Упражнения с методическими указаниями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения с методическими указаниями



УПРАЖНЕНИЯ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

I.ГРАММАТИКА

Упражнение 1. Сделать «школьный» фонетический разбор следующих слов:Затранскрибируйте слова: дядя, ясли, юла, юмор, люди, ёлка, ель, мель, мёл, съел, сел, съёжился, Сёмка, съёмка, выехал, въехал, вьюга, ловлю, лью, Минюст, пень, печь, пьеса, меньше, резьба, здесь, читаешь, режь, сечь, больной, возьму, солью, бросьте, режьте, читать, беречь, тьма, король, вьюк, соловьи, площадь, бульон, сбежишь, спешишь, семя, семья, облако, яблоко, сдаёшь, споёшь, метёлка, светтёлка, зарядка, подъезд, сделаешь, петушок, пятачок.

Напротив каждого слова укажите количество букв и количество звуков. Отметьте слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. В каком из слов нарушен основной принцип русской графики в обозначении фонемы <j>?

 

Упражнение 2. Затранскрибировать слова из предыдущего упражнения, охарактеризовать фонетические процессы в них.

 

Упражнение 3. Затранскрибируйте стихотворение А. С. Пушкина (не менее 20 строк), название которого или первая строка начинается на первую букву вашей фамилии. В пяти затранскрибированных словах из стихотворения охарактеризуйте все гласные и согласные, все фонетические процессы в них, подчеркините все орфограммы и надпишите над форфограммами принцип орфографии, которому они соответствуют: ф. – фонетический, м. – морфологический, и – исторический.

Упражнение 4. Сделайте морфемный разбор слов, начинающихся на первую букву вашей фамилии:

1)агитатор, агитация, алгебраический, альпийский, антенный, африканец, африканский, алкать, алчный, алчба, алый, американец, архангельский, архангелогородец;

2)белёсый, беречь, беспризорник, близость, бодрый, бег, бежать, бизнесмен, болезнь, бороться, борьба, быстрорастворимый, быстроходный

3)ванная, вельможа, верблюжатина, вкус, властелин, водовоз, вожатый, второпях, вор, воровать, вера, верить, впередсмотрящий, вытаскивать

4)гаишник, гибель, голыдьба, гравюра, грибник, голод, голодный, грех, грешить, грехопадение, густонаселенный

5)дворец, двухъярусный, двуязычие, делиский, детвора, динамовец, динамовский, дифтонгический, дозор, дозорный, документальный, доминошник, драматический, дружба, дружить, дымоход, даль, дальний, дальновидный, дальнозоркий, дальнозоркость, день, дневной, дневник, джентльмен, древо, древний, древко, деревянный, динамовец, друг, дружный, друзья, дружина,

6)европейский, ехидный, еда, есть, ель, ельник, еловый,

7)желто-зеленый, жечь, жать, жатва, железнодорожный, железобетонный, живой, жизнь, жилой, жилец, жильё, житие, житьё, жить, жму, жну, жнец,

8)заморозки, зонтик, Забайкалье, завороваться, зажиточный, закадычный, закладка, заметить, заметка, замечательный, замо́к, запястье, зарубежный, зарубежье, зарубка, защита, защищать, зверь, звереть, зверский, знак, знамя, знамение, знаменосец, знание, знать, зуб, зубоскал, зубья

9)идет, изба, избрать, избиратель, иск, истец, искоренять, искоенить, исстари, издревле, истребитель, ищейка, ищу,

10)кавычки, камчатский, кенгуренок, киношник, княжеский, коварство, кокетничать, кокетство, колобок, колонный, кольцо, конец, конечный, коричневатый, кормилец, кофейный, крыльцо, кубинец, кубинский, купейный, клад, кладка, красивый, красота,

11)легендарный, лекарь, ленточный, лесник, либреттист, ловец, лиловый, лиловатый, ложечка, лягте

12)малютка, медвежонок, металлический, мешок, можжевеловый, монашеский, мусоропровод, мор, морской, многообещающий, мну, мять, мятый

13)намекать, наречие, наручники, новосибирец, наперсток, нарукавник, нарыв, настой, настойка, настоящий, немец, немецкий, немецко-русский

14)обессилеть, огрех, одесский, орловец, орловский, отеческий, орать, орда, орнамент, остаться, острый, остроконечный, острота, отстать, отставной, отставка, отставший, отсталый,

15)пальтишко, пальтовый, пастырь, патронташ, пензенский, печник, печь (глаг.), печь (сущ.), плутовство, подножка, полоумный, попадья, поперек, порошок, почтальон, почтамт, прекрасный, приду, принципиальный, приют, прошение, прощение, певец, перстень, перебежка, перебежчик, перечить, платок, поблагодарить, понавыкапывать, попадья, поперек, по-немецки, по-русски, по-хорошему, почтамт, превосходный, прекрасный, придешь, приходи, проклинать, прорыв

16)разевать, рассориться, регбист, резюмировать, релейный, рождественский, розоватый, ручной, раскрасавица, раскукарекаться, расческа, рвение, регбист, рукав, руководитель, рукоделие, рукодельничать

17)сестринский, сине-зеленый, сказать, смекалка, снижение, спектральный, спортивный, способ, стеклярус, стелька, стеречь, страдалец, стричь, сушить, съездовский, самолетостроение, самоотключающийся, смеркаться, смерть, смирный, смотр, смотреть, соучастник, спорт, спортивный, спортсмен, сумасшедший, сумрак, сумерки, сумеречный, счастье,

18)театральный, теоретический, течь, тифозный, триковый, трусики, таксист, труд, трудный, трудящийся, тряпье, тяжелый,

19)удобство, узкий, узость, укорочение, укрощение, упрямый, успех, ученик, ушко, ушной, уют,)улица, устный, устье, утка, утенок, участь

20)флотоводец, фотография, фотограф, фотографировать, фотолаборатория

21) хлебник, хлебобулочный хлебосольный, ход, хоровод, христианин, художник, художество;

22)циник, циничный цинизм

23)чепчик, чепец, человек, человечный, человеческий, по-человечески, человечность, черкешенка, читинец, читинский,

24)шить, шитье, швец, швея, шов, шорник, шоссейный,

25)щенок, щи, щиколотка,щипцы, щурить

26)этнография, этнический, этимология, этимон

27)юго-западный, южнобережный, юла, юлить

28)ялтинец, ялтинский, яркий, ярославский, яство.

