Государственный строй и правовая политика самодержавия в 16 - 17 в.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй и правовая политика самодержавия в 16 - 17 в.В.



Феодалы.

Класс феодалов не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился московский князь. Следом – удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие самостоятельность. Должны были нести военную службу, со временем, удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку. Следующая группа феодалов – бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы. Отличались фактическими преимуществами – богатством и властью. Следом за боярами шли слуги вольные и дети боярские, т. е. средние и мелкие феодалы. Низшая группа – слуги феодалов, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

В 15 веке – серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным придворным чином, но бояре лишились права свободного выбора князя, произошло оформление дворянства. Нижняя, но наиболее распространенная часть феодалов – дворянство, которое жаждало новых земель, стремилось к закрепощению крестьян. В период сословно-представительской монархии в России сохранялся в силе порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью – т. е. принцип местничества, который был отменен только в 1682 году.

Зависимое население.

Крестьяне делились на чернотяглых, живших на земле великого князя и удельных князей, и частновладельческих, жившие в вотчинах и поместьях иных феодалов. Несли повинности – барщина и оброк.

Делились на 3 категории: 1. Тяглые – государственные, не имевшие права перехода; 2. Частновладельческие – оброк и повинности в пользу господ; 3. Вольные крестьяне – колонисты, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, после которого зачислялись, либо в тяглые, либо в частновладельческие.

Холопы. Стало меньше, чем раньше, но правовое положение оставалось прежним. К ним примыкали кабальные люди, которые формировались из свободных, но оформили служилой кабальной грамотой свое положение. Запрещено холопить детей боярских. У кабальных – холопство не передавалось по наследству и по завещанию. Холопы, посаженные на землю – страдники.

Городское население. Утратило то право, которое имело в эпоху Киевской Руси, стало выплачивать те же налоги и повинности, что и крестьяне. Стали называться посадские люди. Делились на белослободских - те, которые освобождались от повинностей ряда, и чернослободских – мелкие торговцы и ремесленники.

17. Высшие и центральные органы власти России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.).

I. Боярская дума. Состав:

1) Боярин (Высший думный чин);

2) Окольничий;

3) Думный дворянин;

4) Чиновничий думный аппарат.

Функции боярской думы:

1) Осуществление законной власти;

2) Решение вопросов внутренней и внешней политики;

3) Высшая судебная инстанция (высшая судебная функция).

II. Земский собор – это совет земли русской, посвященный решению государственных дел.

Периоды оформления:

1) 1549-1584 гг. – Становление и оформление земских соборов;

2) 1584-1610 гг. – Время, когда главная функция - избрание на царство;

3) 1611-1612 гг. – Земские соборы при народных ополчениях превращаются в верховный орган власти;

4) 1613-1622 гг. – Действуют непрерывно в качестве совещательного органа при царе;

5) 1632-1653 гг. – Земские соборы собираются редко, по основным вопросам внутренней и внешней политики;

6) 1653 - до конца 80-х – Время затухания Земских соборов.

Туда входили: царь, боярская дума, верхи духовенства, нижняя же палата – выборные от дворянства, верхов, посадских людей.

Деятельность:

1) Внутренняя политика;

2) Внешняя политика;

3) Налогообложение;

4) Выборы патриарха.

Способы формирования:

1) По назначению;

2) Путем выборов.

III. Приказы – это центральные органы отраслевого управления.

Классификация:

1) Дворцово-финансовые:

a. Конюшенный;

b. Большого дворца;

c. Большой казны.

2) Военные приказы:

a. Разрядный;

b. Стрелецкий;

c. Казачий;

d. Пушкарский;

e. Бронный.

3) Судебно-административные приказы:

a. Поместный;

b. Холопий;

c. Земский.

4) Ведавшие отдельными или специальными отраслями:

a. Посольский;

b. Аптекарский;

c. Печатного дела;

d. Ямской;

e. Челобитный.

Приказы (возглавлялись судьями – начальниками) делились на столы (дьяки), которые делились на повытья (подьячьи). Подьячьи в свою очередь делились на молодых, средней руки и старых.

Гражданское право.

Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в со­став княжеского домена. Вотчинное и поместное землевладение. Вотчинное отличалось тем,что собственник обладал почти неограниченным правом на нее.Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и продавать, дарить,передавать по наследству. Но вотчина—это условное землевладение, т.е. князь мог отобрать её. Еще условная форма землевладение-поместье. Оно давалось сеньорам своим вассалам только на время службы, как вознагражде­ние за неё.

