Петров О.М., Морозова Т.Ю., Никонов В.В., Чистякова М.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петров О.М., Морозова Т.Ю., Никонов В.В., Чистякова М.А.



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по подготовке к защите дипломных проектов

 

 

для студентов специальности 230102

«Автоматизированные системы обработки

информации и управления»

 

 

Москва 2009


УДК 621.399

 

Рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия

редакционно-издательским советом МГУПИ

 

 

Рецензенты:

 

Петров О.М., Морозова Т.Ю., Никонов В.В., Чистякова М.А.

Учебное пособие по подготовке к защите дипломных проектов: учебное пособие. - М.:МГУПИ, 2009 - кол-во с. 52

 

Технический исполнитель: Сарычева Т.Б.

 

Настоящее учебное пособие является руководством по проведению преддипломной практики, выполнению и защите дипломных проектов и предназначено для студентов специальности 230102(«Автоматизированные системы обработки информации и управления») для всех форм обучения. пособие может быть полезно для преподавателей и специалистов, участвующих в дипломном проектировании

 

Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры ИТ-7 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» __ ________ 20__ г., протокол № ___.

 

Зав. кафедрой ИТ–7 д.т.н., профессор О.М. Петров

 

УДК 621.399

 

© Петров О.М., Морозова Т.Ю., Никонов В.В., Чистякова М.А. 2009

© МГУПИ, 2009


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение............................................................................................................ 5

1. Рекомендация по проведению преддипломной практики........................... 5

2. Общие положения дипломного проектирования........................................ 6

3. Тематика дипломных проектов.................................................................... 8

4. Задачи руководителя дипломного проекта............................................... 12

5. Содержание дипломного проекта.............................................................. 12

6. Методические указания по выполнению разделов дипломного проекта 14

6.1. Введение.............................................................................................. 14

6.2. Исследовательский раздел.................................................................. 15

6.3. Специальный раздел........................................................................... 15

6.4. Технологический раздел..................................................................... 15

6.5. Раздел безопасность жизнедеятельности........................................... 16

6.6. Организационно–экономический раздел........................................... 19

6.7. Заключение.......................................................................................... 19

6.8. Список использованных источников................................................. 19

6.9. Приложение......................................................................................... 19

6.10. Графическая часть дипломного проекта.......................................... 20

7. Оформление дипломного проекта............................................................. 21

7.1. Оформление пояснительной записки................................................. 21

7.2. Оформление графической части........................................................ 28

8. Организация защиты дипломного проекта............................................... 28

8.1. Нормоконтроль дипломного проекта................................................ 28

8.2. Подготовка доклада............................................................................ 29

8.3. Отзыв руководителя и рецензирование дипломного проекта.......... 30

8.4. Защита дипломного проекта.............................................................. 31

Приложения.................................................................................................... 33

Приложение А. Титульный лист дипломного проекта............................ 34

Приложение Б. Бланк задания на дипломное проектирование............... 35

Приложение В. Форма этикетки к пояснительной записке...................... 37

Приложение Г. Основная надпись графической части пояснительной записки 38

Приложение Д. Пример оформления структурной схемы информационной системы. 39

Приложение Е. Пример оформления схемы алгоритма программы 40

Приложение Ж. Пример оформления структуры базы данных 41

Приложение З. Пример оформления структурной схемы 42

Приложение И. Пример оформления функциональной схемы 43

Приложение К. Пример оформления принципиальной схемы................ 44

Приложение Л. Пример оформления слайда на А4................................. 45

Приложение М. Пример оформления письма на

преддипломную практику......................................................................... 46

Приложение Н. Титульный лист отчета о преддипломной практики..... 47

Приложение П. Пример оформления списка использованных источников 48

 


Введение

Настоящие учебное пособие по выполнению дипломного проекта по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа для получения квалификации инженера (дипломный проект) представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, в которой решается актуальная задача для направления 654600 «Информатика и вычислительная техника» по проектированию или исследованию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности и их компонентов (полностью или частично).

Дипломное проектирование (ДП) является завершающим этапом обучения, позволяющим систематизировать, расширить и закрепить теоретические и практические знания и навыки, полученные студентом в процессе обучения, а также определить уровень его подготовленности к выполнению функциональных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.

Целью дипломного проектирования является систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний студента приобретение навыков самостоятельного решения задач, проектирования и эксплуатации АСОИУ.