Упражнение 5. Сделать словообразовательный разбор пяти любых производных слов из предыдущего упражнения, начинающихся на первую букву вашей фамилии

Упражнение 6. Из списка слов в упражнении 4 выписать:

- слова, в которых произошли различные морфонологические процессы (не менее 10) и распределить их по следующим рубрикам а) чередование, б) интерфиксация, в) чередование + интерфиксация, г) усечение, д) наложение.

- слова, в морфемном составе которых произошли исторические изменения: а) опрощение, б) переразложение, в) усложнение, г) декорреляция, д) диффузия.

Упражнение 7. Из «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова выписать одно словообразовательное гнездо с базовым словом, начинающимся на первую букву вашей фамилии. На примере этого гнезда объяснить, что такое словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка, кодериваты (см. книгу: Современный русский язык /Под ред. В. А. Белошапковой. Раздел «Словообразование», глава 7).

Упражнение 8. Перепишите любое стихотворение А. С. Пушкина (не менее 20 строк), название которого или первая трока начинается на первую букву вашей фамилии, и сделайте морфемный и словообразовательный анализ всех производных слов из этого стихотворения.

 

Упражнение 9. Сделайте морфологический разбор всех слов из переписанного стихотворения Пушкина.

 

Упражнение 10. Сделайте синтаксический разбор всех предложений из переписанного стихотворения Пушкина.

Порядок синтаксического разбора.

1. Определить, простое предложение или сложное.

2. Если предложение сложное, указать какое: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное (БСП), с разными видами связи (РВС).

1) Охарактеризовать структуру сложного предложения:

А) для ССП: указать тип сочинительного союза (соединительный, разделительный, противительный, присоединительный) и смысловые отношения между частями предложения (последовательность явлений, одновременность, чередование явлений, противопоставление явлений);

Б) для СПП: указать, какими союзами или союзными словами связаны части; определить, где главное предложение, где придаточное (или придаточные); определить вид придаточного (или придаточных); если придаточных несколько, указать вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, комбинированное);

В) для БСП: определить смысловые отношения между частями (последовательность явлений, одновременность, сравнение, противопоставление и т. п.).

2) Построить схему сложного предложения; для предложений с прямой речью: прямую речь обозначить «П» или «п», слова автора – А или а.

3) Далее каждую часть сложного предложения разбирать как простое.

3. Простое предложение.

1) Охарактеризовать тип предложения по цели высказывания.

2) Охарактеризовать тип предложения по интонации.

3) Определить, утвердительное предложение или отрицательное (общеотрицательное, частноотрицательное).

4) Охарактеризовать строение предложения:

А) двусоставное или односоставное (если односоставное, то определить вид);

Б) распространенное или нераспространенное;

В) осложненное или неосложненное (если осложненное, то определить вид осложнителей);

Г) полное или неполное.

5) Разобрать предложение по членам, указав:

А) для подлежащего: номинативное или инфинитивное;

Б) для сказуемого: простое глагольное, составное глагольное или составное именное;

В) для дополнения: прямое или косвенное;

Г) для определения: согласованное или несогласованное;

Д) для приложения: согласованное или несогласованное;

Е) для обстоятельства (образа действия, места, времени и т. п.).

4. Объяснить постановку знаков препинания в предложении.

 


II.ОРФОГРАФИЯ

Упражнения 11-19. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки; после самостоятельной проверки упражнения укажите после каждого слова в скобках код соответствующего орфографического правила (номер справочной таблицы и номер правила внутри таблицы). Сделайте морфологический разбор всех словоформ в отмеченных словосочетаниях и предложениях. В конце каждого упражнения буквой «М» отмечены словосочетания и предложения для морфологического разбора.

Инструкция к выполнению упражнений по орфографии.

1) До тех пор пока не выучено правило, приступать к выполнению упражнения не следует.

2) Правило должно быть не просто понято, а выучено наизусть.

3) Правило необходимо несколько раз пересказать, письменно воспроизвести на черновике, привести примеры, доведя таким образом знание правила до автоматизма.

4) Только после этого следует приступить к выполнению упражнения.

5) Упражнение выполнять, не заглядывая в правило!

6) Проверить правильность выполнения упражнения по орфографическому словарю.

7) Объяснить ошибки и повторить правила; напротив каждого слова в скобках поставить код соответствующего правила (номер таблицы, пункта, подпункта).

8) Слова, в которых допущены ошибки, перенести в свой орфографический минимум (особую тетрадку или блокнот).

11. Правописание Ъ иЬ. Меж_языковой, без_язычный, п_ед_стал, трех_язычный, пред_юбилейный, бил_ярд, компан_(о,ё)н, павил_(о,ё)н, сверх_естественный, пред_явить, с_язвить, об_ект, суб_ект, с_ёжиться, бар_ер, кар_ер, кур_(о,ё)з, бел_этаж, ар_ергард, трет_еразрядник, фел_д_егерь, ад_юнкт, верблюж_и, собол_и, солов_и, меж_отраслевой, пред_экзам_национный, без_а(п,пп)е(л,лл)яционный, нав_ючить, с_узить, в_юнок, ул_и, транс_арктический, из_у(с,ст)ный, ин_яз, сел_дь, нян_ка, нян_чить, про(з,с)_ба, ко(з,с)_ба, без_ядерный, волеиз_явление, аэрос_ёмка, воз_ня, а(л,льл,лл)ергия, пен_сия, Куз_ма Куз_мич_, Ил_я Ил_ич_, Мария Куз_мини(чн,чьн,шн)а, Мар_я Ил_ини(шн, чн, чьн)а, барабан_щик, доб_лесть, пес_ня, гвоз_дик, помо(ш,щ)_ник, пустош_, мяч_, тиш_, сторож_, передач_ (Р. мн.), уж_, навзнич_, замуж_, настеж_, наигрываеш_, наиграеш_ся, суш_ (И. ед.), реж_, реж_те, плач_ (сущ.), плач_ (глаг.), печ_ (сущ.), печ_ (глаг.), стриж_, стрич_, стрич_ся. М.: 1) Ад_ютант от_ехал от трех_этажного здания с бел_этажем; 2) С_еш_те бли(н,нь)чик и по(н,нь)чик, уваж_те хозяйку.