Великокняжеский домен разделялся на земли чернокняжные и двор­цовые. Они различались по форме эксплуатации населивших эти земли кре­стьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти. Чернокняжные платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вот­чины и поместья.

К 1550г. получают юридическое закрепление три основных вида фео­дального землевладения. Первый вид—собственность государства или непо­средственно царя. Второй вид—вотчинное землевладение. Вотчины передава­лись по наследству.Существовало три вида: родовые,выслкженные и куплен­ные вотчины. Третий вид поместья,которые давались за службу. Поместье не могло передаваться по наследству.

Обязательствам из договора уделялось очень много внимания. В Су­дебнике 1497г. о займе говорилась лишь одна статья,предусматриваемая от­ветственность за несостоятельность должника.Имелись упоминания о догово­рах купли-продажи. Судебник 1497г. выделял обязательства из причинения вреда.Судья,вынесший неправосудное решение,обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки.Наказанию судья за свой поступок не подлежит.

Уголовное право.

В Судебнике 1497г. под преступлением понимается всякое действие, которое так или иначе угрожает государству или господствующему классу. Су­дебник рассматривает холопа уже как человека и считает его самостоятельным отвечать за свой поступки. Вводится государственное преступление, а также крамолой. Под крамолой понимается деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса. Предполагают, что поденщиками называли людей, поднимающих народ на восстание Мерой наказания за госу­дарственное преступление вводилась смертная казнь.

Имущественные преступления—это разбой, истребление и поврежде­ния чужого имущества. Существовало преступление против личности—убийтство, оскорбление достоинства действием или словом. В наказание на первое место выступило устрашение. Судебник ввел новое наказание—смертную казнь, лишение свободы, членовредительство.

В судебном процессе Судебники различают две формы. Состязатель­ный процесс используется при ведении гражданских дел.Дело начиналось с дачи челобитной жалобы.Явка ответчика в суд предоставлялась поручителям. Если ответчик каким либо образом уклонялся от суда, то он автоматически проигрывал дело. Доказательством признавалось “поле”—поединок,договорные акты, официальные грамоты, присяга.

Появляется новая фора процесса—розыск. Розыск применяется при рассмотрении наиболее серьезных уголовных дел. Главным способом “выяснение истины” при розыске была пытка.

10.4. Семейное право 15-16 в.в. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию церковного права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных—согласие их господина. Устанавливалась общность имущества супругов,но закон запрещал мужу распоряжаться приданным жены без ее согласия. Имущество раннее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданного, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог—“вено”. После смерти мужа вдова владела всем имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданного.

После 15 в. актом, обеспечивающим сохранность приданного стано­вится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество,записанное в завещании, переходило пережившей супруге, чем им компенсировалось принесенное ею сумма приданного. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданного. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей по­койному супругу.

Феодалы.

Класс феодалов не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился московский князь. Следом – удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие самостоятельность. Должны были нести военную службу, со временем, удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку. Следующая группа феодалов – бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы. Отличались фактическими преимуществами – богатством и властью. Следом за боярами шли слуги вольные и дети боярские, т. е. средние и мелкие феодалы. Низшая группа – слуги феодалов, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

В 15 веке – серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным придворным чином, но бояре лишились права свободного выбора князя, произошло оформление дворянства. Нижняя, но наиболее распространенная часть феодалов – дворянство, которое жаждало новых земель, стремилось к закрепощению крестьян. В период сословно-представительской монархии в России сохранялся в силе порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью – т. е. принцип местничества, который был отменен только в 1682 году.

Зависимое население.

Крестьяне делились на чернотяглых, живших на земле великого князя и удельных князей, и частновладельческих, жившие в вотчинах и поместьях иных феодалов. Несли повинности – барщина и оброк.

Делились на 3 категории: 1. Тяглые – государственные, не имевшие права перехода; 2. Частновладельческие – оброк и повинности в пользу господ; 3. Вольные крестьяне – колонисты, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, после которого зачислялись, либо в тяглые, либо в частновладельческие.

Холопы. Стало меньше, чем раньше, но правовое положение оставалось прежним. К ним примыкали кабальные люди, которые формировались из свободных, но оформили служилой кабальной грамотой свое положение. Запрещено холопить детей боярских. У кабальных – холопство не передавалось по наследству и по завещанию. Холопы, посаженные на землю – страдники.

Городское население. Утратило то право, которое имело в эпоху Киевской Руси, стало выплачивать те же налоги и повинности, что и крестьяне. Стали называться посадские люди. Делились на белослободских - те, которые освобождались от повинностей ряда, и чернослободских – мелкие торговцы и ремесленники.

