Анализ типовых и авторских программ по труду для Н. К. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ типовых и авторских программ по труду для Н. К.



Задачи ТО

Великая Окт. революция открыла неогран-ые возможности для гармон-го разв-я лич-ти в процессе свободного ТО. Труд рас­сматривается как один из важн-их компон-в обучения, образов-я и всесто-го разв-я лич-и. При реализации принц-а построения единой труд-й школы сре­ди работ-ов народн-о образов-я в 20-е годы возникли различные точки зрения. Одни считали, что для обеспечения связи школы с жизнью, производ-вом необходимо включить ТО в учебный план обще­образов-ой школы как самост-ый предмет. Другие предпол-и, что обучать труду можно в процессе препода-я основ наук, не включая в уч план труд как самост-ый предмет. Третья часть методистов и учителей утверждала, что ТО должно занять ведущее место в шк-й системе обучения. Комплексная система была осуждена в по­становлениях в результате этих постановлений в школе было восстановлено предметное пре­подавание основ наук. ТО было включено в уч план как отдельный предмет. Однако недостаток квалифиц-ых учит-й ТО, отсутствие удов­ле-ной матери-й базы и другие негативные фак­торы привели к тому, что.в 1937 г. ТО как са­мост-й предмет был исключен из учебного плана школы В довоен-е г, во время Великой Отеч войны в первые послев-ые г труд. воспи-е осущес-сь в процессе внеклас и внешкол общественно по­лезной работы. В начале 50-х г бурный технич-й прогресс вновь поставил перед общеобр-ой школой проблему подго­товки уч-я к производит-му труду. В соответствии с решениями партии Минис-о просвещ-я совместно с Академией пед-ких наук СССР в 1954 г. пересмотрели уч. план общеобр-й шк. и включили в него новый предмет — ТО. В Нач. кл предмет стал называться ручной труд, к-й рассматр-ся как одно из средств всестор-го развития уча-ся. При этом в качестве основной была поставлена задача вооружения уч-ся несложными труд-ыми умен-и, привития интереса и любви к труду, восп-ния навыков культуры труда. В 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил «Закон об ук­реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в к-м отмечает­ся, что «перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение для дальнейшего матер-го и духов-го разв-я общества, повысит роль школы в образ-и и восп-и молодежи, лучше обеспечит подготовку высококвалиф-ных кадров для всех отраслей народ хоз-а» ВЦЗ 1959/60 уч программа по труду была значи­тельно изменена и получила название «ТО и общест-о полезный труд». В качестве основной в этой программе была поставлена задача подготовки уч-я к жиз­ни, самост-ой труд. деят-ти. В 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О дальнейшем совершен-и обуч-я, восп-я уч-ся общеобр-ых школ и подготовки их к труду» разработали конкретные мероприятия по органи­зации ТО и профес-ой ориентации шк-ов с учетом запросов в кадрах местных предприятий, колхозов и совхозов. Правильно поставленное труд восп-е, обучение и профес-я ориентация, непосредственное участие шк-м в общественно полезном, производ-ом труде являются незаменимыми факторами выработки осозноного отношения к учебе, гражданского становления, нравс-го и Интел-го форм-я личности, физ-о развития. Целью трудового вос-я и обуч-я в школе должно быть привитие любви и уваж-я к людям труда; ознакомление уч-ся с основами соврем-о промыш-о и с/х производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирова­ние у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному вы­бору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учитель­ских кадров. Буд учителям, восп-м нужно дать са­мые современные знания и хорошую практ подготовку... Все задачи по труд обуч-ю и восп-ю подраста­ющего поколения, стоящие перед соврем учителем, мож­но объединить в четыре основных блока:1)

политех-кая подготовка уч-я к труду; 2) психолог-ая подготовка уч-я к труду; 3} всестороннее развитие уч-я в труде; 4) практическая подготовка уч-ся к производ-ому труду.

 

