По обоюдной милости. Церковь и король в XII в. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По обоюдной милости. Церковь и король в XII в.



Датчане приобщились к христианской церкви в тот момент, когда она более явно, нежели прежде, стала представать как папская церковь. Новообращенные христиане столкнулись с церковной властной структурой в ее более резко очерченной форме, сложившейся в XI в. и получившей название григорианской, по имени папы Григория VII (1073-1085).

Григорианцы выступили с острой критикой положения дел, сложившегося в церковном руководстве. Одиннадцатое столетие характеризовалось децентрализацией политической власти по всей


36 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

Европе. Григорий успешно противостоял этой тенденции. Проводя внутреннюю централизацию церковного аппарата, он выступал против любого светского влияния надела церкви. Наибольшее внимание привлекла начатая им борьба за право церкви единолично решать все вопросы избрания и назначения на церковные должности. Эта так называемая борьба за инвеституру завершилась, наконец, заключением в 1122 г. Вормсского конкордата, в соответствии с которым церковь добилась признания того, что епископы должны избираться духовенством без вмешательства со стороны князей. Этот порядок пришел и в Данию, где он, мягко говоря, оставался нереализованным при выборах епископов вплоть до середины XIII столетия.

Григорианские идеи служили целям исключительно практическим, и их последствия выражались больше в виде укрепления церковной структуры и влияния папы, чем в форме развития теологии. Григорианская эффективность распространялась вместе с внутренним административным аппаратом церкви по всей Европе. В Дании она породила впечатление, что церковь, присутствие которой в повседневной жизни страны стало фактом, в делах практических, похоже, стояла на пару шагов впереди других институтов. Численность населения теперь росла, и потребность в мерах по повышению эффективности стала огромной. Нововведения, в претворении которых в жизнь страны церковь занимала приоритетное положение, вызвали в период приблизительно с 1040 по 1340 г. колоссальный экономический рост, который сопровождался постоянным приростом населения.

Королевская власть также извлекала пользу из высокой действенности церковного административного аппарата после его появления в стране, в частности путем назначения на свою службу людей, получивших церковное образование. Главной причиной, в силу которой церковь была впереди королевского правительственного аппарата, было письменное делопроизводство. Таким образом, королевская власть усвоила разработанную церковью технологию власти и впоследствии смогла с успехом осуществить также и свою культурную революцию. Так две ветви власти выросли почти из ничего в структуру, которая руководила частью производства на сельскохозяйственных угодьях страны, а также распределяла, перераспределяла и потребляла производимую продукцию.

У датских королей была еще одна причина, для того чтобы благожелательно относиться к папской церкви. Дело в том, что немец-


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 37

кие императоры/короли были главными противниками и тех и других, а всегда полезно иметь дружественного союзника в тылу противника. Так что с 1047 г. церковь встречала со стороны датских королей понимание выбора ею новых путей, если старый образ действий оказывался непригодным.

А он действительно оказался таковым для Свена Эстридсена, который вооружился с целью захватить как Норвегию, так и Англию. Однако эта попытка короля окончилась полной неудачей. Похоже, что его наиболее выдающаяся черта как воина заключалась в способности проигрывать битвы, в которых он участвовал, и при этом избегать гибели. Может быть, именно это отсутствие свойственной викингам харизмы явилось причиной того, что королевские отпрыски и вожди аристократии сочли Свена неопасным и позволили ему править в течение 29 лет.

В конечном счете Свен Эстридсен все же извлек выгоду из своего длительного правления (1047—1076), в течение которого он удерживал власть не только оружием, но и другими средствами. Король согласился с предложением северогерманского архиепископа и начал укрепление института церкви. Раз уж не удалось стать правителем империи, выходящей за пределы Дании, то он попытался стать одной из двух частей эффективной власти у себя дома, в своем королевстве.

