Политический режим – это совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти, функциональная характеристика политической системы общества, ее институтов. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим – это совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти, функциональная характеристика политической системы общества, ее институтов.



Тема. Политика и право.

Политика и ее специфика.

Политика (от греч. politike - искусство управления государством) – это сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть. Она фиксирует отношения между большими группами людей, интересы которых интегрируются в одно целое.

Политика всегда имеет властный характер, ибо достижение общих целей невозможно без побуждения и принуждения, волеизъявления, целенаправленного воздействия на различных социальных субъектов. Это также средство реализации государственных интересов, разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений, управлению государственными и общественными делами. Политическая сфера общественной жизни имеет определенную структуру. Она представлена государством и государственными органами, политическими институтами и политическими партиями.

К элементам политической структуры общества относят объекты и субъекты политики. На микроуровне политическая структура представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями и личностями, как субъектами политической деятельности и политических отношений. Макроуровень политики выражается сферой государственной власти, ее устройством, органами государственной власти, институтами государственной власти. Мегауровень политики представлен различными международными организациями, а также взаимоотношениями между государствами на международном уровне.

 

Понятие власти.

 

Власть – это отношения между людьми, при которых одни воздействуют на других с целью побуждения поступать определенным образом. Это особого рода влияние, которое законодательно оформлено. Политическая власть характеризуется совокупностью механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов)социальных общностей, больших групп людей). Это воздействие убеждением или принуждением осуществляется с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества некоторой политической воле.

Существуют различные виды политической власти:

1. В зависимости от доминирования убеждения или принуждения различают следующие виды политической власти: тоталитарную, авторитарную, демократическую.

2. По отношению к государству выделяют политико-государственную и политико-негосударственную власти (политических партий, общественно-политических организаций).

3. По внутренней структурированности каждый из институтов политической власти расчленяется на соответствующие составляющие элементы: государственная власть – на законодательную, исполнительную и судебную, на уровнях властвования – на федеральную, региональную и местную.

 

Существуют различные формы политической власти:

1. Руководство.

2. Управление.

3. Господство.

4. Организация.

5. Контроль.

 

Каждая из перечисленных форм может быть представлена конкретными видами власти: власть авторитета, власть убеждения, власть веры, власть догм, власть обстоятельств и т.д.

 

Политические режимы.

 

Политическая система общества. Политический строй.

 

Таково государственное устройство РФ. Его основы сформулированы в Основном Законе - Конституции РФ.

 

Понятие и сущность права.

 

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформлено как регулятор общественных отношений. Различные виды законодательства имеют следующие основные черты:

· Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.

· Право в нормативной форме отражает требования общественной справедливости.

· Право служит интересам общества в целом, а не отдельной социальной группы или класса.

· Право учитывает интересы и потребности личности, гражданина, который является первоосновой общества.

· Право частной собственности в большинстве законодательств является основой всех прав человека.

· Право выражает меру поведения, установленную и охраняемую государством.

· Право является мерой свободы и ответственности гражданина.

 

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы.

 

Различают следующие формы права:

1. Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему оно закрепилось как устойчивая норма. Государство санкционирует только нормы обычаев, которые соответствуют его интересам.

2. Юридический прецедент – судебное или административное решение по соответствующему юридическому делу, которому государство придает общественное значение.

3. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это конституции, законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

 

Сущность права выражается также и в разграничении жизненных интересов людей, в изъявлении их воли и установлении определенного порядка общественной жизни. Оно также устанавливает социально значимое равенство между людьми, провозглашая равенство всех перед законом. Это юридический смысл социальной справедливости. Право является также выражением всеобщего масштаба равной меры свобод, прав и ответственности граждан.

 

 

Функции права в обществе.

 

Право в обществе выполняет различные функции: экономическую, социальную, политическую, экологическую и др. Их можно рассматривать в самых разных плоскостях урегулирования общественных отношений. С другой стороны, функции права различаются по субъектам государственной власти. Тогда можно выделить законодательную, исполнительную и судебную функции права. Это прежде всего характеризуется способом воздействия на общественные отношения и поведение людей.

Функции права могут подразделяться на виды в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику права как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.

Главная задача права – упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы, ответственности и справедливости. В этом плане право реализуется через регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция права – это такое направление правового воздействия на общественные отношения, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса (закрепление общественных отношений в нормативных актах).

Охранительная функция права – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных (отрицательных) для общества отношений. Охранительная функция права нацелена на пресечение и предотвращение противоправного поведения (запрет на совершение противоправных деяний, установление юридических санкций за них).

 

 

Правосознание.

 

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают окружающий мир. Это философское, политическое, нравственное, эстетическое, техническое, национально-этническое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правовое.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законности, законодательстве, правосудии, о правомерном или неправомерном в поведении и отношениях

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (к примеру, правомерность, неправомерность, правонарушение, юридическая ответственность, законность и др.)

 

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая психология – это совокупность взглядов, чувств, привычек, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, социально-этических образований, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

Можно также выделить общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми. Индивидуальное – это чувства и представления о праве конкретной личности.

 

Принципы права.

 

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Существуют разные виды принципов права. Среди них выделяют общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы:

· Принцип социальной свободы.

· Принцип социальной справедливости.