17. Высшие и центральные органы власти России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.).

I. Боярская дума. Состав:

1) Боярин (Высший думный чин);

2) Окольничий;

3) Думный дворянин;

4) Чиновничий думный аппарат.

Функции боярской думы:

1) Осуществление законной власти;

2) Решение вопросов внутренней и внешней политики;

3) Высшая судебная инстанция (высшая судебная функция).

II. Земский собор – это совет земли русской, посвященный решению государственных дел.

Периоды оформления:

1) 1549-1584 гг. – Становление и оформление земских соборов;

2) 1584-1610 гг. – Время, когда главная функция - избрание на царство;

3) 1611-1612 гг. – Земские соборы при народных ополчениях превращаются в верховный орган власти;

4) 1613-1622 гг. – Действуют непрерывно в качестве совещательного органа при царе;

5) 1632-1653 гг. – Земские соборы собираются редко, по основным вопросам внутренней и внешней политики;

6) 1653 - до конца 80-х – Время затухания Земских соборов.

Туда входили: царь, боярская дума, верхи духовенства, нижняя же палата – выборные от дворянства, верхов, посадских людей.

Деятельность:

1) Внутренняя политика;

2) Внешняя политика;

3) Налогообложение;

4) Выборы патриарха.

Способы формирования:

1) По назначению;

2) Путем выборов.

III. Приказы – это центральные органы отраслевого управления.

Классификация:

1) Дворцово-финансовые:

a. Конюшенный;

b. Большого дворца;

c. Большой казны.

2) Военные приказы:

a. Разрядный;

b. Стрелецкий;

c. Казачий;

d. Пушкарский;

e. Бронный.

3) Судебно-административные приказы:

a. Поместный;

b. Холопий;

c. Земский.

4) Ведавшие отдельными или специальными отраслями:

a. Посольский;

b. Аптекарский;

c. Печатного дела;

d. Ямской;

e. Челобитный.

Приказы (возглавлялись судьями – начальниками) делились на столы (дьяки), которые делились на повытья (подьячьи). Подьячьи в свою очередь делились на молодых, средней руки и старых.

Государственный строй и правовая политика самодержавия в 16 - 17 в.В.

В 16 в. Русь присоединяет к себе новые земли. В 17 в. была присоединена вся Сибирь и произошло воссоединение с Украиной. Многонациональная Россия в 17 в. насчитывала 226 городов. Делаются попытки выйти к Балтийскому и Черному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком. Проходит дальнейшее юридическое оформление сословий.

В 1547 г. при Иване 4 Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее состав была учреждена “Избранная дума” (“Избранная рада”) из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных приказали.

Особе место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины 16 в. до середины 17 в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская дума, “Освященный собор” (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняет присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (“по палатам”), но принимались всем составом Собора.

Сословно - представительными органами на местах в середине 16 в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяла систему кормлений (кормление было вознаграждением не за исполнения административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках; наместники и волостели получали управление территориями “в кормление”: им полагались судебные пошлины (“присед”) и определенная части налогов (“кормленичий доход”)): выборное самоуправление избы приняли на себя финансово - налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из “лучших людей”, сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми - Разбойным, Стрелецким - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Реорганизация приказной системы, поочередной разукрупнение или слияние приказов происходило достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).

В 17 в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Государственная централизация потребовала проведения реформ в административной, финансовой и военных областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы. Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 г.г. 16 в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (в ведение “посошной” системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения земельного угодья, численность поголовья скота и т.п.). В конце 16 в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц (“сох”). Вводились прямые (“кормленный откуп”, “пятина” с движимого имущество, ямские, пищальные деньги) и косвенные (таможенный, соляной, кабацкий) налоги и сборы. Была установлена единая торговая пошлина - 5% к цене товара.

Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло косяк вооруженных сил. В их состав входили: “боевые холопы”, которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы из крестьян и посадских, казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала 17 в. появляются регулярные подразделения “нового строя”: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.

Церковь в 15 -17 в.в. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале 16 в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на “помин души”. Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация “белых” монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковой юрисдикции, означала ограничения последней.

Решительным политическим актом самодержавной власти стала опричнина (1565 - 1572 г.г.). Иван4 предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на “опричнину” и “земщину”, такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям и не опиравшимся на традиционную территориально - административную структуру. Были также сформированы особые вооруженные подразделения (опричники), составившие ударную силу репрессивных механизм опричнины. В этих условиях сложилось особо жесткая уголовно - правовая и уголовно-процессуальная практика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.057 с.)