МДК 05.02 Безопасная больничная среда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК 05.02 Безопасная больничная среда



МДК 05.02 Безопасная больничная среда

Занятие №1 Практика

Тема 2.1.1. Основы эргономики перемещения.

Студент должен знать:

- законы биомеханики;

- токсические химические средства, влияющие на здоровье сестринского персонала;

- токсическое воздействие лекарственных средств, влияющих на здоровье сестринского персонала;

- воздействие облучения на сестринский персонал;

- воздействие микробиологических факторов (инфекция) на сестринский персонал;

- возможные нарушения в технике эксплуатации оборудования

- профилактические меры, обеспечивающие безопасность сестры на рабочем месте

Студент должен уметь:

- применить правила биомеханики в сестринской практике с целью
предотвращения заболеваний и травм позвоночника.

- оформить рекомендации по мерам предосторожности медсестры на рабочем месте

Самостоятельная работа:

- подготовить дополнительную информацию о факторах риска в работе мед.сестры

- подготовка и оформление санитарных бюллетеней для ЛПУ на тему:

«Боль в спине – «Эпидемия в здравоохранении»

 

Теоретическая часть

Факторы риска в работе медсестры

Сестринский персонал должен знать об опасных факторах, оказывающих влияние на их здоровье (физические, химические, биологические, психологические):

· физическая нагрузка, связанная с перемещением тяжестей, в том числе пациентов;

· токсические вещества, в том числе дезинфицирующие и некоторые фармакологические средства;

· инфекция;

· радиация;

· стресс и нервное истощение.

Факторы риска травматизации позвоночника у медицинской сестры:

Можно назвать факторы трудового процесса и производственной среды, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье среднего медицинского персонала.

Недееспособность пациентов - ослабленные, травмированные, находящиеся на строгом постельном режиме больные, пациенты старше 75 лет.

 

Непосильный для медицинской сестры вес пациента или груза - тучные (более 100 кг) пациенты и большой груз (более 160 кг).

 

Неправильная поза во время подъема или перемещения - неустойчивое положение медицинской сестры, наклоны вперед во время подъема или перемещения, разворот тела во время подъема.

 

Плохая эргономика - неудачно выбранная технология, быстрое перемещение груза или пациента, отсутствие специального оснащения, недостаток знаний и умений по перемещению, неподготовленная внешняя среда.

 

Плохое физическое и психическое здоровье медицинской сестры - ранняя дегенерация суставов, ограниченная подвижность из-за ожирения, ослабление нетренированных мышц, эмоциональная неустойчивость, депрессивные состояния.

Профессия медицинской сестры связана с выполнением как статической, так и динамической работы. Чтобы сохранить свое здоровье и профессиональное долголетие, избежать травмирования при перемещении пациентов и уменьшить нагрузки на отделы опорно-двигательный аппарат.

Законы биомеханики

БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах. В самом широком смысле к живым системам в биомеханике отно­сятся:

Ø целостные системы, например - человек;

Ø его органы и ткани;

Ø объединения организмов, то есть совершающая совмест­ные действия группа людей.

По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: сидя, стоя. Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики тела, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей «двигаться» и «избегать опасности».

Сохранить вертикальное положение тела в пространстве чело­век может только сохранив РАВНОВЕСИЕ.

Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равно­весие тела - определенное отношение ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ТЕЛА К ПЛОЩАДИ ОПОРЫ.

 

Законы биомеханики

Правила биомеханики

Правило первое:

Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет про­ецироваться на площадь опоры.

Правило второе:

Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. В положении стоя этого легко достичь разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед.

Правило третье:

Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, приседанием. Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять.

Правило четвертое:

Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная ОСАНКА, то есть наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состоя­ние суставов нижних конечностей:

- плечи и бедра в одной плоскости

- спина прямая

- суставы и мышцы нижних конечностей выполняют макси­мальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины

Правило пятое:

Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъемом тяжести. Избегайте резких движений!

Правило шестое:

Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоноч­ник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом ее там, где это возможно.

Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необ­ходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот мо­мент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно­сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы).

При этом появляются "шум в ушах", головокружение, сла­бость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).

Рекомендации по устранению вредного воздействия лекарственных препаратов

• Тщательно мойте и вытирайте руки после работы с лекарствами. Наложите водонепроницаемую повязку на порезы и ссадины.