 

Рекомендация по проведению преддипломной практики

Выполнение дипломного проекта по специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»состоит из 2–х этапов:

1. Преддипломной практики;

2. Дипломного проектирования.

Преддипломная практика – завершающий этап обучения студента. После нее студент работает над дипломным проектом.

Целью преддипломной практики является сбор материалов для дипломного проекта и углубленное изучение вопросов, являющихся предметом специальной части проекта.

К преддипломной практике допускаются только студенты, не имеющие академических задолженностей. К началу преддипломной практики студент должен проверить в деканате наличие записей по всем дисциплинам в зачетной книжке.

Практика проводится на предприятиях и учреждениях, на которых функционирует или разрабатывается АСОИУ, а также в научно-исследовательских учреждениях, ведущих разработку АСОИУ. Желательно проводить практику по месту последующей работы.

Студент может занимать оплачиваемую должность в штате подразделения, проектирующего или обслуживающего АСОИУ. По окончании практики составляется отчет, содержание которого определяется собранными за время преддипломной практики материалами.

Отчет оценивается комиссией из двух или трех человек (с участием руководителя практики от университета). Отчет оценивается по пятибалльной системе. Оценка заносится в ведомость и зачетную книжку студента. При неудовлетворительной оценке студент не допускается к дипломному проектированию и обязан пройти практику вторично.

 

Общие положения дипломного проектирования

Подготовкой инженеров по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» руководит профилирующая кафедра АСОИУ.

Целью дипломного проектирования является систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний студента приобретение навыков самостоятельного решения задач, проектирования и эксплуатации АСОИУ.

Дипломный проект является выпускной работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера.

Допускается включение в дипломный проект экспериментальной работы, однако полностью заменить дипломный проект экспериментальной работай нельзя.

После сдачи студентом зачета по преддипломной практике при условии завершения теоретического курса обучения ему выдается задание на дипломный проект, составленное руководителем по установленной форме и утвержденное заведующим кафедрой с указанием срока окончания проекта.

В течение первой недели дипломного проектирования руководитель утверждает детально разработанный студентом календарный график работы на весь период дипломного проектирования. При этом устанавливаются сроки консультаций с руководителем не реже 1 раза в две недели.

Если руководитель не является сотрудником кафедры, то не реже двух раз в месяц студент должен отчитываться о выполненной работе также перед куратором, выделяемым выпускающей кафедрой.

Нарушение этой периодичности так же, как отставание. от графика проектирования, является основанием для отстранения студента от дипломного проектирования.

За принятые в проекте технические решения и результаты всех вычислений несет ответственность студент- автор проекта.

Дипломный проект, подписанный студентом, руководителем, всеми консультантами и куратором (если он есть) сдается на кафедру не позднее, чем за 7 дней до защиты, установленной графиком работы. Одновременно подается отзыв руководителя о работе студента над проектом и рецензия предприятия или специалиста о реальности проекта.

Студент должен быть ознакомлен с рецензией по его проекту до заседания ГАК, однако никакие исправления проекта не допускаются.

После ознакомления с проектом и отзывами по проекту заведующий выпускающей кафедры решает вопрос о допуске студента к защите.

В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта (работы), этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется деканом факультета на утверждение ректору вуза.

На защите студенту может быть задан любой вопрос по содержанию проекта.

Студент, не выполнивший дипломный проект в установленный срок, или получивший неудовлетворительную оценку ГАК, отчисляется из университета. Ему предоставляется право защищать проект в соответствии с утвержденными правилами университета. Если студент повторно не защитил проект, то ему выдается академическая, справка установленного образца без присуждения квалификации инженера.

Дипломный проект состоит из пояснительной записки объемом 80-130 страниц машинописного текста и графической части, выполненной в виде слайдов и продублированной на листах А4 согласно ЕСКД. Так же к диплому прикладывается электронная версия пояснительной записки.