Концептуальные основы сотрудничества между новой церковью и монархией в ее новом образе складывались при Свене Эстридсене, и эта линия была продолжена при пяти из его многочисленных сыновей, которые занимали королевский трон после него. Одним из первых дел церкви стало распространение на всю страну ее организационной структуры в виде епархий, возглавлявшихся епископами, резиденции которых размещались в городах. Эти епископальные города стали центрами церковного управления; все они оснащались внушительного вида соборами, которые сооружались при поддержке короля. Наряду с этим, зримым свидетельством нового положения вещей стали большие и малые здания Церквей в деревнях по всему королевству. Папский престол вступил в переписку с Харальдом Хеном, первым из сыновей Свена, в отношении предложения, которое, похоже, касалось создания самостоятельной церковной провинции в Дании. Внутри страны много хлопот королям доставляли их многочисленные братья, столь же амбициозные, как всегда была амбициозна молодежь из военного сословия. Поэтому родовая аристократия могла выдви-


38 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

гать условия в отношении выбора короля на общих собраниях, которые проводились накануне выборов с участием представителей высшего класса из всех составных частей королевства.

Харальд Хен (1076— 1080) перед своим избранием на королевский престол, видимо, поставил рекорд по части предвыборных обещаний: он собирался сохранить старые законы и не издавать никаких новых. Его брата и преемника Кнуда Святого (1080 — 1086) обвиняли в том, что он издал новый закон и ввел новый налог. Против Кнуда тогда даже подняли восстание, которое стоило ему жизни. Наши в целом скудные источники дают понять, что короли испытывали более значительные трудности с введением новшеств, чем церковь. Так, если судить по писаниям историков Саксона и Эльнота, вечной проблемой для королей было содержание флота и корабельных экипажей. Командующему военным флотом приходилось грабить либо собирать дань, чтобы иметь возможность в течение длительного времени кормить людей, состоявших в его подчинении. Недовольные экипажи кораблей были готовы разжечь пламя очередного мятежа, который мог перекинуться и в среду аристократов.

Самое сильное преимущество королей в их взаимоотношениях с привычной к военным схваткам аристократией заключалось в том, что последняя была расколота на взаимно враждующие роды и группировки. Во всяком случае, раскол в среде аристократии является самым естественным объяснением несовпадения оценок магнатов и королей в целом ряде исторических трудов, сочиненных представителями господствующего класса в XII столетии. Роскилльская хроника, появившаяся около 1 МО г., хвалебно отзывается о тех, кого около 1200 г. подвергал критике Саксон Грамматик, и наоборот. Согласно этой хронике, король Олаф Голод (1086 — 1095) не может нести ответственность за то, что на период его правления выпали неурожайные годы, и в то же время в ней говорится, что король Эрик Добрый (1095— 1103) придумал несправедливые законы. У еще одного историка, С вена Аггесена, писавшего сочинения в одно время с Саксоном, были собственные герои, что явным образом связано с его принадлежностью к могущественному роду, гордившемуся традициями и деяниями предков.

Новый общественный строй, похоже, удачно сочетался с таким порядком, при котором каждый из ведущих аристократических родов получил свое, когда папа в 1103 г. сделал Лунд резиденцией архиепископа в датской церковной провинции и возвел епи-


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 39

скопа Ассера, как раз из рода Свена Аггесена, в сан архиепископа. В Гамбург-Бременском архиепископстве это вызвало бурное, но бесполезное негодование. Архиепископ Ассер отныне стал олицетворять собой в данной церковной провинции духовную власть, стоявшую вровень со светской властью в лице короля Нильса (1104—1134). Престиж новой власти подкреплялся еще и тем, что датская церковь получила согласие папы на канонизацию датского святого, каковым стал не кто иной, как убитый в 1086 г. брат короля Кнуд.

Напряженность, возникавшая при столкновении старого и нового в обществе, становилась источником многочисленных небольших конфликтов. Архиепископ Ассер рассчитывал вначале на то, что самым надежным покровителем церкви может стать король, чьи предшественники усердно потрудились ради получения им нынешнего престижного титула. Король Нильс, в свою очередь, стал называть себя королем милостью Божьей.

Родовая знать в XII в.

