Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации



Тема 15. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

· 15.1. Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации

· 15.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

· 15.3. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания

· Список рекомендуемой литературы

Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации

· Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды

· Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций

· Моделирование ситуации успеха

· Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций

Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций

При ситуативном подходе анализ учебно-воспитательной ситуации предполагает прежде всего изучение ситуаций, характерных для данного вида деятельности, т.е. тех, которые возникают наиболее часто, или же тех, которые встречаются очень редко, но только в данном виде деятельности. Анализ учебно-воспитательных ситуаций позволяет находить различные варианты этих решений в будущей педагогической деятельности, исключить случайные выводы из единичных проявлений опыта обучения и воспитания обучающихся.
Однако трудность анализа учебно-воспитательной ситуации заключается в том, что деятельность педагога регламентирована временем, которое отводится ему на разрешение данной ситуации. В силу необходимости постоянно решать задачи, связанные с какими-либо учебно-воспитательными ситуациями, в определенные интервалы времени педагог может испытывать состояние повышенной напряженности, что существенным образом затрудняет анализ учебно-воспитательной ситуации. В силу высокой интегральности и сложности учебно-воспитательных ситуаций почти неизбежна возможность разнообразных ошибок, если отсутствуют необходимые научно-практические средства для их разрешения.

· При анализе учебно-воспитательных ситуаций необходимо учитывать:

o отношение обучаемого к получению образования и необходимого уровня знаний;

o уровень учебных умений и навыков обучаемого;

o взаимоотношения, сложившиеся с конкретным педагогом, учителем; стиль общения педагога, учителя;

o характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом классе, студенческой группе;

o отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу получения образования в целом и к отдельным предметам в частности;

o стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе, вузе;

o социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Все эти факторы оказывают существенное влияние на поведение учащегося, характер его взаимоотношений с окружающими и отношение к обучению в целом.
Рассмотрению одного из этих факторов - отношения родителей к процессу обучения и воспитания учащегося и формированию личности в условиях семьи - будет посвящен следующий раздел лекции.

Проблемы для обсуждения:
1. Проведите анализ особенностей классификации форм учебно-воспитательных ситуаций.
2. Дайте развернутые текстуальные характеристики некоторых форм учебно-воспитательных ситуаций, не рассмотренных в лекции.
3. Определите значение анализа ситуаций для деятельности педагога.
4. Проведите анализ соотношения понятий "учебно-воспитательная ситуация" и "педагогическая ситуация".

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

· Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности

· Сферы семейной жизни как среда воспитания

· Задачи воспитания в семье

Задачи воспитания в семье

· Воспитательные задачи:

o формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок;

o закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

· Образовательно-воспитательные задачи:

o семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям;

o формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

o пестует чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

o вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

· Развивающие задачи:

o создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения

Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость, но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли, важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма.

· Типичные трудности и недостатки семейного воспитания:

· недостаточная педагогическая осведомленность родителей;

· нехватка времени для общения с детьми;

· недопонимание того, что дело не столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в наличии общих интересов и в желании содержательного общения.

Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными представлениями.
Таким образом, семейное воспитание, являясь основным компонентом системы воспитательных воздействий на личность ребенка, во многом определяет характер его отношения к общественно полезной деятельности, процессу обучения, дисциплине и саморазвитию.

Проблемы для обсуждения:
1. Попытайтесь устно составить план содержания раздела.
2. Разработайте текст беседы с родителями на одну из следующих тем: "Как помогать детям учиться?"; "Как приучать детей к выполнению режима дня?", "Как организовать в семье свободное время детей?" и др.
3. Раскройте значение реализации задач воспитания в семье для формирования и развития личности учащегося.

Методы самовоспитания

· Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются:

o самоубеждение и самовнушение;

o самообязательство;

o самокритика;

o мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия - т.е. сопереживание);

o самопринуждение (самоприказ);

o самонаказание и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Кратко охарактеризуем данные методы.
1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.
2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.
4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.
6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.
7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов.

· Компоненты процесса самовоспитания:

o критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

o разработка программы самовоспитания;

o определение его методов;

o аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой;

o самоконтроль. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство.
Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

· В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

o формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

o оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

o практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой. Так, при осуществлении работы по формированию общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания, необходимо понимать, что не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками.
По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания" и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.
Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.
Однако разъяснительными мероприятиями и организацией познавательно-просветительской деятельности нельзя ограничивать эту работу. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.
Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Проблемы для обсуждения:
1. Раскройте роль самовоспитания в развитии и формировании личности.
2. Дайте характеристику факторов, побуждающих человека к самовоспитанию.
3. Возможности использования этих факторов в процессе воспитательной работы в школе.
4. Раскройте сущностные характеристики методов самовоспитания.
5. Проведите анализ процесса самовоспитания и определите его структурные компоненты.

Список рекомендуемой литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Изд-во "АиФ". - М., 1993.

2. Блонский П.П. Избр. пед и психол. соч.: В 2 т. М., 1979.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Уч. пособие. - М.: Изд-во УРАО., 1999.

4. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. - М., 1967.

5. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. - Рязань, 1971.

6. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. - М., 1996.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1990.

8. Шрейдер Г.А. Руководить сообразно ситуации. - М., 1994.

9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998.

 

Тема 15. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

· 15.1. Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации

· 15.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

· 15.3. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания

· Список рекомендуемой литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.192 (0.032 с.)