Значение опубликования нормативных актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение опубликования нормативных актов



Для обеспечения соблюдения норм права необходимо, чтобы

они стали известны всем. Это относится не только к законам, но и

к подзаконным актам, которые также затрагивают значительное

число граждан или групп населения.

В основе этого правила — презумпция, согласно которой объ-

ективная невозможность узнать содержание нормативных актов

логически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных

актах — это одно из признанных международным сообществом

прав человека. Государство обязано уважать данное право и содей-

ствовать его реализации.


 
Особенная часть
 
I лава 10. Опубликование и вступление в силу нормативных актов
Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при не- обходимости немедленного широкого их обнародования доводят- ся до всех граждан через СМИ безотлагательно. Ведомственные акты официально публикуются в течение 10 дней после их регистрации. Трудно объяснить установление различных сроков для опубли- кования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия иден- тичен во всех случаях. Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже источники опубликования некоторых видов нормативных актов совпадают. Вот почему в литературе неоднократно высказы- валось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к единому знаменателю1. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована и практика показала эффектив- ность этого шага. Идея комплексного урегулирования вопросов опубликования актов разной юридической силы в одном акте (законе) находит во- площение и в практике отдельных субъектов РФ. Например, Зако- ном Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 86-ОЗ «О порядке опубликования, вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации» урегулирован порядок опубликования не только законов, но и других актов, принятых областной Думой, а также администрацией области.   Официальные источники опубликования На сегодняшний день все они имеют бумажную форму. Элек- тронные носители пока в этом качестве не используются. Это дело будущего2. Здесь тоже не наблюдается единообразия.

Законы публикуются в «Парламентской газете», «Российской

газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликова-

нию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Россий-

ской Федерации».

Постановления Правительства РФ имеют тот же источник

официального опубликования — «Российская газета» и «Собрание

законодательства Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному

опубликованию в «Российской газете», «Бюллетене нормативных

актов федеральных органов исполнительной власти». Сохранилась

и такая форма официального оглашения, как ведомственная рас-

сылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных ак-

тов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется

самими ведомствами.

Неоднократно в юридической литературе высказывалось пред-

ложение о целесообразности установления единого печатного ор-

гана официального опубликования нормативных правовых актов

разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать норматив-

ный материал и облегчить адресатам пользование им. Кроме того,

можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым

был бы облегчен процесс их учета и систематизации. Целесооб-

разность создания единого органа официального опубликования

подтверждает и положительный опыт его функционирования

в целом ряде зарубежных государств — Италии, Франции, ФРГ

и др.

В принципе «Собрание законодательства Российской Федера-

ции» как официальный источник практически приближается к то-

му, чтобы быть единым источником опубликования федеральных

нормативных актов. Но, пожалуй, один из самых сложных вопро-

сов создания единого органа опубликования нормативных ак-
 
См.: Абрамова А. И., Рахманина Т. Н. Опубликование нормативных актов: ин-

тов — следует ли помещать в него ведомственные акты. Это позво-
Как отмечает В. Б. Исаков, опубликование нормативных актов в бумажном
формационно-правовой аспект//Журнал российского права. 1998. № 10—11.
 

лит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда
виде в современных условиях все более демонстрирует свои недостатки (недоста- точный динамизм, трудности хранения и поиска нормативных актов, экономиче- ские и экологические ограничения, неопределенность правового статуса печатно- го документа, неидентичность различных версий официальных текстов и др.). Он делает вывод: официальное опубликование в электронном виде — исторически неизбежный этап в развитии государства. См.: Исаков В. Б. Официальное экстрен- ное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непре- рывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, тех- ника: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2009. С. 254—262.

объем «Собрания законодательства Российской Федерации» зна-

чительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое поль-

зование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъ-

ектов РФ, для оперативного доведения правовой информации до

широких слоев населения практикуется опубликование норматив-

ных правовых актов в массовых периодических изданиях, кото-


Глава 10. Опубликование и вступление в силу нормативных актов
 
328 Особенная часть
рятском и русском языках. Что касается документов местных ор- ганов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке — в зависимости от кон- тингента населения. В местностях компактного проживания дру- гих национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с госу- дарственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности. Такой подход, когда в качестве государственного на террито- рии республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизий и поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной рес- публики). Сказывается недостаточная подготовленность матери- альной, организационной и лингвистической баз. Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами РФ неоднозначно. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законода- тельства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.   Ограничительные грифы Существует категория нормативных актов, на которые требова- ние обязательного опубликования не распространяется. К ним от- носятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в инте- ресах обороны или государственной безопасности страны. Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического право- вого государства. Однако при этом важно не допускать необосно- ванного присвоения ограничительных грифов. Результатом чрез- мерной засекреченности правовых актов может стать такое неже- лательное явление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случа- ев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).

рым придается статус официального источника опубликования.

В России, например, это «Российская газета». Следует, однако,

учитывать, что в СМИ целесообразно публиковать не все, а лишь

наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обна-

родования. Помещение иных многочисленных актов со всеми их

реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его

перегрузке обязательными публикациями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.016 с.)