Тема: «Методы сбора первичной социологической информации» (1 ч.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Методы сбора первичной социологической информации» (1 ч.).



Задание 1. Изучить структуру и содержание анкеты специализированного экспертного опроса для работников сельскохозяйственных организаций.

Студенты получают соответствующие бланки анкет.

Инструментарий для выполнения задания

Социология и психология труда, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие основные методы сбора первичной социологической информации:

1. Метод анализа документов.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Тестирование.

5. Опрос.

Метод анализа документов представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках: документах; научных исследованиях; архивных материалах; научной, художественной и публицистической литературе. Под документами понимаются специально созданные вещественные носители информации, предназначенные для ее фиксации, передачи и хранения.

Наблюдение – метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных явлений и процессов.

Тестирование – краткое стандартизированное испытание, которому подвергают человека для выявления степени и наличия определенных черт личности, способности, умения, мотивов, психологического состояния.

Одним из самых распространенных в социологических исследованиях является метод опроса.

Опрос – метод, предполагающий ответы респондентов на конкретные вопросы исследователя.

Различают четыре разновидности опроса:

· Анкетирование.

· Интервью.

· Социометрический опрос.

· Экспертный.

Анкетирование – систематизированный сбор информации у респондентов с помощью анкет.

Интервью – метод получения информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом.

Социометрия – метод опроса, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Экспертный опрос – это метод, при котором анкетируются профессионалы и специалисты конкретной специальности. Основное преимущество экспертного опроса в том, что полученная информация надежная, обработка которой помогает решать более сложные задачи. При экспертном опросе нет необходимости анкетировать большое количество респондентов. Здесь достаточно оптимальное число (3-5 чел.).

В качестве источников получения информации о социальных процессах применяются также деловые и организационные игры, которые позволяют создать имитированную модель профессиональной деятельности, смоделировать трудовые отношения, характерные для определенных производственных ситуаций.

 

Задание 2. Принять участие в анонимном анкетировании.

Инструментарий для выполнения задания

Студент отвечает на вопрос анкеты.

Ответ изложить на отдельном листке бумаги по форме: номер вопроса, номер подвопроса, вариант ответа. Например, 3.5в. или 6.4.3в

 

Уважаемый респондент!

Вашему вниманию предлагается анкета на тему: «Эффективность системы мотивации труда работников сельскохозяйственных организаций».

Служба управления персоналом проводит анкетирование с целью совершенствования существующей и разработки эффективной системы мотивации. В связи с этим, просим Вас ответить на вопросы, предлагаемые в этой анкете. Ваши ответы обязательно будут учтены при формировании новой системы мотивации труда работников сельскохозяйственной организации.

Просьба отнестись к заполнению анкеты серьёзно. Получение необъективных ответов на вопросы анкеты не позволит нам сделать объективные выводы. Это, в свою очередь, затруднит составление плана действий для улучшения качества Вашей трудовой жизни.

Анкетирование проводится анонимно, прочитав вопрос, хорошо его обдумайте и, выбрав устраивающий вас ответ, поставьте знак × в клетку его номера (возможен выбор нескольких вариантов, но без исправлений).

Большое спасибо!

1. Если бы вам снова пришлось выбирать профессию «экономиста-аграрника», повторили бы Вы свой выбор?

а) Безусловно, да;

б) Вероятнее всего, повторил бы;

в) Вряд ли повторил бы;

г) Безусловно, нет;

д) Затрудняюсь ответить.

2. Подчеркните, какие условия работы для вас являются наиболее важными?

а) заработная плата;

б) режим работы;

в) отношение со стороны руководства;

г) продолжительность и удобство дороги на работу;

д) перспектива роста и построение карьеры;

е) получение профессионального опыта.

3. Выберите, пожалуйста, из перечисленных ниже характеристик работы 5 самых важных для Вас (табл. 1). Напротив самой важной для Вас характеристики поставьте цифру 1, менее важной 2, затем 3,4,5.

 

Таблица 1. - Критерии, характеризующие работу

Характеристика работы Балл
   
Обеспеченность оргтехникой  
Возможность профессионального роста  
Возможность должностного продвижения  
Разнообразие работы  
Сложность работы  
Высокая заработная плата  
Престиж профессии  
Благоприятные условия труда  
Благоприятный психологический климат коллектива  
Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия  
Участие в управлении организации  
Низкая напряженность труда  
     

 

4. В какой степени и как действуют на Вашу трудовую активность факторы (зачеркните необходимый квадрат), указанные в таблице2.

Таблица 2. - Факторы, влияющие на Вашу трудовую активность

  Факторы Совершенно не действуют Действуют не значительно Действуют существенно Действуют очень существенно
повышает Снижает повышает снижает повышает снижает
               
Материальное стимулирование              
Моральное стимулирование              
Административное воздействие              
Трудовой настрой коллектива              
Экономические нововведения в организации              
Общая социально-экономическая ситуация в стране              
Боязнь потерять работу              

5. Знаете ли Вы, что в службе управления персоналом можно получить исчерпывающую информацию по системе мотивации, действующей в организации?

6. Испытываете ли Вы беспокойство, связанное с перспективой потерять работу?

а) да;

б) нет.

7. Оцените, пожалуйста, с помощью линейной школы уровень Вашей трудовой активности в процентном соотношении.

а) 0-25;

б) 25-50;

в) 50-75;

г) 75-100.

8. Некоторые сотрудники считают, что система мотивации, принятая в нашей организации, нуждается в улучшении. А как думаете вы?

_____________________________________________

9. Отметьте, в какой степени Вы удовлетворены своим трудом.

а) 0-25 %;

б) 25-50%;

в) 50-75%;

г) 75-100%.

 

10. Напишите, что могло бы содействовать повышению Вашей трудовой активности______________________________________________

11. Ваша должность ___________________________

12. Пол

а) мужской;

б) женский.

13. Возраст:

а) 20-30 лет;

б) 31-40 лет;

в) 41-50 лет;

г) 51-60 лет.

14. Образование:

а) среднее специальное;

б) незаконченное высшее;

в) высшее.

15. Стаж работы:

Общий_________________________

По специальности_____________________

 

Мы благодарим Вас за помощь в нашей работе!

Задание 3. Систематизировать и сгруппировать полученные в процессе анкетирования ответы в 15-20 анкетах.

Сбор первичной социологической информации, полученной в процессе анкетирования, осуществить по форме, указанной в таблице 3.

 

Таблица 3. – Первичная социологическая информация, полученная в результате анкетирования студентов

Вопросы анкеты Варианты ответов
Номера обрабатываемых анкет
      ……………   …………….  

Задание 4. Обработать полученную информацию, проанализировать и сделать выводы по каждому вопросу в отдельности. Изложить полученные результаты в форме таблицы 4 или таблицы5.

Вариант 1.

Таблица 4. – Распределение ответов студентов 2 курса экономического факультета на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень вашей трудовой активности?»

 

Варианты ответов Распределение ответов
количество %
……………. ……… ……………..
Всего    

 

Вариант 2.

Таблица 5. - В какой степени на Вашу трудовую активность действует материальное стимулирование?

 

Вопросы анкеты Распределение ответов по вариантам, %
Действует незначительно Действует существенно Действует очень существенно

Задание 5. Обобщить полученные результаты, выявить тенденции и сделать общие выводы о существующей системе мотивации работников сельскохозяйственной организации, выявить ее отрицательные и положительные позиции.

Задание 6. Разработать комплекс мероприятий для построения эффективной системы мотивации труда работников аграрной сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.022 с.)