Проектам присваивается обозначение, состоящее из следующих номеров и кодов, разделяемых тире:

- индекса проекта: ДП – дипломный проект; ДР – дипломная работа;

- кода учебного заведения по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

- номера специальности по российскому классификатору специальностей,

- кода подразделения (кафедры) учебного заведения;

- кода филиала;

- двух последних цифр года окончания выполнения проекта (работы). Например:

ДП2068752230102ИТ719 - 09

                   
 
         
 
 
 
 


Дипломный проект Год окончания выпол-

нения проекта (работы)

Код МГУПИ по Общерос-

сийскому классификатору Код филиала

предприятий и организаций(ОКПО)

Код подразделения (кафедры)

Номер специальности

Для очной (дневной) формы обучения: ДП – 2068752 – 230102 – ИТ7 – 19 –09

Для очно-заочной (вечерней) формы обучения:

ДП – 2068752 – 230102 – ИТ7 – 40 –09

Изложение материала в пояснительной записке должно быть предельно кратким и ясным, терминология правильной, формулировки точными. Вариантные расчеты выводятся в таблицы, расчет принятого варианта дается полностью. Не допускается применение сокращений (кроме общепринятых).

Пояснительная записка иллюстрируется эскизами, схемами, графиками, диаграммами. Буквенные обозначения в приводимых формулах необходимо пояснить. (Форма штампа приведена в приложении Л)

Пояснительная записка начинается с титульного листа, форма которого дается в приложении А. За титульным листом следует техническое задание на дипломное проектирование (приложение Б), за ним - оглавление с указанием страниц.

Дипломный проект (работа) после защиты хранится в высшем учебном заведении. Дипломанту разрешается, по его желанию, снять копию со своего проекта работы.

 

Тематика дипломных проектов

Тема дипломного проекта может быть предложена любым предприятием (организацией), на котором функционирует или разрабатывается АСОИУ, а также в научно-исследовательских учреждениях, ведущих разработку АСОИУ.

Темы дипломных проектов должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники, учитывать запросы производства.

Предложения по темам дипломного проекта представляются студентами в индивидуальном порядке преподавателю выпускающей кафедры, ответственному за дипломное проектирование.

В дипломном проекте должен разрабатываться проект АСОИУ или ее составных подсистем. Наименование дипломного проекта должно быть лаконичным и точно отражать суть проекта.

Тема дипломной работы должна быть утверждена заведующим выпускающей кафедры к моменту начала преддипломной практики.

Одновременно с утверждением темы на кафедре назначается руководитель дипломного проекта. Тема дипломного проекта, а также руководитель должны быть утверждены приказом Ректора университета до начала прохождения преддипломной практики. Следовательно, предложения от предприятий (организаций) по теме дипломного проекта необходимо представить на кафедру не позднее, чем за два месяца до начала практики.

После прохождения преддипломной практики приказом Ректора университета утверждаются консультанты по всем разделам дипломного проекта, и дипломант допускается к дипломному проектированию. Консультантами по исследовательскому, специальному и технологическому разделам дипломного проекта назначаются преподаватели выпускающей кафедры. Допускается привлечение в качестве консультантов по этим разделам сотрудников предприятия (организации), на котором студент проходил преддипломную практику. Консультантом может быть специалист с высшим образованием, имеющий квалификацию и опыт работы по соответствующей тематике не менее одного года. Кандидатура такого специалиста утверждается Ректором университета.

Консультанты по другим разделам (Организационно-экономический и Безопасность жизнедеятельности) дипломного проекта назначаются из числа преподавателей соответствующих кафедр университета.

После утверждения темы дипломного проекта она может быть изменена только дополнительным приказом Ректора, что допускается лишь в исключительных случаях. То же относится и к возможности замены руководителя и (или) консультантов по отдельным разделам.

Работа над дипломным проектом требует от дипломника практического применения знаний по различным специальным дисциплинам. В зависимости от этого рекомендуется следующая тематика дипломных проектов:

1. Оптимизация решений и задач АСОИУ.

2. Статистическое моделирование процессов управления.

3. Выбор оптимальной структуры и согласование элементов вычислительного комплекса (BK).

4. Проектирование и модернизация математического обеспечения АСОИУ.

5. Разработка информационного и программного обеспечения АСУ.

6. Задачи организации и обработки массивов информации.

7. Разработка технического обеспечения АСУ (программно-аппаратное обеспечение АСУ).

8. Автоматизированные системы обучения на базе ПЭВМ.

9. Разработка АСОИУ подразделений и предприятий.

10. Инструментальные программные средства в АСОИУ.

11. Системы знаний и экспертные системы.

12. Проектирование систем обработки информации для различных областей применения.

