Московский психолого-педагогический Институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский психолого-педагогический Институт



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник УМУ КГТУ Директор ИИСС КГТУ

______________/А.Ю. Смолин/ ______________/И.А. Ковалевич/

«_____»_______________2005 г. «_____»_______________2005 г.

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина: Психология труда

 

Направление: 080000 Прикладная информатика по областям применения

 

Специальность: 080801.65.05. Прикладная информатика в социальной психологии

080801.65.05.Прикладная информатика в социальной работе.

 

Факультет: Институт информатизации социальных систем

 

Кафедра: ИТСС

 

 

Красноярск 2005

 

 

Учебная программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080000 Прикладная информатика по областям применения специальности 080801 Прикладная информатика в социальной психологии

 

Программу составили__________________________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

__________________________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

 

Учебная программа согласована с выпускающей кафедрой психологии

 

Заведующая кафедрой ­_____________ Ковалевич И.А.

(подпись)

«_____»_______________200­­__ г.

 

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры психологии

«______» _________________ 200__ г. Протокол № ________

 

Заведующая кафедрой ­_____________ Ковалевич И.А.

(подпись)

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__

учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. Протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Декан ___________________________________________ факультета

(фамилия, и. о., подпись)

 

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Психология труда с основами инженерной психологии

методические указания к самостоятельной работе

для студентов, обучающихся по направлению и спе-

Циальности «Психология»

 

Красноярск 200


Составитель: доц.к.п.н Дмитриева, доц. к.м.н А.А.Машанов, старший преподователь Н.С. Спонева

Психология труда и инженерной психологии: методические указания к самостоятельной работы для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Сост. - Красноярск: МПСИ, 2006. - 36 стр.

В методическом указании рассматриваются учебные темы программы дисциплины. Основная задача данных методических рекомендаций – ознакомить студентов с основными разделами современной психологии труда и инженерной психологии. В методических указаниях каждый раздел содержит, рекомендуемый список литературы для самостоятельной подготовки, а также - контрольные вопросы по проверки знаний. Представлены темы практических занятий и литература для подготовки к ним. Даны методические рекомендациями по выполнению контрольных работ и рекомендуемые темы, тестовые задания и контрольные вопросы для проверки знаний.

Второй раздел методических рекомендаций содержит основные разделы предмета и задачи инженерной психологии, психофизиологические основы деятельности оператора, инженерно- психологические основы проектирования системы «человек-машина», а так же содержатся разделы по основам прикладной психологии труда, профессиональному отбору, схемы по пользованию и составлению профессиограм.. Представлен терминологический словарь основных понятий психологии труда и инженерной психологии.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данные учебно методические рекомендации подготовлены для студентов обучающихся по специальности «Психология». Мы живем в мире, причем меняющемся кардинальным образом. Глобальная информатизация общества создает новые возможности для развития экономики и других сфер деятельности, создание новых профессий и новых условий к подходу к профессиональной деятельности.«Психология труда с основами инженерной психологии» является частью обязательного минимума подготовки психологов в высшем учебном заведении, обучающихся по специальности «Психология». В этих условиях одной их важнейших проблем подготовки будущих специалистов должны стать проблемы трудовой деятельности человека, который занимает одно из основных в жизни современного человека. Социально-экономические перемены происходящие происходящие в обществе, внедрение социально- психологических аспектов сферу трудовой деятельности людей требует постоянное обновление психологических знаний в изученных профессиях, учета и активизациии человеческого фактора, который играет важную роль в ускорении научно- технического прогресса.

С возрастанием внимания к «человеческому фактору» особое значение придается психологическим знаниям о профессиональной деятельности человека имеют для тбудущих специалистов-психологов, чья деятельность будет связана с работы в сфере управления персоналом организаций, или сотррудника чья деятельность связана с менеджментом, кадровыми ресурсами. Полученные знания позволят на своем рабочем месте проследить и оценить основные этапы становления будущего становления личности профессионала, подверженные в течение жизни множеству воздействующих факторов. Психологическая подготовка предполагает выявление способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности компетентность, умение разработать требования, предъявляемые к представителям тех или иных профессий, умение исследоать социально-психологические факторы трудовой деятельности оганизационной среды», разработка психологических основи конкретных прикладных процедур профессионального отбора и обучения и аттестации персонала. Освоение студентами дисциплины «Психология труда» основывается на знаниях общей психологии, социальная психология, конфликтология, психология управления, эксперементальной психология,психодиагностике. составляющей при подготовке специалиста важные базовые знаниях. Полученные знания повышают компетентность будущего психолога что станет основой изучения курсов со смежными предметными областями