• Никогда не применяйте препараты местного действия голыми руками.

• Надевайте перчатки или пользуйтесь шпателем. Не прикасайтесь к таблеткам.

• Носите полный комплект защитной одежды при работе с цито токсичными и другими препаратами, когда это указано: защитные очки, перчатки (ИХВ), халат с длинными рукавами.

• Не разбрызгивайте растворы в воздух. Выталкивайте избыточный воздух из шприца в пустую ёмкость.

• Немедленно смойте весь разбрызганный и рассыпанный материал холодной водой.

Внимание! Маски не обеспечивают защиты от токсичных аэрозолей, паров, токсичной пыли.

Анестезирующие газы, используемые для общей анестезии, даже в небольших дозах оказывают вредное воздействие на репродуктивные функции сестринского персонала (рис. 2-43 а, б). Рак, заболевания печени, нервной системы возможны под влиянием анестезирующих газов (рис. 2-44, 2-45).

 

Рис.2-43

 

Симптомы, связанные с вредным влиянием анестезирующих газов на персонал: головная боль, утомляемость, раздражительность, бессонница.

Сестринскому персоналу, осуществляющему уход за пациентом как в раннем, так и в позднем послеоперационном периодах, следует помнить:

• пациент выдыхает анестезирующие газы в течение 10 дней;

• беременные медицинские сестры не должны участвовать в уходе;

• выполнять все процедуры по уходу необходимо максимально быстро, не наклоняться близко к лицу пациента.

Рис.2-44

 

Микробиологический фактор,

Опасный для сестринского

Персонала — мужчин

Микробиологические факторы,

Опасные для беременной

Медсестры


В зданиях лечебных учреждений живут насекомые, крысы, мыши, кошки, а на крышах и подоконниках — голуби. Вся эта «живность» является либо переносчи-ками микроорганизмов, либо выделяет их со своими испражнениями.

Универсальные и другие меры предосторожности, направленные на преду-преждение распространения внутрибольничной инфекции, а значит, и на охрану здоровья персонала, частично были рассмотре­ны и будут освещаться при изложении конкрет­ных процедур.

Помимо перечисленных факторов, ухудшают здоровье сестры дискомфорт-ный микроклимат, шум, вибрация, ультразвук, недоста­точная освещённость рабочих мест и др. В связи с этим за последние годы отмечается рост профессио-нальных, в основном хронических, заболеваний медицинского персонала.

Согласно официальной статистике, в структуре профзаболева­ний преобладают туберкулёз лёгких (50,48%), вирусный гепатит В (15,65%), аллергические заболевания на лекарственные средства (8,3%). При этом количество профзаболеваний среди сестринского персонала больше, чем врачебного.


 

Строение позвоночника

 

Работа любой мышцы человеческого опорно-двигательного аппарата основаны на умении и возможности мышцы сокращаться. В момент мышечного сокращения сама мышца укорачивается, а обе точки крепления к костям сближаются одна относительно другой. Подвижная точка Insertion начинает приближаться к начальной неподвижной точке крепления Origin, так осуществляется движение данной конечности.

Мышечное движение всегда производится в двух противоположных направлениях. По этой причине для выполнения двигательного процесса вокруг одной опорной точки необходимо наличие двух мышц на противоположных сторонах одна от другой. Направления движения в биомеханике тоже получили свои определения: сгибание и разгибание, приведение и отведение, г оризонтальное приведение и горизонтальное отведение, ротация медиальная и ротация латеральная.

 

Позвонки находятся не прямо один над другим, а образуют ряд характерных изгибов. В шейном отделе позвоночник, как правило, выгибается вперед (шейный лордоз); в грудном, напротив, - изгибается назад (грудной кифоз); поясничный отдел тоже имеет изгиб вперед (поясничный лордоз). Эти изгибы составляют для позвоночника пружинящий амортизирующий аппарат, смягчающий толчки и таким образом предохраняющий головной мозг от повреждений при ходьбе, беге и прыжках.

Позвонки соединяются между собой двумя верхними и двумя нижними суставными отростками, межпозвонковыми дисками и очень крепкими связками, расположенными по бокам тел позвонков, на их передней и задней сторонах.

