Теория поля политики П. Бурдье. (из его книги «социальное пространство») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория поля политики П. Бурдье. (из его книги «социальное пространство»)



Объективная сторона социального мира воплощена в социальной структуре — социальных полях. Социальное пространство многомерно, представляет собой открытую совокупность относительно автономных полей; строится по принципу дифференциации и распределения капитала, придающих агентам силу и власть.

 

Поле — это исторически автономизировшаяся сфера социальной жизни, которая постепенно приобрела свойственные только ей и отличные от иных полей социальные отношения, цели и ресурсы. Оно характеризуется специфическими механизмами капитализации свойственных ему легитимных средств, функционирует по принципу рынка и представляет собой пространство определенного вида игры.

 

В разных работах П. Бурдье выделяет множество автономных социальных сфер: поле политики, экономики, религии, интеллектуальное поле, поле спорта, поле журналистики, поле власти, идеологическое поле и др. Функционирование и изменение полей подчинено в большей или меньшей степени устойчиво и непосредственно полю экономического производства». Точкой, в которой сталкиваются агенты, занимающие доминирующее положение в различных полях, соединяются различные поля и капиталы, является поле власти. Это «поле борьбы за власть между обладателями различных форм власти»

Следует отметить, в качестве структур, функционирующих в полях, помимо агентов и их групп, П. Бурдье выделяет институции (институты). В некоторых работах в отношении последних, в частности профсоюзов и политических партий, он использует термин «субполе».

Политическое поле представляет собой автономный универсум, пространство игры, функционирующей по правилам соответствия специфическим интересам его агентов и логике самой игры. Это место, где в конкурентной борьбе между агентами рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, концепции, комментарии, события.

 

 

Специфика политического поля заключается в том, что оно стремиться организоваться между двумя полюсами; в нем всегда есть доминирующие и доминируемые агенты; оно детерминировано экономическими и культурными факторами.

По причине неравного распределения средств производства того, или иного в явном виде сформулированного, представления о социальном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политическое поле — это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая' продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства.

Поскольку политическое поле отмечено неравномерным распределением ресурсов, следовательно, неравномерным соотношением сил между доминирующими и доминируемыми в нем агентами, оно является полем сил. Одновременно политическое поле выступает полем борьбы, где агенты сталкиваются между собой для сохранения или изменения данного соотношение сил.

 

Политическая борьба в интерпретации П. Бурдье представляет собой форму борьбы за «символическую власть направлять взгляды и веру, предсказывать и предписывать, внушать знание и признание, что неотделимо от борьбы за власть над «органами государственной власти» (государственной администрации)» [4, c. 189]. Под политической властью французский исследователь понимает власть создавать группы и манипулировать объективной структурой общества [2, с. 85]. Вследствие того, что политическое поле является местом конкурентной борьбы за власть, которая осуществляется посредством монополии на право выступать и действовать от имени не участвующей в процессе политического производства группы, оно характеризуется специфическим видом капитализации свойственных ему легитимных средств. Политический капитал является формой символического капитала, кредитом, основанным на вере и признании, объективной связи с реальностью (правдивостью) и авторитетом его носителя. Видами политического капитала выступают личный и делегированный капитал.

 

Личный капитал, который основан на факте «быть известным» и «лично признанным», а также определенном наборе специфических качеств, выступающих залогом необходимой репутации, часто бывает результатом реконверсии капитала известности, накопленного в других областях, в частности, профессиональных. Он исчезает вместе с его носителем — человеком.

 

Делегированный капитал является результатом ограниченного и временного переноса капитала, принадлежащего институции и контролируемого ею. Как правило, в парламентских демократиях такой институцией выступает политическая партия.

 

В целом, политический капитал вследствие накопления кредита доверия говорить от имени группы институализируется в виде наличных постов внутри как партии, так и ее организаций, «а также во всех учреждениях местной и центральной власти и во всей сети промышленных и торговых предприятий, существующих в симбиозе с этими учреждениями». Сила легитимации политического капитала измеряется не ценностью истины, а степенью поддержки признающей его носителя группы.

политическое поле выполняет функцию своего рода цензуры, ограничивая универсум политического выступления — и, тем самым, универсум политически мыслимого — конечным пространством выступлений, способных быть произведенными и воспроизведенными в пределах политической проблематики как пространства принятия позиций, фактически реализуемых в поле, т. е. социологически возможных, исходя из законов, регулирующих вхождение в поле.

Политическая интенция конституируется лишь в соответствии с определенным состоянием политической игры, точнее, универсума методов действия и выражения, им предоставляемых в определенный момент времени. производство политически действенных и легитимных форм восприятия и выражения является монополией профессионалов и, соответственно, подчиняется требованиям и ограничениям, свойственным функционированию политического поля, мы видим, что последствия цензовой логики, которая фактически управляет доступом к выбору предлагаемых политических продуктов, усиливаются эффектом олигополитической логики, которая управляет их предложением. Монополия производства, предоставленная корпусу профессионалов, т. е. малому числу производственных объединений, в свою очередь контролируемых профессионалами, принуждение, довлеющее над выбором потребителей, которые тем полнее подвержены безусловной преданности известным ярлыкам и безоговорочному делегированию прав своим представителям, чем более они лишены социальной компетентности в политике и инструментов, необходимых для производства политических выступлений и акций, — все это делает рынок политики несомненно одним из наименее Свободных рынков.

Доминирующие лица в партии, чьи интересы так или иначе связаны с существованием и устойчивостью этой институции и со специфическими прибылями, которые она обеспечивает, находят в свободе, предоставляемой им монополией на производство и навязывание институционализированных политических интересов, возможность под видом интересов своих доверителей выставлять свои интересы доверенных лиц. Для участия в поле габитус политика предполагает специальную подготовку.Беспрерывное нормирующее воздействие на новых членов оказывают старшие члены группы, действуя сообща, в частности, когда вновь избранные включаются в какую-либо политическую инстанцию, куда они могли бы привнести искренность речей и свободу поведения, губительные для правил игры.

Автономизация поля идеологического производства сопровождается, конечно, установлением права на вход в это поле и, в частности, ужесточением требований.

для понимания какой-либо политической позиции, программы, заявления, предвыборного выступления и т. д., по крайней мере, столь же важно знать универсум конкурирующих политических позиций, предлагаемых полем, как и требования мирян, за выбор позиции которых отвечают назначенные доверенные лица.

Итак, именно структура политического поля, субъективно находящаяся в неразрывной, прямой и всегда декларируемой связи с доверителями, определяет выработку позиций посредством принуждений и интересов, связанных с определенным положением в этом поле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.007 с.)