Взаимодействие элементов на композиционном поле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие элементов на композиционном поле



Дизайнеру обычно приходится работать с объемными формами. Всякий объемный предмет имеет поверхность, которая может отличаться размером, геометрической формой, фактурой материалом, который используется для ее изготовления. Все это ее физические свойства. Мы же будем рассматривать поверхность как поле для решения композиционных задач.

Прежде всего, надо обратить внимание на общее свойство самой поверхности, которая зрительно может восприниматься либо как часть массы, которую она ограничивает, либо относительно самостоятельно, как облицовка. В зависимости от этого ее можно увидеть, соответственно, сильной или слабой, прочной либо разрушенной. Меняя характер поверхности, можно создать иллюзию различных глубин. В зависимости от того, какими средствами организуется поверхность, ее отдельные элементы могут восприниматься расположенными в глубине поверхности, на поверхности и даже вне поля, ближе к зрителю, как бы отрываясь от поверхности.

При расположении элемента на плоскости важным вопросом является взаимное расположение фигуры и фона. Фигуру невозможно воспринять без фона, поэтому первая и наглядно обозначенная связь – это связь между ними.

Самая сильная и тесная связь возникает тогда, когда фигура и фон безгранично переходят друг в друга, самая слабая – когда фигура изолирована, т. е. когда она со всех сторон граничит с фоном. Между этими крайними положениями, лежит возможность связать фигуру с фоном лишь частично, а частично ее ограничить.

Все формы, которые мы встречаем в окружающем мире, являются по отношению к фону либо граничащими, либо граничащими частично, либо полностью безграничными, исходя из этого, важнейший закон создания образа проявляется в том, что ясность формы возможна лишь тогда, когда она выражает ясные отношения со своим фоном.

Разнообразие самих элементов композиции, их сложная взаимосвязь с фоном и друг с другом могут превратиться в хаос, если они не подчиняются организующей деятельности нашего ума. Хорошее взаимное расположение элементов в композиции является предпосылкой создания каждого художественного образа. Существует много возможностей, благодаря которым человек воспринимает ясную, гармоничную композицию.

В первую очередь большое значение для человеческого восприятия имеет либо преобладание какого-то элемента в композиции, либо его подчинение. Благодаря тому, что какой-то элемент больше всего бросается в глаза, притягивает взгляд, он выделяется на фоне других фигур, также как фигура может выделяться на пустом фоне. Элемент может быть преобладающим не только благодаря самому себе, но также и через свое особое расположение на поверхности. Здесь возникает вопрос, важно ли на каком месте расположен элемент? Ответ может быть только такой: одна и та же фигура на различном месте фона по-разному воздействует на нас. Так, одна и та же точка зрительно может восприниматься как центрально организующая, падающая, поднимающаяся или стремящаяся выйти за пределы поля.

Надо отметить, что форма фона имеет значение: круг или квадрат не показывают направления, поэтому взгляд привлекается к их середине. Зато все вертикально направленные формы притягивают взгляд в верхнюю половину.

Неодинаково воспринимаются элементы, расположенные в различных частях поля поверхности. Дело в том, что в природе наверху находится все более мелкое, слабое, легкое. Взгляд ожидает соответствующих форм и в верхней части композиции. Поэтому большие, тяжелые формы становятся неожиданными в верхней части зрительного поля и из-за этого оказывают больший эффект чем, если бы, они находились внизу.

Различное впечатление от одинаковых элементов в верхней и нижней части фона приводит вследствие этого, к тому, что восприятие зеркального отражения с горизонтальной осью симметрии для нас гораздо труднее, чем с вертикальной. Это значит, что правая и левая части композиции меньше противостоят друг другу, чем верхняя и нижняя.

Диагонали, пересекающие композиционную плоскость, тоже воспринимаются неодинаково. Диагональ, направленная из нижнего левого угла в правый верхний, будет ощущаться как восходящая, а из верхнего

левого – как нисходящая. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что одинаковый элемент не во всех местах зрительного поля имеет равное значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)