Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ типовых и авторских программ по труду для Н. К.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Задачи ТО Великая Окт. революция открыла неогран-ые возможности для гармон-го разв-я лич-ти в процессе свободного ТО. Труд рассматривается как один из важн-их компон-в обучения, образов-я и всесто-го разв-я лич-и. При реализации принц-а построения единой труд-й школы среди работ-ов народн-о образов-я в 20-е годы возникли различные точки зрения. Одни считали, что для обеспечения связи школы с жизнью, производ-вом необходимо включить ТО в учебный план общеобразов-ой школы как самост-ый предмет. Другие предпол-и, что обучать труду можно в процессе препода-я основ наук, не включая в уч план труд как самост-ый предмет. Третья часть методистов и учителей утверждала, что ТО должно занять ведущее место в шк-й системе обучения. Комплексная система была осуждена в постановлениях в результате этих постановлений в школе было восстановлено предметное преподавание основ наук. ТО было включено в уч план как отдельный предмет. Однако недостаток квалифиц-ых учит-й ТО, отсутствие удовле-ной матери-й базы и другие негативные факторы привели к тому, что.в 1937 г. ТО как самост-й предмет был исключен из учебного плана школы В довоен-е г, во время Великой Отеч войны в первые послев-ые г труд. воспи-е осущес-сь в процессе внеклас и внешкол общественно полезной работы. В начале 50-х г бурный технич-й прогресс вновь поставил перед общеобр-ой школой проблему подготовки уч-я к производит-му труду. В соответствии с решениями партии Минис-о просвещ-я совместно с Академией пед-ких наук СССР в 1954 г. пересмотрели уч. план общеобр-й шк. и включили в него новый предмет — ТО. В Нач. кл предмет стал называться ручной труд, к-й рассматр-ся как одно из средств всестор-го развития уча-ся. При этом в качестве основной была поставлена задача вооружения уч-ся несложными труд-ыми умен-и, привития интереса и любви к труду, восп-ния навыков культуры труда. В 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в к-м отмечается, что «перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение для дальнейшего матер-го и духов-го разв-я общества, повысит роль школы в образ-и и восп-и молодежи, лучше обеспечит подготовку высококвалиф-ных кадров для всех отраслей народ хоз-а» ВЦЗ 1959/60 уч программа по труду была значительно изменена и получила название «ТО и общест-о полезный труд». В качестве основной в этой программе была поставлена задача подготовки уч-я к жизни, самост-ой труд. деят-ти. В 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О дальнейшем совершен-и обуч-я, восп-я уч-ся общеобр-ых школ и подготовки их к труду» разработали конкретные мероприятия по организации ТО и профес-ой ориентации шк-ов с учетом запросов в кадрах местных предприятий, колхозов и совхозов. Правильно поставленное труд восп-е, обучение и профес-я ориентация, непосредственное участие шк-м в общественно полезном, производ-ом труде являются незаменимыми факторами выработки осозноного отношения к учебе, гражданского становления, нравс-го и Интел-го форм-я личности, физ-о развития. Целью трудового вос-я и обуч-я в школе должно быть привитие любви и уваж-я к людям труда; ознакомление уч-ся с основами соврем-о промыш-о и с/х производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учительских кадров. Буд учителям, восп-м нужно дать самые современные знания и хорошую практ подготовку... Все задачи по труд обуч-ю и восп-ю подрастающего поколения, стоящие перед соврем учителем, можно объединить в четыре основных блока:1)
политех-кая подготовка уч-я к труду; 2) психолог-ая подготовка уч-я к труду; 3} всестороннее развитие уч-я в труде; 4) практическая подготовка уч-ся к производ-ому труду.