Около ИЗО г. сотрудничество между королем и архиепископом расстроилось в связи с интригами Гамбургского архиепископства против соперника, обосновавшегося в Лунде. Тогда датский архиепископ решил показать силу, и королевская власть в лице Нильса была потрясена, когда Ассер поддержал банду мятежников, возглавлявшуюся претендентом на престол Эриком Памятливым. В результате в 1134 г. они одержали полную победу в битве при Фодевиге в Сконе. Многие руководители партии короля пали жертвами этого мятежа, и в их числе сын и соправитель короля Нильса — Магнус и пять епископов. Последнее обстоятельство красноречиво говорит о том, что епископы, несмотря на все благие намерения церкви выступить в роли примиряющей силы, по-прежнему принадлежали к воинственному высшему классу и, само собой разумеется, принимали личное участие в тех распрях, которые то и дело возникали тогда при принятии политических решений.

Когда король, церковь и аристократы ссорились из-за земельных владений, обделенные и недовольные всегда имели возможность сблизиться с претендентом на трон, то есть с членом королевской семьи, обещавшим опираться на глав знатных родов,


40 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

в данный момент не пользовавшихся фавором правящего монарха. Распри между претендентами на трон превратились в XII столетии в своего рода политическую культуру, в открытую всеобщему взору сцену, на которой сталкивались имевшие место в обществе противоречия. Постоянная конкуренция между знатными родами давала епископам и королям возможность осуществлять политику «разделяй и властвуй» по отношению к аристократии. Играло свою роль и то, что местничество, проявлявшееся отдельными провинциями в составе королевства, по-прежнему оставалось реальностью. Жители Ютландии, Зеландии и Сконе составляли в каждом случае отдельную страну со своим местным правом и относились друг к другу с большим недоверием. Часты были и столкновения.

Силы аристократических родов были неравными. Один из них представлялся столь могущественным, что считалось естественным назначать архиепископа именно из его рядов; и совершенно бесспорно, что из одного-единственного рода, занимавшего особое положение, должен был происходить король. Однако этот род являлся таким же собственником земли, как и все остальные, а старшие и законнорожденные сыновья не имели преимущественного права на трон. И все же в первые три десятилетия XII в. церковь и король нашли в лице друг друга такого партнера и покровителя, что им не мог противостоять никакой альянс магнатов.

Архиепископский престол утвердил в 1134 г. свою независимость по отношению как к немецкому конкуренту, так и королю. С тех пор короли и претенденты на престол проявляли чрезвычайную осторожность в обращении с епископами. Епископ мог ведь вступить в союз с мятежниками и выиграть.

Так Ассер преуспел в 1134 г. Его влияние, однако, не было настолько сильным, чтобы помешать аристократическим группировкам продолжать междоусобную борьбу. Из фигур, возглавлявших знатные роды, вновь и вновь возникали претенденты на королевский трон, которые могли содержать собственную дружину, однако не были достаточно сильны, чтобы одолеть противника на долгое время. Следствием этого стали продолжавшиеся в течение 26 лет, начиная с 1131 г., междоусобные войны, в ходе которых возникали альянсы с переменным составом. Дело выглядело так, что королевская власть уже не в состоянии была функционировать на двуглавой основе.


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 41

Казалось, что церкви было легче справляться с этой ситуацией, чем королевской власти. Когда в 1137 г. Ассер умер и место последнего занял его племянник Эскиль, авторитет архиепископа по-прежнему оставался достаточным, для того чтобы предотвратить серьезные столкновения внутри церкви. В то время как ни одному претенденту на трон не удавалось утвердить за собой единоличное право на королевскую власть, в каждой епархии по-прежнему оставался только один епископ. Гражданская война достигла своей кульминации в 1157 г., когда у власти одновременно находились целых три короля-соправителя.

Архиепископу Эскилю долго удавалось лавировать в политическом фарватере, который заполняли амбициозные претенденты на королевский трон. Он был заинтересован в том, чтобы король тратил силы на политику местного значения, тогда как он сам вместе со своей церковью устанавливал контакты с такими культурными центрами XII в., как Рим и Франция.

