Тема: культура России конца 13 – 17 веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: культура России конца 13 – 17 веков



ТЕМА: Культура России конца 13 – 17 веков

План

Особенности русской культуры конца 13-17 веков.

Литература и книгопечатание.

Просвещение и научные знания.

Зодчество и живопись.

Особенности русской культуры конца 13-17 веков

Причины культурного отставания России

1) монгольское нашествие, раздробленность Руси и вассальная зависимость от Золотой Орды;

2) взаимоотторжение православной и католической цивилизаций - культурная изоляция России от Европы и самобытный характер русской культуры;

Запоздалое утверждение на Руси феодальных отношений с их ограниченным спросом на просвещение, научные знания и технические инновации.

Новые веяния в русской культуре 17 века

1) усиление светских начал в культуре (обмирщение): отход от религиозных канонов и обращение к ценностям человеческого бытия;

2) усиление реалистических мотивов в изображении человека и событий;

3) иноземные новшества в княжеско-боярском быту;

Нарастание различий между простонародной культурой и культурой привилегированных сословий.

Литература и книгопечатание

Народное творчество (фольклор)

1) былины о Василии Буслаеве и Садко (Новгород), былины о русских богатырях;

2) песни о Ермаке, Степане Разине;

Сказки, пословицы, поговорки.

Летописание

Центры летописания

Ростов, Рязань,

Владимир, Тверь,

Москва,

Новгород и Псков.

Общерусские летописные своды

1) Троицкая летопись (1408);

2) Московский летописный свод (1479);

Лицевой летописный свод (вероятно, 1568—1576).

Основные идеи летописных сводов

1) идея общерусского единства;

2) ведущая историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель;

Преемственность традиций Киева и Владимира.

Литературные жанры

1) Житийная литература (авторы Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый):

а) жизнеописания митрополита Петра, перенесшего митрополию в Москву,

б) митрополита Сергия Радонежского, вдохновившего московского князя Дмитрия на борьбу с Золотой Ордой.

2) Исторические повести:

а) «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина»;

б) «Казанское взятие»;

в) «О прихождении Стефана Батория на град Псков»;

г) «Сказание о великих князьях Владимирских»;

д) «Сказание Авраамия Палицына»;

Е) «Повесть об Азовском осадном сидении казаков».

Хронографы – краткие изложения библейской и всеобщей истории на основе византийских и

Польских источников.

4) Нравоучительные и бытовые наставления:

а) «Домострой» - сборник наставлений религиозно-нравственного и бытового содержания (16 век);

б) «Великие четьи минеи» (великое чтение на месяцы в 12 томах) (16 век);

5) Публицистика – размышления о важнейших государственных и духовных проблемах:

а) полемическая переписка между Иваном Грозным и Андреем Курбским;

б) «Житие протопопа Аввакума» - автобиографическая исповедь лидера старообрядцев Аввакума.

6) Сатирическая литература:

а) Симеон Полоцкий «Комедия притчи о Блудном сыне»: библейский сюжет о взаимонепонимании отцов и детей;

б) народная сатирическая «Повесть о Шемякином суде» - о продажном правосудии .

7) Поэзия (вирши):вирши придворного поэта Симеона Полоцкого (1629 —1680), посвященные царской семье;

Театр

1) скоморошничество – народное балаганное зрелище, которое разыгрывали скоморохи;

2) народный театр Петрушки – народный театр марионеток;

Грамотность на Руси

1) духовенство;

2) приказные чины (чиновники);

3) дворяне;

Учебные заведения

1) московская школа иностранных языков в Немецкой слободе (1621 г.);

2) Киево-Могилянская академия: богословие;

3) школа боярина Ф.М. Ртищева (1648),): славянские и греческий языки, философия, красноречие;

4) школа Симеона Полоцкого (1665): латынь, русская грамматика;

5) Славяно-греко-латинская академия (1687): арифметика, грамматика, философия, этика, богословие.

Фрегат «Орел» (1668 г.).

Зодчество и живопись

Зодчество

1) прекращение каменного строительства на Руси на 50 лет после монгольского завоевания и на 10 лет после Смутного времени;

2) каменные постройки: крепостные стены, церкви, боярские палаты;

3) владимиро-суздальское белокаменное зодчество (15 век):

А) Успенский собор Б) Саввино-Сторожевский

(1400 г.) монастырь (1405 г.)

В) Троицкий собор Троице- Г) собор Андроникова монастыря

А) Московский Кремль

Б) колокольня Ивана Великого (1600)

В) Успенский собор (1475-1479) Аристотель Фиорованти

Г) Архангельский собор Д) Благовещенский собор

(1505-1508) (1484 – 1489)

 

А) церковь Вознесения Б) Покровский собор

А) трапезная и колокольная церковь Б) Покрова

В) Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле

7) расцвет деревянного зодчества (17 век):

Живопись

«Успение» Роспись церкви Спаса

На Ильине улице

1) византийский художник Феофан Грек (около 1340 - около 1410): фресковые росписи в новгородской церкви Спаса на Ильине улице;

2) художник Андрей Рублев (около 1360 — 1428):

а) «Троица»;

б) фрески Успенского собора во Владимире;

в) иконы Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Ферапонтова монастыря

4) художник Симеон Ушаков (1626 — 1686) — руководитель Оружейной палаты, которая контролировала деятельность живописцев: икона «Спас Нерукотворный»;

5) развитие в 16-17 вв. жанра пейзажа и парсуны (портрета):

А) парсуна царя Федора Ивановича;

Б) парсуна полководца Михаила Скопина-Шуйского.

в) парсуна царицы Натальи Нарышкиной - матери Петра Великого.

ТЕМА: Культура России конца 13 – 17 веков

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.5 (0.018 с.)