Две стороны формы нормативного правового акта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Две стороны формы нормативного правового акта



Форма (лат. forma) — это внешнее очертание, наружный вид

предмета, а также его строение, определенный порядок в отличие

от аморфного материала1.

К формальным требованиям нормативных актов, в которых на-

ходит отражение содержание права, по мнению С. С. Алексеева,

относятся2:

— реквизиты нормативного документа;

— структурная дифференциация текста;

— единство и внутренняя логика текста;

— терминология;

— стиль;

— методы, облегчающие использование нормативных актов

(примечания, приложения и т. п.).

Однако такое комплексное понимание формальных приемов

отражения содержания права было вполне уместным и оправдан-

ным в 1980-е гг., «на заре» развития учения о юридической тех-

нике.

В корректировке нуждается и формальная сторона законода-

тельной техники нормативных актов. В частности, в приведенном

выше перечне логические правила выглядят инородным телом,

поскольку, способствуя взаимоувязке нормативных обобщений,

они прямо и непосредственно влияют на содержание права и, та-

ким образом, к форме права не имеют прямого отношения.

На сегодняшний день есть все основания не ограничиваться

изложением приемов оформления норм права в совокупности, а

дифференцировать их, что будет способствовать более глубокому

их исследованию.

Итак, мы различаем внешнюю и внутреннюю форму норматив-

ного акта.

Внешняя форма служит идентификации нормативного акта и

дает возможность отличить нормативный акт от множества других

нормативных документов. Такие отличительные признаки имену-

ются реквизитами правового акта. Они были рассмотрены в § 6

гл. 4.

Если содержание нормативного акта составляют нормативные

предписания, то их выражение с помощью языка и их расположе-
 

См.: Философский словарь. 22-е изд. Пер. с нем. / под ред. Г. Шишкоффа. М.,

2003.
 

См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 277—288.


I ii;ina 7. Требования к внутренней форме нормативных актов
Особенная часть
 
 

 
 
данным Законом. Казалось бы, в нем должны быть отражены такие вопросы, как: что есть животное, а что таковым не является, как по- высить плодовитость животных, как эффективно использовать чело- веку животных в своих целях... Вовсе нет. В Законе речь идет о госу- дарственных органах, на которые возлагается охрана животных, и ус- танавливаются виды правонарушений, связанные с использованием животного мира. Потому заголовок данного Закона явно нуждается в конкретизации; — емкость. Это требование касается законов, содержание кото- рых настолько многопланово, что каждая его часть вполне может претендовать на автономность. Однако в целях законодательной экономии и для облегчения труда пользователей лучше создать единый нормативный акт под общим заголовком. Удачным примером в этом отношении может служить заголовок Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Речь в нем идет о понятии рекламы, об общих требованиях, предъявляемых к ней, о видах негодной рекламы, об особенностях различных видов рекламы, о спонсорстве, защите несовершеннолетних от негативных последствий рекламы, правах и обязанностях рекламодателей, рекла- мопроизводителей и ее распространителей, государственном контро- ле и ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Как видим, вопрос о рекламе регулируется комплексно и поэтому дан краткий, но понятный заголовок; — формализованность. Заголовок — это одна из частей нор- мативного акта, и поэтому его следует излагать официальным стилем. Это означает, что заголовок должен быть строгим, че- канным, нейтральным, беспристрастным, без претензий на ка- кую-либо оригинальность, сдержанным и даже эмоционально холодным. Различают полное, краткое наименование нормативного акта и его аббревиатуру. Полное наименование в сжатой форме передает его содержание, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифициро- вать нормативный акт, выделить его из совокупности других нор- мативных актов, ссылаться на него в других правовых документах. В ссылках приводится именно полное наименование нормативно- го акта. В полное наименование не рекомендуется включать пояснения по предмету регулирования, например ключевые понятия, заклю- ченные в скобки, поскольку дополнения такого рода затрудняют оформление ссылок на закон. Кроме того, заголовок может изна-


Заголовок

Заголовок — это наименование нормативного акта. Не следует

думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и от-

носится только к его внешней форме). Он выполняет куда более

значительную роль: представляет собой одно из средств выраже-

ния смысла определенной группы юридических норм, поэтому его

одновременно следует относить и к внутренней форме норматив-

ного акта.