Подвижность позвонков обеспечивается суставами и связками, находящимися между ними. Последние в какой-то мере играют роль ограничителя, препятствующего слишком большой подвижности. Сильные мышцы спины, шеи, плечевые, грудные, а также живота и бедер в большей степени определяют подвижность позвонков и всего позвоночного столба. Все эти мышцы гармонично взаимодействуют между собой, обеспечивая тонкую регуляцию движений в позвоночнике. Если сила или напряжение при нагрузке какой-либо мышцы меняется, это может вызвать изменение двигательной функции позвоночника, вследствие чего возникает болевое ощущение в спине или чувство усталости.

 

 

Для ознакомления

Общие положения

1.1. Область распространения и порядок применения правил

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на персонал, эксплуатирующий изделия медицинской техники. Правила содержат общие указания по безопасному применению изделий в учреждениях здравоохранения.

1.1.2. Требования настоящих Правил являются обязательными. Отступления от них не допускаются.

1.1.3. Персонал при работе должен также выполнять требования соответствующих стандартов системы стандартов безопасности труда и указания эксплуатационных документов на применяемые изделия медицинской техники.

1.1.4. В медицинской практике могут применяться только изделия, соответствующие требованиям стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, разрешенные к применению в установленном порядке.

1.1.5. Защитные средства, применяемые для обеспечения безопасности персонала и пациентов при эксплуатации некоторых видов изделий медицинской техники (например, рентгеновских, физиотерапевтических и других аппаратов), должны удовлетворять стандартам и другой нормативно-технической документации на эти средства.

Средства защиты подлежат осмотрам и испытаниям в установленные сроки и в установленном порядке.

1.2. Требования к персоналу, эксплуатирующему медицинскую технику.

1.2.1. К самостоятельной эксплуатации изделий медицинской техники допускается только специально обученный и аттестованный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.

Примечания:

1. Поступающие на работу с электромедицинской аппаратурой должны предварительно пройти медицинский осмотр (а в дальнейшем периодически проходить их) в соответствии с Приказом Министра здравоохранения СССР от 30.05.69 N 400

2. Персонал должен иметь специальное высшее или среднее специальное образование и удостоверение об окончании курсов специализации по виду эксплуатируемой медицинской техники.

1.2.2. Перед допуском к работе персонал должен пройти вводный и первичный инструктаж по технике безопасности с показом безопасных и рациональных приемов работы с регистрацией в журналах инструктажа. Затем не реже чем через 6 месяцев проводится повторный инструктаж. Внеплановый инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, при обнаружении нарушений правил по охране труда, при обнаружении нарушений персоналом инструкции по технике безопасности, изменении характера работы персонала и в других случаях.

Примечание. Инструктажи, курсовое обучение и проверка знаний должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 "Организация обучения работающих безопасности труда" и "Инструкцией о проведении инструктажа по безопасным приемам и методам работы в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР" (прил.5 к Приказу МЗ СССР от 30.08.82 N 862

1.2.3. Руководители структурных подразделений, эксплуатирующих изделия медицинской техники, обязаны на основании настоящих Правил, эксплуатационной документации на изделия и конкретных условий работы разработать инструкции по технике безопасности и производственной санитарии по каждому участку работы, которые должны быть согласованы с инженером по охране труда и утверждены руководством учреждения здравоохранения совместно с профсоюзным комитетом.

1.2.4. В помещениях, где постоянно эксплуатируется медицинская техника, должны быть вывешены в доступном для персонала месте, с учетом норм производственной санитарии, инструкции по технике безопасности, в которых должны быть четко сформулированы действия персонала в случае возникновения аварий, пожаров, электротравм.

1.2.5. Руководители структурных подразделений несут ответственность за организацию правильной и безопасной эксплуатации медицинской техники, эффективность ее использования, осуществляют контроль за выполнением персоналом требований настоящих Правил и инструкций по технике безопасности.

1.3. Сопроводительные документы

1.3.1. Документы, сопровождающие изделия медицинской техники, содержат важную информацию для персонала по безопасности и правильному применению, техническому обслуживанию и ремонту изделия. Как правило, сопроводительные документы состоят из паспорта, инструкции по эксплуатации и технического описания изделия.