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями квалификационных

характеристик специальностей, государственных образовательных стандартов 2-го

поколения и программой дисциплины «Психология труда», рекомендуемой

Минобразованием России для направления

 

 

1 Цели и задачи изучения дисциплины

 

1.1 Цель преподавания дисциплины

 

Учебная дисциплина «Психология труда» играет немаловажную роль в освоении специальности будущего психолога, она имеет тесную связь с другими отраслями психологии, а также с другими дисциплинами о человеке и обществе. Психология управления изучает психику управленца в условиях его специфической деятельности и опирается на достижения других отраслей психологии.

Цель преподавания дисциплины «Психология труда» предназначена для того, чтобы дать теоретические представления о путях повышения эффективности управленческой деятельности. Данная дисциплина ориентирована на получение практических навыков, таких как саморегуляция и самоуправление в деятельности менеджера, способам мобилизации внутренних ресурсов, профилактике стресса, создания личного положительного имиджа, коммуникативным технологиям: пресс-конференция, презентация, переговоры и др.

 

 

1.2 Задачи изучения дисциплины:

 

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями по данному предмету а ткже:

привить навыки использования понятий аппарата психологии для решения сложных управленческих задач;

умение осознавать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других;

Вырабатывать способность к личностному росту и рефлексии;

развивать способности к инновациям, конструктивному мышлению;

умение формировать эффективные рабочие группы;

развитие практических умений применения знаний в ситуациях ведения деловых переговоров, анализа отношений в коллективе и др.

В результате изучения дисциплины «Психология труда и инженерная психология» специалист должен знать теоретические основы

Специалист должен уметь: иметь основные знания и понятия о происхождении человека его сущности, пользоваться специальной литературой, справочниками по изучаемому предмету.

РАЗДЕЛ 1.

 

Тема №1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Исторические основы развития психологического знания о труде.

Психология труда как область знания, формирующеюся в общественной практике людей. Труд как социокультурный феномен. Психология труда как отрасль науки; актуальные проблемы и задачи психологии труда. Психология труда как учебная дисциплина.

Представления о труде в древности и в эпоху феодализма. История зарубежной психологии и социологии труда. История отечественной психологии труда. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Общие тенденции в развитии представлений о труде.

Исторические предпосылки становления психологии труда как области практической деятельности в хозяйственной жизни общества. Психология труда в зарубежной психологии. Психология груда в работах отечественных психологов.Место психологии труда в системе наук, смежные области научного знания о человеке и труде, их сравнительная характеристика.

 

 

Учебно-методическая литература

Климов ЕА. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М., 1998.

Климов ЕА.. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. — М., 1990.

Бодрое В А. Психология профессиональной деятельности // Современ­ная психология: справочное руководство. — М., 1999.

История советской психологии труда: хрестоматия. — М., 1983.

Климов ЕЛ., Носкова О.Г. История психологии труда в России: учеб, пособие. —М., 1992.

Котепова Ю.В. Очерки по психологии труда. — М., 1986.

Леонова АЛ., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестома­тия). — М., 1995.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. — М 1991.

Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ. / Ж. Кристенсен и др — М., 1991.

Шпильрейн ИЛ. Работы лаборатории промышленной психотехники — М., 1984.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова структура предмета психологии труда?

2. В чем различие между основными группами задач психологии труда?

3. Каковы особенности психологии труда как междисциплинарного научного направления

4.Какие этапы выделяют в процессе становления психологии труда как самостоятельной научной дисциплины

4. Какие этапы развития знания о труде выделяет Ж. Кристенсен?

5. Что такое психотехника? Какова роль Г. Мюнстенберга в развитии
науки?

6. В чем характерная особенность развития отечественной психологии труда во второй половине XX

7. Какие этапы развития знания о труде выделяет Ж. Кристенсен?

8. Что такое психотехника? Какова роль Г. Мюнстенберга в развитии
науки?

 

 

Темы рефератов

1 Содержание и своеобразие предмета психологии труда.

2 Основные задачи психологии труда на современном этапе.

3 Междисциплинаные связи психологии трруда

4 Сравнительный анализ развития отечественной и зарубежной психологии труда.

5 Историческое значение исследований Г. Мюнстенберга.