Структура уроков ТО Стр-а урока ТО определяется в зависим-и от его целей, темы, содерж-я, уровня развития детей и учебно-матер-й базы школы. В каждом конкретном случае учитель выбирает такую стр-у, к-я наиболее эффективно решает поставл-е перед уч-ся учебно-восп-ые задачи. В практике школы наибольшее распрост-е получила стр-а урока, включающая в себя 5 основных этапа: 1) орг. урока; 2) вступи-ная беседа; 3) анализ образца 4) практическую работу; 5) подвед-е итогов. На орг- урока, отводится до 1 мин, на вст. Беседу 3-5 мин, анализ образца 5-7 мин. на практ-ю работу с дополнит-и разъяснениями 30—35 мин, на под. итогов 3—5 мин. Политехнически направл-й урок включает в себя след-е элементы: 1. Проектиров-е продукта труда и планирование труд. процесса (конструкт-е фун-и). 2. Оснащение рабочего места (вспомогат-е фун-и). 3. Проведение размет-х, обработ-х, измерит-х, монтаж-х отделочных операций (технолог-ие фун-и). 4. Самок-ль и учет своего труда (психол-ие и технологи-е функции). Стр-а урока должна быть гибкой, она может изменяться в зависимости от окруж. условий. I. Орг-я урока чаще всего начинается с проверки готов-и уч-я к уроку. Если у нек-х уч-ся нет необход-х материалов, инструм-в, то учитель выдает их из дополнит-х запасов. Урок можно начинать, когда У убежден, что все уч-я имеют необход-е для урока материалы и инстр-ты. II. Излож-е нового матер-а на уроках ТО, провод-я в процессе бесед, к-я может носить ист-ие, куль-рно- худ-ые, произ-ые, технол-ие сведения. Проведение инстр-жа по использ-ю опред-ых материалов, инстр-ов. Затем определяет цель урока. 3 Анализ обр. Демонст-я образец или изображ-е, У спраш-ет, чем данное изделие нравится детям. В процессе беседы уч-я устанав-ют, какие материалы и в каком колич-е потребуются для изделия; к-и разметоч-и, обработоч-и, монтажными и отделоч-и инструм-и необходимо пользоваться при его изготовлении; в какой послед-сти следует осуществлять раб-у; как контрол-ть свою деят-ть. 4. Практ-я работа занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на к-х уч-я сам-но работают по программ-ным информац-ым картам Об эф-сти самост-й работы У судит по тому, насколько самос-о справляются уч-я с работой. Самос-я работа отнюдь не устраняет У от уч. процесса.,У осуществляет оперативный контроль за работой каждого уч-а, оказывает детям индивид-ю помощь, проводит при необход-ти дополн-й инструктаж, В процессе, инструк-а У указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны, как их исправить. При этом он не выполняет работу за уч-я, а лишь управляет их действиями. Основная цель У состоит в том, чтобы предуп-ть возможные ошибки уч-я. Диапазон прак-й деят-и уч-я на уроках необычайно широк: он включает в себя разно-ую деят-ть по констру-ю продукта труда, планир-ю труд. процесса, орган-и раб. места, проведению технолог-х операций, осуществлению самок-я. При такой широкой деят-и на успех можно рассч-ть только в том случае, когда задание интересно и посильно для основной массы уч-ся. А этого можно достигнуть когда каждое послед-е задание включает в себя элементы старого, известного и в то же время вносит новое, неизвестное, практ-ю работу следует орган-ать так, чтобы каждый послед-й урок постепенно прибавлял новые знания и умения. Основными стимулами эффек-и практ-й работы явл-тся общест-но полезная направлен-ь труда, соревнование на лучшую поделку, конкурс на право представл-я выполняемой работы на класс-ю, шко-ю выставку технич-го твор-ва.
IV. Анализ и оценка работы, как правило, провод-я в конце урока. Подв-ие итогов обычно заверш-я оценкой учении-х поделок. В тех случаях, когда работа не закончена, У ограничивается общей характер-й деят-и уч--я. В анализе выполн-х работ активное участие должны принимать дети, указывать на дост-ва и недос-и изделий. Эф-ой формой подв-я итогов следует считать оценку изделия У непосредственно на рабочем месте уч-а. В этом случае каждая оценка мотив-тся и уч-к осознает, за что ему ставится выс-й или низ-иий балл. При оценке ученич-х работ учитель учитывает след-е критерии: 1) точность обработки изделия; 2) норму времени; 3) знания уч-ка; 4) правильность выполнения труд. приемов; 5) рациональную орган-ю раб. места; 6) соблюдение правил ТБ.