12. Правописание приставок. Бе_брежный, бе_заботный, бе_шабашный, бе_страшный, без(и,ы)ску(с, сс)ный, без(и, ы)ску(с,сс)твенный, бе_культурный, бе_тактный, бе_сердеч_ный, бе_чу_ственный, бе_человечный, бе_сребре(н,нн)ик, и_балованный, и_корененный, и_вержение, во_созданный, (с,сс)ориться, ра_сориться, во_хождение, ни_водить, ра_чёт, ра_читывать, пр_взойти, пр_землиться, пр_рвать, пр_одолеть, пр_красный, пр_открывать, пр_сви(с,ст)нуть, пр_озёрный, пр_ви(н,нь)тить, пр_зидент, пр_тендендент, пр_ор_тет, бе_пр_зорник, пр_зирать пр_дателя, пр_зирать в пр_юте для пр_старелых, сверх(и,ы)з_сканный, пред(и,ы)стория, без(и,ы)дейный, без(и,ы)нвентарный, без(и,ы)нициативный, меж(и,ы)нститутский, пред(и,ы)нфарктный, пост(и,ы)нфарктный, пред(и,ы)дущий, пред(и,ы)юльский, без(и,ы)глый, транс(и,ы)орданский, пост(и,ы)ндустриальный, трех(и,ы)мпульсный. М.: Пр_обретем пр_восходный спорт_нвентарь для пр_школьного стадиона.

13. Правописание корней. Просв_щение, д_лина, ст_рожил (сущ.), м_л_дёж_, исп_рение, разр_дить руж_ё, разр_дить гря(д,т)ки, отв_рить мак_роны, отв_рить дверь, разв_ваться на ветру, разв_ваться физически, пол_скать к_тенка, пол_скать бел_ё, оп_здать, ум_лкать, инв_стиция, субс_дировать, пр_к_снуться, пр_к_саться, пр_к_сновение, к_сательная, бе_пр_к_словный, предл_жить, предл_гать, ра_пол_житься, ра_пол_гаться, пр_л_гать усилия, покл_ниться, укл_няться, пл_вец, пл_вчиха, пл_вучесть, попл_вок, тв_рец, сотв_рение, утв_рь, з_ря, з_рница, з_рянка, з_ревать, р_сток, р_стовщик, Р_стислав Ростов, зар_стать, р_сли, оз_рение, ур_вень, ур_внение, ск_чок, подск_чить, уск_кать, выск_чка, ск_чкообразный, отр_сль, зар_сли, ра_ст_лю, ра_ст_лаю, подст_лю, подст_лать, под_ст_лешь, зам_реть, зам_раю, переч_тать, бл_стать, бл_стеть, ра(з,с)д_ру, ра(з,с)д_раю, прог_реть, прог_раю, уг_релый, уг_раю, р_внина, непром_каемый, обм_кнуть кисть, пром_кать до нитки, вн_мать, сн_мать, ун_мать, свис_нуть, чу_ствовать, мес_ность, праз_ник, че_ствовать, коври(ж,ш)ка, копчу(ж,ш)ка, по(д,т)чевать я_ствами, про(сь,зь)ба, ко(сь,зь)ба. М.: уча_ствовал в ф_ст_вале, ше_ствовать над первокла(с,сс)никами, гордо ше_ствуют по к_р_дору.

14. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий. Перевод(чик,щик), переплет(чик,щик), воз(чик,щик), перепис(чик,щик), перебеж(чик, щик), чекан(чик,щик), стеколь(чик,щик), камен(чик,щик), фрезеров(чик,щик), забой(чик,щик), тюрем(чик,щик), контор(чик,щик), буфет(чик,щик), кусоч_к, горош_к, колыш_к, ключ_к, звоноч_к, замоч_к, луков_чка, врем_чко, сем_чко, пальт_цо, плать_це, брат_ц, гварде_ц, кормил_ца, каракат_ца, ружь_цо, письм_цо, кресл_це, паш_нка, пес_нка, виш_нка, ябл_нька, телят_нка, горош_нка, завал_нка, дер(з,с,сс)кий, пло(с,сс)кий, ба(с,ск)ский, нориль(ск)ский, петербур(г,ж)ский, кула(кс,ц,тс)кий, каза(кс,ц,тс)кий, узбе(кс,ц,тс)кий, кирги(с,з,зс)кий, варя(г,к,ж,ш)ский, бунта(р,рь)ский, янва(р,рь)ский, сколь(з,с,зс,сс)кий, се(н,нь)тяб(р,рь)ский, (день)де(н,нь)ской, ялт_нский, пенз_нский, грозн_нский, пресн_нский, мытищ_нский, настойч_вый, заботл_вый, сирен_вый, эмал_вый, изжелт_ красный, искос_, издавн_, изрядн_, достветл_, дотемн_, допоз_н_, досыт_, досух_, дочист_, слев_, справ_, налев_, направ_, напрасн_, надолг_, набел_, начерн_, начист_, затемн_, засветл_, занов_. М: Францу_ские туристы медле(н,нн)о движутся по одной из (С,с)ан-франци_ских улиц, любуясь пр_чудливыми баш_нками на крышах гиган_ских зданий.

15. Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий. Исправл_нная ошибка; сброш_нный груз; ра(з,с)чищ_нные дорожки; здание постро_но; встревож_нный ошеломля_щим известием; увенч_нный неув_да_мой славой; рассе_нные лучи; обиж_нный и униж_нный всеми брош_нный терп_щий нужду страдл_ц; потер_нное бе(з,с)возвратно время; обд_вший друга; расстрл_нные патроны, освещ_нная рассе_нным лунным светом утопт_нная пе(сч,щ)аная дорожка; просе_нная мука; не пр_кослов_щий ученик; развеш_нные вещи; размеш_нный раствор; ра(с,сс)чит_вать время; повеш_нный портрет; отча_нные попытки; незаслуж_нное обвинение, ра(с,сс)каз_вать во(з,с)хитительно; дыш_щий в трубку страда_щий астмой больной; вид_щий и слыш_щий терп_щих пр_теснения; услыш_в пр_рывистый крик размах_ва_щего руками утопа_щего; увид_в бушу_щий ураган; независ_мое мнение; тащ_щиеся в пыли обозы; верт_щий кольцо, повеш_нное над головой; леле_мый родителями ребенок; с отта_вшей земли; удосто_нный награды; увид_л вдал_ке маш_щего руками утопа_щего; расс_вать кое-как ра(з,с)броса(н,нн)ые вещи; стел_щийся по земле туман, вид_мый и(з,с)дали; ра(з,с)сматр_вать сквозь лупу; затм_вать окружа_щих; замеш_нный в пр_ступлении ра(з,с)ка_лся в соде_нном; позолоч_нный серебр_ный бр_слет; усовещ_вать и совет_вать, не ра(сс,сч,щ)ит_вая на ответную реакцию; М.: и(з,с)повед_вать ка_щегося грешника; нап_ва_шь, пр_танцов_вая; завед_вала и(з,с)след_вательским центром; развед_вательные м_роприятия, осущ_ствля_мые опытным агентом.

16. Правописание Н и НН. Неезж_(н,нн)ая дорога, никем не пуга(н,нн)ые птицы, кош_(н,нн)ая трава, некош_(н,нн), скош_(н,нн)ая трава, трва скош_(н,нн)а, кош_(н,нн)ая фермерами трава, пече(н,нн)ая картошка, запече(н,нн)ое в тесте яблоко, пече(н,нн)ая на углях картошка, писа(н,нн)ая красавица, исписа(н,нн)ый листок, писа(н,нн)ый масл_(н,нн)ыми красками портрет, кале(н,нн)ые орехи, раскале(н,нн)ая печь, забоше(н,нн)ая шахта; вопросы, не реше(н,нн)ые учеными, серебр_(н,нн)ое кольцо, гуси(н,нн)ое перо, маринова(н,нн)ые и соле(н,нн)ые огурцы; огурцы, соле(н,нн)ые в бочке; варе(н,нн)ое мясо, сваре(н,нн)ое мясо; варе(н,нн)ый на медле(н,нн)ом огне, кож_(н,нн)ый ремень с позолоче(н,нн)ой пряжкой; гости(н,нн)ый двор; нежда(н,нн)о-негада(н,нн)о появившийся назва(н,нн)ый брат; неизведа(н,нн)ые земли; смышлё(н,нн)ый неизбалова(н,нн)ый мальчик; барышня красива и воспита(н,нн)а; барышня воспита(н,нн)а в панс_оне; наступление сдержа(н,нн)о; отвечать сдержа(н,нн)о; революцио(н,нн)ый порыв сдержа(н,нн), тыкв_(н,нн)ые семечки распрода(н,нн)ы; пше(н,нн)ая каша со сгуще(н,нн)ым молоком съеде(н,нн)а; написа(н,нн)ая уче(н,нн)ым статья прочита(н,нн)а редактором, но так и не опубликова(н,нн)а; стари(н,нн)ый каме(н,нн)ый дом с м_з_нином, построе(н,нн)ый в прошлом веке. М.: даль тума(н,нн)а; девушка жела(н,нн)а; ю(н,нн)ый румя(н,нн)ый к_валер с расчеса(н,нн)ыми усами; сви(н,нн)ая тушенка в жест_(н,нн)ой банке с зеле(н,нн)ой эт_кеткой.

17. Правописание окончаний. Человечишк_, зайчишк_, домишк_, солнышк_, коровушк_, работушк_, позорищ_, страшилищ_, грязищ_ (И. ед.); размышлять об (О,о)ктябрьской революци_, о вол_ и надежд_; в «(д,Д)екрет_ о мир_»; находиться в планетари_ в течени_ получаса; в течени_ реки образовался поворот; ошибка в следстви_ по делу, допущ_(н,нн)ая дознавател_м вследстви_ невнимательност_; пр_бывать в пред_нфарктном состояни_ (в)продолжени_ суток; в продожени_ книги автор не был заинтересован; о солени_ и тушени_ овощей; мечты о поко_, свобод_ и счасть_; пр_бывать в раздумь_ и унынь_; бесед_вать о варень_ из вишен_; письма от Мари_ Андреевны; о художник_, любующ_мся пейзаж_м; с художник_м, любущ_мся пейзаж_м; об извес_н_й кондит_рск_й фабрик_ «(к,К)расный (о,О)ктябрь»; о «(к,К)расн_м (о,О)ктябре»; с (к,К)расн_м (о,О)ктябрем; сражения под Бородин_м, Крюков_м, Царицын_м; хоч_т познакоми(т,ть)ся с Иваном Бородин_м и Андреем Крюков_м; он красочн_ пиш_т о цепенеющ_м в молчани_ зимн_м лес_; о напитк_, хранящ_мся в зелен_й бутылк_ или в к_ричн_в_й бутыл_; когда выйд_те, спрос_те; не сыщ_шь предела; он наве_т печаль; они разве_т тревоги; волны вздыма_(тся,ться), как будто ропщ_т на что(то). М.: К Марь_ Ивановне шли совет_ваться из соседних деревен_. Мальч_нка наверн_ка обид_тся. Хлопоч_т пчелки-труже(н,нн)ицы.