Структура уроков ТО

Стр-а урока ТО определяется в зави­сим-и от его целей, темы, содерж-я, уровня развития де­тей и учебно-матер-й базы школы. В каждом конкретном случае учитель выбирает такую стр-у, к-я наиболее эффективно решает поставл-е перед уч-ся учебно-восп-ые задачи. В практике школы наибольшее распрост-е получила стр-а урока, включающая в себя 5 основных этапа: 1) орг. урока; 2) вступи-ная беседа; 3) анализ образца 4) прак­тическую работу; 5) подвед-е итогов. На орг- урока, отводится до 1 мин, на вст. Беседу 3-5 мин, анализ образца 5-7 мин. на практ-ю работу с допол­нит-и разъяснениями 30—35 мин, на под. итогов 3—5 мин. Политехнически направл-й урок включает в себя сле­д-е элементы: 1. Проектиров-е продукта труда и планирование труд. процесса (конструкт-е фун-и). 2. Оснащение рабочего места (вспомогат-е фун-и). 3. Проведение размет-х, обработ-х, измерит-х, монтаж-х отделочных операций (технолог-ие фун-и). 4. Самок-ль и учет своего труда (психол-ие и технологи-е функции). Стр-а урока должна быть гибкой, она может изменять­ся в зависимости от окруж. условий. I. Орг-я урока чаще всего начинается с про­верки готов-и уч-я к уроку. Если у нек-х уч-­ся нет необход-х материалов, инструм-в, то учитель выдает их из дополнит-х запасов. Урок можно начинать, когда У убежден, что все уч-я имеют необход-е для урока материалы и инстр-ты. II. Излож-е нового матер-а на уроках ТО, провод-я в процессе бесед, к-я может носить ист-ие, куль-рно- худ-ые, произ-ые, технол-ие сведения. Проведение инстр-жа по использ-ю опред-ых материалов, инстр-ов. Затем определяет цель урока. 3 Анализ обр. Демонст-я образец или изображ-е, У спраш-ет, чем данное изделие нравится детям. В про­цессе беседы уч-я устанав-ют, какие материалы и в каком колич-е потребуются для изделия; к-и разметоч­-и, обработоч-и, монтажными и отделоч-и инструм-и необходимо пользоваться при его изготовлении; в какой послед-сти следует осуществлять раб-у; как контро­л-ть свою деят-ть. 4. Практ-я работа занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на к-х уч-я сам-но работают по программ-ным ин­формац-ым картам Об эф-сти са­мост-й работы У судит по тому, насколько само­с-о справляются уч-я с работой. Самос-я работа отнюдь не устраняет У от уч. процесса.,У осуществляет оперативный контроль за работой каж­дого уч-а, оказывает детям индивид-ю помощь, про­водит при необход-ти дополн-й инструктаж, В про­цессе, инструк-а У указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны, как их исправить. При этом он не выполняет работу за уч-я, а лишь управляет их дей­ствиями. Основная цель У состоит в том, чтобы пред­уп-ть возможные ошибки уч-я. Диапазон прак-й деят-и уч-я на уроках необычайно широк: он включает в себя разно-ую дея­т-ть по констру-ю продукта труда, планир-ю труд. процесса, орган-и раб. места, проведению технолог-х операций, осуществлению самок-я. При такой широкой деят-и на успех можно рассч-ть только в том случае, когда задание интересно и посильно для основной массы уч-ся. А этого можно достигнуть когда каждое послед-е задание включает в себя элементы старого, известного и в то же время вносит новое, неизвестное, практ-ю работу следует орган-ать так, чтобы каждый послед-й урок постепен­но прибавлял новые знания и умения. Основными стимулами эффек-и практ-й работы явл-тся общест-но полезная направлен-ь труда, соревнование на лучшую по­делку, конкурс на право представл-я выполняемой рабо­ты на класс-ю, шко-ю выставку технич-го твор-ва.

IV. Анализ и оценка работы, как правило, провод-я в конце урока. Подв-ие итогов обычно заверш-я оцен­кой учении-х поделок. В тех случаях, когда работа не за­кончена, У ограничивается общей характер-й деят-и уч--я. В анализе выполн-х работ актив­ное участие должны принимать дети, указывать на дост-ва и недос-и изделий. Эф-ой формой подв-я итогов следует считать оценку изделия У непосредственно на рабочем месте уч-а. В этом случае каждая оценка мотив-тся и уч-к осознает, за что ему ставится выс-й или низ-иий балл. При оценке ученич-х работ учитель учитывает след-е критерии: 1) точность обработки изделия; 2) норму време­ни; 3) знания уч-ка; 4) правильность выполнения труд. приемов; 5) рациональную орган-ю раб. места; 6) со­блюдение правил ТБ.

 

Планирование уроков ТО

При разработке календ-х планов по каж-у кл. У должен опираться на основные требования реформы общеобр-й и профес-ой школы, в к-х сказано, что «для соверш-вания содер-ия образов-я необходимо:

— предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи уч. дисциплин, обеспечить необх-е отражение в них новых достижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку труд-о восп-я, обучения и профес-ной ориентации в общеобра­з-й школе; усилить политехн-ю направл-ть содерж-я образования; больше уделять внимания практ-им и лабор-м занятиям, показу технологич-о при­менения законов физ, хим, биол и др наук, соз­давая тем самым основу для ТО и профес-й ориентации молодежи... — по к-у предмету и кл. определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения уч-я». На уроках ТО уч-я нач кл овладевают необход-ми в жизни элементар-и приемами работы с различными материалами, выращивания с/х растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов-я игрушек, различных полезных предметов для шко­лы, дет сада, дома и т. д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некот-и доступными для понимания детей профес-и. За основу темат-кого планиро-я на год и на все го­ды обучения в Нач. кл пед-ски наиболее це­лес-но принять продвижение уч-я в овладении ком­плексом программ-х зн-й и уме-й. Следует также учесть, что знания и умения, приобрет-е на уроках по одному виду технич-о труда, используются при проведении уроков по другим видам технич-о и в какой-то мере с/х труда. В методич-м отношении возможны различные варианты планирования уроков ТО, но при этом внима­ние У должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков технич-го и с/х труда начать продвижение детей в овладении целым комплексом программ-х знаний и умений, имеющим первонач-ое политехн-ое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на к-м этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требов-й программы ТО. При подготовке к занятиям план-е уроков ТО занимает центральное место. У должен дать четкое предст-е о предметах труда, орудиях труда, про­дуктах труда, политех-х знаниях и умениях, труд. деят-ти. Все метод-ие, теоретич-е и практ-е задачи решаются У при составлении календарного пла­на на уч. год.

 

Подготовка учителя к уроку труда.

Эффект-ть ТО в основном зависит от подготовки У к занятиям: тщательного продум-я струк-ы урока, содер-я и методов преподавания, под­готовки матер-ов, инстр-ов, технолог-х карт, на­глядных пособий. В подготовке У к уроку можно вы­делить 2 основ-х этапа: предварительный и непосред­ственный. Предвар-ая подг-вка У к урокам заключ-я в изучении предназнач-х для обработки матер-в (бумаги, картона, ткани, полуфабр-тов), ознаком-и с промыш-ым производ-ом этих матер-в, способами их обработки, изучении техники работы с простейш-и инструм-ми. У необходимо хорошо знать все труд-е операции и приемы, к-е бу­дут осваивать уч-я на уроках труда и внеуроч-х занятиях. Важной задачей предварит-й подготовки следует считать изучение прогр-мы по ТО. В про­грамме уч. темы даются в общем виде, конкретное вопло­щение их па уроке определяет У. Он сам решает, какие свойства матер-ов, какие операции и приемы дол­жны освоить уч-я на уроке. На основе програм­мы У намечает перечень изделий и составляет кален­д-й план уроков. Полезно по каждой теме по­добрать неск-ко вариантов работ, с тем чтобы сильные уч-я имели дополнит-ый уч материал. Предва­рит-я подг-ка заверш-ся подбором матер-ов и инстр-в, необходимых для работы па определ-й от­резок времени.

Непосред-я подготовка У к уроку включает в себя разработку определ-х конкретных тем, Назва-я тем уроков целесо-о давать не по изготавли­ваемому предмету, а по содерж-ю формир-х зн-й н ум-й, напр-р «Ознако-е со свойств-и бумаги», «Сгибание и склад-е бумаги» и т. д. В разделе «Цели и задачи урока» У раскрывает об­раз-е, восп-е и развив-е цели, осуще­ствляя тем самым комплек-й.подход к учебно-воспит-у процессу. Далее У определяет продукты труда (изделия), указывает необх-е оборуд-е и планиру­ет ход урока.

 

13. Подготовка к выполнению труд. задания. Методика провед-ия опытов и наблюдений.

Опыты и набл-я не выделяются в спец-ые уроки, а включ-я в содерж-е разл-х уроков по изготов-ю кон­крет-х изделий, выполн-ю работ на уроках с/х и технич-о труда. В одних случаях набл-я и опыты целесо-но провести перед началом обработ-х операций при анализе образца. В других — непосред-но перед труд. операциями по заготовке, сборке или отделке изделий. Довольно ча­сто проведение опытов и набл-й завершает работу по изготов-ю изделия, используется при подвед-и итогов данного или не­ско-х уроков.

Знания и умения, приобретаемые в процессе и в результате опы­тов и набл-й, не носят законченного хар-ра. Речь идет об общем развитии наблюдат-сти и технич-й зоркости. Дети продолжают накапливать представления о сво-ах материалов, о действии различных инстр-ов, приспособлений, ко-е помогают использовать эти св-ва в процессе труд. действий. Фактически любое изделие или работа может служить основой для проведения самых разнообразных набл-й и опытов, преду­смот-х программой. Общее метод-ое требование, относящееся к набл-м и опытам, заключается в том, чтобы всю работу на уроках направить на развитие у детей умения, привычки и стремления извлекать зна­ния и делать выводы о св-вах материалов, об изменениях, которые происходят в них в результате труд. действий, с тем чтобы как можно лучше и полнее использовать полученные знания в дальн-й труд. деят-сти. Проведение опыта должно вытекать из по­требности получить ответ на вопрос, связанный с выбором наилучшего технич-о решения для выполнения изделия или работы. По своей форме и содержанию опыты должны быть разнообр-ми, остроум­ными, интересными. Учитывая возраст млад шк-в, реко­мендуется шире использовать элементы игры, содействующие про­явлению и развитию инициативы, сообразит-и, самост-и учеников.

