Вопрос№19: Своеобразие разработки проблемы Прекрасного в романе «Золотой храм» Ю. Мисима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос№19: Своеобразие разработки проблемы Прекрасного в романе «Золотой храм» Ю. Мисима.



Юкио Мисисма (1925-1970).

«Золотой храм» - главная проблаенма Мидза Гути – самореализация. Он из бедной семьи, некрасив, порок в виде заикания – препятствие к спонтанному бытию (это символ). Все это изолирует его от мира. Он в своем маленьком бытии.

Восприятие прекрасного, воплощенного в храме Кинка Будзи (золотого храма) – это путь прорыва. Храм – это воплощение традиционной японской культуры; ощущение недоговоренности, незаконченности; всегда звучит пустота.

Тут это символ самой жизни, прекрасного. Мидза Гути – овладеть храмом, значит занять достойное место в мире; но прекрасное не пускает, не открывается сразу.

Первая реакция на храм является негативной. Обыденное, лишенное красоты. Храм скрывается от постороннего взора. Храм в восприятии М.Г. – топологическая структура.

Храм предстает многоликим, начинает мерцать (зима, лето, настроение М.Г.). Но он внутренне един, а сознание М.Г. не может соединить разное в сознании, отсюда, мир М.Г. начинает распадаться. Что делает его ущербным. «Меняет маски».

Антитеза М.Г. – Цуру Каво – светлое мировосприятие; видит только позитивное. М.Г. с ним очень легко общается, т.к. Ц.К. не видит его искаженного лица, не слышит его заикания.

Ц.К. уходит очень рано из жизни – у него неполное воприятие мира (не видит мир зла). Совершает самоубийство.

Другая антитеза – Каси Вале – демонизированный образ мира. Он косолап (порок, близкий заиканию). Но он превращает это в видение мира. Это имморалист. Он привнес М.Г. темную сторону, отсюда страсть опорочить красоту, совершить издевательство над ближними. И в дальнейшем это только усугубляется, почвой чего становится одиночество. Убеждает себя, что окружающие его не поймут.

Уничтожение храма – мысль М.Г.. Храм мыслится как препятствие к самореализации. В итоге поджигает храм. И в конце романа герой освобожден. Роман в каком-то смысле недописан – приведет ли этот поступок к самореализации? Мы этого не знаем.

 

Альбер Камю. «Чума». Опубл. в 1947г. Этика для Камю стоит на первом месте. В романе – вопрос об ответственности свободы. Камю меняет героя; теперь это коллектив, «мы». Роман-хроника. Вопрос о том, что существенно в мире. Роман – притча о свободе. Образ чумы – парафраз смерти. 2 основных уровня: философск. – человеческий удел и социальный – реализация человеческого выбора. Аллюзия – «коричневая чума», т.е. фашизм.

Эволюция коллективного сознания. Городок Оран, концентрированная уродливость; город отрезан от природы. Город поглощает человека. Смерть органична в повседневной жизни. В очевидность чумы верят с трудом – сохранение иллюзий. Человек в ловушке, ему некуда бежать. Попытка связи с внешним миром.

Ситуация соприсутствия со смертью. Затем – ситуация отупения, город деградирует. Пробуждение активности – попытки коллективного спасения, сопротивление смерти. НЕ героизм показан, а нудный труд без патетики.

Перспективы выбора в романе. Камю не сравнивает экзистенц. Выборы, не обсуждает их. Отец Панлю – религиозное представление о каре и возмездии; спасение – в покаянии. Ситуация испытания «слезой ребенка». Разочарование Панлю, заражение чумой.

Гран – служащий, вырывается через искусство. Оно помогает утвердиться, понять собственную ценность.

Коттар – жулик, чума для него – благоприятна. Главная ценность – выживание. Свобода через разрушение.

Рамбер – журналист, не желает разделять общую судьбу. Но затем воспринимает это как данность.

Тарру – переходный герой из романа «Посторонний», сын прокурора.

Бернар Риэ – рассказчик, изначально, как врач, призван отгородить людей от смерти., болезней. Нет героики, это осознание своего выбора. Образец духовной ясности. Уходящая чума – воплощение абсурда, стихия, которая появляется ниоткуда и ушла не из-за человека.