18. Гласные после шипящих и Ц. Уч_ный, ш_фёр, ш_рох, ч_лн, ш_рстка, реш_тка, чеч_тка, ч_рточка, печ_нка, ш_пот, ш_в, трущ_ба, чащ_ба, трещ_тка, ш_лк, крыж_вник, ш_колад, пч_лы, дж_нка, ч_лка, заж_г свеч_ой, ож_г руки, ж_рдочка, ж_луди, изж_га, ш_рты, ш_тландка, ш_рник, ш_ссе, ш_мпол, щ_тка, щ_поть, щ_пать, уч_ба, прич_ска, ш_к, пш_нка, щ_голь, щ_голиха, зач_т, ц_коль, щ_гол, щ_лочь, ж_нглёр, пощ_чина, ж_лоб, (И,и)ж_ра, (П,п)еч_ра, (П,п)еч_рская лавра, ж_сткий, ж_ваный, тяж_лый, прож_рливый, ч_порный, ж_лтый, деш_вый, ч_рствый, раскорч_вка, облиц_вка, ноч_вка, ретуш_р, стож_к, волч_к, бо(р,рь)щ_к, крюч_ч_к, реч_нка, стаж_р, деньж_нки, верблюж_нок, танц_р, танц_вщица, воротнич_к, образц_вый, торц_вый, замш_вый, еж_вые рукавиц_, глянц_витый, песц_вый, холщ_вый, ситц_вый, парч_вый, кольц_вой, суш_ный, точ_ный, сторож_вой, лиц_вой сч_т, смеш_н, буш_вать, вооруж_н, защищ_нный, трескуч_, горяч_, зловещ_, свеж_, плеч_, лиц_, лиц_м, плеч_м, тягач_м, полотенц_м, ц_вилизац_я, куриц_ны ц_ыплята, ц_тата, ц_стерна, ц_корий, круглолиц_е ц_ганки, ц_ферблат, ц_нга. М.: Ц_ркач (Ж,ж)_ра (к,К)уриц_н дре(с,сс)ировал медвеж_нка по кли(ч,чь)ке (Ц,ц)_ган.

19. Правописание НЕ и НИ. Во что бы то (н_)стало; как (н_)в чем (н_)бывало; кто бы то (н_)был; где бы он (н_)работал; (н_)пава (н_)ворона; (н_)жив (н_)мертв; (н_)к селу (н_)к городу; (н_)тот (н_)другой; куда (н_)кинь глазом; (н_)зги (н_)видать; красивые (н_)забудки; (н_)знакомый человек; (н_)без_нтерес_ный случай; клубника (н_)крупная, но вкусная; (н_)могу (н_)грустить; вовсе (н_)интересный рассказ; (н_)то дождь, (н_)то снег; (н_)подготовле(н,нн)ый к сдаче мост; (н_)отстрое(н,нн)ый дом; (н_)откуда ждать известий; (н_)откуда (н_)видно; (н_)сколько (н_)холодно; (н_)сколько карандашей; (н_)смотря на дождь; век (н_)забыть; (н_)сводя глаз; (н_)(в)меру; (н_)по дням, а по часам; как (н_)бывало; (н_)поколебимый, (н_)преклонный, (н_)возмутимый, (н_)устрашимый (н_)знакомец; (н_)увядаемый, (н_)описуемый, (н_)утомимый, (н_)победимый, (н_)умолимый, (н_)годующий, (н_)доум_вающий, (н_)дальновидный, (н_)дел_катный, (н_)добрый; (н_)добрый, а злой; (н_)дальнозоркий, а близорукий; отнюдь (н_)дальновидный; (н_)любимый сын; (н_)любимый родителями ребенок; (н_)растворимый реактив; (н_)растворимый в спирте реактив; (н_)растворимый (н_)в какой жидкости; (н_)навидеть (н_)вежество и (н_)ряшливость; (н_)домогать; (н_)доспать до утра и (н_)выспаться,(н_)доедать, (н_)досыпать и (н_)дожить до старости; надо жить, а (н_)доживать. М.: (Н_)без(и,ы)звестный уч_ный, (н_)смотря (н_)на какие (н_)взгоды и (н_)приятности, (в)течени_ (н_)большого срока достиг (н_)с(чем) (н_)сопоставимых (н_)бывалых результатов.

III.ПУНКТУАЦИЯ

Упражнения 21-29. Вставить пропущенные знаки препинания, пропущенные буквы и раскрыть скобки; произвести синтаксический разбор первого предложения из каждого упражнения. Упражнения оформить в виде следующей таблицы:

№ предл. Предложение Комментарий
пунктуационный орфографический  

 

21. Однородные члены.

1. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгнове(н,нн)ым блеском оз_ряла (Пушкин).

2. Родила царица в ноч_ (н_)то сына (н_)то доч_; (н_)мыш_нка (н_)л_гушку а (н_)ведому зверюшку (Пушкин).

3. Он сохр_нил и блеск л_зурных глаз и звонкий де(ц,тс)кий смех и реч_ живую и веру гордую в людей и жизнь иную (Лермонтов).

4. Любви надежды тих_й славы (н_)долго нежил нас обман (Пушкин).

5. Колокольч_к о(д,т)далё(н,нн)ый то замолкн_т то звенит (Лермонтов).

6. Люблю зимы тв_ей ж_стокой (н_)движный воздух и м_роз бег сан_к (в)доль (н,Н)евы ш_рокой девич_и лица ярче роз и блеск и шум и говор балов а в час п_рушки х_л_стой к_пенье пен_стых б_калов и пунша плам_нь г_лубой (Пушкин).

7. (Н_)когда (н_)при каких о_ст_ятельствах (н_)разр_шай себе (н_)зазнайства (н_)чванства (Чехов).

8. В окно увид_ла Татьяна (по)утру поб_левший двор куртины кровли и забор на стеклах ле(г,х)кие узоры д_рев_я в зимн_м с_р_бре сорок весёлых на дв_ре и мя(г,х)ко ус_ла(н,нн)ые горы зимы бл_стательным ковром (Пушкин).

9. Он рощ_ полюбил густые уед_ненье т_ш_ну и ноч_ и звезды и луну (Пушкин).

10. Люблю дымок сп_ле(н,нн)ой жнивы в ст_пи ночу_щий обоз и на х_лме средь ж_лтой нивы чету б_леющих б_рез (Лермонтов).

