Тема 4: Дискурсы о теле и нормативное конструирование телесности (4 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4: Дискурсы о теле и нормативное конструирование телесности (4 ч.)



Дискурс и телесные практики. Дискурс власти и политика тела. Политическое нормирование телесности. Дисциплинарные тела и микрофизика власти. Биополитика. Юридический дискурс и конструирование преступного тела. Стратегии получения истины от тела. Практики наказания и надзора как способы модификации телесности. Знание о теле и его дискурсивный статус. Медицинский дискурс: патологизация и медикализация тел. Гигиена как социальная политика тела. Анатомия и пластическая анатомия: конструирование телесного канона и визуализация знания о теле. Философский дискурс: соотношение душевного и телесного в европейской традиции. Психологический дискурс о теле. Эстетический дискурс: тело прекрасное и безобразное.

 

Тема 5: Специализированные тела в истории европейской культуры (4 ч.)

Понятие специализированного тела и тела-функции. Объективация и отчуждение телесности как основание специализации. Политическое тело в традиционной и постсовременной культуре. Тело преступника: «запись закона на теле». Медицинские тела. Тела гигиены. Спортивные тела. Тела потребления. Кибертела.

 

Тема 6: Телесные практики (4 ч.)

Понятие телесной практики. Сексуальность как телесная практика. Ревизия сексуальности в психоанализе. «История сексуальности» Фуко как эпопея европейской субъектности. Режимы удовольствий. Сексуальность после сексуальной революции: транссексуальность в концепции Бодрийяра.

 

Голод как идеология и война лишнему весу. Режимы культурной анорексии и контроль над телесностью. Вес как социальная проблема и конструкция. Гендерное измерение: идеальный вес/идеальная женщина. Индустрия диет и режимы телесности. Вес и идентичность: адоптация и управление «fat» идентичностью. Нарративное сопротивление стигматизации.

 

Модификации тела в современной культуре. Тело-трансформер и конструирование новых идентичностей. Протеичные тела. Континуум body-modifications: непосредственное-опосредованное. Пластическая хирургия. Фитнесс. Культуризм и миф о стальных мышцах. Опосредванные модификации: body art, татуировка, пирсинг. Постмодернистское тело как модель интерпретации body modifications.

 

Тема 7: Социальные тела (2 ч.)

Порядок тела и порядок социального. Модификация телесности как социальная функция (М. Дуглас). Производство тел и социальная стратификация: тела богатых и тела бедных. Жест, поза, одежда как репрезентация социальных отношений. Тело и статус. Символический капитал тела в концепции П. Бурдье. Габитус. Конвенциональность использования тела и техники тела (М. Мосс). Цивилизационный процесс, «хорошие манеры» и формирование тела в концепции Н. Элиаса.

 

Тема 8: Душа и тело (2 ч.)

Картография антропологического: тело и душа. Архаическиt практики структурирования тела как первый опыт упорядочивания психологических содержаний. Психика-на-поверхности как теоретическая модель и культурная практика (Turner). Телесные маркеры психического: от физиогномики к конституциональным теориям. Психофизическая проблема как трансисторический сюжет европейской мысли. Статус тела в психоанализе. «Сращивание тела с духом» как проблема современной гуманитарной мысли. Овнешнение психики в постсовременной культуре и манипуляции с телом как ресурс персонализации.

Итого 32 ч.

ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторные занятия объединены общей темой: «Репрезентации телесности в истории европейской культуры». Теоретической базой для проведения лабораторных занятий служит знакомство с теорией культурных репрезентаций С. Холла, концепцией канона и его дискурсивной и феминистской критикой Г. Полок и т.д.

Цель: Целью лабораторных занятий является знакомство студентов с практикой выявления репрезентаций телесности в истории европейской культуры и стратегиями их психокультурного и историко-псхологического анализа.

 

Методы: Нарративный анализ, дискурсивный анализ и визуальный анализ.

 

Название занятия Материал для анализа Задачи Кол-во часов
1. Анатомия и пластическая анатомия как модель репрезентации телесности Серия гравюр, медицинских атласов и атласов пластической анатомии Выявить стратегии визуализации и медикализации тела   2 ч.
2. Анализ репрезентаций телесности в европейском изобразительном искусстве. На примере «Истории искусства» Гомбриха Выявление и анализ телесного канона, его маркеров и стратегий трансформации   2 ч.
3. Фотография как стратегия репрезентации телесности эпохи модерна Серия фотографий с электронного портала «ХХ век в фотографии» Выявление моделей «цивилизованного» фотографического тела. Анализ конкретно-исторических репрезентаций телесности средствами фотографии на примере частных фотографий 1920-1970х гг. ХХ в. 2 ч.
  Репрезентация телесности в художественной литературе На примере анализа лирики Серебряного века и романа Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» Выявление стратегий текстуализации телесности и формирования телесных кодов и риторик 2 ч.
  Репрезентация телесности в криминальной хронике и детективе Газетные и видеоматериалы Анализ репрезентаций телесности в криминальном дискурсе. 2 ч.
  Репрезентация тела в рекламе: традиции и современность Рекламные ролики и плакаты Выявление стратегий фетишизации тела и его коммерческого использования. Анализ тел-идолов и символического капитала телесности 2 ч.
  Репрезентация телесности в документальном кинематографе Фрагменты док. Ф. «Олимпия», Л. Рефеншталь Выявление и анализ стратегий идеологического использования телесности 2 ч.
8. Репрезентация телесности в игровом кинематографе Фильм П. Альмодовара «Поговори с ней» Выявление и анализ кинематографических моделей репрезентации телесности 4 ч.

