Исследования игры в отечественной психологии и педагогике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования игры в отечественной психологии и педагогике.



1. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Согласно взгля­дам этих авторов, происхождение игры тесно связано с происхождени­ем искусства. Игра, как и искусство, вызвана избытком жизненных сил.

Для Ф. Шиллера игра - это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является условием возникнове­ния эстетического наслаждения, которое доставляется игрой.

Г. Спенсер ставит проблему избытка сил в более широкий эволюционно-биологический контекст. Чем выше на эволюционной лестнице на­ходится животное, тем больше у него остается свободной энергии, ко­торая расходуется не на непосредственные нужды организма, а на "воображаемые" деятельности, к которым относятся игры и искусство.

Несколько ближе к пониманию сути игры подошел В. Вундт. Именно ему принадлежит известное высказывание: "Игра - дитя труда". Он обратил внимание на то, что всякая игра имеет свой прототип в одной из форм общественно-полезного труда. Но если к труду человека побуждает необходимость существования, то игра вызывает наслаждение от самого процесса действия. Игра устраняет полезный результат труда и делает це­лью сам процесс, сопровождающий труд. Эта мысль имеет принципиаль­ное значение.

2. Автором первой психологической теории игры стал немецкий ученый конца XIX в. К. Гроос. В общих чертах эту теорию можно определить как "теорию упражнения". Гроос связывал игру с удлинением периода дет­ства у высших животных. Их приспособление к условиям окружающей среды не может ограничиваться наследственно фиксированными спо­собами поведения. Врожденные инстинкты, необходимые для под­держания жизни, должны совершенствоваться и упражняться. Такое упражнение и происходит в игре молодых животных.

Смысл игры заключается в усовершенствовании унаследованных ин­стинктов, в придании им гибкости, приспособляемости, которых Не хватает врожденным формам поведения. Таким образом, игра, с точки зрения Грооса, есть упражнение инстинктов с целью приобретения ими наибольшей приспособляемости к условиям функционирования. Отдель­ные инстинкты нуждаются в упражнении и отработке, что и осуществ­ляется в форме игры.

Гроос, как и его последователи, не находит в человеческих играх ниче­го такого, что отличало бы их от игр животных. Все игры являются борь­бой за существование. Период детства специально предназначен приро­дой для таких упражнений, а значит, и для игры.

К. Бюллер определял игру как деятельность, сопровождаемую функци­ональным удовольствием и совершаемую ради него. Игра, как сны и грезы, является с этой точки зрения особой формой удовлетворения глубинных влечений, присущих человеку, которые не могут найти себе выход в реальных условиях жизни ребенка.

3. С резкой критикой теории К. Грооса выступил голландский зоопсихолог Ф. Бонтендайк. Первое его возражение заключалось в том, что инстин­ктивные формы поведения, как и нервные механизмы, лежащие в их основе, созревают независимо от упражнения. Психомоторная деятель­ность не нуждается в проигрывании и отработке. Второе и очень важное возражение состояло в резком отличии игры от упражнения.

Для Бонтендайка игра обусловлена детством: существо играет, потому что оно еще молодо. Ребенок играет, потому что он обладает особой динамикой нервных процессов и особым отношением к действитель­ности. Основным источником игры, по Бонтендайку, являются не от­дельные инстинкты, а более общие врожденные влечения.

4. Психоаналитическая теория 3. Фрейда оказала большое влияние на по­нимание природы детской игры. В основе игр ребенка, по Фрейду, как и в основе снов невротика, лежит одна и та же тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий.

Ребенок с самого своего рождения подвергается всевозможным травмирующим воздействиям: травме рождения, травме отнятия от груди матери, травме "неверности" любимой матери, всевозможным травмам чрезмерных строгостей и наказаний. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство - чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невроти­ческими отклонениями.

Игра в свете этих положений выступает как естественное терапевтичес­кое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травма­тические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Из этих представлений создается впечатление, что содержанием жизни ребенка является не окружающий мир, а его глубинные, сексуальные влечения.

5. Представления об игре Ж. Пиаже во многом строятся на идеях 3. Фрейда. Путь развития ребенка в упрощенном виде может быть пред­ставлен следующим образом: сначала ребенок живет в своем собствен­ном аутичном мире грез и желаний, затем под давлением взрослых воз­никают два мира - игры и реальности.

Игра принадлежит миру грез, не удовлетворенных в реальности же­ланий и неисчерпаемых возможностей. Этот мир не менее реален для ребенка, чем другой - мир взрослых. Наконец, под давлением реально­сти происходит вытеснение и этих остатков, и тогда остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте, по мысли Пиаже, ребенок жи­вет одновременно в двух мирах - детской игры и взрослой реальности.

6. В отечественной марксистской литературе вопрос о происхождении и содержании игры был поставлен Г.В. Плехановым. По его мнению, игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Необходимость исторического исследо­вания игры подчеркивал Е.А. Аркин.

Разработкой теории игры, выяснением ее социальной природы, внут­ренней структуры и значения для развития ребенка занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И. Жуков­ская, Д.В. Менфиерицкая, а в последние годы теория игры разрабаты­вается Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.006 с.)