В 1157 г. два человека, еще не достигшие тридцати лет, обнаружили умение вести дела в датской политике. Один из них — король Вальдемар, которому повезло в том отношении, что оба его соправителя были убиты во время гражданской войны; второй — житель Зеландии Абсалон из рода Виде, недавно возвратившийся на родину после нескольких лет учебы во Франции. На его счастье, в это время умер епископ в Роскилле. Двое молодых людей воспользовались представившимся шансом. Вместе они решили захватить всю власть, как королевскую, так и церковную, и на первом этапе добились избрания Абсалона, принадлежавшего к роду Виде, епископом в Роскилле, хотя тот и не достиг канонического возраста. Затем, после смерти соперников, Вальдемар и Абсалон установили тщательное наблюдение за всеми младшими членами монаршего рода и безжалостно обрушились на тех, кого можно было заподозрить в намерении претендовать на трон и бросить вызов единоличному королевскому титулу Вальдемара. Аристократия, которая, видимо, растратила силы в междоусобных войнах, оказалась не в состоянии выдвинуть фигуры, способные стать во главе мятежа.

Аристократические роды к концу XII в. оказались ослабленными; на этом фоне оказалось возможным возобновить сотрудничество двух властных сил и завершить процесс государственного строительства.


42 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

Монархия Вальдемаров

С окончанием междоусобных войн изменилась и роль королевской власти в обществе.

В ряде исторических исследований с того момента, как Вальдемар I (1 157 — 1182) стал единоличным королем, его не без оснований называют Вальдемаром Великим. Угрозу со стороны претендентов на королевский престол он отвел с помощью стратегии, заключавшейся во введении действительной передачи трона по наследству. Она была победно осуществлена в Рингстеде в 1170 г. Последовательно проводя в отношениях с Абсалоном линию «ты мне, я тебе», Вальдемару и его сыну Кнуду VI (1182—1202) удалось привести королевскую власть на вершину успеха, избежав при этом столкновения с церковью.

Как и церковь, королевская власть расширяла сферу своих судебных полномочий и на деле присваивала законодательную власть. Она увеличила собственные доходы, получаемые за счет судебных штрафов, и превратила обязанность населения обеспечивать королю постой и «кормление» в постоянно взимаемый налог. Старые системы, однако, с трудом поддавались обновлению, и классическая обязанность воинов участвовать в прибыльных морских походах только по прошествии нескольких десятилетий XIII в. превратилась в военный налог. Происхождение этого налога, как и многое другое, является спорным. Некоторые считают, что он, как и институт королевской власти в Дании, имел давнюю историю и выражался в виде повинности нести действительную воинскую службу; по мнению других, это было нововведением времен Вальдемаров, скопированным по европейскому образцу.

Как бы там ни было, старый военный распорядок, лежавший в основе административного деления страны на округа (херреды), при Вальдемарах стал более эффективным. Теперь впервые возникло обозначение «человек господина» (herremand)*. Это обозначение относилось к человеку, который обязан «во всеоружии» явиться на военную службу, когда король призовет его. Он получал вознаграждение в виде денежного жалованья, а также в виде

* В современном датском языке слово herremand обозначает помещика. — Примеч. пер.


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 43

освобождения от налогов на землю, которой он владел, поскольку рисковал своей жизнью за короля.

Самым важным из всех военных нововведений, однако, было сооружение постоянных крепостей, которые после исчезновения замков треллеборгского типа стали в Дании редкостью. После того как Вальдемар Великий стал единоличным королем, он сам и его наиболее верные союзники из рода Виде возвели несколько оборонительных крепостей из нового материала — кирпича; крепости располагались прежде всего вдоль побережий проливов Большой Бельт и Эресунн. Так, епископ Абсалон приказал построить возле укрепленного рыбачьего поселка на востоке Зеландии крепость, которая в скором времени превратилась в город Копенгаген, а его брат Эсберн Снаре соорудил на противоположной стороне Зеландии внушительную крепость Калуннборг, где естественные склоны, городская стена, здания замков и похожая на крепость церковь создали единый величественный ансамбль. С именем короля Вальдемара связано и укрепление системы оборонительных валов Даневирке путем возведения стены из кирпича. Эти крепости были почти неприступными. Однако содержание крепостей, как и другого нового средства ведения войны в XIII в. — войска из закованных в броню рыцарей (мелкие северогерманские князья предоставляли его в пользование за плату), обходилось дорого.

