятельную часть речи?

6. С какими частями речи соотносятся слова категории состояния и чем они отличаются от них?

7. Выполните задания:

а) определите частеречную принадлежность слова красиво в следующих предложениях:

Мальчик рисовал красиво.

В комнате красиво.

Платье было красиво.

б) выпишите наречия:

мелочь сплошь отрежь полночь кое-кто тут навзничь дотла насмарку наобум досыта кое-как

в) откройте скобки, вставьте пропущенные буквы:

(В)двое, (на)стеж., (за)муж, (по)городскому, точ..(в) точ.., (с)лева, (из)далека, (в)дребезги, (по)близости, (по)добру(по)здорову, (во)вторых.

 

Контрольная работа № 9

Тема 9. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. (2 часа)

Продолжительность 20 мин.

Цель: проверка знаний по теоретической части курса.

Практическое задание: письменно ответить на вопросы и привести примеры.

1. Перечислите служебные части речи.

2. Каковы синтаксические свойства служебных частей речи?

3. На какие группы делятся союзы по синтаксической функции? Приведите примеры союзов.

4. На какие группы делятся предлоги по происхождению?

5. Какие частицы являются формообразующими? Приведите примеры формообразующих частиц.

6. Приведите примеры производных междометий.

 

Контрольная работа № 10

Тема 10. Модальные слова. Междометия. Звукоподражания. Вопрос о звукоподражательных словах.(2 часа)

Продолжительность 15 мин.

Цель: закрепить теоретический материал по теме; на основе теоретических знаний сформировать навыки выделе­ния и характеристики модальных слов, междометий, звукоподражаний, проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание:

1. Спишите. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

А) Вы, верно, переведены сюда из России? Вы верно решили задачу. Б) Смотри, однако, Вера, будь осторожна. Алёша догадывался, что капитан появился в совхозе совсем не случайно. Однако хитрая политика отца ничуть его не обидела. В) Человек значит неизмеримо больше, чем принято о нём думать. Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли: значит, солнце уже склонилось за полдень.

2. Спишите. Подчерните междометия 1 чертой.

– Вот это да! Учительница называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала. – Господи, с вами буквально нельзя говорить! – воскликнул Митя. – Ааа! – промычал Вронский, схватившись за голову.

3. Спишите. Подчерните звукоподражания 1 чертой.

– Та – та – та… – залился за холмом пулемёт.

– В-з-з– в-з-з…– жарко пели неугомонные комары.

 

III СЕМЕСТР

 

Контрольная работа № 1

Тема 1. Синтаксис. Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса. (2 часа)

Продолжительность 50 мин.

Цель: проверка остаточных знаний по практической части курса.

 

Диктант (с лингвистическим анализом текста)

 

Дружеский шёпот реки оказал мне настоящую услугу. Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх дни­щем. Теперь её уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплёски­вала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из неё, тревожно размахивая не потонувшими ещё верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и ветлы. За ними тёмные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. На вырубке белели доски, свежие брёвна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на мо­их глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел всё это: реку с кудрявыми берегами и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш.

(По В. Короленко)

Задание

1 вариант

1. Что изучает синтаксис?

2. Выполните фонетический анализ слова всё.

3. Дайте орфографический коммента­рий слов: схваченный, зубчатою, величавые, вырубке, саженях, шорохом, шаловливые, переполняясь, плескались.

4. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова затонувших.

5. Подчеркните одной чертой в последнем предложении текста союзы.

2 вариант

1. Что изучает пунктуация?

2. Выполните фонетический анализ слова я.

3. Дайте орфографический коммента­рий слов: ожидании, парохода, укладывался, покачивало, торопилась, приплёски­вала, свёртывались, развивались, желтовато-белой.

4. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова (в) ожидании.

5. Подчеркните одной чертой в тексте имена числительные.

 

Критерии оценки:

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если студент не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 

Контрольная работа № 2

Тема 2. Словосочетание и предложение. Типы словосочетаний. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполните разбор выделенных словосочетаний по схеме.

1 вариант: Оленька не отличалась красотой, но Степан был особенный человек: ему всегда нравились девушки с каким-нибудь недостатком. Если у девушки неровные зубки и она шепелявит, Степана это умиляло. Если девушка ходить не умеет, переваливается уточкой, Степан в восторге от нее. Он, правда, никогда не выказывал своего восторга. У него только ласково темнели серые задумчивые глаза (Шукшин).

2 вариант: Оленька не отличалась красотой, но Степан был особенный человек: ему всегда нравились девушки с каким-нибудь недостатком. Если у девушки неровные зубки и она шепелявит, Степана это умиляло. Если девушка ходить не умеет, переваливается уточкой, Степан в восторге от нее. Он, правда, никогда не выказывал своего восторга. У него только ласково темнели серые задумчивые глаза (Шукшин).

