Технология экологического проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология экологического проектирования



Технологии учебного проектирования (метод проектов) активно внедряются в практику экологического образования детей со второй половины 1990-х гг. в соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения. Метод проектов возник еще в 20-е гг. ХХ в. в США, восходит к идеям гуманистического направления в образовании Дж. Дьюи и разработан В. Килпатриком, который предлагал строить обучение на активной основе,

через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом [1].

Технология проектов способствует:

– развитию критического мышления и познавательных умений детей;

– формированию умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач;

– овладению исследовательскими методами познания природы и социума;

– приобретению коммуникативных навыков, умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;

– актуализации личностных контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Технология проектов предполагает:

– самостоятельную (индивидуальную, групповую, коллективную) деятельность детей по выполнению проекта;

– решение какой-либо конкретной, значимой для детей проблемы;

– использование разнообразных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта;

– интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности (познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.);

– результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».

К использованию технологий проектов предъявляются следующие требования:

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи («Чистое утро», «Жалобная книга природы», «Добрая зима» и пр.);

2) практическая и познавательная значимость полученных результатов (подготовка сообщения для всей группы, участие в озеленении участка, выпуск плаката и др.);

3) самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя;

4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5) использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез и их решение, оформление конечных результатов и др.).

Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными, и использование их в педагогическом процессе требует от педагога серьезной подготовительной работы. Давайте разберемся с самими проектами, их типологией.

Типологии проектов:

– по составу участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

– по продолжительности реализации (краткосрочные – выполняются на нескольких занятиях, прогулках, долгосрочные – выполняются в течение месяца);

– по целевой установке (исследовательские, творческие, игровые (приключенческие), информационные (познавательные), практические (созидательные), общественно-полезные).

Исследовательские проекты включают экспериментальные методы и подчинены логике научного исследования: аргументируется актуальность темы исследования; определяется проблема исследования, его предмет и задачи; выдвигается гипотеза, которая проверяется опытным путем; обсуждаются полученные результаты и формулируются выводы. Например, суть проекта «Капелька» состоит в выяснении источников чистой воды и организации мероприятий по сбережению воды. Дети проводят исследование по определению количества затраченной воды, устанавливают контроль за водопроводными кранами, рисуют плакаты.

Творческие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности и реализуются в соответствии с жанром конечного результата и интересами дошкольников. Заранее планируется конечный результат и форма его представления (плакат, альбом, праздник, драматизация и т.д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, программы праздника, видеофильма. Например, можно предложить детям провести для малышей праздник «День муравьишек». Распределяются обязанности, разрабатывается сценарий праздника, включающий спортивные соревнования, конкурсы рисунков и т.д.

Игровые проекты основаны на ролевой деятельности детей. Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть сказочные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, можно создать с детьми подготовительной группы «Экологический театр». Дети сами будут разыгрывать спектакли-миниатюры, в которых найдут отражение экологические проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то природном объекте или явлении, ее анализ и обобщение фактов, представление их широкой аудитории. Например, проект «Лесная аптека» направлен на знакомство с лекарственными растениями своей местности. В процессе реализации проекта дошкольники собирают информацию о лекарственных растениях, способах и правилах их использования в народной медицине. Можно оформить фотовыставку, подобрать загадки для викторины и т.д.

Практические проекты ориентированы на социальные интересы участников. Результатом является социально значимое дело (например, проводится акция «Сохраним живую елочку»).

 

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, И.В. Цветкова выделяет следующие этапы в его проведении:

1. Целеполагание. Педагог помогает детям определить наиболее актуальную и в то же время посильную для них задачу на ка-кой-то временной отрезок.

2. Планирование. Дети под руководством воспитателя разрабатывают план деятельности по достижению намеченной цели, определяют основные шаги. Выбирают источники, способы сбора и анализа информации: к кому предстоит обратиться за помощью, какие материалы и оборудование необходимы для выполнения проекта. Устанавливаются критерии оценки результата и процесса выполнения проекта.

3. Выполнение проекта. Организуется конкретное практическое дело по сбору информации, проводятся наблюдения, элементарные опыты, читается литература и т.д. Собранный материал анализируется, группируется, делаются выводы. Полученные знания применяются на практике.

4. Подведение итогов. Проводится презентация проекта и его коллективное обсуждение. Оценивается работа детей по заранее намеченным критериям. Отмечается творческий подход, использованные и неиспользованные возможности. Определяются задачи для новых проектов.

 

Вопросы и задания для актуализации знаний

1. Почему педагоги мира обращаются к технологиям проектов?

2. По каким основным признакам можно типологизировать экологические проекты?

3. Что лежит в основе метода проектов?

4. Что может явиться темой проекта?

5. Предложите несколько тем для проектов.

6. Подберите картотеку экологических проектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.008 с.)