Неудивительно, что при Вальдемаре Победителе (1202—1241) появился новый налог (stud*), который уплачивался овсом, особенно потребным для корма лошадям. Перед этим был введен дополнительный военный налог (kvœrsœde). Налоговое ведомство, таким образом, проявляло большую изобретательность в условиях, когда расходы на государственное управление постоянно возрастали. Из королевской канцелярии до нас дошло переплетенное собрание рукописей, по всей вероятности представляющих собой списки (они относятся примерно к 1231 г.), различным образом использовавшиеся при взимании податей. Нет никаких сведений о том, какой смысл вкладывался в собрание этих рукописей под названием «Земельная книга короля Вальдемара». Но, во всяком случае, «Книга» является выражением чрезвычайного тщания, с которым относился к делу штат сотрудников, обеспечивавших поступление доходов в казну новой королевской власти.

Букв, «вол», «бык». — Примеч. пер.


44 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

С другой стороны, у короля имелся наилучший, казавшийся неисчерпаемым источник налогов. Суть дела заключалась в том, что ежегодно в конце лета на королевской земле возле юго-западной оконечности провинции Сконе проводилась сельдяная ярмарка, потому что сельдь именно в этом месте подходила косяками так близко к берегу, что ее можно было ловить руками. Сконская ярмарка привлекала покупателей соленой сельди со всей СевероЗападной Европы и из региона Балтийского моря. Бесспорно, самым значительным из торговых городов, граждане которых получали на территории ярмарки отгороженные участки для компактного там проживания, являлся Любек, поставлявший необходимую для засолки сельди соль. Вскоре Сконе стала местом сбыта всякого рода товаров, и король из своего расположенного неподалеку замка гарантировал для участников ярмарки мир, получая в обмен на покровительство подати, далеко превосходившие то, что его предшественники в дни Адама Бременского могли выжать из торговли, которая велась через Балтийское море и Датские проливы.

Функции церкви

К счастью для короля Вальдемара, в 1157 г. погиб сначала король Кнуд, убитый в ходе так называемого «Кровавого пира» в Роскилле, а затем и король Свен в битве при Грате Хеде. После этого задачей первостепенной важности для молодого государя стало обеспечение своему союзнику епископу Абсалону соответствующего влияния в церкви. Главным препятствием было положение архиепископа Эскиля. Однако шаг за шагом эти двое смогли вывести старого архиепископа из игры.

На церковном празднестве в Рингстеде в 1170 г. торжественно отмечалось причисление папой к лику святых Кнуда Лаварда, отца короля Вальдемара. Архиепископ Эскиль, известный как сторонник григорианских церковных идеалов, прежде вступал против возвеличивания подобным образом власти короля и правящей линии королевской семьи. На церемонии в Рингстеде ему пришлось руководить помещением останков нового святого в роскошный ларец, а затем короновать семилетнего Кнуда, сына Вальдемара, в качестве соправителя отца и тем самым признать за королем право заранее назначать преемника. Абсалон, оказывая поддержку такой


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 45

политике, внес свой вклад в общее с королем дело. В 1178 г. все это обернулось для него исключительной выгодой: при поддержке со стороны короля он не только был назначен архиепископом Лундским, но и, вопреки всем церковным правилам, получил разрешение папы сохранить за собой епископский престол в Роскилле.

Взаимная солидарность между епископской и королевской властью тем самым достигла предельной степени. Проблема престолонаследия — вопрос о том, кто придет на смену нынешнему обладателю высшего властного титула, — равным образом нелегко поддавалась решению как в рамках института королевской власти, так и в церкви. В 1191 г. Абсалон добровольно ушел с должности епископа в Роскилле, уступив место молодому клирику из знатного рода Виде. Казалось, Абсалон и Вальдемар были близки к решению проблемы наследования светской и церковной власти.

Полная победа Абсалона над противниками рода Виде в среде аристократии, над врагами короля из числа членов королевской семьи и над своими собственными идеологическими противниками среди церковников увенчала процесс модернизации общества, осуществлявшейся церковью. Христианское Евангелие вело речь о пути в мир иной; однако оно накладывало свою печать также и на жизнь в этом мире.

