Тема 2. 3. Развитие человека как субъекта труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3. Развитие человека как субъекта труда.



Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (стадии предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, «оптации», адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника).

Этапы освоения профессии по А.К. Марковой (адаптация человека к профессии, самоактуализация, гармонизация человека с профессией, преобразование и обогащение человеком своей профессии, этап свободного владения несколькими профессиями, этап творческого самоопределения).

Периодизация Д. Сьюпера (этап роста, развитие основных интересов и способностей; этап «разведки»; пробный этап; этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста; этап поддержания, сохранения достигнутых позиций; этап спада, ухода).

Периодизации, анализирующие взрослые периоды жизни: периодизация Б. Ливехуда (три аспекта развития – биологическое развитие, психическое развитие, духовная биография; основные фазы жизни после детства – юность, как переходная фаза; первая фаза взрослости; организационная фаза; 35-40 лет – фаза смены ценностей; 40-50 лет – биологический спад и возможность духовного развития; 50-56 лет – если новые ценности не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах; после 56-ти лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей будущего больше нет - все в прошлом, у многих есть ощущение того, что самое главное в жизни ещё не сделал).

Психосоциальная идентичность как интегративное свойство личности – главный критерий развития согласно Э. Эриксону (периоды: базальное «доверие – или недоверие»; автономия – или сомнение и стыд; инициативность – или чувство вины; трудолюбие умелость – или чувство неполноценности; идентичность – или непризнание; сотрудничество – или отчуждение, изоляция; дружба – или изолированность; оценка прожитого, осознание идентичности).

«Срезовая» характеристика структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития представлена в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, уровень действий, уровень макроэлементов действия, уровень микроэлементов действия (по Е.А. Климову).

Нормативные кризисы профессионального развития личности, биографический методв изучении кризисов пофессионального развития.

Методы исследования развития личности профессионала.

 

Тема 2.4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, уровни исследования индивидуальности. Исследование индивидуального стиля деятельности в психологии труда. Эффективный индивидуальный стиль деятельности и «псевдостиль». Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Методы изучения индивидуального стиля деятельности.

 

Тема 2.5. Психология профессионального самоопределения.

Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Сущность профессионального самоопределения, варианты смысла самоопределения. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения*. Цель и задачи профессионального самоопределения. Типы и уровни профессионального самоопределения.

Основные задачи и конечные цели профориентации. Основные направления профориентации. Формы профессиональной ориентации. Основные методы профориентации (Информационно-справочные методы. Методы профессиональной психодиагностики, методы морально-эмоциональной поддержки, методы помощи в принятии решения). Методы активизации профессионального самоопределения.

Цели и процедура профконсультирования. Типы профконсультаций. Характеристики активизирующей профконсультационной методики, методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профориентационной помощи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.005 с.)