11. (Ото)всюду подн_лись к_заки от (ч,Ч)игирина от (п,П)ереяславля от (б,Б)атурина от (г,Г)лухова от н_зовой стороны (д,Д)непровской от всех его верховий и островов (Гоголь).

12. Выступили знакомые подробности олен_и рога полки с книг_ми слома(н,нн)ая пеп_л_ница т_традь с его по_черком (Л. Н. Толстой).

13. (Н_)музы (н_)труды (н_)радости д_суга (н_)что (н_)заменит единстве(н,нн)ого друга (Пушкин).

14. Надежду и пл_вца всё море погл_тило (Крылов).

15. Тут с_л_вей являть свое и(с,сс)ку(с,сс)тво стал защ_лкал засв_стал на тыс_чи ладов тянул переливался (Крылов).

16. (Н_)крики п_туха (н_)звуч_ный гул рогов (н_)ра(н,нн)ей ласт_ч_ки на кровл_ щ_б_танье (н_)что (н_)вызов_т почивших из гробов (Жуковский).

17. Го(с,сь)ти г_в_рили о многих пр_ятных и понятных в_щах как(то) о пр_род_ о с_баках о чепчиках о жере_цах (Гоголь).

18. Были в к_нтор_ старые в_сячие сте(н,нн)ые ч_сы (Л. Н. Толстой).

19. Посаж_(н,нн)ые заботл_выми ро_стве(н,нн)иками д_рев_я клен топ_ль акац_я а так(же) (дико)р_стущий терн зел_нели пр_ветл_во и свеж_ (Шолохов).

20. Как (н_)достатки так и д_стоинства «(п,П)олтавы» были равно (н_)поняты тогдашними критиками и тогдашн_ю публикой (Белинский).

22. Тире в простом предложении.

1. Слово одежда всех факт_в всех мысл_й (Горький).

2. Чел_век есть укр_шение мира (Горький).

3. Невский пр_спект есть (все)общ_я ко(м,мм)ун_кация П_т_рбурга (Гоголь).

4. Он скептик и м_тер_алист (Лермонтов).

5. Быть чел_век_м значит быть б_рцом (Гете).

6. Я (н_)француз (д,Д)ефорж. Я (д,Д)убровский (Пушкин).

7. Пруд как блещ_щая сталь (Фет).

8. Капли меда словно жемчуг (Ошанин).

9. Луна словно репа а звезды фасоль (Прокофьев).

10. Сер_це не кам_нь (Пословица).

11. Матушка с_дела в гости(н,нн)ой и р_зл_вала чай; одной рукой она пр_держ_вала чайник другой кран с_м_вара (Л. Н. Толстой).

12. Один показыва_т щ_г_льской сюртук с лучшим б_бром другой греч_ский пр_красный нос третий несет пр_в_сходные б_к_нбарды четвертая пару хорош_ньких глазок и уд_вительную шляпку пятый перст_нь с тал_сманом на щ_г_льском м_зинц_ шестая ножку в оч_р_вательном б_шма(ч,чь)ке се(д,дь)мой галстук, во(з,с)буждающий уд_вление, осьмой усы, п_в_ргающие в изумление (Гоголь).

13. Мы сёла в пепел грады в прах в мечи с_рпы и плуги (Жуковский).

14. Он пр_крас_н. Он весь как божия гр_за (Пушкин).

15. Мне всё п_слушно я(же) (н_)чему (Пушкин).

16. Назн_чение кажд_го чел_века р_звить в себе всё чел_веч_ское (Белинский).

17. Бедн_сть не п_рок. Бога_ство не честь (Пословица).

18. Гусь св_нье не т_варищ_ (Пословица).

19. Повторение мать учения (Пословица).

20. П_творств_вать гр_ху есть то же пр_ступленье (Пушкин).

23. Обособление слов, стоящих вне структуры предложения.

1. И плетни и белевшая на дворах ск_тина и крыши домов всё казалось спало зд_ровым тих_м трудов_м сном (Л. Н. Толстой).

2. Мы (н_)наде_лись (н_)когда встрет_(т,ть)ся однако встрет_лись (Лермонтов).

3. Темное небо над осв_ще(н,нн)ой улиц_й казалось ч_рным т_ж_лым пологом (Бунин).

4. Вскор_ однако (н_)доумение наше р_(з,с)сеялось (Короленко).

5. Прощай сободная стихия! В п_следний раз передо мной ты кат_ш_ волны голубые и блещ_ш_ гордою красой (Пушкин).

6. Пов_дайся со мною р_димая появись лё(г,х)кой тенью (на)миг (Некрасов).

7. Ох лето красное! Любил бы я тебя, когда(б) (н_)зной да пыль да к_мары да мухи (Пушкин).

8. Да заслужил я жреб_й мой (Лермонтов).

9. Нет (н_)Кремля (н_)его зубчатых стен (н_)пышных дворцов описать (н_)возможно (Лермонтов).

10. Во дни с_мнений во дни тяг_с_ных ра(з,с)думий о су_бах моей родины – ты один мне по_дер_ка и опора о в_ликий м_гучий пр_вдивый и св_бодный ру(с,сс)кий язык! (Тургенев).

11. Далече грянуло ура (Пушкин).

12. Что ты рж_ш_ мой конь р_тивый? (Пушкин).

13. С_седушка мой свет! П_жалу_ста п_кушай (Крылов).

14. Люблю тебя Петра тв_ренье люблю твой строгий стройный вид (Пушкин).

15. Быть мож_т лес_ная надежда! укаж_т буду_щ_й (н_)вежда на мой пр_славл_(н,нн)ый п_ртрет и молв_т: то(то) был поэт (Пушкин).

16. Как вдруг о чудо! о позор! заг_ворил (а,о)ракул вздор (Крылов).

17. Ты сказ_вают петь в_ликий м_стерище (Крылов).

18. Глазами каже(т,ть)ся х_тел бы всех он с_есть (Крылов).

19. Он признаюсь тогда меня смутил (Пушкин).

20. Это была р_бота чистая п_койная и как г_ворили наши спорая (Чехов).

