Операционные механизмы логической памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операционные механизмы логической памяти



Операция Операционные механизмы логической памяти и их характеристика
Категоризация Опорные пункты, мнемический план Классификация (распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе каких-либо общих признаков)
Выделение групп Группировка (разбиение материала на группы по каким-либо основаниям – смыслу, ассоциациям и т.д.).
Установление внутригруппо-вых отношений Структурирование (установление взаимного расположения частей, внутреннего строения запоминаемого); систематизация (установление порядка в расположении частей целого и связей между ними); аналогия (установление сходства, подобия в определенных отношениях различных предметов, явлений); ассоциация (установление связей по сходству, смежности, или противоположности запоминаемого с индивидуальным опытом субъекта и т. д.)
Построение межгрупповых отношений Схематизация (представление информации в общих чертах); серийная организация материала (распределение по объему, времени и др.)
Изложение текста Перекодирование (преобразование информации на основе семантических связей); достраивание запоминаемогоматериала (контртекст)

 

Речь является механизмом фиксации знаний в мышлении человека. При этом учет семантики и особенностей функционирования языковых и речевых единиц выполняет главную роль при формировании механизмов логического мышления, и памяти в частности.

Логические операции с понятиями также обнаруживают четкую корреляцию с лингвистическими категориями системной лексикологии, некоторые из которых, однако, еще не получили в лингвистике четкого определения, хотя используются довольно широко при анализе текста.

Представим в виде таблицы сделанное утверждение:

Таблица 2

Логическая операция Лингвистическое выражение Пример
Сравнение Гипонимия Животное, покрытое мехом
  Подобие (сравнения и сравнительные обороты) Словно ветер Подобно стреле Как робот
  Внешняя метонимия Такой, как в магазине
Анализ Членение на части – гетеронимия Стол – столешница, ножки
  Членение на аспекты – компонентный анализ Бег – передвижение + высокая скорость
Синтез Замена гипонимом обоих соотносительных членов пары Это животное – лучшее для охраны дома
  Замена гетеронимом обоих соотносительных членов пары Внимательные глаза смотрели на учителя
  Замена внешним метонимом обоих соотносительных членов пары Каблучки застучали (женщина+туфли на каблуках)
Абстраги- рование Определение существенного/второстепенного; составление схематичного представления  
Обобщение Замена видового наименования родовым Переход от понятия с меньшим объемом и большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием; Объединение понятий в группы однородных: гипонимы, гетеронимы, синонимы, конверсивы и т.д. МГУ (индивид) – университет (вид) (исключаются индивидуальные признаки
Категории- зация– подведение явления под категорию и признание его членом этой рубрики опыта. Классификация (определение в содержании понятия признаков того или иного класса) Пушкин – поэт. Обозначение общим понятием класса, в английском индикация его с помощью неопределенного артикля
Концептуа- лизация– выделение отдельных концептов или их устойчивых объединений Связана с категоризацией, членение мира на универсальные и культурные концепты – аксиологически значимые комплексные понятия, изучаемые когнитивной лингвистикой и лингвокультурологией Концепт времени, концепт «мужик» и т.д.
Ограничение Замена родового наименования видовым Переход от понятия с меньшим содержанием и большим объемом к понятию с большим содержанием и меньшим объемом Университет – МГУ
Определение Логический и описательный способы толкования Перечисление основных признаков или частей понятия (раскрытие его содержания) с указанием его родовой принадлежности (гипонимия, гетеронимия) Мазанка – изба из глины. Стол – предмет мебели, состоящий из столешница и ножек, обычно четырех.
Деление Разбиение объема понятия на взаимно непересекающиеся и непустые подклассы, объединение которых составляет исходное множество Однородные: жду в Омске и в нетерпении; Шел дождь и два студента, один в пальто, другой – в аптеку
Расчленение гетеронимия Перечисление составляющих частей Описание конструкции автомобиля, например (текст, схема)
Классифика- ция Деление объема понятия и деление объемов понятий, полученных при первом делении Вуз – университет, институт, академия – СибАДИ, МГУ

 

Устанавливая сходство или различие между предметами (сравнение), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления – понятие и лингвистическое выражение его содержания в виде определения.

Таким образом, должно быть предусмотрено развитие обширного круга мыслительных операций и типов мышления обучающихся, включая всевозможные методы, приемы, способы и средства организации познавательной деятельности обучающихся в ходе изучения языковых и речевых единиц. Такая работа способствует развитию логического мышления обучающихся, что является необходимым условием формирования умений и навыков распознавания и нейтрализации манипулятивных воздействий в общении.

Научный руководитель – Е.В. Цупикова, канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки» СибАДИ, Омск.

Список литературы

1. Черемошкина, Л.В. Психология памяти. – М.: Академия, 2002. – 368с

2. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965. – 229 с.

3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998 – 193 с.

4. Блонский, П.П. Память и мышление. - Соч.-М.,1979, т. 2, с. 118–340.

5. Цупикова, Е.В. Развитие навыков распознавания и нейтрализации манипулятивных воздействий: логический и психосоматический аспекты восприятия текстовых сообщений: Учебное пособие. – Омск. Изд-во СибАДИ, 2012. – 304 с.

6. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

 

УДК 691.32

студенты Стяжкин А. А., Юрков А. А.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

Abstract. This article is devoted to the study of how the rate of rise in temperature of the coolant while heat and humidity treatment of concrete influences its performance properties.

Аннотация: В статье рассматривается влияние увеличения температуры охлаждающего вещества в процессе тепло-влажностной обработки бетона на его эксплуатационные свойства

Keywords: concrete; tensile strength; bending; compression; water absorption; frost resistance.

.

Ключевые слова: бетон; прочность на растяжение; изгиб; сжатие; водопоглощение; морозостойкость



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.007 с.)