Исследование процесса сравнения понятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование процесса сравнения понятий



 

Цель. Определить характер признаков, которые берутся за основу сравнения и их зависимость от объективных связей, существующих между понятиями.

Задачи.

1. Определить, какие признаки спонтанно выделяются в первую очередь:

а) признаки сходства или различия,

б) родовые, функциональные или внешние признаки.

2. Описать последовательность возникновения признаков (см. п. 1) для пар понятий, характеризующихся разными объективными связями:

а) относящихся к одному классу (родовое сходство),

б) имеющих внешнее сходство,

в) имеющих функциональное сходство,

г) имеющих общий эмоциональный оттенок или метафорическое сходство,

д) не имеющих явного сходства.

М атериал. 25 пар понятий, разделённых на 5 групп.

Ход работы. Эксперимент проводится в групповой форме. Испытуемым предлагается сравнивать пары понятий, выделяя при этом как можно больше признаков сходства и различия в любом порядке. Экспериментатор последовательно зачитывает пары. Испытуемые записывают возможные признаки сходства или различия. Записи производятся в специально заготовленной таблице, в клетке, соответствующей порядковому номеру пары. На запись признаков для каждой пары отводится 30 сек. Сами пары понятий не записываются. (В среднем, за указанное время взрослые испытуемые обычно записывают от 2 до 6 признаков).

Таблица для записи выделенных признаков:

1 1)..... 2)..... ..... 6)..... 2 1)..... 2)..... ..... 6)..... 3 1)..... 2)..... ..... 6).....   4 1)..... 2)..... ..... 6)..... 5 1)..... 2)..... ..... 6).....
6..... 7..... 8..... 9..... 10.....
11..... 12..... 13..... 14..... 15.....
16..... 17..... 18..... 19..... 20.....
21 1)..... 2)..... ..... 6)..... 22 1)..... 2)..... ..... 6)..... 23 1)..... 2)..... ..... 6)..... 24 1)..... 2)..... ..... 6)..... 25 1)..... 2)..... ..... 6).....

 

(!) Необходимо обязательно записывать признаки именно в том порядке, как они возникают, независимо от того, признак сходства или различия появляется первым.

Чтобы выполнить это условие, с испытуемыми предварительно проводится тренировка (устно).

Материал для тренировки:

жираф - небоскрёб,

карандаш - ручка,

сосна - дуб,

груша - велосипед,

обман - ошибка

 

Обработка результатов.

Испытуемые заполняют таблицу индивидуальных результатов. Для этого необходимо:

1. Определить для каждой колонки, какие признаки: сходства или различия чаще появляются первыми.

2. Описать наиболее часто встречающуюся последовательность возникновения различных типов признаков для пар понятий, характеризующихся разными объективными связями (для каждой колонки).

Типы признаков для сравнения:

а) родовое сходство (или различие): выделен общий класс, к которому относятся оба сравниваемых понятия или обозначены два различных класса, к которым они принадлежат;

б) функциональное сходство (или различие): общее (или различное) назначение, способ действия или способ употребления;

в) внешнее сходство (или различие): одинаковые (различные) детали, цвет, форма, размер, качества и т.д.

3.Сравнить индивидуальные данные с таблицей групповых результатов.

Таблица групповых результатов (данные эксперимента)

колонка   тип признака внешнее сходство родовое сходство нет сходства функциональное сходство эмоциональное сходство
1. сходство - различие сходство сходство различие сходство сходство
2.последова­тельность признаков 1)внешнее сходство 2)функциональ­ное различие 3)родовое различие 1)родовое сходство 2)функциональное или внешнее различие 1)функциональное разл ичие 2)внешнее различие 3)родовое различие 4)внешнее сходство 1)функциональное сходство 2)родовое различие 3)внешнее различие 1)функциональное или внешнее сходство 2)внешнее различие 3)родовое различие

Контрольные вопросы

1. Что такое «сравнение». Какие мыслительные операции «сопутствует» сравнению.

2. Назовите типы признаков для сравнения. Какие признаки спонтанно выделяются в первую очередь и с чем это связано.

 

ОБОБЩЕНИЕ

 

Обобщение происходит на основе сравнения объектов и выделения общих признаков (анализ). При этом признаки могут быть существенными и несущественными.

Типовым заданием для исследования способности к обобщению является ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Испытуемому предъявляется несколько объектов (слов, фигур, чисел и т.д.), среди которых он должен выбрать то, что в этой группе лишнее.

 

Примеры.

- Воробей, скворец, гусь, летучая мышь, ласточка

- Ранний, мокрый, грязный, быстро, пушистый

- 25, 64, 10, 49, 36

Варианты заданий на обобщение

1. Приводится группа элементов с общими характеристиками. Испытуемые должны выбрать из другой группы элементов те, которые характеризуются тем же.

2. Приводится группа элементов с общими характеристиками. Испытуемые должны выбрать из другой группы элементов те, у которых этих характеристик нет.

Мыслительные операции, обеспечивающие выполнение задания

1. Сравнение: нахождение нескольких похожих объектов.

2. Анализ: выделение признаков для сравнения.

3. Обобщение: объединение похожих элементов в класс.

После этого происходит исключение элемента, не попадающего в класс. (Если различия очевидны, то исключение может происходить только на основе сравнения и установления тождества и различия: «не такой, как другие»).

 

Лабораторная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.006 с.)