Церковь. Власть и культура

В течение столетий, ознаменованных влиянием григорианства, церковь использовала свою новообретенную власть для того, чтобы оказывать влияние на процесс преобразований общества в разных странах. Верховный правитель датского государства в XII в. был еще во многих отношениях королем германского типа, от которого подданные ожидали щедрости. Это явствует, в частности, из небольшой истории, входящей в обширное жизнеописание пробста Кьеля из Виборга, которое служило обоснованием ходатайства о его причислении к лику святых.

Согласно этому рассказу, Кьель в разгар гражданской войны встретился в Лунде с королем Свеном и уговаривал последнего помириться с его соперником Кнудом. Но это не заставило двух драчунов умерить свой воинственный пыл. При отъезде Кьеля из Лунда государь в качестве почетного дара преподнес пробсту золотое кольцо и несколько золотых монет. Как только Кьель добрался


46 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

до гавани, он отдал кольцо нищему в лохмотьях, а монеты разменял на мелкие деньги и раздал их бедным. Мораль истории заключается в том, что Свен жалует своими дарами, как это было принято у королей в старые времена, а Кьель принимает дары, как подобает служителю папской церкви. Так это, очевидно, и было воспринято, потому что в 1188 г. папа дал согласие на канонизацию в качестве святого пробста Кьеля, скончавшийся незадолго до этого. И с тех пор церковь в Виборге могла разъяснять прихожанам, что идеалы Кьеля предпочтительнее, чем идеалы короля С вена.

Этот эпизод может также служить иллюстрацией того, каким образом папская власть в средние века являлась реальностью повседневной жизни. Вероятно, в Виборге возникла потребность иметь местного святого, однако было отнюдь не достаточно получить в этом деле поддержу со стороны местного епископа. Причисление к лику святых являлось делом папы и осуществлялось централизованно из Рима. Поэтому Кьель не мог стать святым в Виборге, пока этого не одобрил Рим. Серьезность проблемы почувствовали в Орхусе, где епископ только в XIII в. попытался добиться канонизации местного святого Нильса, однако запрошенное одобрение так и не было получено. Такие черты эпохи свидетельствуют, что двойное руководство и наличие водораздела между религиозным и светским обществом с их различиями в руководстве и организации составляло основополагающую характеристику общественного строя в западном христианском мире. Светская власть не могла выносить решения по таким делам, как канонизация святых. В XII и XIII вв. из двух ветвей власти церковь была в культурном отношении более развитой и оставалась такой вплоть до начала XIV столетия. Это было в большой степени связано с международными контактами, которые она поддерживала, опираясь на владение международным языком — латынью. Представляемая церковью официальная картина мира, где история, согласно постулату отца церкви Августина, разыгрывается как тысячелетняя борьба между злом и добром, около 1120 г. была использована применительно к датским условиям в историческом повествовании о короле Свене Эстридсене и его сыновьях, принадлежащем перу родившегося в Англии историка Эльнота.

Владение латынью позволило церкви также целиком взять на себя формализованное преподавание в школах, которые с начала XII в. были привязаны к соборам. Церковь имела свои суды, в которых должны были рассматриваться все дела, касавшиеся ее соб-


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 47

ственных священнослужителей и которые также имели монопольное право вершить суд по так называемым духовным делам — весьма гибкое понятие, охватывавшее, во всяком случае, проступки против половой морали. К тому же церковь занималась такими важными общественными делами, как призрение бедных, уход за больными и их лечение, в особенности после того, как два нищенствующих монашеских ордена, францисканцы и доминиканцы, в начале XIII в. начали обосновываться в датских городах. Можно утверждать, что церковь XIII столетия в совокупности со своим партнером в лице королевской власти в полной мере приобрела очертания того института, который в обществе более позднего времени стал называться государством.

Во времена Вальдемаров имелось много точек соприкосновения между стародавними датскими представлениями и современным церковным мышлением. Один из примеров этого мы видим в упоминавшемся выше большом труде историка Саксона о деяниях датчан.

