Тема: развитие психологических знаний в России XVIII – начале XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: развитие психологических знаний в России XVIII – начале XIX В.



Учебные вопросы темы

1. Особенности русской психологической мысли периода Просвещения. М. В. Ломоносов – родоначальник естественно‑научных представлений в русской психологической мысли.

2. А. Н. Радищев и развитие целостных взглядов на природу и жизнь души. Психологические идеи декабристов.

3. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно‑научного подходов к изучению психологических явлений (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, П. Д. Юркевич, МА. Антонович, К. Д. Кавелин).

Литература: [1] [3] [4] ] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности развития представлений о психическом мире человека в петровскую эпоху в России?

2. Какие проблемы психологии были освещены в трудах М.В. Ломоносова?

3. Какие факторы оказали влияние на развитие российской психологии?

4. Какие проблемы были в центре внимания русских исследователей к середине 19в.?

5. Каково значение общественно-политических течений для развития представлений о человеке в России в первой половине 19 в.?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие основные проблемы психологии уже поставлены в русской науке 18 столетия?

2. В чем значение работы Н.А. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» для последующего развития психологии в России?

3. Какое значение имело просветительское движение в России в XVIII веке для развития психологического знания.

4. Дайте краткую характеристику психологическим учениям Ломоносова М.В.?

5. Каково их значение для развития научной психологии в России?

6. Сравните психологические идеи А.Н. Радищева с эмпирическими идеями Локка и Гельвеция.

7. Какие идеи относительно человека высказывал Герцен в своей работе "Письма о природе"?

8. Укажите наиболее ярких представителей субъективно-идеалистической и диалектико-материалистической линий в области философии второй половины XIX в.

9. Какую основную задачу решали революционные демократы?

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Психологические идеи в России X - XV веков.

2. Психологические взгляды русских мыслителей (по выбору: Татищев В.Н., Новиков Н.И., Козельский Я.П., Радищев А.Н., Сковорода Г.С. и др.)

3. Работы М.В. Ломоносова и их значение для развития психологического знания в России.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема Предпосылки выделения психологии в самостоятельную область знания

Учебные вопросы темы

1. Развитие и основные достижения физиологии.

2. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология, психофизика,, психометрия.

3. Накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т. д.

Литература: [1] [3] [4] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие достижения физиологии первой половины XIX в. повлияли на развитие психологии?

2. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии?

3. Укажите достоинства и недостатки френологии Ф. Д. Галля.

4. Какова роль бессознательных умозаключений Гельмгольца?

5. Укажите основные достижения отечественных физиологов первой половины XIX.

6. Чем известен в науке П. Брока?

7. В чем суть локализационного подхода к психическим функциям?

8. Какие исследования положили начало психофизике и психометрии?

9. В чем проявилось влияние теории эволюции на психологию?

10. В чем суть основного психофизиологического закона?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. В чем заключается влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки?

2. Какие открытия в естествознании и медицине XIX в. оказались особенно значимыми для психологии?

3. В чем состоит закон специфических энергий органов чувств? Кто сформулировал этот закон?

4. Как развивалось учение о рефлексе?

5. Какие теории о соотношении психики и мозга возникли в связи с исследованиями в области анатомии и физиологии мозга?

6. Какова роль психофизики Г.Т. Фехнера и психометрии Ф.К. Дондерса в становлении психологии как самостоятельной науки?

7. Какое влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Развитие теории рефлекса в XIX веке.

2. Исследования Г. Гельмгольца и их влияние на психофизиологию.

3. Учение Ч. Дарвина и биологический детерминизм в психологии.

4. Возникновение и развитие детской психологии.

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Первые программы психологии как самостоятельной науки

Учебные вопросы темы

1.Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте В. Вундта.

2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И. М. Сеченова.

3. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.

4. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина.

Литература: [1] [3][4] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки.

2. Когда и где была открыта первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория?

3. Что выступало предметом психологии в «физиологической психологии» В. Вундта?

4. Как понимал свою задачу в области психологии И.М. Сеченов?

5. Почему, по мнению И.М. Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи?

6. Каким образом представлен объект в психическом процессе по Брентано?

7. Что, по мнению Ф. Брентано, входило в содержание психики?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии?

2. К какому направлению функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано?

3. Кому принадлежит идея о том, что психические явления это один из видов жизненных проявлений организма в процессе адаптации?

4. В чем вы видите взаимосвязь программы В. Вундта с ассоциативной психологией? Аргументируйте свой ответ.

5. Какие методы исследования психики были предложены В. Вундтом?

6. Какие ограничения накладывал В. Вундт на применение экспериментального метода в психологии?

7. На основании каких фактов мы можем считать, что Ф. Брентано стоит у истоков функционализма?

8. Как И.М.Сеченов понимал психическую деятельность?

9. Представителем какой научной линии в психологии (идеалистической или материалистической) выступал И.М. Сеченов?

10. Использование каких методов в изучении психического обосновывал И.М. Сеченов при построении программы построения психологии?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Законспектируйте:

 

1) Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Рефлексы головного мозга», психическая деятельность // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 228–242.

2) Соколова, Е.Е. Диалог 6. Предмет и метод психологии в программе построения психологии И.М. Сеченовым // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 239–242.

3) Ярошевский, М.Г. Ф. Брентано // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 200–203.

 

Заполните таблицу:

Представитель Предмет и метод Негативное и позитивное в содержании программы построения психологии
     

Творческие работы

1. В. Вундт - основатель экспериментальной психологии.

2. Роль И.М. Сеченова в развитии отечественной и мировой психологической науки.

 

ЗАНЯТИЕ 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.012 с.)