1.3.2. Полный комплект сопроводительной документации должен храниться непосредственно в отделении, эксплуатирующем данное изделие. Запрещается эксплуатация изделия без сопроводительных документов.

1.3.3. Персонал должен знать информацию, изложенную в сопроводительной документации, и руководствоваться ею при эксплуатации изделий медицинской техники.

Требования электробезопасности при эксплуатации медицинской техники

4.1. Для защиты от поражения электрическим током все доступные для прикосновения металлические части электромедицинской аппаратуры классов I и 0I должны быть занулены (при питании от сети с глухозаземленной нейтралью) или соединены с устройством защитного заземления перед подачей на аппаратуру сетевого питания при питании от сети с изолированной нейтралью.

Непрерывность цепи между зажимом защитного заземления на аппаратуре класса 0I и заземляющей (зануляющей) клеммой на пусковом щитке или шине защитного заземления должны проверяться персоналом в начале каждого рабочего дня (смены) и при техническом обслуживании. Запрещается подача сетевого питания на аппарат при нарушении непрерывности цепи.

4.2. Для кардиологических вмешательств, когда осуществляется электрическое соединение с сердцем пациента, должна применяться электромедицинская аппаратура, а также подключаемые к ней изделия только типа СF.

4.3. При проведении электролечебных и диагностических процедур и контакте электродов (датчиков) с пациентом персонал должен исключить возможность случайного заземления пациента (например, при прикосновении к металлическим заземленным частям аппаратуры, операционного стола или металлической кровати, трубопроводам и т.д.)

4.4. Персоналу запрещается при проведении процедур с помощью электромедицинской аппаратуры оставлять пациентов без надзора.

4.5. В помещениях, где эксплуатируется электромедицинская аппаратура, в целях электробезопасности радиаторы и металлические трубы отопления, водопроводной, канализационной и газовой систем должны быть закрыты деревянными решетками, а полы должны быть нетокопроводящими.

4.6. Персоналу запрещается включать электроприемки в электрическую сеть при поврежденной изоляции шнура (кабеля) питания и корпуса штепсельной вилки, а также других дефектах, при которых возможно прикосновение персонала к частям, находящимся под напряжением.

4.7. При обнаружении неисправности в процессе эксплуатации электромедицинской аппаратуры персонал должен немедленно отключить неисправный аппарат от сети, сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания, доложить об этом заведующему отделением. Работать с этим аппаратом персонал может только после устранения неисправности и наличия соответствующей записи электромеханика в журнале техобслуживания.

4.8. Запрещается выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

4.9. Запрещается провозить тележки и наступать на электрические кабели или шнуры электроприемников.

4.10. В медицинских учреждениях при подключении изделий медицинской техники запрещается использование переходников и удлинителей, поэтому в помещениях должно предусматриваться достаточное число штепсельных розеток в соответствующих местах.

4.11. Персоналу запрещается использовать электрическое оборудование, не ознакомившись предварительно с принципом его работы и опасностями, которые могут возникнуть при эксплуатации.

4.12. Запрещается проверять работоспособность электромедицинских аппаратов в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части включаемых в сеть аппаратов классов 0I и I.

4.13. Во время проведения дефибрилляции сердца пациента персоналу запрещается прикасаться непосредственно к его телу.

4.14. Персоналу запрещается устранять неисправности в подключенном к сети аппарате.

4.15. Запрещается применять в лечебных учреждениях электрические плитки с открытыми подогревателями (спиралями), электрообогреватели без защитных ограждающих устройств и другие электроприемники, имеющие доступные для прикосновения части под напряжением.

 

 

Требования по предотвращению механических травм

 

5.1. При несоблюдении персоналом указаний эксплуатационной документации по безопасности применения изделий медицинской техники и других нормативных документов возможны механические травмы движущимися частями из-за опрокидывания изделия, повреждения систем, поддерживающих пациента и подвешенных частей аппаратуры, в результате взрывов аппаратов ингаляционного наркоза, флаконов при разгрузке стерилизатора после стерилизации растворов, сосудов, находящихся под давлением, и в других случаях.

5.2. Персонал обязан знать и выполнять указания по безопасности эксплуатационной и другой нормативно-технической документации.