 

Экскурсии в ТО.

Э – особый тип занятий, проводимый вне школы и требующий спец. Методики. Э может быть как частью клссноурочных, так и вне класс-ых занятий. Большое значение Э имеет не только для ознакомления с производ-м, но и для восп-я уваж-я к труду и людям труда. На Э дети наблюдают, как трудятся взрослые, какие материалы обрабатывают, как пользуются ин­стр-и и машинами, как организуют труд, как добивают­ся успехов в труде. Проведение производс-ных Э способствует ук­реплению связи школы с производством, формир-ию профес-х интересов и склонностей. Уч-я имеют возможность наблюдать за работой большого производ-ного кол-ва, выполняемой по четко организов-у ритму.

Трудность проведения Э на производство заключа­ется в обилии материала, попадающего в поле зрения учащих­ся. Э принесет реальную пользу лишь в том случае, ког­да она будет тщательно продумана и будет охватывать кон­кретный круг вопросов. У составляет план проведения Э, в к-м находят отражение организац-е воп­росы, формы руководства познавательной деят-ью детей, перечень основных этапов производ-го процесса и т. д. На Э применяются разно-ые приемы и мето­ды: рассказ, объяснение, беседа, демонстрации, проводимые как самим учителем, так и работниками предприятия. Вместе с тем уч-я проводят на Э целенапра-е на­бл-ия, зарисовки, собирают материалы (образцы) для шк-й выставки. Экспонаты, зарисовки, образцы материа­лов, собираемые на Э, уч-я затем оформляют в виде коллекций с краткими описаниями их содержания. Выбор объекта Э определяется рядом факторов 1. Э должна отвечать требованиям програм­мы, т. е. увязываться с основными принц-ми политех-ого обучения в нач кла, знакомить уч-я с производ-м продуктов питания, одежды, бумаги, керамики, предметов быта, строительством, транспортом, бытовыми и культу-и учрежд-ми. 2. объект Э — производст-ое предприятие — должно располагать доста­т-и условиями для проведения не только образов-ой, но и воспит-й работы: оно должно быть современным, хорошо оборуд-ым, передовым. 3. необходимо, чтобы производ-й процесс предприятия был понятен де­тям и они могли последо-о познакомиться со всеми ос­новными операциями. 4 предприятие должно нахо­диться на небольшом расстоянии от школы; особенно это важ­но, когда па Э отправляются первоклас-и. После выбора объекта Э для разрешения ряда во­просов учителю необходимо еще раз посетить предприятие, что­бы уточнить цель и содержание экскурсии и, если необходимо, пополнить собственные знания о производственном процессе данного предприятия. При посещении предприятия учитель договаривается о вре­мени проведения экскурсии, решает с администрацией необхо­димые организационные вопросы, например вопрос о допуске де­тей на территорию фабрики, завода, мастерской, колхоза и т. п. На Э дети всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых в производстве, осо­бенно если это передовые работники предприятия, портреты которых они могли увидеть на Доске почета, прочитать в мест­ной газете об их производс-х успехах. У. необхо­димо заранее договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении Э, уточнить содержание бесед. У необходимо подготовит этих людей, помочь выделить в рассказе главное, основное, так как время Э ограничено, а каждый специалист, любящий свое дело, стремится рассказать о нем со всеми подробностями. Следует обратить внимание спец-ов на то, что они должны вести рассказ понятным для детей языком, избегая сложных специальных терминов. Привлечение работников производства к Э не освобождает от подготовки к рассказу самого У. Всег­да может возникнуть необходимость в пояснении ответов спе­циалистов. Следующий этап подготовки к Э — составление пла­на. План Э строится различно, в зависимости от цело­го ряда обстоятельств местного хар-а, степени подготов­л-и самого У состава класса. Поэтому для каждой Э составляется свой оригинальный план.

 

Свойства бумаги и картона.

При рассмотрении места разрыва бумаги через лупу можно обнаружить, что бумага состоит из мелких волокон. В процессе движения бумажной массы на бумаго­делательной машине значительная часть волокон располагает­ся по направлению движения сетки. В результате некоторые механические и физические свойства бумаги, например проч­ность на разрыв, способность деформироваться при смачива­нии, упругость в различных направлениях, получаются разны­ми. Эти особенности бумаги имеют большое практическое значение и учитываются при изготовлении изделий как в про­мышленности, так и в школе на уроках труда.