 

60-е гг – всплеск соц. актив-ти. Литра попадает в необычный соц. контекст. Новая сила – молодежь. Всплеск молодежных бунтов и течений вообще никогда не было. Общество должно было теперь прислушаться к молодежи.

Ювенильный бунт – новый роман. Это термин – обознач. целого литер. направления. Похоже на всплеск модернизма в рос.иск-ве. Это были Н.Саррот, А.Роб-Грийе.Франция – центр интеллектуальной жизни Европы. Повествование было исчерпано.Читатель встречается не с автором, а с текстом, как с нек. формой выраж. идеи. Искусство несет идею по сути,но крах в том,что эти идеи не передаются.Возникает идея: надо вернуть искусству его подлинность. Подлинность искусства нужно искать в другом месте.

Новые романисты решили избавиться от всех категорий.Убрали все привыч.формы, все, что сложилось историч. и оставить то, что оставится. Внутри останется сознание, передаваемое текстом. Натали Соррот написала сборник «Тропизм». Наше сознание тропизно.Тропизм – мельчайшее хаотическое движение, которое происходит в связи с контактом с миром. Попытка выстроить иск-во из мельчайших хаотических элем-ов. Роман-хаотичное движение,сознание пребывает в самом себе.

Н.С «Вы слышите их». Тексты получились нечитаемые. Обнаружилось, что читателю не хватает себя, чтоб образовать из этого текста интереса, осмысленности. Без читателя этого текста не существует. Читатель должен что-то вложить в этот текст, но что – он не знает. Читатель – новый субъект. Начиная с этого момента читатель всегда остается главным.

Новый роман перестал существовать,когда читатель перестал его читать.Молодежь повлекла явление – культовый писатель.Это американское явление.Это поколение завоевало культуру, став центром формирования ценностей. Они пытались выразить новое состояние, которое можно назвать мировоззрение.Молодость, напор, текст. В этой молодости был целый культ.слой. Была критика нового поколения, но с опорой на старое. Искусство мыслилось как способ прорваться в новое состояние сознания. Психоделика – соединение несоединимого – цвет звуков, звуки цветов. Это потрясло культуру. Но это не единственное проявление новой культуры. В это время приходит восток в самых разных проявлениях. Феномен изотерической литературы. Но особенность в том, что она – для всех. Эта литература образовала конкуренцию художественной.Автор выходит к человеку. Литература действительно стала массовой, читатель потерял способность различать. В культуре возникли ценностно-одинаковые явления, они и сравнимы и несравнимыми, уходит примитивное оценивание. Заработать на искусстве стало очень легко. Можно продать за один день во всем мире. Литература живет вместе с коммерцией. Это норма массового общества. Первые культовые писатели стали самыми социальными людьми.

Связи литературы с другими видами искусства. Музыка становилась литературной. Музыка стала текстом. Влияние литературы на кино.Важно визуальное восприятие. Звуками обогащает только сам читатель. В лит-ре читатель оказался сотворцом. Она перестает быть учительной, познавательной. Человек остается в литературе наедине с самим собой. Аутодентичность – самостоятельность. Модно жить с книгой, но она не порабощает. Литература формирует высокое искусство.

 