13. Проектирование систем защиты информации.

Предполагаемая тема проекта может включать сразу несколько из перечисленных выше вариантов. В этом случае вопрос решается с куратором.

Если предлагаемое содержание дипломного проекта не подходит ни под один из перечисленных выше вариантов, необходимо согласовать содержание дипломного проекта с заведующим кафедрой.

Примеры тем дипломных проектов:

1. Разработка программного обеспечения управления оборудованием тепловых станций

2. АСУ кабельно-металлургической торговой сети

3. Разработка автоматизированной системы управления учебной работы кафедры

4. Моделирование корпоративной сети на основе крупного Интернет провайдера «Северо-Западные телекоммуникации

5. Разработка комплексной защиты информации в сети предприятия

6. Модуль визуальной обработки данных в рамках ИАС СБ

7. Разработка корпоративной системы электронного обмена информацией

8. Разработка автоматизированной системы сбора и обработки оперативной информации ОВД

9. Оценка и прогнозирование риска инвестиционного проекта на основе нечетких множеств

10. Анализ и разработка методов обеспечения безопасности WI-FI сети

11. Разработка комплексной системы защиты информации

12. Извлечение знаний в решении задач прогноза

13. АИС терапевтического отделения клинической больницы

14. Разработка процедур трехмерной визуализации запросов к базе данных в среде 1С: Предприятие

15. АИС мониторинга оперативной и фрахтовой деятельности судовладельческой компании

16. Разграничение прав доступа в специализированной сети

17. АСУ сопровождения научно-исследовательских работ

18. Разработка автоматизированной системы мониторинга напряженно-деформированного состояния трубопроводной обвязки компрессорной станции

19. Централизованная АСУ «Кафе»

20. Имитационное моделирование на основе анализа дорожно-транспортной ситуации в г. Москве

 

 

Содержание дипломного проекта

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части.

Пояснительная записка дипломного проекта включает:

1. Титульный лист;

2. Задание на дипломный проект;

3. Содержание;

4. Введение;

5. Исследовательский раздел;

6. Специальный раздел;

7. Технологический раздел;

8. Раздел «Безопасность жизнедеятельности»;

9. Организационно-экономический раздел;

10. Заключение;

11. Список использованных источников;

12. Приложения.

Все выше указанные материалы брошюрируются или переплетаются в отдельную папку в указанной последовательности.

Распределение времени между этапами зависит в основном от того, в какой мере дипломник знаком с темой проекта до начала проектирования. Если тема для него не нова и в процессе сквозного проектирования или самостоятельной работы им хорошо изучен научный и учебный материал, уяснены пути решения задачи, подготовлена экспериментальная часть, то в течение нескольких дней он может составить план работы и переходить ко второму этапу. Если же с выбранной темой дипломник встречается впервые, то, естественно, на выполнение первого этапа потребуется больше времени.

Подготовка дипломного проекта состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы дипломного проекта;

2. Составление первоначального плана дипломного проекта и согласование его с руководителем;

3. Оформление бланка технического задания на дипломное проектирование с непосредственным визированием: у консультантов по всем разделам, у руководителя проекта и заведующего выпускающей кафедрой;

4. Изучение соответствующих литературных и иных источников по выбранной теме;

5. Поиск возможных проектных решений и их программная реализация;

6. Написание дипломного проекта с оформлением пояснительной записки и графической части, отвечающих требованиям задания на дипломное проектирование.

7. Подготовка разделов «Организационно-экономический» и «Безопасность жизнедеятельности» и их предоставление консультантам по соответствующим разделам.

8. Доработка отдельных разделов по замечаниям руководителя и консультантов;

9. Подготовка графической части (плакатов и слайдов);

10. Представление руководителю завершенного и оформленного дипломного проекта и получения отзыва на данный проект;

11. Рецензирование дипломного проекта внешней организацией (как правило той организацией, на которой выполнялся ДП) или смежной кафедрой(если дипломный проект выполняется по теме университета);

12. Представление дипломного проекта, рецензии и отзыва руководителя на утверждение заведующему выпускающей кафедры;

13. Подготовка доклада;

14. Предварительная защита на кафедре

15. Подача следующих документов в деканат: отзыв руководителя, рецензия на ДП, справка о допуске, зачетная книжка.

16. Защита дипломного проекта на Государственной Аттестационной комиссии.