Планирование уроков ТО При разработке календ-х планов по каж-у кл. У должен опираться на основные требования реформы общеобр-й и профес-ой школы, в к-х сказано, что «для соверш-вания содер-ия образов-я необходимо: — предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи уч. дисциплин, обеспечить необх-е отражение в них новых достижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку труд-о восп-я, обучения и профес-ной ориентации в общеобраз-й школе; усилить политехн-ю направл-ть содерж-я образования; больше уделять внимания практ-им и лабор-м занятиям, показу технологич-о применения законов физ, хим, биол и др наук, создавая тем самым основу для ТО и профес-й ориентации молодежи... — по к-у предмету и кл. определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения уч-я». На уроках ТО уч-я нач кл овладевают необход-ми в жизни элементар-и приемами работы с различными материалами, выращивания с/х растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов-я игрушек, различных полезных предметов для школы, дет сада, дома и т. д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некот-и доступными для понимания детей профес-и. За основу темат-кого планиро-я на год и на все годы обучения в Нач. кл пед-ски наиболее целес-но принять продвижение уч-я в овладении комплексом программ-х зн-й и уме-й. Следует также учесть, что знания и умения, приобрет-е на уроках по одному виду технич-о труда, используются при проведении уроков по другим видам технич-о и в какой-то мере с/х труда. В методич-м отношении возможны различные варианты планирования уроков ТО, но при этом внимание У должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков технич-го и с/х труда начать продвижение детей в овладении целым комплексом программ-х знаний и умений, имеющим первонач-ое политехн-ое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на к-м этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требов-й программы ТО. При подготовке к занятиям план-е уроков ТО занимает центральное место. У должен дать четкое предст-е о предметах труда, орудиях труда, продуктах труда, политех-х знаниях и умениях, труд. деят-ти. Все метод-ие, теоретич-е и практ-е задачи решаются У при составлении календарного плана на уч. год.
Подготовка учителя к уроку труда. Эффект-ть ТО в основном зависит от подготовки У к занятиям: тщательного продум-я струк-ы урока, содер-я и методов преподавания, подготовки матер-ов, инстр-ов, технолог-х карт, наглядных пособий. В подготовке У к уроку можно выделить 2 основ-х этапа: предварительный и непосредственный. Предвар-ая подг-вка У к урокам заключ-я в изучении предназнач-х для обработки матер-в (бумаги, картона, ткани, полуфабр-тов), ознаком-и с промыш-ым производ-ом этих матер-в, способами их обработки, изучении техники работы с простейш-и инструм-ми. У необходимо хорошо знать все труд-е операции и приемы, к-е будут осваивать уч-я на уроках труда и внеуроч-х занятиях. Важной задачей предварит-й подготовки следует считать изучение прогр-мы по ТО. В программе уч. темы даются в общем виде, конкретное воплощение их па уроке определяет У. Он сам решает, какие свойства матер-ов, какие операции и приемы должны освоить уч-я на уроке. На основе программы У намечает перечень изделий и составляет календ-й план уроков. Полезно по каждой теме подобрать неск-ко вариантов работ, с тем чтобы сильные уч-я имели дополнит-ый уч материал. Предварит-я подг-ка заверш-ся подбором матер-ов и инстр-в, необходимых для работы па определ-й отрезок времени. Непосред-я подготовка У к уроку включает в себя разработку определ-х конкретных тем, Назва-я тем уроков целесо-о давать не по изготавливаемому предмету, а по содерж-ю формир-х зн-й н ум-й, напр-р «Ознако-е со свойств-и бумаги», «Сгибание и склад-е бумаги» и т. д. В разделе «Цели и задачи урока» У раскрывает образ-е, восп-е и развив-е цели, осуществляя тем самым комплек-й.подход к учебно-воспит-у процессу. Далее У определяет продукты труда (изделия), указывает необх-е оборуд-е и планирует ход урока.
13. Подготовка к выполнению труд. задания. Методика провед-ия опытов и наблюдений. Опыты и набл-я не выделяются в спец-ые уроки, а включ-я в содерж-е разл-х уроков по изготов-ю конкрет-х изделий, выполн-ю работ на уроках с/х и технич-о труда. В одних случаях набл-я и опыты целесо-но провести перед началом обработ-х операций при анализе образца. В других — непосред-но перед труд. операциями по заготовке, сборке или отделке изделий. Довольно часто проведение опытов и набл-й завершает работу по изготов-ю изделия, используется при подвед-и итогов данного или неско-х уроков. Знания и умения, приобретаемые в процессе и в результате опытов и набл-й, не носят законченного хар-ра. Речь идет об общем развитии наблюдат-сти и технич-й зоркости. Дети продолжают накапливать представления о сво-ах материалов, о действии различных инстр-ов, приспособлений, ко-е помогают использовать эти св-ва в процессе труд. действий. Фактически любое изделие или работа может служить основой для проведения самых разнообразных набл-й и опытов, предусмот-х программой. Общее метод-ое требование, относящееся к набл-м и опытам, заключается в том, чтобы всю работу на уроках направить на развитие у детей умения, привычки и стремления извлекать знания и делать выводы о св-вах материалов, об изменениях, которые происходят в них в результате труд. действий, с тем чтобы как можно лучше и полнее использовать полученные знания в дальн-й труд. деят-сти. Проведение опыта должно вытекать из потребности получить ответ на вопрос, связанный с выбором наилучшего технич-о решения для выполнения изделия или работы. По своей форме и содержанию опыты должны быть разнообр-ми, остроумными, интересными. Учитывая возраст млад шк-в, рекомендуется шире использовать элементы игры, содействующие проявлению и развитию инициативы, сообразит-и, самост-и учеников.