 

 

Резанье бумаги и тонкого К

При освоении операции резания дети закрепляют умения по сгиба­нию и осваивают новую операцию — резание.

На производстве операция резания обычно осуществляется с помощью машин. Принципиальной основой машинной обра­ботки различных материалов резанием являются приемы руч­ного труда, поэтому изучение техники работы ручными инстру­ментами способствует пониманию учащимися машинных опе­раций резания.

В I—III классах допускается резание бумаги ножницами с тупыми концами; в IV классе — резание ножом по сгибу, обрезка небольшой стопки бумаги ножом по фальцлинейке, ре­зание по фальцлинейке картона. Ножом режут бумагу на гладкой ровной подкладной доске. Для предохране­ния доски под разрезаемую бумагу подкладывают кусок карто­на или бросовую бумагу. Бумагу, которую необходимо резать, кладут на подкладную доску так, чтобы линия разреза шла вдоль волокон древесины. Бумагу режут средней частью лез­вия ножа, для чего нож держат под углом 25—30°. Картон режут концом ножа, удерживая лезвие в вертикальном положении.

В I и II классах операция резания ножницами на первом этапе обычно совмещается с операцией сгибания. Путем сгиба­ния и резания учащиеся изготавливают различные обществен­но полезные предметы. На графических технологических картах показано, как путем сгибания и резания можно изготовить елочки и снежинки, контуры насекомых, карнавальные маски. Технологические карты показы­вают, что операция резания совмещается с операцией сгибания. Перед резанием бумагу сгибают в разных направлениях в не­сколько слоев. На согнутую бумагу наносят рисунок, который затем вырезают. Такой вид вырезывания ножницами называют симметричным вырезыванием. В результате получа­ют либо несколько симметрично расположенных фигурок, либо несколько симметричных деталей в одной фигуре.

 

 

Переплетные работы.

В процессе переплетных работ уч-я знакомятся с производством К. Крупные типогр-и выпускают десят­ки тысяч К за один день. Каждая К проходит через ряд цехов: набор-ный, цинкографский, верстальный, печатный, пе­реплетный, В наборном цехе установлены машины — линотипы, к-е снабжены кассами для метал-х букв (литер), пишу-щими маш-и, электр-и печами с распла-влен­ным металлом. С каж-дым ударом клавиш пиш-й машинки из кассы выскакивают метал-ские буквы. Они скользят по желобкам и выстраив-я одна за другой в стро­ку в небол-й коробочке — верстатке. Когда в верстатке собирается целая строка, она заполняется расплавл-м ме­таллом. Отлитые строки компле-ктуются в страницу, а литеры снова собираются в свои кассы. В цинко-графском цехе необх-е для К иллю-и фотограф-т на стекля-е пластинки — негативы, с к-ых делают отпеча-тки на гладкие цинковые пластинки, покрытые светочувст-ым вещес-м. Цинковую пластин­ку с отпечатком заливают раствором азотной кис-ы, к-я выедает чистый цинк, а темные места остаются нетронутыми. Теперь вместо гладкой мы имеем рельефную иллю-ю, на­зыв-ю клише. Клише набивают на деревян-е коло-дки и помещают между текстом. Получается стр с картинками. В версталь-ном цехе метал-е стр в определ-м порядке собираются и закрепляются в печат­ной раме, Готовая печатная рама устанавл-­ся на нижней части плоскопечатной машины — талере. При включении машины, совершающей возвратно-поступательное движение, талер с метал-ми стр проходит под крася-щими роликами, к-е покры-вают шрифт и клише печатной краской. В это время чистый бумаж-ный лист подается на печ-й цилиндр, талер передвиг-ся, цилиндр, поворач-сь, прижимает лист к движущейся печатной раме. Так получают оттиск. Отпечат-й лист выносит­ся из машины и укладыв-ся в стопку. При бол-х тиражах печ-е осуществ-я на рота­ционных машинах. Здесь к печ-й форме плотно прижим-т лист рыхлого картона. Твердые литеры и клише выдав-ют в листе оттиски. Получается матрица. Ее за­ливают расплавл-м метал-м, полу-чая при этом копии — стереотипы. В печ-м цехе стереотипы делают полукруг-и и надевают на вал ротационной машины, к-я печатает текст сразу с двух сторон, отрезает листы и складывает их. Напечат-е листы собирают в книгу, к-я имеет блок, крышки, корешок, форзацы. Наре-зан-е листы стандар-о размера на­зывают бумаж-и лис-и, а с печ-м текстом — печ-и лис-и. На 1 стр каждого печ-о листа ставится значок сигнатура, к-я указывает поряд-й № печ-о лис. По сигнатурам легко разделить К на отдельные печ-е лис. Печ-е лис перед сшиванием в блок уклады-ваются в строгой послед-ова-ти по сигнатурам. Спец листо-под-борочная машина собирает печ-е лис в блок. Если потерян лист, машина автома­т-и останавл-я и под-ает сигнал. Сшива-я машина соеди-няет печ-е лис в блок. Кн небол-о размера часто сшива-ся проволоч-и скоб-ками вдоль коре-шка. Кн бол-о размера обычно сшив-я нит-и. К сшитому блоку прикле-т коре-шок, форзацы и блок об­резают с 3 сто-н: свер-ху, снизу, справа. Дела-ют это на бумагорезал-ой машине. Спец машина изготав-ет переплет и отти-скивает на нем название К. Обрез-ан-е блоки вклады-т в загото-вл-е крышки и прикле-т сначала на выступаю-е от коре-шка полоски ткани, а затем на форзацы. Своевр-й ремонт и переплет изношенной К значит-о продле-т ее жизнь. Переп-лет К начин-ся с удаления обложки. Далее К разбира-ют на отдельные печ листы. С них счищают клей, затем тет-и последов-но сшивают в блок, прикле-т форзацы, корешок зажи-мают в переплет­ный пресс. Просу-ше-й блок обрезают с трех сторон. По об­резан-у блоку загота-вл-т кры-шки, ширина к-х рав­на блоку, а длина больше на 6 мм. Корешок делают из ткани или дермантина. Картон-е крышки прикл-т к коре-шку посередине на расст-и друг от др, рав­ном толщине блока плюс 6 мм. Выступа-е сверху и снизу концы корешка подгибают внутрь и прикле-т. Крышки оклеи-вают цветной или спец перепл-й Б. Блок с помощью форзацев вклеива-ют в, крышки. Перепл-ю К просуш-т в прессе в течение неск-х суток.Уч-я нач кл выполняют упрощенй пе­реплет К и производят части-й ремонт ее: прикл-т к корешку стр, склеи-т выпад-е печ-е листы, подкле-т уголки, склеив-т разорван стра, укрепляют места соединений блока с крышками.