Подбор литературы дипломантом осуществляется самостоятельно сразу же после выбора темы. Кроме этого, для подбора литературы дипломант может пользоваться ресурсами университетской библиотеки, ресурсами различных научно-технических библиотек, в т.ч. ресурсами РГБ.

Введение

Во введении отражается цель и задачи дипломного проекта, общие вопросы построения АСОИУ, цели и задачи разрабатываемой АСОИУ. Дается краткая характеристика проблемы, которой посвящен проект. Обосновывается актуальность проблемы и показывается ее место в системе знаний и практической деятельности инженера. Объем раздела: 1,5-2 стр.

 

Исследовательский раздел

В исследовательском разделе дается краткая характеристика объекта исследования; характеристика и определение места подсистемы, в которую входят задачи, решаемые в дипломном проекте. В исследовательском разделе на базе литературного обзора приводятся особенности проектируемой системы в сравнении с аналогичными, как отечественными, так и зарубежными. Даются характеристики аналогов и на основе их анализа указывается невозможность использования существующих аналогов для решения поставленной задачи и обосновывается необходимость разработки собственного решения. В конце исследовательского раздела формулируется постановка задачи исследования.

При разработке технического обеспечения АСУ предлагается следующая структура раздела: 1) определение технических и эксплуатационных требований к комплексу технических средств (КТС); 2) построение и анализ различных вариантов структуры КТС; 3) выбор оптимального количества и выбор конкретных типов стандартного оборудования, входящего в КТС.

В конце исследовательского раздела приводятся соответствующие выводы по разделу. Объем раздела: 10–15 стр.

Специальный раздел

Специальный раздел является основой дипломного проекта, ему должны быть подчинены остальные разделы. Как правило, специальный раздел определяет название темы дипломного проекта. В этом разделе раскрываются особенности решения поставленной задачи: от проектирования структурных, функциональных и принципиальных схем, моделей до разработки алгоритмов.

В специальном разделе дипломного проекта, посвященного разработке технического обеспечения АСУ, необходимо отразить следующее: 1) выбор микропроцессорного комплекта (элементной базы) и синтез принципиальных электрических схем ТС; 2) разработать программу (на языках соответствующего уровня, реализующую предложенные алгоритмы; 3) провести синтез структуры нестандартных ТС, разработать временные диаграммы.

Конкретное содержание специального раздела определяется темой дипломного проекта. Объем раздела: 20–40 стр.

Заканчивается специальный раздел соответствующими выводами.

 

Технологический раздел

Технологический раздел дипломного проекта выполняется как описание результатов реализации разрабатываемого проекта по видам обеспечения: информационное обеспечение, программное обеспечение, техническое обеспечение.

При разработке технического обеспечения АСУ технологический раздел дипломного проекта может состоять из следующих подразделов: 1) выбор элементной базы нестандартных ТС; 2) синтез принципиальной и монтажной схем; 3) расчет загрузки элементов КТС; 4) расчет надежности КТС и разработка мероприятий по обеспечению достоверности обработки информации, разработка аппаратурных методов защиты информации.

В конце технологического раздела приводятся основные выводы по разделу. Объем раздела: 10–15 стр.

 

Заключение

В заключении дается краткая характеристика результатов, полученных в ходе выполнения дипломного проекта; какие задачи были решены лично автором; методы исследования проблемы; даются итоговые выводы по всем разделам дипломного проекта; указывается новизна и возможность внедрения проекта. Объем заключения: 1–3 стр.

 

Приложения

В приложении к дипломному проекту может быть вынесена информация, не вошедшая в основные разделы дипломного проекта: исходные данные, вспомогательные расчеты, различные таблицы и графики, описание различных модулей, разрабатываемой АСУ, листинг программы, акты внедрения дипломного проекта, копии рецензии дипломного проекта и отзыва руководителя.

Кроме этого, в приложении к дипломному проекту обязательно приводят графическую часть: плакаты, обязательные к представлению в ходе защиты, и оформленные специальным образом, а также копию презентации ДП, представляемую на защите в электронном виде.

Каждое приложение начинается с новой страницы.

Оформление дипломного проекта

Оформление пояснительной записки

Общие положения

Текст раздела должен выполняться на листах белой бумаги формата А4 (210x 297 мм) на одной стороне листа.

Текст записки следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм.