Экскурсии в ТО. Э – особый тип занятий, проводимый вне школы и требующий спец. Методики. Э может быть как частью клссноурочных, так и вне класс-ых занятий. Большое значение Э имеет не только для ознакомления с производ-м, но и для восп-я уваж-я к труду и людям труда. На Э дети наблюдают, как трудятся взрослые, какие материалы обрабатывают, как пользуются инстр-и и машинами, как организуют труд, как добиваются успехов в труде. Проведение производс-ных Э способствует укреплению связи школы с производством, формир-ию профес-х интересов и склонностей. Уч-я имеют возможность наблюдать за работой большого производ-ного кол-ва, выполняемой по четко организов-у ритму. Трудность проведения Э на производство заключается в обилии материала, попадающего в поле зрения учащихся. Э принесет реальную пользу лишь в том случае, когда она будет тщательно продумана и будет охватывать конкретный круг вопросов. У составляет план проведения Э, в к-м находят отражение организац-е вопросы, формы руководства познавательной деят-ью детей, перечень основных этапов производ-го процесса и т. д. На Э применяются разно-ые приемы и методы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрации, проводимые как самим учителем, так и работниками предприятия. Вместе с тем уч-я проводят на Э целенапра-е набл-ия, зарисовки, собирают материалы (образцы) для шк-й выставки. Экспонаты, зарисовки, образцы материалов, собираемые на Э, уч-я затем оформляют в виде коллекций с краткими описаниями их содержания. Выбор объекта Э определяется рядом факторов 1. Э должна отвечать требованиям программы, т. е. увязываться с основными принц-ми политех-ого обучения в нач кла, знакомить уч-я с производ-м продуктов питания, одежды, бумаги, керамики, предметов быта, строительством, транспортом, бытовыми и культу-и учрежд-ми. 2. объект Э — производст-ое предприятие — должно располагать достат-и условиями для проведения не только образов-ой, но и воспит-й работы: оно должно быть современным, хорошо оборуд-ым, передовым. 3. необходимо, чтобы производ-й процесс предприятия был понятен детям и они могли последо-о познакомиться со всеми основными операциями. 4 предприятие должно находиться на небольшом расстоянии от школы; особенно это важно, когда па Э отправляются первоклас-и. После выбора объекта Э для разрешения ряда вопросов учителю необходимо еще раз посетить предприятие, чтобы уточнить цель и содержание экскурсии и, если необходимо, пополнить собственные знания о производственном процессе данного предприятия. При посещении предприятия учитель договаривается о времени проведения экскурсии, решает с администрацией необходимые организационные вопросы, например вопрос о допуске детей на территорию фабрики, завода, мастерской, колхоза и т. п. На Э дети всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых в производстве, особенно если это передовые работники предприятия, портреты которых они могли увидеть на Доске почета, прочитать в местной газете об их производс-х успехах. У. необходимо заранее договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении Э, уточнить содержание бесед. У необходимо подготовит этих людей, помочь выделить в рассказе главное, основное, так как время Э ограничено, а каждый специалист, любящий свое дело, стремится рассказать о нем со всеми подробностями. Следует обратить внимание спец-ов на то, что они должны вести рассказ понятным для детей языком, избегая сложных специальных терминов. Привлечение работников производства к Э не освобождает от подготовки к рассказу самого У. Всегда может возникнуть необходимость в пояснении ответов специалистов. Следующий этап подготовки к Э — составление плана. План Э строится различно, в зависимости от целого ряда обстоятельств местного хар-а, степени подготовл-и самого У состава класса. Поэтому для каждой Э составляется свой оригинальный план.
Свойства бумаги и картона. При рассмотрении места разрыва бумаги через лупу можно обнаружить, что бумага состоит из мелких волокон. В процессе движения бумажной массы на бумагоделательной машине значительная часть волокон располагается по направлению движения сетки. В результате некоторые механические и физические свойства бумаги, например прочность на разрыв, способность деформироваться при смачивании, упругость в различных направлениях, получаются разными. Эти особенности бумаги имеют большое практическое значение и учитываются при изготовлении изделий как в промышленности, так и в школе на уроках труда.