5.3. В процессе эксплуатации изделий медицинской техники должна быть исключена возможность их падения (опрокидывания), персонал должен периодически проверять надежность крепления узлов и деталей изделия, функционирование защитных устройств, контролировать периодичность технического обслуживания изделий и при необходимости консультироваться у инженерно-технических работников о том, как обеспечить достаточный уровень безопасности.

5.4. Запрещается прикосновение к движущимся и вращающимся частям с принудительным приводом.

5.5. При работе аппарата ингаляционного наркоза в операционной персонал для предотвращения опасности воспламенения и взрыва смеси должен выполнять требования РТМ-42-2-4-80 "Операционные блоки. Правила эксплуатации, техники безопасности и производственной санитарии".

Требования по обеспечению радиационной безопасности

6.1. Радиационная безопасность персонала и пациентов при работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений обеспечивается соблюдением "Норм радиационной безопасности НРБ-76 Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/80", требований системы стандартов безопасности труда для соответствующих кабинетов и отделений, "Санитарных правил работы при проведении медицинских рентгенологических исследований" и настоящих Правил.

6.2. Врач-рентгенолог обязан обеспечить минимальные дозы облучения пациентов и всех лиц, участвующих в рентгенологическом исследовании, используя оптимальный режим работы аппарата, средства защиты, усилители рентгеновского изображения.

6.3. При использовании рентгеновских аппаратов вне кабинета персонал при включении высокого напряжения должен находиться на максимальном расстоянии (не менее 2,5 м) от источника излучения и использовать средства защиты от излучения, пациенты по возможности должны покинуть палату, а нетранспортабельные больные должны быть защищены от воздействия излучения. Время включения высокого напряжения и размеры поля облучения по возможности ограничиваются. При проведении операции под контролем рентгеновского аппарата хирургу запрещается держать руки в зоне прямого излучения.

6.4. За исключением случаев, требующих срочного установления диагноза (травмы, кровотечения и др.), запрещается повторное рентгеновское исследование пациента ранее чем через 15 дней.

6.5. Сотрудницы рентгеновского кабинета в период беременности должны быть немедленно переведены на другую работу, не связанную с действием ионизирующих излучений.

6.6. При работе с источниками ионизирующих излучений необходимо осуществлять дозиметрический контроль с целью определения доз облучения персонала и пациентов, проверки соблюдения действующих норм радиационной безопасности. Приказом администрации учреждения должен быть определен перечень лиц, ответственных за радиационный контроль и радиационную безопасность в отделении.

6.7. Радиационный контроль должен проводиться в соответствии с требованиями ОСТ 42-21-15-83 "ССБТ. Кабинеты рентгенодиагностические. Требования безопасности"; ОСТ 42-21-14-82 "ССБТ. Подразделения радиодиагностические. Требования безопасности"; ОСТ 42-21-11-81 "ССБТ. Кабинеты и отделения лучевой терапии. Требования безопасности".

Требования безопасности при эксплуатации аппаратов ультравысокой (УВЧ) и сверхвысокой частот (СВЧ)

7.1. Систематическое воздействие на обслуживающий персонал поля ультравысокой и сверхвысокой частот, интенсивность которого превышает допустимые величины, нарушает функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем человека.

7.2. ГОСТ 12.1.006-76"Электромагнитные поля радиочастот. Общие требования безопасности" устанавливает предельно допустимые значения напряженности и плотности потока энергии электромагнитного поля на рабочем месте персонала в диапазоне частот 60 кГц - 300 ГГц, а также методы контроля и основные способы и средства защиты от вредного воздействия этих полей на организм человека.

7.3. При проведении процедур УВЧ-терапии необходима настройка терапевтического контура в резонанс с генератором, суммарный зазор между электродами и кожей пациента не должен превышать 6 см. Расстройка выходного контура для уменьшения выходной мощности аппарата недопустима.

7.4. Эксплуатация аппаратов УВЧ- и СВЧ-терапии с выходной мощностью более 100 Вт и с дистанционным методом облучения должна производиться в специально выделенных помещениях или в экранирующих кабинах, в которых размещаются аппараты и пациенты. Эксплуатация аппаратов с контактным расположением излучателей возможна в общем помещении.

7.5. Запрещается пребывание персонала в зоне прямого излучения аппаратов сантиметровых и дециметровых волн.