 

Итого: 18 ч.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Техники тела

1. Социальное конструирование тела.

2. Техники тела и их классификация: М. Мосс.

3. Дисциплина. Микрофизика власти. Послушные тела. М. Фуко.

4. Габитус: система социальных диспозиций. Чувство игры, докса и тело в концепции П. Бурдье.

5. Цивилизованные тела в концепции Н. Элиаса.

Литература

1. Мосс М. Техники тела// Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996. Фуко М. Послушные тела// Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999. С. Бурдье П. Структура, габитус, практика// Бурдье П. Практический смысл. М., 2001. Бурдье П. Верование и тело// Бурдье П. Практический смысл. М., 2001.

2. Элиас Н. О «цивилизации» как специфическом изменении человеческого поведения// Элиас Н. О процессе цивилизации. Т.1. М., 2001.

Телесный канон

1. Теория канона в работах P. Lauter, L. Fiedler, H. A. Baker, E. Meese, L.Hoffmann, D. Rosenfeld,C. Altieri

2. Формирование телесного канона. Визуальный объект и «глаз власти» (М. Фуко). Визуальный телесный канон и «политика смотрения» (Г. Полок).

3. Канон Поликлета: идеальное тело и его функция.

4. Ренессансный телесный канон.

5. Телесный канон и массовая культура.

Литература

1. Гронас М. Война за канон в американской академии 80-90х гг.// НЛО, № 51. Полок Г. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть// Введение в гендерные исследования. СПб., 2001.

2. Кларк К. Нагота в искусстве. СПб., 2004.

3. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996

4. Вайнштейн О. Мужчина моей мечты// Иностранная литература, 2003, №6.

5. Pollock G. About Canons and Culture Wars// Differencing the Canon: Feminist Desire and the Writing of Art’s Histories. L.:Routledge, 1999.

Модели телесности

1. Голый и нагой: модели репрезентации телесности в европейской культуре.

2. Нагота как конструкция и художественная форма в концепции К. Кларка.

3. «Изобретение наготы» в античности и ее модификации. Психокультурные и историко-психологические предпосылки.

4. Нагота как репрезентация культурных содержаний: иконологическая перспектива. Воплощение энергии: тела атлета и героя; воплощение поражения: пафос обнаженного; тела экстаза и власть иррационального.

5. Стыд и честь: механизмы социокультурной регуляции. Церимониальная и ритуальная нагота.

6. Нагота и эротизм.

7. Нудизм как телесная практика.

Литература

1. Кларк К. Нагота в искусстве. СПб., 2004.

2. Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха// в К. Гинзбург Мифы. Эмблемы. Приметы. М., 2004.

3. Шпенглер О. Обнаженная фигура и портрет// Шпенглер О. Закат Европы. Т.1., М., 1993,

4. Кон И. Мужское тело как эротический объект// Гендерные исследования, 1999, №3.

5. Bell D. Naked as Nature Intended// Body and Society, 2000, №3-4,

6. Cover R. The Naked Subject: Nudity, Context and Sexualization in Contemporary Culture// Body and Society, 2003, №3

Изобретение античного тела

1. Соматопсихизм античности и его реконструкция в работе Р. Онианса.

2. Античная трагедия осанки: пластический способ ощущения мира в античности (О. Шпенглер).

3. Тело как сущность человека: сома и личность в античной культуре.

4. Человек есть мера всех вещей: тело как мерило в архитектуре и политике.

5. Режим телесных удовольствий: работа души и рождение европейской субъектности.

Литература

1. Онианс Р. На коленях богов. М., 1999.

2. Шпенглер О. О форме души// Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1.

3. Лосев А.Ф. Очерки истории античного символизма и мифологии. М., 1993.

4. Тахо-Годи А. О древнегреческом понимании личности на материале термина «сома»// в Р. Онианс. На коленях богов. М., 1999.

5. Фуко М. Тело// М. Фуко. Забота о себе. История сексуальности – 3. Киев, 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.013 с.)