Резанье бумаги и тонкого К При освоении операции резания дети закрепляют умения по сгибанию и осваивают новую операцию — резание. На производстве операция резания обычно осуществляется с помощью машин. Принципиальной основой машинной обработки различных материалов резанием являются приемы ручного труда, поэтому изучение техники работы ручными инструментами способствует пониманию учащимися машинных операций резания. В I—III классах допускается резание бумаги ножницами с тупыми концами; в IV классе — резание ножом по сгибу, обрезка небольшой стопки бумаги ножом по фальцлинейке, резание по фальцлинейке картона. Ножом режут бумагу на гладкой ровной подкладной доске. Для предохранения доски под разрезаемую бумагу подкладывают кусок картона или бросовую бумагу. Бумагу, которую необходимо резать, кладут на подкладную доску так, чтобы линия разреза шла вдоль волокон древесины. Бумагу режут средней частью лезвия ножа, для чего нож держат под углом 25—30°. Картон режут концом ножа, удерживая лезвие в вертикальном положении. В I и II классах операция резания ножницами на первом этапе обычно совмещается с операцией сгибания. Путем сгибания и резания учащиеся изготавливают различные общественно полезные предметы. На графических технологических картах показано, как путем сгибания и резания можно изготовить елочки и снежинки, контуры насекомых, карнавальные маски. Технологические карты показывают, что операция резания совмещается с операцией сгибания. Перед резанием бумагу сгибают в разных направлениях в несколько слоев. На согнутую бумагу наносят рисунок, который затем вырезают. Такой вид вырезывания ножницами называют симметричным вырезыванием. В результате получают либо несколько симметрично расположенных фигурок, либо несколько симметричных деталей в одной фигуре.
Переплетные работы. В процессе переплетных работ уч-я знакомятся с производством К. Крупные типогр-и выпускают десятки тысяч К за один день. Каждая К проходит через ряд цехов: набор-ный, цинкографский, верстальный, печатный, переплетный, В наборном цехе установлены машины — линотипы, к-е снабжены кассами для метал-х букв (литер), пишу-щими маш-и, электр-и печами с распла-вленным металлом. С каж-дым ударом клавиш пиш-й машинки из кассы выскакивают метал-ские буквы. Они скользят по желобкам и выстраив-я одна за другой в строку в небол-й коробочке — верстатке. Когда в верстатке собирается целая строка, она заполняется расплавл-м металлом. Отлитые строки компле-ктуются в страницу, а литеры снова собираются в свои кассы. В цинко-графском цехе необх-е для К иллю-и фотограф-т на стекля-е пластинки — негативы, с к-ых делают отпеча-тки на гладкие цинковые пластинки, покрытые светочувст-ым вещес-м. Цинковую пластинку с отпечатком заливают раствором азотной кис-ы, к-я выедает чистый цинк, а темные места остаются нетронутыми. Теперь вместо гладкой мы имеем рельефную иллю-ю, назыв-ю клише. Клише набивают на деревян-е коло-дки и помещают между текстом. Получается стр с картинками. В версталь-ном цехе метал-е стр в определ-м порядке собираются и закрепляются в печатной раме, Готовая печатная рама устанавл-ся на нижней части плоскопечатной машины — талере. При включении машины, совершающей возвратно-поступательное движение, талер с метал-ми стр проходит под крася-щими роликами, к-е покры-вают шрифт и клише печатной краской. В это время чистый бумаж-ный лист подается на печ-й цилиндр, талер передвиг-ся, цилиндр, поворач-сь, прижимает лист к движущейся печатной раме. Так получают оттиск. Отпечат-й лист выносится из машины и укладыв-ся в стопку. При бол-х тиражах печ-е осуществ-я на ротационных машинах. Здесь к печ-й форме плотно прижим-т лист рыхлого картона. Твердые литеры и клише выдав-ют в листе оттиски. Получается матрица. Ее заливают расплавл-м метал-м, полу-чая при этом копии — стереотипы. В печ-м цехе стереотипы делают полукруг-и и надевают на вал ротационной машины, к-я печатает текст сразу с двух сторон, отрезает листы и складывает их. Напечат-е листы собирают в книгу, к-я имеет блок, крышки, корешок, форзацы. Наре-зан-е листы стандар-о размера называют бумаж-и лис-и, а с печ-м текстом — печ-и лис-и. На 1 стр каждого печ-о