В системе философского знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе философского знания



 

Цель заданий – отработка умений ориентироваться в системе философского знания.

Схема работы с заданиями

1 этап. Внимательно прочитать текст того или иного философа.

2 этап. Ответить на вопросы, предложенные после каждого текста.

 

Задание 1

«Изучая… весь ход развития человеческого ума в различных сферах его деятельности, от его первого простейшего проявления до наших дней, я, как мне кажется, главный основной закон, которому это развитие подчинено безусловно и который может быть твердо установлен или путем рациональных доказательств, доставляемых знакомством с нашим организмом, или с помощью исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Этот закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или положительное».

Вопрос 1. О каком законе идет речь в данном тексте?

Вопрос 2. К какому философскому течению относится данный текст?

Вопрос 3.Кому из философов, на ваш взгляд, может принадлежать этот текст?

 

Задание 2

«Есть какие-то истины о Боге, которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как, например, о том, что Бог троичен и един. Однако есть какие-то истины, которые может достичь и естественный рассудок, как, например, о том, что Бог есть, что Бог един и т. п.; эти истины о Боге наглядно доказали и философы, ведомые светом естественного рассудка…».

Вопрос 1. К какому историческому этапу развития философии следует отнести данный текст?

Вопрос 2. О каких двух истинах идет речь в данном тексте?

Вопрос 3. Кому из философов, на ваш взгляд, может принадлежать данный текст?

 

Задание 3

«Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе».

Вопрос 1. К какому историческому этапу развития философии следует отнести данный текст?

Вопрос 2. Какой метод познания представлен как истинный в данном тексте?

Вопрос 3. Кто из философов, на ваш взгляд, может быть автором данного текста?

 

Задание 4

«Уже слово и понятие «человек», - пишет М. Шелер, - содержит коварную двусмысленность, без понимания которой даже нельзя подойти к вопросу об особом положении человека. Слово это должно, во-первых, указывать на особые морфологические признаки, которыми человек обладает как подгруппа рода позвоночных и млекопитающих… Но совершенно независимо от такого понятия, фиксирующего в качестве единства человека прямохождение, преобразование позвоночника, уравновешение черепа, мощное развитие мозга и преобразование органов как следствие прямохождения, то самое же слово «человек» обозначает в обыденном языке всех культурных народов нечто столь совершенно иное, что едва ли найдется другое слово человеческого языка, обладающее аналогичной двусмысленностью. А именно слово «человек» должно означать совокупность вещей, предельно противоположную понятию «животное вообще», в том числе всем млекопитающим и позвоночным…

Ясно, что это второе понятие человека должно иметь совершенно иной смысл, совершенно иное происхождение, чем первое понятие, означающее лишь малую область рода позвоночных животных. Я хочу назвать это второе понятие сущностным понятием человека, в противоположность первому понятию, относящегося к естественной систематике.

Возникает вопрос, имеющий решающее значение для всей нашей проблемы: если животному присущ интеллект, то отличается ли вообще человек от животного более, чем только по степени? Или же помимо до сих пор рассматривавшихся сущностных ступеней в человеке есть еще что-то совершенно иное, специфически ему присущее, что вообще не затрагивается и не исчерпывается выбором и интеллектом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.004 с.)