· Принцип демократизма.

· Принцип гуманизма.

· Принцип равноправия.

· Единство юридических прав и обязанностей.

· Принцип ответственности за вину.

· Принцип законности.

 

 

Система законодательства.

 

Система законодательства – целостное правовое образование, включающее в себя нормы права, отрасли права и институты права.

Нормы права – регулируют общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.

Отрасль права – относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (земельное право, финансовое право и др.)

Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, являющийся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений (институт гражданства, собственности и др.)

 

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

 

1. Государственное (конституционное) право.

2. Административное право.

3. Финансовое право.

4. Земельное право.

5. Гражданское право.

6. Трудовое право.

7. Семейное право.

8. Гражданско-процессуальное право.

9. Уголовное право.

10. Уголовно-процессуальное право.

11. Исправительно-трудовое право.

Тема. Политика и право.

Политика и ее специфика.

Политика (от греч. politike - искусство управления государством) – это сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть. Она фиксирует отношения между большими группами людей, интересы которых интегрируются в одно целое.

Политика всегда имеет властный характер, ибо достижение общих целей невозможно без побуждения и принуждения, волеизъявления, целенаправленного воздействия на различных социальных субъектов. Это также средство реализации государственных интересов, разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений, управлению государственными и общественными делами. Политическая сфера общественной жизни имеет определенную структуру. Она представлена государством и государственными органами, политическими институтами и политическими партиями.

К элементам политической структуры общества относят объекты и субъекты политики. На микроуровне политическая структура представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями и личностями, как субъектами политической деятельности и политических отношений. Макроуровень политики выражается сферой государственной власти, ее устройством, органами государственной власти, институтами государственной власти. Мегауровень политики представлен различными международными организациями, а также взаимоотношениями между государствами на международном уровне.

 

Понятие власти.

 

Власть – это отношения между людьми, при которых одни воздействуют на других с целью побуждения поступать определенным образом. Это особого рода влияние, которое законодательно оформлено. Политическая власть характеризуется совокупностью механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов)социальных общностей, больших групп людей). Это воздействие убеждением или принуждением осуществляется с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества некоторой политической воле.

Существуют различные виды политической власти:

1. В зависимости от доминирования убеждения или принуждения различают следующие виды политической власти: тоталитарную, авторитарную, демократическую.

2. По отношению к государству выделяют политико-государственную и политико-негосударственную власти (политических партий, общественно-политических организаций).

3. По внутренней структурированности каждый из институтов политической власти расчленяется на соответствующие составляющие элементы: государственная власть – на законодательную, исполнительную и судебную, на уровнях властвования – на федеральную, региональную и местную.

 

Существуют различные формы политической власти:

1. Руководство.

2. Управление.

3. Господство.

4. Организация.

5. Контроль.

 

Каждая из перечисленных форм может быть представлена конкретными видами власти: власть авторитета, власть убеждения, власть веры, власть догм, власть обстоятельств и т.д.

 

Политические режимы.

 

Политический режим – это совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти, функциональная характеристика политической системы общества, ее институтов.

Политические режимы отличаются друг от друга политическими силами, находящимися у власти, механизмами осуществления власти, целями, тем, как она реально осуществляется, и кто ее контролирует, политическими правами граждан, мерами соотношения убеждения и принуждения в осуществлении власти.

Тип политического режима страны зависит от многих объективных и субъективных факторов. Поэтому существует много классификаций политических режимов: демократические и недемократические, режимы, определяющиеся зависимостью от состава правящей политической элиты, гражданские, военные, технократические, клерикальные, патриархальные и др. Каждый из них в свою очередь подразделяется на более конкретные виды: грабительские, радикальные, консервативные и т.д.

Более распространенным является деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные, автократические, демократические.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – полный, целый) – характеризуется абсолютным контролем государства или правящей политической партии, слившейся с государством, над всеми областями общественной жизни (режим Муссолини в Италии, режим Гитлера в Германии, режим Сталина в СССР).

Авторитарный режим – это способ властвования, при котором власть осуществляется как диктатура одного лица или группы лиц во главе с лидером. Такой режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, а также в тех, которые долгое время находились в состоянии кризиса.

Автократический режим – более мягкий, чем тоталитарный. При авторитаризме допускается наличие сфер, неподконтрольных государству. Можно сказать, что авторитарный режим – определенный шаг к преодолению тоталитарного режима.

Демократический режим – способ властвования, который основан на принципах демократии, политических свобод, всеобщих выборов, плюрализма, гуманизма, открытости. Основой подлинно демократического режима являются соблюдение и защита прав и свобод человека. Эти параметры общественной жизни провозглашаются и реализуются как одни из самых главных ценностей цивилизованного общества. Государство становится правовым. В демократическом государстве все равны перед законом.

Принципы плюрализма распространяются на все сферы общественной жизни. Это выражается в многоукладности экономики, множественности форм собственности, в полиидеологии, допускающей участие в политической жизни множества политических партий. Государственное и общественное устройство не навязывается сверху, а формируется снизу, посредством реализации прав граждан на выборы. Государственный аппарат находится под контролем народа и функционирует в пределах, предусмотренных Конституцией. Демократический политический режим противоположен тоталитарному.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.005 с.)