7 6. Для уменьшения излучения в окружающее пространство высокое напряжение на генератор должно подаваться только после установки излучателя непосредственно на облучаемый участок тела; перед прекращением процедуры следует сразу выключить высокое напряжение. Размеры и форма излучателя должны соответствовать облучаемому участку тела.

7.7. Для защиты глаз пациента при облучении области головы СВЧ (за исключением лечения офтальмологических заболеваний) необходимо применение защитных очков типа ОРЗ-5.

7.8. Персонал, подвергающийся при работе воздействию СВЧ или УВЧ электромагнитных полей, ежегодно подлежит в целях профилактики обязательному медицинскому осмотру.

Требования безопасности при эксплуатации аппаратов инфракрасного и ультрафиолетового излучения

8.1. При работе ультрафиолетовых облучателей глаза персонала и пациентов должны быть защищены закрытыми защитными очками со светофильтрами типа "ЗН-11-72-В-2" ГОСТ 12.4.013-75. В промежутках между лечебными процедурами рефлекторы ртутно-кварцевых облучателей с лaмпaми должны быть закрыты заслонками или плотными черными матерчатыми "юбками" длиной 40 см, надеваемыми на края рефлектора облучателя.

8.2. Персоналу запрещается подвергать глаза вредному воздействию инфракрасного излучения, то есть длительно смотреть на включенную лампу. При облучении инфракрасными лучами лица на глаза пациента надевают очки из толстой кожи или картона.

8.3. Запрещается помещать лампы инфракрасного и ультрафиолетового излучения непосредственно над больным, а только на расстоянии, исключающем возможность попадания осколков на тело больного.

 

Требования безопасности при эксплуатации ультразвуковых аппаратов

Безопасность эксплуатации ультразвуковых аппаратов обеспечивается выполнением требований "Санитарных норм и правил при работе с оборудованием, создающим ультразвук, передаваемый контактным путем на руки работающих N 2282-80", утвержденных Минздравом СССР 29.12.80, и настоящих Правил.

9.1. При систематической работе с контактным ультразвуком в течение более 50% рабочего времени через каждые 1,5 часа необходимо устраивать 15-минутные перерывы, в которые можно заниматься работой, не связанной с ультразвуком.

9.2. Непосредственный контакт рук персонала со средой, в которой возбуждены ультразвуковые колебания, необходимо исключить при помощи следующих мер: при проведении ультразвуковых процедур персонал обязан работать в перчатках из хлопчатобумажной ткани; при проведении подводных ультразвуковых процедур следует поверх хлопчатобумажных перчаток надеть резиновые.

9.3. Запрещается при включенном аппарате касаться рабочей части ультразвукового излучателя.

9.4. Персонал ежегодно подлежит обязательному медицинскому осмотру с участием невропатолога, оториноларинголога и терапевта.

Требования безопасности при эксплуатации лазеров

10.1. Безопасность при эксплуатации лазеров обеспечивается выполнением требований ГОСТ 12.1.040-83 "Лазерная безопасность", "Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров N 2392-81", эксплуатационной документации и других нормативных документов.

10.2. Приказом руководителя учреждения должно быть назначено ответственное лицо, обеспечивающее исправное состояние и безопасную эксплуатацию лазера.

10.3. Лазеры 2 - 4-го классов до начала их эксплуатации должны быть приняты комиссией, назначенной администрацией учреждения с обязательным включением в ее состав представителя Госсаннадзора.

10.4. По степени опасности генерируемого излучения лазеры подразделяются на четыре класса:

- лазеры 1-го класса - выходное излучение не представляет опасности для глаз и кожи;

- лазеры 2-го класса - выходное излучение представляет опасность при облучении глаз прямым или зеркально отраженным излучением;

- лазеры 3-го класса - выходное излучение представляет опасность при облучении глаз прямым, зеркально отраженным, а также диффузно отраженным излучением на расстоянии 10 см от диффузно отражающей поверхности и (или) при облучении кожи прямым и зеркально отраженным излучением;

- лазеры 4-го класса - выходное излучение представляет опасность при облучении кожи диффузно отраженным излучением на расстоянии 10 см от диффузно отражающей поверхности.

