И методические указания к их выполнению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И методические указания к их выполнению



 

по учебной дисциплине

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

для студентов заочной формы обучения

специальности «Маркетинг» - 080111

и специализации «Финансовый менеджмент» - 080507 (20)

 

МОСКВА – 2006


УДК 658.01

 

Учебная программа, методические указания к выполнению курсового проекта по курсу «Инновационный менеджмент» / В.Н. Гунин, Е.Н. Дуненкова, С.Ю. Ляпина, С.И. Онищенко – М.: ГУУ, 2006 - с. 33.

 

АВТОРЫ:

кандидат экономических наук, профессор

В.Н.Гунин

 

кандидат экономических наук, ст. преподаватель

Е.Н.Дуненкова

 

кандидат экономических наук, доцент

С.Ю.Ляпина

 

кандидат экономических наук, доцент

С.И.Онищенко

 

 

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой Инновационного менеджмента

кандидат технических наук, профессор

Б. Н. КИСЕЛЕВ

ОБСУЖДЕНА

на заседании кафедры Инновационного менеджмента

Протокол от "3" февраля 2006 года № 5

 

 

ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании методического совета института инноватики и логистики

Протокол от " 9 " февраля 2006 г. № 4

 

РЕЦЕНЗЕНТ

 

Доцент кафедры «Логистика», кандидат экономических наук А.Д. Межевов

 

 

© Государственный университет управления, 2006

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Курс «Инновационный менеджмент» предназначен для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки.

Основной задачей курса является углубление теоретических, методических и практических знаний, полученных студентами в процессе изучения различных дисциплин, в которых была обоснована необходимость развития организаций, а также представлены основные направления этого развития и его формы.

В процессе изучения курса «Инновационный менеджмент» студенты должны приобрести дополнительные теоретические, методологические знания в области инноватики, управления научно-техническим прогрессом во всех отраслях экономики, организации и финансирования инновационной деятельности и др. На базе изучения теоретических основ инновационного менеджмента студенты должны выработать практические навыки и приемы принятия и обоснования решений по организации разработки, внедрения, финансирования и участия в нововведениях:

- определять тенденции развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;

- организовывать управление развитием организаций, предприятий и учреждений;

- разрабатывать проекты внедрения нововведений;

- создавать системы управления инновациями;

- формировать благоприятный инновационный климат и условия для адаптации организаций к нововведениям;

- определять направления научно-технического, экономического и социального развития.

Кроме того, при изучении курса студенты должны овладеть практическими приемами обоснования инновационных решений.

Изучение данной дисциплины должно способствовать достижению целей обучения и подготовки специалистов в различных областях менеджмента, маркетинга, управления персоналом, поэтому материалы программы взаимоувязываются с содержанием всех других курсов данных специальностей. Для наиболее эффективного усвоения знаний и приобретения практических навыков инновационного менеджмента студенты должны иметь достаточную подготовку как в области общеэкономических и общеинженерных дисциплин, так и в области профессиональной деятельности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Специальность «Маркетинг»

  Наименование темы Объем работы студентов (час.)
  Всего часов 3,5 года 4 года 6 лет
Аудиторные Самост Аудиторные Самост Аудиторные Самост
Лекц Конс Лекц Конс Лекц Конс
                     
Тема 1. Основы инноватики                    
Тема 2. Инновационные стратегии                    
Тема 3. Управление инновационными преобразованиями                    
Тема 4. Организационные формы инновационной деятельности                    
Тема 5. Инвестиции в инновационном процессе                    
Тема 6. Управление рисками в инновационной деятельности                    
Итого часов                    
Количество часов на КП                    
Всего часов на освоение учебного материала                    
Формы контроля: промежуточный – курсовой проект, итоговый - экзамен

Спец. «Финансовый менеджмент»

  Наименование темы Объем работы студентов (час.)
Всего часов 3,5 года 4 года 6 лет
Аудиторные Самост Аудиторные Самост Аудиторные Самост
Лекц Конс Лекц Конс Лекц Конс
                     