 

Текстильные изделия.

Прядением назы-т процесс образов-я из относительно коротких волокон непрерывной, ровной нити пряжи, в к-й волокна соединяются между собой кручением. Процесс прядения состоит из ряда последоват-х опера-ций. Так, для образования хлопчато-бумажной пряжи хлопок очищают от примесей, разрыхляют, расчесывают. Из подготовленных таким образом волокон вытягив-м форми­руется лента. Все это делается машинами. Далее на ровни-чных машинах лента вытягивается и немного скручивается. Получа­ется ровница, к-я поступает на пряди-льные машины, где ее превращают в пряжу. Процесс изготовления пряжи из шер­сти, льна, штапельных хим-х волокон производится на спец-х машинах. Нитки выраб-т на прядильных фабриках. Они клас­сифиц-я по назначению. Швейные хлопчатобумажные нитки раздел-ся на суровые, белые и крашеные, матовые и глянцевые. Прочность ниток зависит от кол-ва сложений и качества сырья. Кол-тво сложений бывает различным — 3, 6, 9 и больше. В зависимости от толщины ниткам присваи­вают определенный торговый номер. Самые толстые хлопчато­бумажные нитки имеют № 10, самые тонкие — № 80. По каче­ству и прочности различают несколько сортов ниток: экстра, прима высшего сорта. Сортность, торговый номер, длину нитки, ГОСТ и фабрику изготовитель обозначают на этикетке, наклеиваемой на катушку или моток. Из натур-го шелка вырабат-т крученые нитки различных номеров и расцветок. Из высоких сортов хлопка вырабатывают вышивальные нитки разно-ой раскраски мулине. Хлопчатобумажные нитки ирис используют для выши-я крупных рисунков, а также для вязания. Из более топко мерсеризованной пряжи выраба­т-т нитки — кроше, скрученные в 4 сложения. Для штопки выпускается мерсеризо-ванная хлопчатобу-я нит­ка в 4 сложения № 37 и № 100 — для тонкой штопки. Теплые изделия вяжут из спец шерстяных ниток.

При ознакомлении с нитками уч-я оформляют клас­-ю колл-ю, в к-ю включают исходные материалы для ниток и образцы ниток. Вместе с нитками уч-я ознакамливаются с тесьмой и сутажом. Тесьма предста-вляет собой ленту, в к-й нити переплета-я под косым углом. Тесьма изготавливается из нитей различных волокон, из однородной и смешанной пряжи. Она имеет ширину от 3 до 20 мм. Из хлопчатобу-х нитей, переплетенных шелком, изготавлива­ется особый вид плетеного материала, называ-о сутажом. Его вырабат-ывают шириной от 2 до 4 мм. Из тесьмы и сутажа уч-я плетут пояски и закладки.