 

Контрольная работа № 3

Тема 3. Простое предложение.Типы предложений по классификационным характеристикам. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполните разбор простого предложения по схеме.

1 вариант: Всю неделю низко висело отяжелевшее небо.

2 вариант: Ветер кружил и пересыпал снег, шершавым языком зализывал санные пути и тропки, ровнял овраги.

3 вариант: В июле дети отдыхали в летнем лагере.

4 вариант: Они едут по дороге в долине широкой речки.

5 вариант: Под деревом мальчики нашли большой гриб.

6 вариант: В июле дети отдыхали в летнем лагере.

7 вариант: В наши дни русский язык активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

8 вариант: Старшим начальником в Крымской оказался подполковник Ковалевский – старый кавказский служака с орденами, одышкой и многочисленной семьей.

9 вариант: Краем детства я застал во многом еще патриархальную, деревенскую жизнь Абхазии и навсегда полюбил её.

10 вариант: Мать – грузная, толстая женщина, с синими цыганскими волосами – сидела в кресле, и пухлые щеки ее блестели от слез.

11 вариант: Свежие, почти сверкающие лапти блестели на его крепких ногах.

12 вариант: Ветер возникает при совершенно безоблачном небе и с каждым новым порывом толчками крепчает.

 

Контрольная работа № 4

Тема 4. Простое двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. (2 часа)

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Продолжительность 10 мин.

Практическое задание: выполните разбор простого предложения по схеме.

1 вариант: Львиную долю всей площади Тихого океана занимает колоссальная впадина округлой формы.

2 вариант: Он был свидетелем и участником многих чудес.

3 вариант: Все свойства поэтического произведения находят соответствие на свойствах слова.

4 вариант: Сложен и многоцветен мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении.

5 вариант: Мы с рождения впитываем в себя воз­дух и картины своей родины.

6 вариант: Дружеский шёпот реки оказал мне настоящую услугу.

7 вариант: Теперь её уже взмывало и покачивало приливом.

8 вариант: Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплёски­вала почти к самым моим ногам.

9 вариант: Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше.

10 вариант: По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены.

11 вариант: По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из неё, тревожно размахивая не потонувшими ещё верхушками.

12 вариант: На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и ветлы.

 

Контрольная работа № 5

1.1.2 Тема 5. Односоставные предложения. Нечленимые предложения. Полные/неполные предложения (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполните разбор простого предложения по схеме.

1 вариант: Без любви, без счастья по миру скитаюсь.

2 вариант: Леса везде повырубали.

 

Контрольная работа № 6

Тема 6. Осложненное предложение. Способы осложнения простого предложения. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: выполните разбор простого осложнённого предложения по схеме.

1 вариант: Близко прогремел гром, заставив всех вздрогнуть.

2 вариант: Ах, милый мой, жизнь так прекрасна!

 

Контрольная работа № 7

Тема 7. Сложное предложение: общая характеристика (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор сложного предложения по схеме.

1 вариант: Мы оба с сестрой плакали мать тоже плакала.

2 вариант: Решение Лизы сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил точно от ниспосланного мира.

 

Контрольная работа № 8

Тема 8. Сложносочиненное предложение. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор сложносочиненного предложения по схеме.

1 вариант: Ночью, говорят легенды, в определенное время года раскрываются холмы, и льющийся из них странный неземной свет манит случайных путников в страну сидов-карликов, ушедших под землю в давние времена.

2 вариант: За громадной тучей дыма не было видно пламени но дым прямо летел по ветру на усадьбу и чувствовался в комнатах горький запах его.

 

Контрольная работа № 9

Тема 2. Сложноподчиненное предложение. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор сложноподчиненного предложения по схеме.

1 вариант: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.

2 вариант: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух.

 

Контрольная работа № 10

Тема 10. Сложноподчиненное предложение. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор сложноподчиненного предложения по схеме.

1 вариант: Я заметил, что с места, на котором он сидел, хорошо просматривалась дорога.

2 вариант: Дом был настолько ветх и дряхл, что звучал во время непогоды, как поющая раковина.

 

Контрольная работа № 11

Тема 11. Бессоюзное сложное предложение. (2 часа)

Продолжительность 8 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор бессоюзного предложения по схеме.

1 вариант: Маяк не горел зимой он был не нужен (Пауст.).

2 вариант: Вы не работаете над фразой ее надо делать в этом искусство (Ч.).

 

Контрольная работа № 12

Тема 12. Многочленные сложные предложения. Период. Абзац. ССЦ. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор многочленного сложного предложения по схеме.