Текстовые документы пояснительной записки выполняются печатным способом через полтора интервала шрифтом черного цвета кегль 14.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, заголовках разделов, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами, проставляемыми в основной надписи или в центре нижней части листа без точки.

Нумерация страниц приложений должна быть сквозной.

Опечатки, описки и орфографические неточности, обнаруженные в процессе подготовки текста, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Построение текста

Текст следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Раздел, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты должны иметь порядковый номер в пределах каждого подраздела.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Пример обозначения разделов, подразделов, пунктов, подпунктов:

 

1 Обзор конструкций станков (1 – нумерация первого раздела):

1.1 Состояние вопроса (1.1 – нумерация первого подраздела первого раздела);

1.1.1 …

1.1.2 … (нумерация пунктов первого подраздела первого раздела);

1.1.3 …

… …

1.2 … (нумерация второго подраздела первого раздела).

 

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, г, о, ь, й, ы, ъ) после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа как показано в примере:

Пример:

________________

________________

1) ____________

2) ____________

в) ________________

 

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Номера и заголовки разделов следует печатать шрифтом большим, чем текст. Каждый раздел текста рекомендуется начинать с новой страницы.

Разделы «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» не нумеруются.

Расстояние между заголовками и последующим текстом 10мм., а между последней строкой текста и последующим заголовком 15мм.

 

Иллюстрации

 

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, фотографии и т. п.) следует располагать в тексте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации, помещаемые в тексте, должны соответствовать требованиям ГОСТов ЕСКД.

Например, «схема интеллектуального анализа данных представлена нарисунке 1.1.» (первая цифра – номер раздела, вторая цифра – порядковый номер рисунка в разделе).

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела, например, «Рисунок 1» или «Рисунок 1.1». Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных и располагают посередине строки, например, «Рисунок 1 – Детали прибора». Сокращение слова «Рисунок» не допускается.

Рисунок 1.1. – Пример оформления рисунка

Точка в конце названия рисунка не ставится. Рисунки нельзя перемещать на другую страницу. Рисунок размещается сразу после упоминания о нем в тексте диплома; если он не умещается на этой странице, то нужно продолжить текст, а рисунок разместить на следующей странице.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Пример – Рисунок А.3.

Иллюстрационные материалы, выполняемые на кальке или полученные в процессе проектирования с выходов ЭВМ, контрольно-измерительных приборов, а также фотографии, могут быть наклеены на листы.

На электрических схемах около каждого элемента должны быть приведены его позиционные обозначения в соответствии с требованиями ГОСТ 2.702 – 75*.

Условные буквенные обозначения механических, химических, математических и других величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам.

В тексте записки перед обозначением параметра дают его пояснение. Например, временное сопротивление разрыву .

 

Формулы и уравнения

 

Расчетные формулы должны записываться в общем виде.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой

они даны в формуле. Первую строчку объяснения начинают без абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, располагая символы один под другим.

Для всех символов и коэффициентов после пояснения их значения должны быть указаны, через запятую, их размерности в системе СИ.

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) или деления (:). При этом знак в начале следующей строки повторяется.

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего текста (допускается нумерация формул в пределах раздела) арабскими цифрами в круглых скобках, расположенными в крайнем правом положении на строке.

Пример:

 

(1)

где…

Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках. Пример – в формуле (1).

Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

После записи формулы и пояснения значений ее символов подставляют значения входящих в нее параметров в той последовательности, в какой они приведены в формулах, и, наконец, приводится результат вычисления.

Расчеты в общем случае должны содержать:

- задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);

- эскиз или схему рассчитываемого изделия, которые могут быть выполнены в произвольном масштабе, обеспечивающем четкое представление о рассчитываемом изделии;

- данные для расчета;

- расчеты (для выбора основных параметров);

- заключение (с выводами по полученным результатам).

 

Таблицы

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Номер таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа. Название таблицы располагают в одну строчку с ее номером через тире. Например, «Таблица 1 – Исходные данные» или «Таблица 1.1 – Исходные данные» (тогда первая цифра - номер раздела, вторая цифра - порядковый номер таблицы в разделе).

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы 1». Точка в конце названия таблицы не ставится.

Пример,

Таблица 1.1 – Исходные данные для построения модели

 

       
       
       
       
       

 

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

При ссылке в тексте следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Диагональ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.214 с.)