В правовых вопросах чрезвычайно важно было найти баланс между церковным и традиционным датским правом. Поэтому в ходе поисков приемлемых компромиссов в XIII столетии в качестве связующего звена зафиксировали в письменном виде бывшее в ходу реформированное обычное право отдельных частей страны. «Сконское право» и «Зеландское право» были записаны в порядке частной инициативы. «Ютландское право» было отредактировано от имени короля; видимо, это сделал епископ Виборга Гуннер, а издал король Вальдемар Победитель в год его смерти (1241). Наряду с этим «Сконское право» было издано на латыни архиепископом Андерсом Сунесеном. В своем пересказе архиепископ недвусмысленно указывает, что существуют нерешенные юридические проблемы, в особенности вокруг представлений церкви и датских специалистов в области права относительно понятия собственности. Такие комментарии со стороны ученого датского архиепископа подчеркивают, что правовые кодексы отдельных частей Дании являлись выражением единой общей преобразовательной деятельности. Они (кодексы) должны были пониматься как своего рода руководство для использования обществом с новыми структурами власти.

Юридическими сочинениями Андерс Сунесен содействовал вхождению Дании в ряд европейских обществ. Он также показал свое знание интернациональной церковной культуры, написав


48 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

на латыни поэму «Гексамерон» о шести днях творения, где излагал собственные представления о мире.

Из этого произведения явствует, что Андерс Сунесен, как датский иерарх церкви, активно участвовал в одной из самых успешных за все времена культурных акций церкви, а именно в ее борьбе за влияние на семейную жизнь. Повсюду, куда вторгалась церковь, она по многим причинам приходила в столкновение с местными правилами о том, как людям следует жить вместе, расходиться и, что немаловажно, наследовать друг другу. Последнее являлось особенно серьезным делом, потому что здесь таилась угроза дарам, преподносимым церкви. Так, из Дании XII в. до нас дошли некоторые документы, из которых явствует, что пережившие покойного родственники оспаривали право монастырей на землю, которую новопреставившийся подарил ради спасения их душ.

Позиция церкви заключалась в том, что повсюду в христианском мире должны царить единообразные правила по решению подобных вопросов. В XII в. папский престол начал вести наступательную кампанию с целью добиться от прихожан отчета о своей сексуальной жизни перед священником. Инструментом служило придание браку священного характера. Ибо если брак священен, то нарушение правил, касающихся брака, подлежит разбирательству в церковных судах. А правил было предостаточно: в церковной версии брак должен быть моногамным, нерасторжимым и добровольным. Последнее означало, что никого нельзя принуждать вступать в брак по сговору других лиц. А поскольку церковь присвоила себе монопольное право на заключение браков, принцип добровольности означал обеспечение как права молодых женщин на свободный выбор первого супруга, так и права вдов на возможное преподнесение их имущества в дар церкви вместо вступления в новый брак. Оба явления привели к столкновению между интересами церкви и интересами знатных родов, владевших земельными угодьями. Идеология церкви, однако, заключала в себе ответ на данный вопрос: семейная жизнь важнее жизни в рамках рода. Хорошая жизнь — это семейная жизнь, а семейная жизнь создается сообща мужчиной и женщиной. Средства для достижения этого простые — дети и любовь. Андерс Сунесен высказывается в «Гексамероне» вполне в духе папской политики и объясняет, что дети — это чудесно и родители должны любить детей. Это была набожность, которую нетрудно было понять.


ГЛАВА 2. НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ. НОВЫЕ ИДЕАЛЫ 49

Какие бы мотивы ни стояли за развернутой со стороны церкви кампанией, она означала идеализацию базовой семьи как образа жизни. Подобная позиция стала краеугольным камнем в учении римской церкви о воздействии веры на повседневную жизнь; так остается и при нынешнем папе. Независимо от того, какие цели стояли за этим, церковь, если ей удавалось подобным образом вмешиваться в интимную эмоциональную жизнь верующих, становилась таким властителем душ людей, каким не могла стать королевская власть.