1 вариант: Борис внимательно слушал того, кто говорит, ожидая своего череда, но вместе с тем успевал несколько раз оглядываться на свою соседку, красавицу Элен, которая с улыбкой несколько раз встретилась глазами с красивым молодым адъютантом./Л.Т./

2 вариант: Ещё была зима, но солнце уже начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд уже прошёл верст десять, пригревало так, что становилось жарко.

Контрольная работа № 13

Тема 13. Многочленные сложные предложения. Период. Абзац. ССЦ. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте знаки препинания, выполните разбор многочленного сложного предложения по схеме.

1 вариант Я глянул, и то, что увидел, превысило мои ожидания.

2 вариант: Он действительно заинтересовал меня, и я был очень раздосадован, когда через четверть часа мы подъехали к питомнику.

 

Контрольная работа № 14

Тема 2. Предложения с чужой речью. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: спишите и расставьте знаки препинания

1 вариант: как при диалоге,

2 вариант: как при прямой речи.

Ваши удостоверения? она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? спросил Коровьев, удивляясь.

Вы – писатели? в свою очередь, спросила гражданка.

Безусловно, с достоинством ответил Коровьев.

Ваши удостоверения? повторила гражданка.

Прелесть моя… начал нежно Коровьев.

Я не прелесть, перебила его гражданка.

О, как это жалко, разочарованно сказал Коровьев и продолжал: – Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? обратился Коровьев к Бегемоту. (…)

Достоевский умер, сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

Протестую, горячо воскликнул Бегемот. Достоевский бессмертен!

Ваши удостоверения, граждане, сказала гражданка.

Помилуйте, это, в конце концов, смешно, не сдавался Коровьев, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове? Или в этой голове? и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.

 

Контрольная работа № 15

Тема 15. Пунктуация. Основы русской пунктуации. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их расстановку.

1 вариант:

Когда Кипренский писал портрет Пушкина поэт был озабочен хотя и пытался шутить. Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить не в лицо поэта бывшее в то время утомленным и даже чуть желтоватым а в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту блеск и спокойствие а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу (Паустовский).

2 вариант:

Скромно вошла зима в березовую рощу улеглась и сразу все вокруг заискрилось побелело. Но вот стукнул мороз распушил инеем верхушки деревьев одел их в белоснежный наряд и ясная палитра приобрела кристальную ясность (Панфилов).

 

Контрольная работа № 16

Тема 16. Пунктуация. Основы русской пунктуации. (2 часа)

Продолжительность 10 мин.

Цель: проверка знаний по практической части курса.

Практическое задание: приведите по 1 примеру синтаксических построений, при постановке знаков препинания в которых чаще всего встречаются следующие виды ошибок:

1 вариант:

1) пропуск знака препинания;

2) постановка лишнего знака препинания;

3) замена одного пунктуационного знака другим.

2 вариант:

1) замена одного пунктуационного знака другим;

2) постановка знака в том месте, где он не должен стоять (неправильное выделение границ определяемого оборота);

3) неправильная последовательность при расстановке знаков препинания при их сочетании.

 

Критерии оценки:

При оценке выполненияписьменных (проверочных) работ рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если студент в полном объеме владеет знаниями и навыками применения знаний по лингвистике в процессе анализа языковых явлений в единстве их формы и содержания;

Оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания, умеет выявлять языковые единицы и применять общие знания о них в процессе лингвистического анализа языковых фактов, но допускает единичные ошибки.

Оценка «3» ставится, если студент владеет знаниями поверхностно, делает ошибки при выявлении языковых единиц и при применении общих знаний о них в процессе лингвистического анализа;

Оценка «2» ставится, если студент не владеет знаниями, не умеет выявлять языковые единицы и применять общие знания о них, а также основные навыки лингвистического анализа.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении письменных заданий, при выведении оценки учитываются.

 

 

Составитель ________________________ Т.Г. Борисова

(подпись)

«____»__________________20 г.

 

министерство ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Кафедра русского языка

Итоговые контрольные работы

по дисциплине_ Современный русский язык _

(наименование дисциплины)

 

Разделы 1-2. «ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ»

 

Душа моя тиха. В натянутых струнах

Звучит один порыв, здоровый и прекрасный,

И льётся голос мой задумчиво и страстно.

И звуки гаснут, тонут в небесах…

Один лишь есть аккорд, взлелеянный ненастьем,

Его в душе я смутно берегу

И с грустью думаю: «Ужель я не могу

Делиться с Вами Вашим счастьем?»

Вы не измучены душевною грозой.

Вам не узнать, что в мире есть несчастный,

Который жизнь отдаст за мимолётный вздох.

 

1. Затранскрибируйте текст.

2. Найдите 2-3 пример



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.284 с.)