6 Направления разработки проблем психологии труда в отечествен­
ной науке в последнюю четверть XX в.

 

Тема №2. Методы психологии труда. – 16 ч. (2 – аудиторно; 14 – самостоятельно)

Методы построения теории. Эмпирико-познавательные методы. Методы диагностики поведенческие тесты (по типу эксперимента), бланковые и аппаратурные методики диагностики психологических, психофизиологических, личностных характеристик субъекта труда; метод экспертной опенки. Методы анализа и обработки эмпирических данных сравнительный анализ качественных харакгеристик; статистический и графический анализ, интерпретация эмпирических данных. Конструктивные методы психологии труда.

 

 

Учебно-методическая литература

Анастази А Психологическое тестирование: Кн. 2./ Под ред. К.М, Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982.

Бодров В.И. Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.м. Словарь – справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

Дмитриева М.А., Крылов А.А. Нафтульев А.И. психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

Информационно-поисковая система «Профессиография» / Под ред. Е.А. Климова. _ Л., 1972.

История советской психологии труда. Тексты (20-30 годы 20 в.) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. – М., 1983.

Климов Е.А. введение в психологию труда: Учебник для вузов.- М., 1998.

Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М., 1986.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

Методы беседы в психологии / Под ред. А.М. Айламазин. – м., 1999.

Орел В.Е. Исследования феномена психологического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999.

Платонов К.К. Профессиография: ее значения и методика работы \\ Соц. труд. 1971.№4.

Психология труда / Под ред. Й. Даниела и И. Пикаты. – М., 1979.

Шадриков В.Д. Трудовой метод изучения профессии. Тексты. История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М, Минупова, О.Г. Носковой. – М., 1983.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность сравнительного принципа при проведении внешнего наблюдения?

2. Чем отличается психологический хронометраж от производственного?

3. В чем достоинства и недостатки трудового метода?

4. Какие требования предъявляются к составлению вопросов в анкете?

5. В чем сущность использования лабораторного эксперимента в психологии труда? Приведите пример такого эксперимента.

6. В чем смысл искусственной деавтоматизации, используемой в естественном эксперименте?

7. Какие виды тестов используются в профессиональной психодиагностике? Приведите примеры.

8. В чем специфика психограммы, составленной для целей профессионального отбора?

 

Темы рефератов

1. Особенности применения экспериментального метода в психологии труда.

2. Трудовой метод в психологии труда: история возникновения, сущность и специфика использования.

3. Методики диагностики интересов и установок в профессиональной психодиагностике.

4. Опросный метод в изучении профессиональной деятельности.

5. Использование компьютерной техники в исследованиях по психологии труда: возможности и ограничения.

 

Тема №3. Труд как социально-психологическая реальность. Человек и труд. Принципы психологического изучения профессиональной деятельности. Развитие человека как субъекта труда. – 16 ч. (2 – аудиторно; 14 – самостоятельно)

Житейские и философские представления о труде. Психологическое понимание труда и профессии. Понятие профессиональной деятельности. Психологическая структура профессиональной деятельности основные типы и виды деятельности. Психологическая структура современной деятельности психологические механизмы формирования деятельности.

Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Проблемы развития профессионального самосознания. Кризисы Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации профессионального становления. Проблема профессиональных деструкций. Акмеологический подход в исследовании развития профессионала. Физиологические основы трудовых процессов.

 

 

Учебно-методическая литература

 

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личное/ Психологический журнал. 1997. № 6.

Климов С.А. Введение в психологию труда. -М, 1988.

Климов Г.А. Психология профессионала. - М., 1996.

Климов М А. Психология профессионального самоопределения, 1996.

Михайлов В.И. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Сьюпе 'Вопросы психологии, 1975. № 5.

Пряжников Н.С.: Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

Стрелкой Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2001.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие этапы проходит человек в процессе своего профессиональ

ного становления?

2. Чем характеризуются разные возрастные периоды профессиональ

ного развития человека?

3. Какова специфика психологического подхода к изучению профес

сиональной карьеры?

4. Чем характеризуются различные типы карьер?

5. Какие кризисы имеют место в процессе профессионального ста-

новления человека?

6. Каковы особенности исследования профессионального опыта чел-

века?

7. В чем состоит влияние профессионального опыта на образ мира,

формирующийся у человека?