Цель заголовка — лаконично отразить основную идею норма-

тивного акта, его тематику.

Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:

точность. Это означает, что он должен весьма определенно

отражать содержание закона.

Если проанализировать Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1

«О занятости населения в Российской Федерации», можно сде-

лать вывод, что центр тяжести в нем падает на регулирование без-

работицы и выплату пособий по безработице. Однако по назва-

нию Закона этого нельзя даже предположить. Неточное название,

скорее всего, сделано умышленно. Дело в том, что он был принят

в 1991 г., когда общественное сознание после многих лет совет-

ской жизни еще не воспринимало безработицу как вполне нор-

мальное социальное явление. Акцент в названии Закона на отно-

шения, связанные с отсутствием работы, мог вызвать у людей не-

доумение и даже озлобление;

краткость. Заголовок в сжатой форме должен передавать

суть нормативного акта.

Примером нарушения этого аксиоматичного правила является

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-

ции». Не случайно полное название этого Закона практически не

употребляется;

оптимальная обобщенность содержания нормативного акта.

Имеется в виду ситуация, когда законодатель в погоне за кратко-

стью заголовка не раскрывает смысла нормативного акта. Одно-

сложные заголовки часто настолько общие, что не ориентируют

пользователей нормативного акта, поскольку не содержат доста-

точной информации.

Недоумение вызывает Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.

№ 52-ФЗ «О животном мире». Его заголовок имеет довольно общий

характер, вследствие чего сложно понять, что именно регулируется


 
 
Особенная часть ii.i /. Требования к внутренней форме нормативных актов

 

чально содержать дополнительный компонент, в частности крат-
Оглавление Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты. Задачи оглавления заключаются в следующем: сориентировать пользователя в нормативных предписаниях; обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта; сделать текст закона доступным; облегчить чтение нормативного материала. Не следует думать, что оглавление нужно только пользовате- лю В не меньшей мере оглавление нужно составителям проекта нормативного акта: оно изначально заставляет их систематизиро- вать. нормативный материал, излагать его логично и последова- тельно, что способствует повышению качества самого норматив- ного акта. В оглавление вносятся все основные структурные единицы тек- ста нормативного акта (части, разделы, главы, статьи). Одним из условий отражения структурных единиц в оглавлении является наличие у них собственного названия. Местонахождение оглавления в структуре нормативного акта бывает разным. Оглавление может помещаться или в начале акта перед преамбулой, или в конце. Но более удобным является все же первый вариант: оглавление следует за наименованием норматив- ного акта. Существует и третий вариант, который используется, в част- ности, в Германии: оглавление располагается после преамбулы перед постановляющей частью1. Такое новшество введено немец- ким законодателем недавно, и в связи с этим оглавление стало (читаться частью нормативного акта. Ранее законодатель при опубликовании нормативного акта сам решал, составлять оглавле- ние закона или нет. При этом часто оглавление не соответствовало изменившемуся тексту нормативного акта. Теперь же оглавление немецкого закона гарантированно отражает содержание самого закона. Оглавление, таким образом, приобретает статус элемента закона и определяется его содержанием: если в процессе принятия закона изменяется его содержание, непременно должны быть вне- сены коррективы и в оглавление. С точки зрения российского законодателя оглавление пока не является одним из компонентов закона. Составлять его или обой-

кое наименование или аббревиатуру, помещенные в скобки, и то-

гда пояснения к заголовку могут окончательно запутать пользова-

теля нормативным актом.