 

Производство ткани.

Способ произв-ва Т на ручном ткацком стан­ке был известен с незапамятных времен. Операции в ручном ткацком станке в принципе не отличаются от операций на со­врем челночных станках. В том и другом случае Т получают путем переплетения продольных нитей основы с поперечными — утком. Основа при производстве ткани испытывает большее напряжение. Поэтому для основы берется более прочная пряжа. Основа, состоящая из многих параллельно располож-х нитей, наматывается на большую катушку — навой. Сматываясь с навоя, нити основы пропуска-я через ремизки с отверстиями для нитей. С помощью ре­мизок одна часть нитей основы поднимается, а другая опускается. В образуемой ремизками ромбовидный зев пролетает челнок с поперечной уточной нитью. Уток спец-­ным гребнем — бердом прибивается к опушке ткани. Вслед за этим ремизки поднимают одни и опуска-ют др нити основы. Так, в процессе переплетения нитей основы и утка производит­ся Т, к-я навивается на товарный валик. Изготовление на ткацких станках Т классифиц-ся по волокнистому составу, назначению, способу выработки, от­делке и расцветке. По волокнистому строе-нию Т делятся на натур-е, хим-е и смешанные; по назначению — на бытовые и технические; по способу выработки на Т простого и сложного переплетения; по отделке — на гладкие и ворсистые; по расцветке—на одноцветные и многоцв-е. Для более нагляд-го изучения процессов ткачества реко­мендуется приобрести для уроков ТО настоль­ные действующие ткацкие станки, выпускаемые Пресненским машиностроит-м заводом. На этих станках уча-я смогут соткать поясок, ленту, коврик и скатерть для ку­кол. Корпус станка изготовлен из пластмассы, не имеет острых углов, и работа на станке абсолютно безопасна. Здесь все, как на настоящем ткацком станке: имеются «заправочный крю­чок»— стальная проволока, «ремизка» — фигурная металли­ческая пластина с отверстиями для ниток, «бердо» — пласт­массовая решетка для уплотнения переплетения, «навой» — товарный валик для сматывания сотканного материала. На станке можно соткать полосу ткани шириной до 110 мм.

Основная характер-а,Т зависит от способа пере­плетений нитей основы и утка. В полотняном (миткалевом) переплетении нити основы и утка переплетаются попеременно через одну друг с другом. Основные и уточные нити на поверхности Т располаг-я в шахм-м поряд­ке. Полотняное переплетение имеют бязь, ситец, батист, полот­но и др ткани. В саржевом переплетении нити утка перекрывают нити основы через две. При этом с лицевой сто-роны получаются косые рубчики. Саржевое пере­плетение имеют подкладочные хлопчатобумажные и шелковые ткани, нек-е шерстяные ткани, например диагональ и ше­виот. В сатиновом переплетении нити утка перекрывают нити основы через четыре. Такая ткань имеет глад­кую блестящую повер-хность, напр-р сатин и атлас. Путем комбинирования видов перепле-тения получают Т, на по­верхности к-х образуются различные узоры.

В процессе изготовления класс-й кол­л-и уч-я закрепляют и системат-т понятия о ткани и волокне. На коллекции необходимо показать ткани с лицевой и изнаночной сторон.

 

Приемы обработки ткани.

Разметку Т по прямым линиям производят с помощью школьной чертежной линейки и угольника. Для обмеров поль­зуются мягкой портновской сантиметровой лентой. Размечают Т портновскими мелка-ми, кусочками обычного мела или мягкими цветными каранд-и. При разметке часто пользуются выкрой-ками. Изготавливают выкройки по образцу, ри­сункам, чертежам, словесному описанию. Бумажные выкройки недолговечны; поэтому, если выкройки использ-я неодно­кратно, их изготавливают из картона или клеенки. Ткань перед раскроем увлажняют, а затем проутюживают вдоль нитей ос­новы. Для раскроя ткань раскладывают на столе в разверну­том виде или сложенную вдвое лицом внутрь. При раскрое сложенной вдвое ткани получают сразу две необходимые де­тали. Напр-р, парами выкра-иваются уши, лапки, крылья и др детали при изготовлении мягкой игрушки. Ткань сильно растягивается в поперечном направлении вдоль утка и слабо — в продольном направ-лении вдоль основы. Поэтому при раскрое длинные части изделий располагают вдоль нитей ос­новы. Выкройки прямоуг-й формы укладывают строго по направлению нитей основы и утка. При разметке делают при­пуск вокруг всех деталей: на швы—1 см, на подгиб — от 1,5 до 6 см. Мел легко стирается: поэтому вдоль намеченных ли­ний Т иногда прошив-т крупными стежками, применяя контрастные нитки. Детали прямоуг-й формы, напр-р салфетки, можно размечать, выдергивая по нитке со всех 4 сторон. Кроить ткань удобнее стоя. В отличие от резания бумаги при раскрое Т материал придерживают левой ру­кой на столе, а правой перемещают ножницы.