 

Темы рефератов

1. Образ мира в разнотипных профессиях

2. Показатели профессиональной деятельности субъекта труда

3. Представления о профессиях с позициии психологическоцй науки

4. Трудовая функция как феномен жизнедеятельности человека и обществах

5. Эргатическая функция, ее структура.

 

Тема №4. Психологические особенности труда в организации. – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Представление об организации. Понятие «организационная культура». Психология производственного коллектива. Проблемы руководства и лидерства в организации. Основы кадрового менеджмента.

Связь организации с общественностью. Основы организационного консультирования

 

Учебно-методическая литература

 

1. Аверченко Л.К. Практикум по психологии управления. - Новосибирск, СибАГС, 1997

2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996

3. Китов А.И. Психология управления: Учебник. - М., 1979

4. Ладанов И. Практический менеджмент. - М.: Элник, 1992

5. Линда Джуэлл. Индустриально-организационная психология.Сб.: 2001

6. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: ИНФРА-М,1997

7. Мескон М. и др. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992

8. Паркинсон С. Норткот., Рустомджи М.К. Искусство управления: пер. С анг. - М.: Агенство «ФАИР», 1997

9. Психология управления. Курс лекций. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1996

10.Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - М.,1986

11.Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск «Фолиум», 1996

12. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: психология бизнеса. - М.: АО изд. группа «Прогресс», 1993

13. Шепель В.М.Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992

14.Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984

Контрольные вопросы

1. Назовите основные особенности управленческой деятельности.

2. Каким образом организационный климат влияет на удовлетворенность работой

3. Коммуникативные связи и влияние

4. Коммуникативные связи и удовлетворенность работой

5. Вероятностный подход к организационным коммуникативным связям

6. Характер социальной среды в организации

7. Организационный климат

8. Поведенческие и установочные корреляты организационного климата

9. Организационный климат и удовлетворенность работой.

10. Организационная культура

11. Исследование организационной культуры

12. Отличительные черты лидерства и руководства.

13. Перечислите основные проблемы личности руководителя.

14. Проблемы малой группы как социально-психологической характеристики организации.

15. Наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

16. Как руководитель должен относиться к неформальным группам?

17. Назовите модели коммуникативных сетей и четыре типа «коммуникаторов».

18. Понятие об управленческом общении, формы и принципы.

19. Составляющие структуры общения.

20. Типичные модели поведения на переговорах.

 

21. Методы организации групповой дискуссии.

22. Связь организации с общественностью

 

Рефераты

1. Организационное развитие и ценности

2. Модели процесса изменения Левина

3. Источники движущих и содержащих сил в производственной среде.

4. Личность как субъект управления.

5. Социально-психологические аспекты принятия управленческих решений.

6. Технология воздействия на личность в процессе общения.

7. Формирование команды

8. Групповая сплоченность

9. Психолого-педагогическая культура руководителя.

10. Самовоспитание и самосовершенствование руководителя.

11. Методы психологической защиты.

12. Психологическая структура совещаний.

13. Методы принятия группового решения.

14. Управление рабочим временем руководителя.

15. Психологические факторы профессиональной адаптации.

16. Коммуникативные качества руководителя.

17. Психология делового общения.

18. Психотехнологии делового общения.

19. Саморегуляция руководителя как путь улучшения общения.

 

 

 

 

Тема №5. Индивидуальные различия и стиль деятельности. – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности. Успешность професссиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента Проблема удовлетворенности трудом.

 

Учебно-методическая литература

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993

Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука,1992

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в связи с типологическими свойствами нервной системы.- Казань: Изд-во Казан ун-та, 1969

Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. М.: Педагогика,1980

 

 

Контрольные вопросы

1. Есть ли хорошие и плохие типологические особенности?

2. Может ли человек добиться одинаковых высоких результатов в любом виде деятельности?

3. Почему нельзя ограничиваться изучением только силы нервной системы или другого нейродинамического свойства при выявлении зависиимости поведения ихэффективности деятельности от свойств нервной системы?

4. Какие существуют связи между типологическими особенностями и особенностями поведения и эффективностью деятельности?

5. В чем заключается системный подход при изучении связей типологических особенностей с эффективностью деятельности?

6. Назовите несколько принципов прогнозирования особенностей поведения и эффективности деятельности по типологическим особенностям

 

Рефераты

1. Взаимосвязь в в развитии способностей и характера

2. Одаренность,гениальность и мозг

3. Способности и индивидуальность

4. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки

5. Склонность к труду как фактородаренности

6. Свойства личности как способности

7. Проблема профессиональных способностей

8. человек в управлении обществом

РАЗДЕЛ 2.

