Комплекс артикуляционных упражнений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс артикуляционных упражнений



Автоматизация звука

[ш]

 

Раздел 1

Комплекс артикуляционных упражнений

Для постановки звука [ш]

 

 

 

 

«Заборчик»

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «и») Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 
 

 

 


«Трубочка»

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).

 

 
 

 


«Почистим зубы»

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

  1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

«Сделать язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

 

 

Грибок.

 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка его- ножку.)

Методические указания.

1. Следить чтобы губы были в положение улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторение упражнения надо открывать рот шире.

 

«Загнать мяч в ворота»

 

Цель. Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

 

ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ. ФРУКТЫ»

 

1. Назови все овощи, какие ты знаешь (12-18 наименований)

2. Назови фрукты, какие ты знаешь (10-12 наименований)

3. Где растут овощи? А где фрукты?

4. Какие овощи употребляют в пищу сырыми, какие вареными?

5. У каких овощей в пищу используют корни? Листья? Стебли?

6. Что делают из фруктов?

7. Какое варенье бывает?

8. Из чего делают сок? Как называется сок из моркови, вишни?

9. Как ласково сказать про огурец, яблоко, репу и другие овощи и фрукты?

 

 
 

 


ПО ТЕМЕ «ГРИБЫ»

 

1. Какие грибы ты знаешь?

2. Назови съедобные грибы. Ядовитые.

3. Где растут грибы? Когда их собирают?

4. Что делают с грибами?

5. Нарисуй гриб / на листке / Скажи, какой это гриб? Из чего он состоит?

6. Как произошло название грибов: опенок, масленок, волнушка, лисичка, сыроежка?

7. Отгадай загадку. Выучи её.

8. Что за гриб стоит на кочке

В красном бархатном платочке?

 

 

«Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки, которое он понимает при произнесение звука «ш».

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык

наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются краев рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

 

«ПОШИПИМ, КАК ГУСЬ»

 

Губы вытянуть вперед «трубочкой»

Язык находится за верхними зубами. Длительно произнести звук Ш-Ш-Ш-..

(как сердито шипит гусь)

 

Повторить 8-10 раз.

 

 

Раздел 2

Автоматизация звука [ш]

В слогах

 

 

Раздел 3

Автоматизация звука [ш]

В словах и фразах

 

 

Раздел 4

Автоматизация звука [ш]

В стихах

 

Раздел 5

Автоматизация звука [ш]

В рассказах

 

 

Раздел 6

Раздел 7

Автоматизация звука [ж]

В слогах

 

 

Раздел 8

Автоматизация звука [ж]

В стихах

 

Раздел 9

Автоматизация звука [ж]

В рассказах

 

 

Раздел 10

Автоматизация звука [ч]

В слогах

 

 

Раздел 11

Автоматизация звука [ч]

В словах и фразах

 

Раздел 12

Автоматизация звука

[Ч]

В стихах

 

 

Раздел 13

Автоматизация звука

[Ч]

В рассказах

 

Раздел 14

Автоматизация звука

[Щ]

В слогах

 

 

Щ

 

Щ

 

Раздел 15

Автоматизация звука

[Щ]

В словах и фразах

 

 

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

 

 

 

Щи да каша пища наша.

 

 

 

Ты нас, мама, не ищи,

щиплем мы щавель на щи.

 

 

 

 

Паша щёткой

чистит плащ

 

 

Летят щепки

 

 

 

 

Щенок пищит и просит

пищи.

 

 

В ящике – пусто.

 

 

Клещи – нужная вещь.

 

 

На столе лежат овощи.

 

 

Раздел 16

Автоматизация звука

[Щ]

В стихах и рассказах

 

 

Автоматизация звука

[ш]

 

Раздел 1

Комплекс артикуляционных упражнений

Для постановки звука [ш]

 

 

 

 

«Заборчик»

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «и») Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 
 

 

 


«Трубочка»

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).

 

 
 

 


«Почистим зубы»

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

  1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

«Сделать язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

 

 

Грибок.

 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка его- ножку.)

Методические указания.

1. Следить чтобы губы были в положение улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторение упражнения надо открывать рот шире.

 

«Загнать мяч в ворота»

 

Цель. Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.146.77 (0.078 с.)