Ресурсы власти. Основания власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы власти. Основания власти



 

Ресурсы власти: это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти в организации очень разнообразны.

Классификация ресурсов, в соответствии с важнейшими средствами жизнедеятельности:

· - Экономические (финансовые) – деньги.

· - Социальные – способность изменения социального статуса или должности работника, а также социальные блага (медицинская страховка и т.п.).

· - Информационные – знания и информация, обладающие для работников важностью в том или ином аспекте (решение производственных задач, фактор престижа и т.д.).

· - Принудительные (силовые) – средства физического воздействия (раньше, сейчас - меры административного наказания).

В зависимости от используемых ресурсов выделяют разные виды власти (экономическая, персональная и т.д.). Основания власти выступают отражением подчиненными ресурсов, которыми обладает руководитель. Основания власти раскрывают мотивы поведения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти.

Классификация оснований (и, соответственно, видов) власти:

· - Вознаграждение. Мотивом подчинения в данном случае является удовлетворение разнообразных потребностей и интересов сотрудников. Вознаграждение побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, способствует развитию позитивной мотивации. Выступает ведущим основанием власти в организации.

· - Наказание. Власть через наказание основана на страхе перед санкциями. Но наказание эффективно тогда, когда воспринимается как справедливое. Работа, мотивированная наказанием, обеспечивает только минимальную производительность труда и результаты, достаточные лишь для того, чтобы избежать санкций. На практике наказание лучше использовать в комплексе с вознаграждением.

· - Деловой авторитет руководителя. Это, по сути, экспертная власть, основанная на вере сотрудников в высокую профессиональную компетентность руководителя. Подкрепленная вознаграждением, является ведущим фактором эффективного руководства.

· - Информация. Власть, основанная на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения. Информационная власть способна служить не только распространению объективных сведений, но и манипулированию сознанием людей.

· - Легитимация. Основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих подчиняться. Такая власть предполагает интернализацию сотрудниками норм и требований организационного порядка.

· - Убеждение. Такая власть связана с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.

· - Идентификация. – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти, проявляющаяся в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать его поведение. Такое явление может объясняться несколькими причинами (например, харизмой руководителя).

· - Привычка к подчинению. Боле всего такая власть проявляется в стабильных коллективах с длительным стажем работы руководителя и сотрудников. Привычка – надежный фактор стабильности власти, но только до тех пор, пока она не приходит в противоречие с новыми требованиями. В современном обществе постепенно сокращается.

· - Организационная экология. Власть через изменение рабочей среды. Формирование руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

Рассмотренные основания и виды связи тесно связаны, некоторые даже частично совпадают. Руководителю важно выбрать оптимальные из них для данной ситуации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.024 с.)