Контроль, учёт знаний и практических умений учащихся на уроках «профессионально-трудового обучения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль, учёт знаний и практических умений учащихся на уроках «профессионально-трудового обучения».



Контроль и учет теоретических знаний обучающихся осуществляется учителем путем бесед, устного и письменного опросов, тестирования.

Наиболее распространённой формой контроля является опрос – встречный поток информации, доносящий учителю сведения о количественном и качественном уровне усвоения школьниками учебного материала, умения мыслить.

Виды опроса - самые разнообразные:

Устный;

· Письменный;

· Индивидуальный;

· Фронтальный;

· Уплотненный и выборочный;

· По пройденному материалу;

· По новому материалу.

Эффективными являются те формы опроса, которые вплетены в ткань урока, ограничены, логичны, работают на цель и задачи урока. На основе опроса учитель имеет возможность оценить знания обучающегося, выставить оценку.

Правильный учет знаний детей с ограниченными возможностями здоровья являются довольно сложной задачей. Ученик с ограниченными возможностями здоровья не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти возможности детей, необходимо использовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы учета знаний школьников. Планируя, организуя и проводя учет знаний и умений учащихся, педагог должен стремиться к тому, чтобы, анализируя различные стороны деятельности обучающегося, обязательно учитывать умения обучающихся применять полученные знания на практике, в обыденной жизни.

Обычный опрос отдельных учеников не дает полного представления об усвоении всей группой содержания темы урока, об имеющемся багаже учебных сведений по ранее изученным темам. Поэтому на занятия по профессионально-трудовому обучению представляется возможным использование контроля знаний обучающихся с помощью тестовых заданий, что обеспечивает всеобщий опрос, не занимающий много времени. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении познавательного материала всеми учениками класса, группы. Анализ результатов выполнения тестовых заданий также дает возможность оказывать нуждающимся в этом обучающимся целенаправленную помощь.

Тестирование – активная и увлекательная форма проверки и само проверки знаний, используемая в современной школе. Тесты должны быть составлены с учетом требований к знаниям и умениям обучающихся, заявленным действующей программой по профессионально-трудовому обучению.

Тестовый контроль может проводиться как по итогам определенных – четверных, годовых отрезков времени, так и по темам. Тестовые задания должны иметь разный уровень сложности, так как контингент обучающихся школы VIII вида разнороден по своим возможностям усвоения знаний. Один и тот же тест может быть предложен обучающемся для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце работы по теме. Такими образом, имеется возможность отследить те моменты в усвоении программного материала, которые по каким – либо причинам не усваивается обучающимися.

Тестирование может использоваться для выявления индивидуальных различных учебных способностей обучающихся и помощи учителю в определении и оценке эффективности используемых приёмов, форм и способов объяснения нового материала.

Тестирование учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как и любая форма проверочной работы, требует определённой подготовки. Прежде всего, необходимо обеспечить обучение учащихся пониманию способа выполнения задания в виде теста.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, характерна тенденция приступать к выполнению задания без должной предварительной ориентировки в нём, без анализа его условий и требований, без активной мыслительной работы над выбором правильного действия, правильного ответа, которые бы обеспечили успешность его выполнения. Особенно этап ориентировки сложен для самых слабых обучающихся.

Также следует принять во внимание тот факт, что одним из существенных недостатков умственной деятельности учащихся школ VIII вида является то, что не всегда они в состоянии правильно понять прочитанный ими же самими текст, вопрос. Для предупреждения ошибок, вызванных недопониманием прочитанного, учителю в период, предшествующий проверочной работе, необходимо включить вопросы из тестовых заданий в содержание уроков, как в устной, так и в письменной форме, например, в отдельной карточке. Так обучающиеся могут достаточно прочно усвоить значение типичных вопросов и формулировок.

Отслеживание результатов умений осуществляется сразу после изложения материала в процессе работы с заданиями: выполнить по шагам действия, входящие в новый материал. В процессе контроля необходимо учитывать, что социально-бытовые умения вырабатываются у всех учащихся одни и те же, независимо от их способностей. Однако при выполнении задания слабым учащимся предлагается карточка, в которой более подробно расписаны те действия (шаги), которые должен совершить ученик для достижения правильного результата. Постепенно информация сворачивается, и умение переходит в навык.