листа ставится значок сигнатура, к-я указывает поряд-й № печ-о лис. По сигнатурам легко разделить К на отдельные печ-е лис. Печ-е лис перед сшиванием в блок уклады-ваются в строгой послед-ова-ти по сигнатурам. Спец листо-под-борочная машина собирает печ-е лис в блок. Если потерян лист, машина автомат-и останавл-я и под-ает сигнал. Сшива-я машина соеди-няет печ-е лис в блок. Кн небол-о размера часто сшива-ся проволоч-и скоб-ками вдоль коре-шка. Кн бол-о размера обычно сшив-я нит-и. К сшитому блоку прикле-т коре-шок, форзацы и блок обрезают с 3 сто-н: свер-ху, снизу, справа. Дела-ют это на бумагорезал-ой машине. Спец машина изготав-ет переплет и отти-скивает на нем название К. Обрез-ан-е блоки вклады-т в загото-вл-е крышки и прикле-т сначала на выступаю-е от коре-шка полоски ткани, а затем на форзацы. Своевр-й ремонт и переплет изношенной К значит-о продле-т ее жизнь. Переп-лет К начин-ся с удаления обложки. Далее К разбира-ют на отдельные печ листы. С них счищают клей, затем тет-и последов-но сшивают в блок, прикле-т форзацы, корешок зажи-мают в переплетный пресс. Просу-ше-й блок обрезают с трех сторон. По обрезан-у блоку загота-вл-т кры-шки, ширина к-х равна блоку, а длина больше на 6 мм. Корешок делают из ткани или дермантина. Картон-е крышки прикл-т к коре-шку посередине на расст-и друг от др, равном толщине блока плюс 6 мм. Выступа-е сверху и снизу концы корешка подгибают внутрь и прикле-т. Крышки оклеи-вают цветной или спец перепл-й Б. Блок с помощью форзацев вклеива-ют в, крышки. Перепл-ю К просуш-т в прессе в течение неск-х суток.Уч-я нач кл выполняют упрощенй переплет К и производят части-й ремонт ее: прикл-т к корешку стр, склеи-т выпад-е печ-е листы, подкле-т уголки, склеив-т разорван стра, укрепляют места соединений блока с крышками.
Текстильные изделия. Прядением назы-т процесс образов-я из относительно коротких волокон непрерывной, ровной нити пряжи, в к-й волокна соединяются между собой кручением. Процесс прядения состоит из ряда последоват-х опера-ций. Так, для образования хлопчато-бумажной пряжи хлопок очищают от примесей, разрыхляют, расчесывают. Из подготовленных таким образом волокон вытягив-м формируется лента. Все это делается машинами. Далее на ровни-чных машинах лента вытягивается и немного скручивается. Получается ровница, к-я поступает на пряди-льные машины, где ее превращают в пряжу. Процесс изготовления пряжи из шерсти, льна, штапельных хим-х волокон производится на спец-х машинах. Нитки выраб-т на прядильных фабриках. Они классифиц-я по назначению. Швейные хлопчатобумажные нитки раздел-ся на суровые, белые и крашеные, матовые и глянцевые. Прочность ниток зависит от кол-ва сложений и качества сырья. Кол-тво сложений бывает различным — 3, 6, 9 и больше. В зависимости от толщины ниткам присваивают определенный торговый номер. Самые толстые хлопчатобумажные нитки имеют № 10, самые тонкие — № 80. По качеству и прочности различают несколько сортов ниток: экстра, прима высшего сорта. Сортность, торговый номер, длину нитки, ГОСТ и фабрику изготовитель обозначают на этикетке, наклеиваемой на катушку или моток. Из натур-го шелка вырабат-т крученые нитки различных номеров и расцветок. Из высоких сортов хлопка вырабатывают вышивальные нитки разно-ой раскраски мулине. Хлопчатобумажные нитки ирис используют для выши-я крупных рисунков, а также для вязания. Из более топко мерсеризованной пряжи вырабат-т нитки — кроше, скрученные в 4 сложения. Для штопки выпускается мерсеризо-ванная хлопчатобу-я нитка в 4 сложения № 37 и № 100 — для тонкой штопки. Теплые изделия вяжут из спец шерстяных ниток. При ознакомлении с нитками уч-я оформляют клас-ю колл-ю, в к-ю включают исходные материалы для ниток и образцы ниток. Вместе с нитками уч-я ознакамливаются с тесьмой и сутажом. Тесьма предста-вляет собой ленту, в к-й нити переплета-я под косым углом. Тесьма изготавливается из нитей различных волокон, из однородной и смешанной пряжи. Она имеет ширину от 3 до 20 мм. Из хлопчатобу-х нитей, переплетенных шелком, изготавливается особый вид плетеного материала, называ-о сутажом. Его вырабат-ывают шириной от 2 до 4 мм. Из тесьмы и сутажа уч-я плетут пояски и закладки.