Тема 1. Основы инноватики                    
Тема 2. Инновационные стратегии                    
Тема 3. Управление инновационными преобразованиями                    
Тема 4. Организационные формы инновационной деятельности                    
Тема 5. Инвестиции в инновационном процессе                    
Тема 6. Управление рисками в инновационной деятельности                    
Итого часов                    
Количество часов на КП                    
Всего часов на освоение учебного материала                    
Формы контроля: промежуточный – курсовой проект, итоговый - экзамен

 

 

Список ЛИТЕРАТУРы

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Гришин В. Н., Ляпина С. Ю., Онищенко С. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Управление организацией». Вып. 4. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. т. 7. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /В.П.Баранчеев, В.Н.Гунин и др. – ГУУ. – ЗАО «Финстатинформа», 2000.

4. Управление организацией. Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

5. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: "Гардарика", 2005

6. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Управление инновациями в организации. М.: "Омега-Л", 2006

7. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: Монография. – М.: ВлаДар, 1993.

8. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для вышлего управленческого персонала (опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы): Монография. – М.: Сувенир, 1993.

9. Инновационный менеджмент / Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Юнити-Дана, 2004.

10. Клейтон М. Дилемма инноватора. – М.: "Альпина Бизнес Букс", 2004.

11. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения: Репринт. М.: Экономика, 1993.

12. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) (Утверждено: М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике № ВК 477 от 21.06.1999).

13. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мендели Л.Э. и др. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004

14. Поршнев А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контракт», 1993.

15. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Кн. 1-2 «Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом». Учебное пособие./ Под ред. А. М. Зобова и Б. Н. Киселева. – М.: ГУУ, 1998.

16. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. – М.: АНХ, 1999.

17. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина.– М.: ИНФРА-М, 2001. – 822 с.

18. Управление проектами /И.И.Мазур, В.Д.Шапиро и др. -М.: Омега-Л, 2006

19. Харин и др. Управление инновациями. В 3-х книгах. – М.: "Высшая школа", 2003

20. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: "Питер", 2005

21. Швандара В. Инновационный менеджмент. Учебник. – М.: "Вузовский учебник", 2005.

22. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

 

4. содержание дисциплины

Тема 1. Основы инноватики

Цели и задачи курса, структура дисциплины. Сущность инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как область научных знаний. Наука, техника, экономика и образование как компоненты целостной системы инновационной деятельности. Сущность понятий «новация (новшество)», «нововведение», «инновация», «инновационный процесс».

Теории инновационного развития. Длинные, средние и короткие волны в больших циклах конъюнктуры Н. Д. Кондратьева. Циклы деловой активности Й. Шумпетера. Современные теории инноватики.

Технологические уклады. Характеристика современных технологических укладов.

Новации, инновации и нововведения: понятия, подходы к исследованию, взаимосвязь инновации-явления и инновации-процесса. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений.

Сущность инновационного процесса. Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования.

Логистический и циклический характер инновационных процессов Особенности стабильных и инновационных процессов.

Диффузные процессы в инновационной среде. Трансферт инноваций. Охрана интеллектуальной собственности.

Особенности принятия решений в инновационной деятельности. Основные направления инновационной деятельности. Мотивация в инновационной деятельности.

Инновационные факторы обеспечения конкурентоспособности организации, ее продукции и услуг.

Оценка результативности работы научно-технических организаций и организация конкурсного выполнения НИОКР.

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 19].

Вопросы для самоконтроля:

1. Циклы конъюнктуры Н. Д. Кондратьева

2. Сущность инновационной теории Й. Шумпетера

3. Классификация инноваций

4. Логистические кривые, их использование в инновационном менеджменте

5. Характеристика инновационных стратегий

6. Жизненный цикл инновации

7. Характеристика основных этапов инновационного процесса

8. Жизненный цикл технологии, виды технологий

9. Технологические уклады и их характеристика

10. Стабильный и инновационный производственные процессы: сравнительная характеристика

11. Развитие конкурсности в инновационной деятельности

12. Конкуренция в инновационной деятельности

13. Диффузия инноваций. Трансферт инноваций

14. Мотивация в инновационной деятельности

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.021 с.)