При проведении итогов по какой-либо теме учитель не сравнивает выполнение одинаковой работы разными учащимися, а отмечает положительные и отрицательные моменты в работе каждого ученика индивидуально, так как возможности к обучению у учащихся разные. В зависимости от этого в дальнейшем учитель будет индивидуализировать задания для каждого ученика, чтобы по прошествии времени добиться формирования практического умения у каждого.

Так как основная задача уроков – формирование у обучающихся практических умений, то оценку результатов практической работы необходимо проводить более дифференцированно. При этом важно оценивать не только сам факт выполнения практического задания, но и качество его выполнения. Учащихся следует приучать к мысли, что все работы в жизни важны, и все они должны выполняться в соответствии с требованиями к качеству.

Учитель убеждает обучающихся в том, что результаты работы можно оценивать лишь по одному критерию: умеет ли ученик выполнять работу качественно или не умеет.

Можно предложить учащимся ответить на такие вопросы:

Если уборщица убирает помещение, а в углу оставляет бумажку, можно ли сказать, что она выполнила свои служебные обязанности?

Если рабочий по кухне почистил картофель так, что на нем остались «глазки», частички кожуры, можно ли считать, что он умеет чистить картофель?

Если повар пересолил блюдо - можно ли считать, что блюдо годится к потреблению, а повар умеет готовить пищу?

Такие объяснения подхода, к оценке практических работ обучающиеся признают справедливыми. А для того чтобы ученик мог выполнить свою работу в соответствии с требованиями к качеству, ему необходимо овладеть навыками осуществления самоконтроля во время практической деятельности.

Качественному выполнению практического задания, практической работы, формированию трудового навыка способствует обязательный компонент деятельности обучающегося - самостоятельные контрольно-оценочные действия, которые различаются прежде всего своей направленностью. Так, объектом контрольных действий может быть изделие, конечный результат практической деятельности (приготовленное блюдо, выглаженное бельё, вымытая посуда и т. д.). В этом случае работающий производит либо визуальный, либо вкусовой контроль.

Объектом контрольных действий часто является качественный показатель готовности к работе инструмента, прибора, машины, которыми учащимися пользуются при выполнении практического задания: у ножа - острота, у пылесоса – наполненность пылесборника, правильности сборки; у утюга - состояние провода, которое должно соответствовать правилам техники безопасности и т. п.

Объектом контроля могут быть и собственные практические действия: ученик замечает неточность движения рук при работе щеткой и соответственно регулирует этим действия. На первых этапах обучения необходимо приучать учеников следить за правильным выполнением рабочих движений, а в дальнейшем, по мере формирования двигательного навыка, эти движения будут все меньше требовать контроля, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Главное, что бы изначально двигательный навык формировался правильно.

В структуре практической деятельности школьника также большое место занимают контрольные действия, направленные на проверку точности выполнения технологических требований, что позволяет достичь желаемого конечного результата – отличного качества.

Принято выделять три вида контрольных действий: - предваряющий, текущий и итоговый. Эти виды контрольных действий отличаются не только по тому, в какое время они производятся в процессе практической деятельности (в период подготовки к работе, в ходе работы, после окончания работа). Они отличаются и по своему характеру.

Предваряющий контроль больше связан с планированием работы, с изучением требований инструкций, технологической карты, необходимых сведений по охране или гигиене труда, проверкой готовности инструмента, инвентаря и оборудования.

Текущий контроль направлен на точность выполнения очередной операции. Он может быть как визуальным, так и опосредованным, инструментальным (проверка точности выполнения операции измерительными инструментами, приборами - весы, мерочный стакан, шаблон).

Итоговый контроль выражается в общей оценке правильности выполненной работы по основным параметрам, соответствующим требованиям к качеству продукта практической деятельности.