Тема №6. Проблемы профессиографирования и профотбора. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Психология профессиональной работоспособности.Психология профессионального самоопределения. –16. (3 – – 16 ч. (3 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Понятия «профессиограмма», «психограмма», «модульпрофессии», «модель специалиста», «формула профессий». Методы и различные схемы профессиографирования. Аналитическая профессиограмма и общая схема профотбора. Уровни анализа трудовой деятельности.«Формула профессий». Схема анализа профессиии варианты ее использования в групповой работеи в индивидуальной профконсультации. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России

 

Учебно-методическая литература

 

Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспита­ния. — М., 1985.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. — М., 1984.

Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. — М., 1991.

Решетова ЗА. Психологические основы профессионального обуче­ния. — М., 1985.

Смирнов С Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея­тельности к личности. — М., 1995.

Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. — М., 1985.

Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Ч. П. Профессиональное обуче­ние и отбор операторов. — М., 1991.

АнастазиА. Психодиагностическое тестирование: кн. 2.— М., 1982.

Ансимова Н.П. Основные подходы к классификации профессий / Про­блемы индустриальной психологии. — Яросласль, 1981.

Баумгартен Ф. Психотехника. — М., 1926.

Гаврилов В.В. Опыт таксономического анализа гностических профес­сий // Вопросы психологии, 1975. № 3.

 

 

Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьни­ка. — М., 1979.

Каверина РД. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии, 1978. № 4.

Климов ЕА. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996.

Климов ЕА. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.

Левитов НД. Психотехника и профессиональная пригодность. — М., 1928.

Лаос ВТ. Психологическая классификация профессий для целей про­фессиональной ориентации школьников / Вопросы психологии. 1974. № 5.

Орел В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками. Уч. пособие. — Ярославль, 1990 г.

Федоришин Б А. Система профориентационной работы со старшекласс­никами. — Киев, 1988.

Crites S. The vocational choice. — N.Y., 1964.

Holland D. Marking Vocational Choices: A Theory of Careers. Englewood Cliffs. — N.J. 1973.

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Что такое профессиональное обучение и каковы его основные задачи?

2. Структурные составляющие деятельности обучения.

3. Каковы основные факторы, влияющие на профессиональную подготовку?

4. Современные методы профессионального обучения.

5. В чем сущность профессиональной ориентации?

6. Назовите основание требования к профессиональной информации.

7. Назовите основные этапы профессиональной консультации.

8. Охарактеризуйте содержание основных типов профессий по Голланду.

 

Рефераты

 

1. Структура профессионального обучения.

2. Активные методы в профессиональном обучении.

3. Классификации профессий в целях профориентации: содержание возможности использования.

4. Использование компьютерной техники в практике профориентационной работы.

 

Тема №7. Естественно – научные аспекты информатики. – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Человеческий фактор» в травматизме и аварийности. Объектив-

ные и субъективные причины несчастных случаев. Классификация

причин ошибок человека. Психологические основы обеспечения надежности и безопасности труда.

 

1. Теории и модели профессионального стресса.

Рефераты

 

1.Определение способов урегулирования конфликтов.

2.Конфликтная личность

2 Аппаратные методики помощи при стрессе

3 Межличностный конфликт в управленческом коллективе практические аспекты

 

 

Тема №13. Перспектива и тенденции в развитии прикладной психологии в сфере профессионального труда.Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – са – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Профессиональный отбор. Профессиональная подготовка. Профессиональна ориентация.Профессиональное консультирование профессиональная аттестация. Основы техники безопасности и психология труда. Проблемы рациональной трудовой деятельности

 

Учебно-методическая литература

 

Бодров ВА. Проблемы профессионального психологического отбора//психол. журн. 1985. Т. 6. № 2.

Бодров ВА., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. — М., 1998.

Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.

Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда: учебное пособие. — М., 1986.

 

Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспита­ния. — М., 1985.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. — М., 1984.

Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. — М., 1991.

Решетова ЗА. Психологические основы профессионального обуче­ния. — М., 1985.

Смирнов С Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея­тельности к личности. — М., 1995.

 

Решетников ММ. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США. // Психол. журн. 1987. Т. 1. № 3.

Агеев B.C., Базаров Т JO., Скворцов В.В. Методика составления социаль­но-психологической характеристики для аттестации кадров. — М., 1986.

Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. — М., 1994.

Журавлев АЛ. Социально-психологические проблемы аттестации ру­ководителей производственных коллективов / Социальная психология и общественная практика. — М., 1985.

Кадровый резерв и оценка результатов труда управленческих кадров. — М., 1995.

Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям / Под ред. В.Е. Хруцкого. — М., 1992.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.

АнастазиА. Психодиагностическое тестирование: кн. 2.— М., 1982.

Ансимова Н.П. Основные подходы к классификации профессий / Про­блемы индустриальной психологии. — Яросласль, 1981.

 

Гаврилов В.В. Опыт таксономического анализа гностических профес­сий // Вопросы психологии, 1975. № 3.

Лаос ВТ. Психологическая классификация профессий для целей про­фессиональной ориентации школьников / Вопросы психологии. 1974. № 5.

Орел В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками. Уч. пособие. — Ярославль, 1990 г.

Федоришин Б А. Система профориентационной работы со старшекласс­никами. — Киев, 1988.

Crites S. The vocational choice. — N.Y., 1964.

Holland D. Marking Vocational Choices: A Theory of Careers. Englewood Cliffs. — N.J. 1973.

 

Введение в практическую социальную психологию. Учебник для вузов. — М., 1994.

Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы / Под ред. В.Д. Шадрикова. — Ярославль, 1986.

Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. — М., 1996.

Рюттингер Р. Культура предпринимательства. — М., 1992.

Спивак А.В. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб., 2000.

Управленческое консультирование. Т. 1, 2 / Под ред. М. Кубра. — М., 1992.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. -М., 1997.

Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. — М., 1988.

Александровский ЮЛ. Пограничные психические расстройства. — М., 1993.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

Маноеа-Томова B.C., Пирьов Г Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София, 1976.

Харди И. Врач. Сестра. Больной. — Будапешт., 1981.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1994.

ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. — М., 1998.

Левнева С.Н. Методы психологического анализа трудовой деятельно­сти. — Л., 1973.

Леонова АЛ., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. — М., 1995.

Проблемы психологического анализа трудовой деятельности. — Ярос­лавль, 1986.

Психологические проблемы профессиональной деятельности. — М., 1991.

Шадриков В Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.

Котик МЛ. Психология и безопасность. — Таллин, 1983.

 

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестома­тия. — М., 1995.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психолгии. — М., 1984

Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьни­ка. — М., 1979.

Каверина РД. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии, 1978. № 4.

Климов ЕА. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996.

Климов ЕА. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.

Левитов НД. Психотехника и профессиональная пригодность. — М., 1928.

Оценка работников управления / Под ред. Г.Х. Попова. — М., 1976. Травин В.В., Дятлов В А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995. Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект). — М., 1990.

Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспита­ния. — М., 1985.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. — М., 1984.

Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. — М., 1991.

Решетова ЗА. Психологические основы профессионального обуче­ния. — М., 1985.

Смирнов С Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея­тельности к личности. — М., 1995.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое профессиональное обучение и каковы его основные задачи?

2 Структурные составляющие деятельности обучения.

3 Каковы основные факторы, влияющие на профессиональную под­
готовку?

4 Современные методы профессионального обучения.

5 Дайте определение профотбора и перечислите основные этапы про­фессионального психологического отбора.

6 Всегда ли необходим профотбор и всегда ли он возможен?

7 Как определяется прогностическая ценность процедуры профотбора?

8 Раскройте содержание фразы: «Рекомендации психологического
профотбора носят вероятностный характер».

9 Можно ли процедуру профотбора, разработанную на одном из пред­приятий отрасли, использовать на предприятии, находящемся в другом

 

 

10 В чем сущность профессиональной ориентации?

11 Назовите основание требования к профессиональной информации.

12 Назовите основные этапы профессиональной консультации.

13 Охарактеризуйте содержание основных типов профессий по Голланду.

 

 

14 Дайте определение профессионального консультирования.

15 Обозначьте особенности консультирования обучающихся и работающих в структуре организации клиентов.

16 Опишите процедуру проведения профконсультации.

17 Назовите основные группы методов профконсультирования.

18 В чем состоит трудность определения критериев эффективности
профконсультирования?

 

 

19 В чем сущность аттестации? Раскройте понятие, цели и задачи аттестации.

20 Какие виды и методы аттестации применяются на практике?

21 В чем состоит проблема соз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.278 с.)