10.5. При эксплуатации лазеров 2 - 4-го классов персонал должен применять закрытые защитные очки типа ЗН-72 ГОСТ 12.4.013-75 со светофильтрами в зависимости от длины волны лазерного излучения.

Должна быть исключена возможность поражения кожи персонала лазерным излучением (лазерами 3 - 4-го классов).

Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов

11.1. При эксплуатации медицинского лабораторного оборудования на поверхность изделий и в окружающее пространство возможно попадание вредных химических веществ, представляющих опасность для обслуживающего персонала. Требования безопасности определяются ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны", ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества" и "Правилами устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях ЛПУ системы Минздрава СССР".

Работу следует производить в установленной нормами спецодежде и иметь индивидуальные средства защиты, предусмотренные инструкцией. Приточно-вытяжная вентиляция должна включаться за 30 мин до начала работы и выключаться по окончании рабочего дня.

11.2. Запрещается принятие пищи и курение на рабочих местах.

Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами

Требования безопасности при работе с биологическими объектами установлены ГОСТ 12.1.008-76 "Биологическая безопасность" и "Правилами устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в кли,, нико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений системы Минздрава СССР".

Безопасность труда при работе с биологическими объектами должна обеспечиваться производственным процессом; оборудованием; средствами защиты; системой специальных профилактических мероприятий; соблюдением правил работы.

Меры безопасности при работе с биологическими объектами должны предупреждать возникновение у работающих заболевания, состояния носительства, интоксикации, вызванных патогенными микроорганизмами и макроорганизмами, а также культурами клеток и тканей.

Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности

Лабораторные, операционные, помещения для лечебных барокамер, хранения рентгеновской пленки и другие относятся к взрыво- и пожароопасным помещениям, работа персонала в которых должна подчиняться требованиям пожарной и взрывобезопасности.

13.1. На рабочем месте разрешается иметь огнеопасные вещества в количествах, не более необходимых для выполнения операций в данный момент.

13.2. Толстостенные хорошо закупоренные емкости с горючими и взрывоопасными жидкостями должны храниться в металлических запирающихся шкафах (ящиках), выложенных асбестом.

13.3. Запрещается совместное хранение легковоспламеняющихся огне- и взрывоопасных веществ с кислотами и щелочами.

13.4. Отработанные горючие жидкости собирают в специальную герметично закрывающуюся тару и передают для регенерации или уничтожения. Спуск их в канализацию запрещается.

13.5. Ответственность за хранение и учет огне- и взрывоопасных веществ и растворителей в лаборатории возлагается приказом на заведующего лабораторией.

13.6. Сосуды, в которых проводились работы с горючими и взрывоопасными жидкостями, нужно сразу промывать после окончания исследований.

13.7. В помещениях запрещается:

- оставлять без присмотра зажженные горелки и другие нагревательные приборы, помещать вблизи горелок вату, марлю, спирт и другие воспламеняющиеся вещества;

- убирать пролитые огнеопасные жидкости при зажженных горелках и включенных электронагревательных приборах;

- зажигать огонь и включать электрооборудование, если в лаборатории пахнет газом;

- наливать спирт в горящую спиртовую горелку, пользоваться спиртовкой без металлической трубки и шайбы для фитиля;

- курить;

- сушить что-либо на отопительных приборах.

13.8. При возникновении пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию учреждения.

13.9. Источниками воспламенения и взрыва взрывоопасных наркотических смесей в операционных являются:

- искра при разряде статического электричества;

- искры от электрооборудования;

- высокочастотные искры электрохирургического аппарата;

- искры от удара и трения;

- тепловые проявления химических реакций примесей в наркотическом веществе (например, эфира на солнечном свету);

- открытое пламя;

- температура поверхности электрооборудования выше 90°С в зоне Г или более 150°С в зоне М

13.10. Полы, покрытые антистатическими материалами, необходимо регулярно мыть во избежание образования непроводящей пленки, которая может вызвать потерю антистатических (электропроводящих) свойств покрытия.

13.11. Система кондиционирования или приточно-вытяжной вентиляции должна включаться до подачи воспламеняемых наркотических веществ для предотвращения их накопления и поддержания комфортных воздушных условий в операционной (температура +22 °С, относительная влажность воздуха 55 - 60%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.163 с.)