В целом, все виды контрольных действий при выполнении определенного практического задания принято называть самоконтролем работающего. Нетрудно заметить, что в основном всех контрольных действий (самоконтроля) лежат различные знания и умственные действия. Нельзя сказать, что у учащихся нет представлений о самоконтроле во время трудовой деятельности. Они, конечно же, имеются, так как с 1 по 4 класс на уроках ручного труда по этому направлению проводится специальная работа.

Практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что учащиеся часто не реализуют своих возможностей в умении совершать контрольные действия. Инертность мышления, трудность переключения с одной умственной или практической операции на другую приводят к тому, что ученик не может одновременно охватить контролем все стороны своей работы.

Однако большинство учащихся с проблемами в психофизическом развитии приобретают возможность осуществлять контрольные действия в процессе практического выполнения задания, если учителем проводится целенаправленное формирование навыков самоконтроля. В этом случае требуется эту задачу вычленить из общего состава задач обучения, так как состояние контрольно-оценочных действий у учащихся зависит в первую очередь от способов обучения этим действиям.

Основной системой обучения действиям для выполнения практических работ на уроках является пооперационная система. Почти все навыки владения ручными инструментами и технологическим оборудованием вырабатываются на основе пошаговых действий согласно плану работы (рецепту или инструкции по использованию того или иного пробора). Ученики выполняют каждую очередную операцию после того, как учитель показывает ее либо всей группе, либо каждому ученику отдельно. Производится текущий пооперационный инструктаж, т. е. показывается и объясняется каждая очередная операция.

Обычно в тех случаях, кода ученик допустил ошибку в очередной операции, учитель указывает на эту ошибку, объясняет, как ее исправить. Такой ход работы постепенно приучает учеников к тому, что контрольные действия и указания на ошибки делает учитель, а сам ученик при этом занимает пассивную позицию. Более высоких результатов в формировании навыка самоконтроля может добиться учитель, который не будет указывать на ошибку и способ ее устранения, а постарается путем наводящих вопросов подвести ученика к тому, чтобы он сам ее нашел и принял правильное решение для исправления.

Одним из приемов, воспитывающих внимательное отношение к своей работе, является организация взаимопроверки учащимися выполнения работы. Каждый ученик дает характеристику выполненной товарищем работы, ориентируясь на технологическую карту, на план или на требования к качеству результата работы.

Эффективный способ обучения самоконтролю – индивидуальный показ контрольных действий учителем непосредственно на рабочем месте ученика. Показав контрольные действия, он может предложить ученику повторить их найти ошибку самостоятельно.

Необходимо отметить, что умение охарактеризовать ошибку (свою или товарища) может быть сформировано у учащегося только с помощью учителя. Учитель в своих критических замечаниях должен четко формулировать, что сделано учеником неправильно, и не употреблять неконкретных характеристик «Ты сделал недостаточно хорошо», «Можно сделать лучше». Необходимо помнить, что тон, которым учитель выражает свои оценочные суждения, тоже является примером для подражания учащимся.

Большое место в действиях самоконтроля занимает сравнение учащимися своего продукта труда с эталоном, образом. Важное значение имеет опора на наглядное представление об итоговом результате труда. Например, в остальных требованиях к знаниям и учениям учащихся по разделу 5 класса «Одежда и обувь» сказано: учащиеся должны уметь чистить кожаную обувь. Чтобы выполнить требование, учителю необходимо подготовить для работы загрязненную кожаную обувь (на каждого ученика) и образец, демонстрирующий, как должна выглядеть эта обувь после чистки.

Необходимо отметить большие трудности в приобретении навыка контроля собственных действий учащимися, для которых характерно сочетание умственной недостаточности СС грубым нарушением эмоционально – волевой сферы. Такие ученики только в старших классах, благодаря целенаправленной коррекционной работе со стороны всего педагогического коллектива, овладеют правильной оценкой собственных успехов. В ходе комплексных практических работ таким ученикам имеет смысл предоставлять возможность чаще сравнивать объект своей работы с образцом конечного или промежуточного результата.

Таким образом, имея теоретическую основу, касающуюся форм и видов контроля, каждый учитель может применить ее по-своему, используя собственный творческий потенциал.

 

9 класс (306 часов)

Домоводство – 62 часа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.021 с.)