Производство ткани. Способ произв-ва Т на ручном ткацком станке был известен с незапамятных времен. Операции в ручном ткацком станке в принципе не отличаются от операций на соврем челночных станках. В том и другом случае Т получают путем переплетения продольных нитей основы с поперечными — утком. Основа при производстве ткани испытывает большее напряжение. Поэтому для основы берется более прочная пряжа. Основа, состоящая из многих параллельно располож-х нитей, наматывается на большую катушку — навой. Сматываясь с навоя, нити основы пропуска-я через ремизки с отверстиями для нитей. С помощью ремизок одна часть нитей основы поднимается, а другая опускается. В образуемой ремизками ромбовидный зев пролетает челнок с поперечной уточной нитью. Уток спец-ным гребнем — бердом прибивается к опушке ткани. Вслед за этим ремизки поднимают одни и опуска-ют др нити основы. Так, в процессе переплетения нитей основы и утка производится Т, к-я навивается на товарный валик. Изготовление на ткацких станках Т классифиц-ся по волокнистому составу, назначению, способу выработки, отделке и расцветке. По волокнистому строе-нию Т делятся на натур-е, хим-е и смешанные; по назначению — на бытовые и технические; по способу выработки на Т простого и сложного переплетения; по отделке — на гладкие и ворсистые; по расцветке—на одноцветные и многоцв-е. Для более нагляд-го изучения процессов ткачества рекомендуется приобрести для уроков ТО настольные действующие ткацкие станки, выпускаемые Пресненским машиностроит-м заводом. На этих станках уча-я смогут соткать поясок, ленту, коврик и скатерть для кукол. Корпус станка изготовлен из пластмассы, не имеет острых углов, и работа на станке абсолютно безопасна. Здесь все, как на настоящем ткацком станке: имеются «заправочный крючок»— стальная проволока, «ремизка» — фигурная металлическая пластина с отверстиями для ниток, «бердо» — пластмассовая решетка для уплотнения переплетения, «навой» — товарный валик для сматывания сотканного материала. На станке можно соткать полосу ткани шириной до 110 мм. Основная характер-а,Т зависит от способа переплетений нитей основы и утка. В полотняном (миткалевом) переплетении нити основы и утка переплетаются попеременно через одну друг с другом. Основные и уточные нити на поверхности Т располаг-я в шахм-м порядке. Полотняное переплетение имеют бязь, ситец, батист, полотно и др ткани. В саржевом переплетении нити утка перекрывают нити основы через две. При этом с лицевой сто-роны получаются косые рубчики. Саржевое переплетение имеют подкладочные хлопчатобумажные и шелковые ткани, нек-е шерстяные ткани, например диагональ и шевиот. В сатиновом переплетении нити утка перекрывают нити основы через четыре. Такая ткань имеет гладкую блестящую повер-хность, напр-р сатин и атлас. Путем комбинирования видов перепле-тения получают Т, на поверхности к-х образуются различные узоры. В процессе изготовления класс-й колл-и уч-я закрепляют и системат-т понятия о ткани и волокне. На коллекции необходимо показать ткани с лицевой и изнаночной сторон.
Приемы обработки ткани. Разметку Т по прямым линиям производят с помощью школьной чертежной линейки и угольника. Для обмеров пользуются мягкой портновской сантиметровой лентой. Размечают Т портновскими мелка-ми, кусочками обычного мела или мягкими цветными каранд-и. При разметке часто пользуются выкрой-ками. Изготавливают выкройки по образцу, рисункам, чертежам, словесному описанию. Бумажные выкройки недолговечны; поэтому, если выкройки использ-я неоднократно, их изготавливают из картона или клеенки. Ткань перед раскроем увлажняют, а затем проутюживают вдоль нитей основы. Для раскроя ткань раскладывают на столе в развернутом виде или сложенную вдвое лицом внутрь. При раскрое сложенной вдвое ткани получают сразу две необходимые детали. Напр-р, парами выкра-иваются уши, лапки, крылья и др детали при изготовлении мягкой игрушки. Ткань сильно растягивается в поперечном направлении вдоль утка и слабо — в продольном направ-лении вдоль основы. Поэтому при раскрое длинные части изделий располагают вдоль нитей основы. Выкройки прямоуг-й формы укладывают строго по направлению нитей основы и утка. При разметке делают припуск вокруг всех деталей: на швы—1 см, на подгиб — от 1,5 до 6 см. Мел легко стирается: поэтому вдоль намеченных линий Т иногда прошив-т крупными стежками, применяя контрастные нитки. Детали прямоуг-й формы, напр-р салфетки, можно размечать, выдергивая по нитке со всех 4 сторон. Кроить ткань удобнее стоя. В отличие от резания бумаги при раскрое Т материал придерживают левой рукой на столе, а правой перемещают ножницы.