24. Обособление определений и приложений.

1. Лиш_ я т_инств_(н,нн)ый п_вец на бер_г выбр_ш_н гр_зою (Пушкин).

2. Т_варищ_ верь вз_йдет она зв_зда пл_нительного (сч,щ)астья (Пушкин).

3. П_эта пылкий разг_вор и ум ещ_ в сужден_ях зы(б,п)кий и веч_но вд_хн_ве(н,нн)ый взор Онег_ну всё было ново (Пушкин).

4. Но наше сев_рное лето к_р_катура южных зим мелькнет и нет (Пушкин).

5. Вчера ут_мле(н,нн)ый хо(ть,дь)бой по б_лоту забрел я в с_рай и з_снул глуб_ко (Некрасов).

6. Опрятней модн_го п_ркета бл_ста_т реч_ка льдом одета (Пушкин).

7. Чичиков только заметил скво(зь,сь) густое п_крывало ливш_го дождя что(то) похож_е на крышу (Гоголь).

8. Как бедн_й мне (н_)гор_вать! (Крылов).

9. Ванька (Ж,ж)уков (девят_)летний мальч_к о(д,т)да(н,нн)ый три мес_ца тому назад в ученье к с_пожнику (а,А)ляхину в ноч_ под (р,Р)ожд_ство (н_)л_жился спать (Чехов).

10. Ванька п_ревел глаза на темное окно и живо в_обр_зил себе своего деда (к,К)онстантина (м,М)акарыча служ_щ_го ноч_ным стор_ж_м у г_спод (ж,Ж)иварёвых (Чехов).

11. Измуч_(н,нн)ые и(з,с)терза(н,нн)ые и подавл_(н,нн)ые сёстры утрат_ли всякую веру в свои силы и всякую надежду на пр_свет в буду_щ_м (Салтыков-Щедрин).

12. Погружё(н,нн)ый в свои мысли (ч,Ч)ечевиц_н (н_)чего (н_)ответил на вопрос (Чехов).

13. Но (А,а)рин_ (п,П)етровн_ как жен_щине (н_)терп_щ_й что(бы) течение ее мысл_й чем(бы)(то) (н_)было пр_рыва_мо движение Порфиши (н_)понравилось (Салтыков-Щедрин).

14. Маша бледная и тр_пещ_щ_я подошла к (и,И)вану (к,К)уз_мичу (Пушкин).

15. Го(сь,с)ти были рады (п,П)ьеру как чел_веку всегда ож_влявш_му и сплач_вавш_му всякое общ_ство (Л. Н. Толстой).

16. Между тем наступило 1-е октября день храм_вого праз_ника в селе (т,Т)роекурова (Пушкин).

17. Со_нце перед самым з_кат_м вышл_ из(за) серых туч_ покрыва_щих небо и вдруг б_гряным свет_м осветил_ л_ловые тучи зелен_ват_е море покрытое к_раблями и ло(д,т)ками колыха_мое ровной ш_рокой зыбью и белые стр_ения г_родов и н_род движ_щ_йся по ул_цам (Л. Н. Толстой).

18. Егоровна добрая ст_руха т_перь (з,с)делалась и его нянькою (Пушкин).

19. К_м_ндант (н,Н)ижнеозерной крепости тихий и скромный м_л_дой чел_век был мне знаком (Пушкин).

20. Б_гат х_рош собою (л,Л)енский везде был прин_т как жених (Пушкин).

25. Обособление дополнений и обстоятельств. Прямая речь.

1. Проч_тя печальн_е п_сланье Евгений (тот)час на св_данье стр_мглав по поч_те поск_кал и уж_ заранее зевал пр_готовляясь денег ради на вздохи скуку и обман (Пушкин).

2. И (н_)пуская тьму ноч_ную на з_л_тые неб_са одна з_ря см_нить другую сп_шит дав ночи (пол)часа (Пушкин).

3. Пр_ходилось с_деть сложа руки и думать (Салтыков-Щедрин).

4. Она ч_рной зави(с,сь)ти полна бросив зерк_льц_ под лавку позвала к себе Чернавку и наказыва_т ей сенной д_вушк_ своей весть царевну в глуш_ л_сную и св_зав ее ж_вую под с_сной оставить там на с_едение в_лкам (Пушкин).

5. Играя в небе пром_лкнет скв_рцов р_(з,с)сыпа(н,нн)ая стая (Бунин).

6. И_чезли ю(н,нн)ые забавы как сон как утре(н,нн)ий туман (Пушкин).

7. А (в)верху над со(н,нн)ыми л_сами д_л_ко от вянущ_й земли обл_ка плывут под п_русами словно в син_м мор_ к_рабли (Исаковский)

8. Возвр_тясь он в_лел подать свою к_рету и (н_)смотря на усил_(н,нн)ые про(зь,сь)бы Кирилы Петровича оста(т,ть)ся ноч_вать уехал (тот)час после чаю (Пушкин).

9. Простившись с ним Лаптев возвр_щался к себе (н_)спеша (Чехов).

10. Здесь тягос_ный ярем до гроба все вл_кут надежд и скло(н,нн)ост_й в душе п_тать (н_)смея (Пушкин).

11. В пустын_ чахл_й и скупой на поч_в_ зноем ра(з,с)к_ле(н,нн)ой а(нь,н)чар как грозный ч_с_вой ст_ит – один во всей вс_ле(н,нн)ой (Пушкин).

12. Что сударь плач_те? Живите(ка) смеясь (Грибоедов).

13. Держа ку_шин над г_л_вой грузинка у(з,с)кою тр_пой сходила к бер_гу (Лермнотов).

14. Из мертвой гл_вы гробовая змея шипя между тем вып_лзала (Пушкин).

15. Вы и в залу вход_те танцуя (Л. Н. Толстой).

16. Весь день этот Анна пров_ла дома (то)есть у Облонских и (н_)пр_нимала (н_)кого (Л. Н. Толстой).

