Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: развитие психологических знаний в России XVIII – начале XIX В.
Учебные вопросы темы 1. Особенности русской психологической мысли периода Просвещения. М. В. Ломоносов – родоначальник естественно‑научных представлений в русской психологической мысли. 2. А. Н. Радищев и развитие целостных взглядов на природу и жизнь души. Психологические идеи декабристов. 3. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно‑научного подходов к изучению психологических явлений (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, П. Д. Юркевич, МА. Антонович, К. Д. Кавелин). Литература: [1] [3] [4] ] [16] [18] [20] [28]
Вопросы для самоконтроля 1. В чем особенности развития представлений о психическом мире человека в петровскую эпоху в России? 2. Какие проблемы психологии были освещены в трудах М.В. Ломоносова? 3. Какие факторы оказали влияние на развитие российской психологии? 4. Какие проблемы были в центре внимания русских исследователей к середине 19в.? 5. Каково значение общественно-политических течений для развития представлений о человеке в России в первой половине 19 в.?
Вопросы и задания для размышления и обсуждения 1. Какие основные проблемы психологии уже поставлены в русской науке 18 столетия? 2. В чем значение работы Н.А. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» для последующего развития психологии в России? 3. Какое значение имело просветительское движение в России в XVIII веке для развития психологического знания. 4. Дайте краткую характеристику психологическим учениям Ломоносова М.В.? 5. Каково их значение для развития научной психологии в России? 6. Сравните психологические идеи А.Н. Радищева с эмпирическими идеями Локка и Гельвеция. 7. Какие идеи относительно человека высказывал Герцен в своей работе "Письма о природе"? 8. Укажите наиболее ярких представителей субъективно-идеалистической и диалектико-материалистической линий в области философии второй половины XIX в. 9. Какую основную задачу решали революционные демократы? Заполните таблицу:
Творческие работы 1. Психологические идеи в России X - XV веков. 2. Психологические взгляды русских мыслителей (по выбору: Татищев В.Н., Новиков Н.И., Козельский Я.П., Радищев А.Н., Сковорода Г.С. и др.)
3. Работы М.В. Ломоносова и их значение для развития психологического знания в России. ЗАНЯТИЕ 11 Тема Предпосылки выделения психологии в самостоятельную область знания Учебные вопросы темы 1. Развитие и основные достижения физиологии. 2. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология, психофизика,, психометрия. 3. Накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т. д. Литература: [1] [3] [4] [16] [18] [20] [28]
Вопросы для самоконтроля 1. Какие достижения физиологии первой половины XIX в. повлияли на развитие психологии? 2. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии? 3. Укажите достоинства и недостатки френологии Ф. Д. Галля. 4. Какова роль бессознательных умозаключений Гельмгольца? 5. Укажите основные достижения отечественных физиологов первой половины XIX. 6. Чем известен в науке П. Брока? 7. В чем суть локализационного подхода к психическим функциям? 8. Какие исследования положили начало психофизике и психометрии? 9. В чем проявилось влияние теории эволюции на психологию? 10. В чем суть основного психофизиологического закона?
Вопросы и задания для размышления и обсуждения 1. В чем заключается влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки? 2. Какие открытия в естествознании и медицине XIX в. оказались особенно значимыми для психологии? 3. В чем состоит закон специфических энергий органов чувств? Кто сформулировал этот закон? 4. Как развивалось учение о рефлексе? 5. Какие теории о соотношении психики и мозга возникли в связи с исследованиями в области анатомии и физиологии мозга? 6. Какова роль психофизики Г.Т. Фехнера и психометрии Ф.К. Дондерса в становлении психологии как самостоятельной науки? 7. Какое влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Заполните таблицу:
Творческие работы 1. Развитие теории рефлекса в XIX веке. 2. Исследования Г. Гельмгольца и их влияние на психофизиологию.
3. Учение Ч. Дарвина и биологический детерминизм в психологии. 4. Возникновение и развитие детской психологии. ЗАНЯТИЕ 12 Тема: Первые программы психологии как самостоятельной науки Учебные вопросы темы 1.Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте В. Вундта. 2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И. М. Сеченова. 3. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано. 4. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина. Литература: [1] [3][4] [16] [18] [20] [28]
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки. 2. Когда и где была открыта первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория? 3. Что выступало предметом психологии в «физиологической психологии» В. Вундта? 4. Как понимал свою задачу в области психологии И.М. Сеченов? 5. Почему, по мнению И.М. Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи? 6. Каким образом представлен объект в психическом процессе по Брентано? 7. Что, по мнению Ф. Брентано, входило в содержание психики? Вопросы и задания для размышления и обсуждения 1. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии? 2. К какому направлению функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано? 3. Кому принадлежит идея о том, что психические явления это один из видов жизненных проявлений организма в процессе адаптации? 4. В чем вы видите взаимосвязь программы В. Вундта с ассоциативной психологией? Аргументируйте свой ответ. 5. Какие методы исследования психики были предложены В. Вундтом? 6. Какие ограничения накладывал В. Вундт на применение экспериментального метода в психологии? 7. На основании каких фактов мы можем считать, что Ф. Брентано стоит у истоков функционализма? 8. Как И.М.Сеченов понимал психическую деятельность? 9. Представителем какой научной линии в психологии (идеалистической или материалистической) выступал И.М. Сеченов? 10. Использование каких методов в изучении психического обосновывал И.М. Сеченов при построении программы построения психологии?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Законспектируйте:
1) Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Рефлексы головного мозга», психическая деятельность // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 228–242. 2) Соколова, Е.Е. Диалог 6. Предмет и метод психологии в программе построения психологии И.М. Сеченовым // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 239–242. 3) Ярошевский, М.Г. Ф. Брентано // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 200–203.
Заполните таблицу:
Творческие работы 1. В. Вундт - основатель экспериментальной психологии. 2. Роль И.М. Сеченова в развитии отечественной и мировой психологической науки.
ЗАНЯТИЕ 13
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.012 с.) |