 

Приемы обучения шитью.

Выкроенные детали сшивают нитками. При шитье дети должны сидеть свободно, не сгибаясь, опираясь ногами на под­ставку. Изделие удерживают между большим и указательным пальцами левой руки, а иглу — между большим и указатель­ным пальцами правой руки, на средний палец надевают на­персток, В ушко иголки вдевают нитку длиной 50—70 см. От­меривают нитку обычно вокруг согнутой руки. До вдевания в ушко иголки нитку слегка скручивают: хлопчатобумажную — вправо, шелковую- влево. Для вдевания нитки хорошо ис­польз-ть спец-е приспособления, изготовленные из тонкой стальной проволоки. Иглу при шитье проталкивают на­перстком, конец ее захватывают пальцами правой руки и вы­тягивают вместе с ниткой. Затем делают узелок: нитку обводят вокруг указател-о пальца левой руки на полтора оборота, прижимают большим пальцем, стягивают с пальца и одновре­менно скручивают скользящим движением кончиков пальцев. Выкроенные детали сшивают нитками. При шитье дети должны сидеть свободно, не сгибаясь, опираясь ногами на под­ставку. Изделие удерживают между большим и указательным пальцами левой руки, а иглу — между большим и указатель­ным пальцами правой руки, на средний палец надевают на­персток, В ушко иголки вдевают нитку длиной 50—70 см. От­меривают нитку обычно вокруг согнутой руки. До вдевания в ушко иголки нитку слегка скручивают: хлопчатобумажную — вправо, шелковому— влево. Для вдевания нитки хорошо ис­пользовать спец приспособления, изготовленные из тонкой стальной проволоки. Иглу при шитье проталкивают на­перстком, конец ее захватывают пальцами правой руки и вы­тягивают вместе с ниткой. Затем делают узелок: нитку обводят вокруг указательного пальца левой руки на полтора оборота, прижимают большим пальцем, стягивают с пальца и одновре­менно скручивают скользящим движением кончиков пальцев.

 

Задачи ТО

Великая Окт. революция открыла неогран-ые возможности для гармон-го разв-я лич-ти в процессе свободного ТО. Труд рас­сматривается как один из важн-их компон-в обучения, образов-я и всесто-го разв-я лич-и. При реализации принц-а построения единой труд-й школы сре­ди работ-ов народн-о образов-я в 20-е годы возникли различные точки зрения. Одни считали, что для обеспечения связи школы с жизнью, производ-вом необходимо включить ТО в учебный план обще­образов-ой школы как самост-ый предмет. Другие предпол-и, что обучать труду можно в процессе препода-я основ наук, не включая в уч план труд как самост-ый предмет. Третья часть методистов и учителей утверждала, что ТО должно занять ведущее место в шк-й системе обучения. Комплексная система была осуждена в по­становлениях в результате этих постановлений в школе было восстановлено предметное пре­подавание основ наук. ТО было включено в уч план как отдельный предмет. Однако недостаток квалифиц-ых учит-й ТО, отсутствие удов­ле-ной матери-й базы и другие негативные фак­торы привели к тому, что.в 1937 г. ТО как са­мост-й предмет был исключен из учебного плана школы В довоен-е г, во время Великой Отеч войны в первые послев-ые г труд. воспи-е осущес-сь в процессе внеклас и внешкол общественно по­лезной работы. В начале 50-х г бурный технич-й прогресс вновь поставил перед общеобр-ой школой проблему подго­товки уч-я к производит-му труду. В соответствии с решениями партии Минис-о просвещ-я совместно с Академией пед-ких наук СССР в 1954 г. пересмотрели уч. план общеобр-й шк. и включили в него новый предмет — ТО. В Нач. кл предмет стал называться ручной труд, к-й рассматр-ся как одно из средств всестор-го развития уча-ся. При этом в качестве основной была поставлена задача вооружения уч-ся несложными труд-ыми умен-и, привития интереса и любви к труду, восп-ния навыков культуры труда. В 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил «Закон об ук­реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в к-м отмечает­ся, что «перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение для дальнейшего матер-го и духов-го разв-я общества, повысит роль школы в образ-и и восп-и молодежи, лучше обеспечит подготовку высококвалиф-ных кадров для всех отраслей народ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.041 с.)