17. Стра(н,нн)ое дело заметил один из нас кроме самого себя я (н_)знаю (н_)одного (н_)обыкнове(н,нн)ого ч_ловека а моя жи(з,зь)нь всем каж_(т,ть)ся извес_на (Л. Н. Толстой).

18. Кабы я была царица (г,Г)ов_рит одна д_вица То на весь кр_ще(н,нн)ый мир пр_готовила б я пир (Пушкин).

19. Дивно устро_н свет наш! думал я идя тре(т,ть)его дня по (н,Н)евскому (п,П)роспекту и пр_водя на память эти пр_и_шествия Как стра(н,нн)о как (н_)пост_жимо игра_т нами су(дь,ть)ба наша!.. (Гоголь).

20. Им (на)встречу грозно воя пес б_жит и ко двору путь им каж_т Н_ к добру! (Б,б)ратья молвили (П,п)ечали н_ минуем (Пушкин).

26. Сложносочиненные предложения.

1. Прошло сто лет и ю(н,нн)ый град полнощ_ных стран краса и диво из тьмы л_сов из топи блат вознесся пышно горд_ливо (Пушкин).

2. У него выступил пот на лбу и глаза стра(н,нн)о ра(з,с)ширились (Горький).

3. Дробясь о мрач_ные скалы шумят и пен_(ть,т)ся валы и надо мной кр_чат орлы и ропщ_т бор и блещ_т средь волнистой мглы в_ршины гор (Пушкин).

4. Максим Максимыч сел за в_ротами на ск_мейку а я уш_л в свою комн_ту (Лермонтов).

5. Душн_ стало в сакле и я выш_л на воздух освежи(ть,т)ся (Лермонтов).

6. В горо(ц,дс)ком саду по сосе_ству играл оркестр и пел хор песе(н,нн)иков (Чехов).

7. Трава сыра и туго поддается огню и потому огне(н,нн)ые змеи ползут медл_(н,нн)о то разрываясь на части то п_тухая то опять вспых_вая (Чехов).

8. Пьеру были рады и все ж_лали вид_ть его (Л. Н. Толстой).

9. Денисов то(же) ехал домой и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и останови(т,ть)ся у них в дом_ (Л. Н. Толстой).

10. Ро(с,сс)ия вспрян_т ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена (Пушкин).

11. (Н_)смотря на праз_нич_ный день в саду было пусты(н,нн)о и вокруг (н_)души (Горький).

12. Увижу(ль) о друзья! народ (н_)угн_те(н,нн)ый и ра(б,п)ство па(д,т)шее по манию царя и над отеч_ством свободы пр_св_ще(н,нн)ой вз_йдет(ли) нак_нец пр_красная з_ря (Пушкин).

13. Но ч_ловека ч_ловек послал к а(н,нь)чару влас_ным взглядом и тот п_слушно в путь потек и к утру в_звр_тился с ядом (Пушкин).

14. Иль чума меня подцеп_т иль мороз окост_нит иль мне в лоб шла(г,к)баум влеп_т (н_)проворный инвалид (Пушкин).

15. (Н_)со_нца мне (н_)вид_н свет (н_)для к_рней моих простору нет (н_)ветеркам в_круг меня свободы (Крылов).

16. На свет_ (сч,щ)астья нет но есть п_кой и воля (Пушкин).

17. Отгов_рила роща з_л_тая б_резовым в_селым языком и жур_вли п_чально прол_тая уж_ (н_)ж_леют больше (н_)о ком (Есенин).

18. В саду г_рит к_стер р_бины красной но (н_)кого (н_)мож_т он с_греть (Есенин).

19. Лиш_ изре(д,т)к_ олень пугливый через пустыню пр_бежит или коней т_бун игривый м_лчанье дола возмутит (Лермонтов).

20. Под яблонею веч_но был р_злож_н огонь и (н_)когда поч_ти (н_)сн_мался с ж_лезного треножника к_тел или медный таз с в_реньем ж_ле п_стилою дела(н,нн)ыми на меду на сахаре и (н_)помню еще на чем (Гоголь).

27. Сложноподчиненные предложения.

1. Мы ждем с т_мленьем уп_ванья м_нуты вольн_сти св_той как ждет любовник м_л_дой м_нуты верн_го св_данья (Пушкин).

2. И сер_це вновь г_рит и любит (от)того что (н_)любить оно (н_)мож_т (Пушкин).

3. И если туча ор_сит блуждая лист его др_мучий с его ветвей уж_ яд_вит стека_т дождь в п_сок г_рючий (Пушкин).

4. Онегин добрый мой пр_ятель родился на бр_гах (н,Н)евы где мож_т быть родились вы или бл_стали мой читатель (Пушкин).

5. Что тебе сни(т,ть)ся крейс_р (а,А)врора в час когда утро встает над (н,Н)евой (Матусовский).

6. И (от)нын_ всё что я (н_)сделаю светлым имен_м твоим я назову (Матусовский).

7. Коне(ч,ш)но ещ_ под_е(з,ж)жая к д_ревн_ Плюшкина он уже предчу_ствовал что буд_т (кое)какая пожива но такой пр_быточной (н_)как (н_)ожидал (Гоголь).

8. Иные даже утв_рждали что сва(ть,дь)ба слаж_(н,нн)а совсем но остановл_(н,нн)а затем что модных колец (н_)достали (Пушкин).

9. Доктору Старцеву когда он был только что назнач_н земским врач_м и пос_лился в трех в_рстах от С. то(же) говорили что ему как инт_(л,лл)_гентному ч_ловеку (н_)обходимо познаком_(ть,т)ся с Туркиными (Чехов).

10. Но грус_но думать что напрас_но была нам м_л_дость дана что изм_няли ей всечас_но что обманула нас она что наши лу_шие ж_ланья что наши свежие м_чтанья и(з,с)телели быстрой ч_р_дой как листья осенью гнилой (Пушкин).

11. Под_е(з,ж)ая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого х_зяина который стоял в зеленом сюртуке пр_слонив руку ко лбу (в)вид_ зо(н,нь)тика чтобы ра(з,с)смотреть полу_ше под_е(з,ж)жавший эк_паж (Гоголь).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.166 с.)