Краткое наименование рекомендуется использовать в целях об-

легчения цитирования нормативного акта. Оно формулируется с

помощью сложного существительного, образованного из следую-

щих элементов: вид нормативного акта и, как правило, одно или

несколько ключевых понятий. Например, Федеральный закон «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре-

ферендуме граждан Российской Федерации» чаще называют Зако-

ном о гарантиях избирательных прав.

Краткое наименование может устанавливаться как единствен-

ный заголовок. При наличии полного наименования его сокра-

щенный вариант добавляется в скобках. Краткое наименование

воспринимается как символ, знак закона и поэтому быстро схва-

тывается. Ключевые понятия, образующие краткое наименование,

обычно выбираются из полного названия. Например, Закон

от 9 июня 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных пра-

вах» (ныне утратил силу) обычно называли Законом об авторском

праве.

Назначение краткого наименования состоит в том, чтобы дать

сжатое и точное, удобное в применении название нормативного

акта.

Аббревиатура — это словообразование, состоящее из начальных

букв слов и принадлежащее к официальному тексту (например,

Уголовный кодекс Российской Федерации — УК РФ).

Как и полное наименование, аббревиатура служит идентифи-

кации нормативного акта и поэтому должна быть уникальной,

т. е. отличаться от принятых аббревиатур других нормативных ак-

тов.

Задачи заголовка таковы:

— практическая (поиск нормативного акта, если известен

смысл нормативного акта и необходимо повторное к нему обра-

щение);

— информационная (например, при подборке нормативных

актов по определенному вопросу);

— ориентационная (настраивает пользователей на определен-

ное поведение, соответствующее основным принципам и нормам,
 
См.: Справочник по нормотворческой технике. Пер. с нем. / под общ. ред.

в нем заключенным).
/. Ф. Яковлева. 2-е изд. М., 2002. С. 134.


 
Особенная часть
 
I л;та 7. Требования к внутренней форме нормативных актов

тись без него решает издатель брошюры, в которой содержится
Задача — это постановка проблемы, которая требует разреше- ния с помощью нормативного акта. Включение этих компонентов в преамбулу закона имеет преж- де всего психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовлетворять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до дос- тижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону (осознанно убеж- денное поведение). Показательным примером является Федеральный закон «Об основ- ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащий преамбулу. Мотивация соблюдения и исполнения норм данного Закона следующая: «Демо- кратические, свободные и периодические выборы в органы государст- венной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявле- ние граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защи- та демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме». Преамбула описывает социально-политическую обстановку, ко- торая побудила к изданию акта, и, таким образом, она имеет ин- формационный характер. В преамбуле может содержаться анализ практической деятельности, подлежащей урегулированию. В не- которых случаях в ней указываются тенденции развития наблюдае- мых явлений и объясняется, почему необходимо в настоящий мо- мент издать данный нормативный акт. Кроме того, иногда в пре- амбулу помещают перечень регулируемых вопросов. Одним словом, структура преамбулы может быть различной. Как правило, преамбула начинается со слов «в целях». Она обычно не разделяется на отдельные части и выступает связую- щим звеном для всех норм, помещенных в данном акте, объединя- ет их единой идеей, общей политической и правовой основой. По- мещение в преамбулу регулирующих нормативных положений крайне нежелательно, поскольку тогда будет искажена сама суть данной структурной единицы. Значение преамбулы велико. Она несет следующую нагрузку: — помогает глубже и полнее понять значение нормативного ак- та, заостряет внимание на актуальных вопросах правового регули- рования;

нормативный акт. Как правило, найти оглавление, если оно име-

ется, можно на последних страницах текста нормативного акта,

что указывает на факультативный характер оглавления. Однако

опыт германского законодателя заслуживает положительной

оценки.

 

Преамбула

Название данной структурной единицы нормативного акта

произошло от лат. praeambulus, что означает идущий впереди,

предшествующий. Действительно, преамбулу еще называют ввод-

ной частью.

 

Преамбулаэто часть закона, содержащая указание на те или



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.043 с.)