 


Глава 3

Средневековое государство. Пределы роста

Проводившаяся церковью кампания в поддержку простой семьи* — пример того, как любое действие, затрагивающее личную жизнь людей, может впоследствии отразиться на обществе непредвиденным образом. В Дании церковное представление о браке с течением времени серьезным образом сказалось на жизни населения, чему поначалу, судя по всему, препятствовало социальное расслоение населения. Низшие слои общества в XIII в. едва ли имели возможность реализовать на практике какие бы то ни было представления о семейной идиллии.

Судя по всему, уже в середине XIII столетия в Дании фактически больше не было рабов. В то же время один монастырский ежегодник, относящийся к 50-м годам того же века, повествует, что батраки (kådkarle) орудовали дубинами как взбесившиеся». В слове kådkarle к слову karle («батраки») добавлено слово kåd, по своему происхождению родственное английскому cottage («изба», «хижина»); таким образом, kådkarle — это люди низкого положения, проживающие в избах. Похоже, речь идет о том, что низший слой населения проявляет непокорность. Для этого могло быть много причин, ибо с начала роста производства и численности населения прошло так много времени, что уже нелегко было обеспечить всем сытое существование. К наиболее ущемленному слою относились явным образом также и те лица, которые в сохранившихся доку-

Простая, или нуклеарная, семья состоит из родителей и детей, не состоящих в браке (kernefamilien).Примеч. пер.


52 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

ментах о сделках по продаже земли продаются и покупаются вместе с землей. Они обозначаются как горсэдер (gårdsæder)* и явно рассматриваются как инвентарь крупного хозяйства, в котором они являются рабочей силой. На более высокой ступени деревенской иерархии находятся те, кто возделывает значительные по размеру участки земли. Если они сами не являются собственниками земли, их называют «ланбоэр» (landboer — «земледелец», «крестьянин») или — реже — «брюдер» (bryder)**.

Для этих категорий людей самый надежный жизненный опыт, надо думать, заключался в понимании, что люди людям — рознь. Что им было до того, что церковь стала вести речь о пожизненном браке и добропорядочной семейной жизни как о единственной разрешенной форме сожительства? Людям, именовавшимся батраками и проживавшим при хозяйстве, это могло быть безразлично, поскольку их главной заботой было обеспечить себе хлеб насущный и они не могли позволить себе роскошь беспокоиться о законности их, по всей видимости, беспорядочного сожительства.

В первой половине XIV в. положение во всей Европе, пережившей подряд три неурожайных года (1315—1317), было близко к перенаселенности, когда текущее производство не могло обеспечить всем пропитание. Для людей, оказавшихся в таких условиях, появление на свет каждого новорожденного — это лишние заботы, и детская смертность, соответственно, возрастает. Церковь выступала бескомпромиссным противником убийства детей и в грозных выражениях осуждала такое явление. Однако дух того времени не очень благоприятствовал проповедям о детях как о ниспосланной свыше благодати.

Демографические последствия церковных установлений о браке дали о себе знать позднее в форме явления, занимающего уникальное место в истории семейных отношений и получившего обозначение «северо-западноевропейский тип брачных отношений». Он заключается в том, что женщины в детородном возрасте откладывают рождение ребенка на несколько лет или вообще не рожают. Как мы теперь знаем из надежных источников, в XVIII в. сложилось так, что средний возраст при первом вступлении в брак составлял около тридцати лет для мужчин и лишь на пару лет меньше для женщин. Среди населения давно уже утвердилась такая норма,

* Букв, «проживающие при хозяйстве». — Примеч. пер.

** В современном датском этого слова уже нет. — Примеч. пер.


ГЛАВА 3. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ПРЕДЕЛЫ РОСТА 53

согласно которой нельзя было жениться, пока не «встанешь на ноги» и не будешь в состоянии прокормить своих детей. Это моральное правило, видимо, утвердилось в связи с тем, что в течение XV в. выровнялись различия между малыми и крупными участками сельскохозяйственной земли. Жители тогда объединялись для совместного возделывания принадлежавших хозяйствам полей такого размера, какой могла осилить одна простая (нуклеарная) семья. И все же фрески в церквах и стихи архиепископа Андерса свидетельствуют о том, что христианский идеал семьи проповедовался уже в XIII столетии.

Он не мог осуществиться в то время, вероятно, потому,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.26 (0.018 с.)