Приемы обучения шитью. Выкроенные детали сшивают нитками. При шитье дети должны сидеть свободно, не сгибаясь, опираясь ногами на подставку. Изделие удерживают между большим и указательным пальцами левой руки, а иглу — между большим и указательным пальцами правой руки, на средний палец надевают наперсток, В ушко иголки вдевают нитку длиной 50—70 см. Отмеривают нитку обычно вокруг согнутой руки. До вдевания в ушко иголки нитку слегка скручивают: хлопчатобумажную — вправо, шелковую- влево. Для вдевания нитки хорошо использ-ть спец-е приспособления, изготовленные из тонкой стальной проволоки. Иглу при шитье проталкивают наперстком, конец ее захватывают пальцами правой руки и вытягивают вместе с ниткой. Затем делают узелок: нитку обводят вокруг указател-о пальца левой руки на полтора оборота, прижимают большим пальцем, стягивают с пальца и одновременно скручивают скользящим движением кончиков пальцев. Выкроенные детали сшивают нитками. При шитье дети должны сидеть свободно, не сгибаясь, опираясь ногами на подставку. Изделие удерживают между большим и указательным пальцами левой руки, а иглу — между большим и указательным пальцами правой руки, на средний палец надевают наперсток, В ушко иголки вдевают нитку длиной 50—70 см. Отмеривают нитку обычно вокруг согнутой руки. До вдевания в ушко иголки нитку слегка скручивают: хлопчатобумажную — вправо, шелковому— влево. Для вдевания нитки хорошо использовать спец приспособления, изготовленные из тонкой стальной проволоки. Иглу при шитье проталкивают наперстком, конец ее захватывают пальцами правой руки и вытягивают вместе с ниткой. Затем делают узелок: нитку обводят вокруг указательного пальца левой руки на полтора оборота, прижимают большим пальцем, стягивают с пальца и одновременно скручивают скользящим движением кончиков пальцев.
Задачи ТО Великая Окт. революция открыла неогран-ые возможности для гармон-го разв-я лич-ти в процессе свободного ТО. Труд рассматривается как один из важн-их компон-в обучения, образов-я и всесто-го разв-я лич-и. При реализации принц-а построения единой труд-й школы среди работ-ов народн-о образов-я в 20-е годы возникли различные точки зрения. Одни считали, что для обеспечения связи школы с жизнью, производ-вом необходимо включить ТО в учебный план общеобразов-ой школы как самост-ый предмет. Другие предпол-и, что обучать труду можно в процессе препода-я основ наук, не включая в уч план труд как самост-ый предмет. Третья часть методистов и учителей утверждала, что ТО должно занять ведущее место в шк-й системе обучения. Комплексная система была осуждена в постановлениях в результате этих постановлений в школе было восстановлено предметное преподавание основ наук. ТО было включено в уч план как отдельный предмет. Однако недостаток квалифиц-ых учит-й ТО, отсутствие удовле-ной матери-й базы и другие негативные факторы привели к тому, что.в 1937 г. ТО как самост-й предмет был исключен из учебного плана школы В довоен-е г, во время Великой Отеч войны в первые послев-ые г труд. воспи-е осущес-сь в процессе внеклас и внешкол общественно полезной работы. В начале 50-х г бурный технич-й прогресс вновь поставил перед общеобр-ой школой проблему подготовки уч-я к производит-му труду. В соответствии с решениями партии Минис-о просвещ-я совместно с Академией пед-ких наук СССР в 1954 г. пересмотрели уч. план общеобр-й шк. и включили в него новый предмет — ТО. В Нач. кл предмет стал называться ручной труд, к-й рассматр-ся как одно из средств всестор-го развития уча-ся. При этом в качестве основной была поставлена задача вооружения уч-ся несложными труд-ыми умен-и, привития интереса и любви к труду, восп-ния навыков культуры труда. В 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в к-м отмечается, что «перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение для дальнейшего матер-го и духов-го разв-я общества, повысит роль школы в образ-и и восп-и молодежи, лучше обеспечит подготовку высококвалиф-ных кадров для всех отраслей народ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.041 с.) |