Группы давления и лоббизм. Методы лоббистской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группы давления и лоббизм. Методы лоббистской деятельности.



Группы давления - организованные соц группы, стремящиеся воздействовать на госорганы, добиться их поддержки и принятия решений, отвечающих интересам и целям группы. От политич партий ГД отличает сравнительно узкая целевая ориентация, отсутствие общей политич программы. В широком смысле слова к Г. д. могут быть отнесены и политич партии, а также различные звенья гос механизма. ГД считается всякая обществ организация, целенаправленно влияющая на гос аппарат путём офиц и неофиц контактов с его представителями, массовой агитации, публичных выступлений, рассчитанных на создание опред обществ мнения.

Сущ-е лоббизма как политич явления тесно связано с функционированием ГД и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений, и наоборот, чем слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность.

В практике лоббистской деят-ти исп разл способы влияния на органы власти. К ним относятся:

• выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

• разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов;

• личные встречи, контакты, переговоры;

• использование методов public relations для формирования общественного мнения;

• организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и програм-

мы от избирателей, поступающие в адрес депутатов);

• подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего

социологических) исследований;

• организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти;

• финансирование избирательных кампаний;

• прямой подкуп должностных лиц.

Лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами.

Очевидно, что существуют два подхода к лоббизму. Сторонники первого — запретительного — приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго подхода — регулятивно-правового — разделяют легальные и нелегальные методы лоббизма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, исключить из политической практики коррупцию. В отличие от первого второй подход более продуктивен, так как сохраняет «каналы» связи между обществом и властью, ставит в цивилизованные рамки систему функционального представительства интересов.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм. По отношению к политической системе лоббизм классифицируют на внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп — депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент — «вписаны» в политические институты).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.)