20. «Хазарский словарь» Милорада Павича как постмодернистский текст. Роман-лексикон в 100тыс слов. Этот текст создавался по историческим памятникам сербского народа. Воссоздал с помощью насыщенных метафор образ практически неизвестного племени хазар. Это художественный комментарий к истории сербского народа. Время действия – 17-18 вв. – барокко, позднесредневековое сознание, где развито представление о мире как о тексте. Форма произведения – текст, понятый как реальность. Мироздание облекается в повествование. Деконструкция текста и реальности-приметы постмодернизма. Автор создает гипертекстуальное пространство. Павич критиковал традиционное понимание текста. Книга в традиц.понимании похожа на улицу с односторонним движением, а ее нужно читать с разных сторон. Линейное прочтение текста сужает перспективу, не соответствует законам человеческого восприятия (восприятие движется эмоциями по зигзагу, а не линейно). Рефлексия читателя должна отражаться и в структуре текста. Цель книги: охватить всю сферу человеческого сознания. Основное орудие для создания книг – интерактивность. Текст - некий авторский посыл, из которого читатель комбинирует сюжет, и пр. В тексте действует закон отбора, экономии средств, взаимозаменяемости. При каком-то варианте прочтения, две линии развития – эквивалентные пути. Эту точку анализа сам читатель должен для себя определить. Структура Хазар.словаря: 1. В каждой статье есть отсылка к другой статье. Статьи связаны метаобразами. 2. В сюжете то и дело находятся соответствия (из-за нового ракурса) и старые события дополняются новыми. 3. Даются нелинейные биографии как ряд отдельных состояний. Это шизофренический дискурс – распад означаемого и означающего. Смысл в одном контексте – есть, в другом – нет. Разность точек зрения. Мир всеобщей относительности, поэтому приходится наполнять его смыслом каждый раз. Сам рассказ – процесс описания действительности миметично. Вся суть книги – интерпретация ее читателями.4. Один отрывок текста содержит несколько жанровых моделей из-за особых метафор # «Стало тихо как в банке огурцов». Опредмечивание смыслов – центральная метафора Хазар.словаря.

Поднимается вопрос, почему исчез этот народ. Он реконструирует исчезновение по мифологической картине. Одна из картин - христианская (красная книга), другая – мусульманская (зеленая), третья – иудейская (желтая книга). Все три картины интерпретируют историю хазар с позиции своих ценностей. Христ. – дихотомия тела/души, ислам – действие/созерцание, иудаизм- число/код каждого явления, его разгадывание.3 ценностных sis разводятся по времени: 1. 9век-падение хазарского царства, 2.17-18вв.3.20 век- реконструкция хазарской культуры. Каждый раз персонажи разделены по конфессиям. Хазары даны очень разрозненно, не единый образ, а рассказ отдельных лиц. 2 биографии – каган-хаз.правитель и Атех-хазар.принцесса. Они – 2 начала хазар.кул-ры: женское-Атех и мужское-каган, духовно-поэтическое(Атех) и волевое-материальное(каган). Атех-воплощение души хазар, влюблена в хазарского поэта, проклята людьми, лишена имени, пола, обречена на бессмертие. Ее образ всплывает во всех эпохах. Каган – образ волевого народа, коллективное сознание. Он воплощает сюжет о големе. Голем – первочеловек, части которого повторяются в каждом человеке. Он пытается создать такого человека. Но голем не мог иметь челов.оболочки. создание голема – синдром краха хазар. Хазары как голем не имели воплощения в религии, приняв ее, рассеялись. В их государстве стали править чужие, у ни не было ни общего прошлого, ни будущего. «Даже реки здесь текут в разных направлениях». Хазары – воплощение всеобщего. Религия хазар – эзотерическая (тайная,для посвященных). Ее приверженцы – ловцы снов. Проникают внутрь всего и находят части всецелого. Эти части воплощены не в матер.предмете, а в биографии чела.это универсальная энциклопедия людей. Адам Кадмон – существует в общей судьбе.

Принятие религии было роковым событием в судьбе хазар.Хазарский правитель - каган увидел однажды сон, для толкования которого он пригласил трех философов из разных стран. Каган решил вместе со своим народом перейти в веру того из мудрецов, чье толкование сна будет самым убедительным. Так в резиденции кагана встретились исламский, еврейский и христианский миссионеры.

2 эпохи: а)17 век-нисходящая ветвь в его развитии, 3 веры – 3 врага, единство воплощено в метафоре сон/явь.Во сне люди живут жизнью другого. Неуничтожимая пракультура. Собая роль части текста – Аппендикс. Феоктист Никольский - исключительная память, его сознание пассивное, без оценки, он чистый регистратор текстов и явлений.

Б)20век – восходящая ветвь, арабо-израильские распри. Дорота Шульц – женщина еврейской культуры. Ее личность разделена надвое – ведется переписка между сторонами личности, чтобы понять свою сущность. Двоичное противопоставление и личностей, и сюжета выходит к тринарному. Например, внесистемные элементы – аппендикс, авторское заключение о пользе словаря. Таким образом происходит снятие противоречий. Сюжет выходит из истории в современную читателю реальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.009 с.)