IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалиде в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалиде в



С точки зрения медицины понятие инвалид обозначает лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций его жиз­недеятельности и трудоспособности. Однако уровень социальной и профессиональной адаптации инвалидов зависит не только от состояния их физического здоровья, но и от многих психологи­ческих параметров. Исследуя подростков-инвалидов, специали­сты пришли к выводу о ведущей роли психического и личностно­го здоровья в инвалидизации человека. Оно понимается как опре­деленный уровень развития, сформированное™ и совершенства

форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (при­способление, уравновешивание, регуляция и т.д.).

Рассмотрим психологические параметры психического и личност­ного здоровья подростка-инвалида.

1. Отношение к себе, «Я-концепция». Это система представле­ний о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодей­ствие с другими людьми и относится к себе. В «Я-концепцию» входит несколько компонентов:

когнитивный (образ своих способностей, внешности, социаль­ной значимости);

эмоциональный (самоуважение, самолюбие и т.д.);

оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завое­вать уважение и т.д.).

Важно также сравнение реального «Я» с идеальным как сте­пень адекватности «Я-концепции» в плане ее формирования, раз­вития и коррекции.

2. Отношение к другим. Этот параметр касается характера взаи­модействия в микросоциальньтх, отношениях, в кругу значимых других. Отношение к другому человеку является наиболее прием­лемым критерием, позволяющим разграничивать нормальное и аномальное развитие (Б. С. Братусь). Наиболее важными являют­ся три характеристики взаимодействия: позиция, дистанция, валентность. В межличностных отношениях подростков-инвали­дов можно предположить эгоцентрическую направленность уста­новок, избираемые социальные роли типа «жертвы» или «оби­женного ребенка».

3. Отношение к болезни. Это комплекс переживаний и ощуще­ний больного, интеллектуальных и эмоциональных реакций на болезнь, лечение и взаимодействие с окружающими. Квалифика­ция отношения к болезни является основой коррекции неадек­ватных позиций и выбора адаптивных стратегий поведения.

4. Специфика развития эмоционально-волевой и интеллектуаль­ной сфер. Важно увидеть, что наиболее подвержено дефекту, что сохранно. Для задач психологического консультирования наибо­лее значимы оценка уровня зрелости психических функций, на­личие или отсутствие элементов психического инфантилизма, выделение благоприятных прогностических факторов как предпо­сылок успешной социальной адаптации клиента.

5. Характеристика типа личности. В основу данного критерия положена концепция эмоционально-динамического паттерна лич­ности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тен­денциями. Согласно нашей трактовке, индивидуально очерчен­ный тип личности определяется как конституционально задан­ным темпераментом, так и социальными аспектами жизни чело­века. Для характеристики индивидуально-личностной типологи­ческой принадлежности используется тест М.Люшера, согласно

которому цвета, занимающие 1 —2-е места цветового ряда, ха­рактеризуют ведущие потребности личности (тип личности).

6. Тип и уровень адаптации. Это характеристика процесса при­способления к условиям и требованиям социальной среды. Адап­тивные возможности клиента могут быть описаны качественно и количественно на основании данных методики М.Люшера. Ос­новные цвета теста отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные, всег­да существующие и никогда ненасыщаемые потребности. Их при­сутствие в начале ряда характеризует стабильную, энергичную личность, активно взаимодействующую с внешней средой. По­требности, проявляющиеся в предпочтении дополнительных цве­тов, тесно связаны с защитными механизмами. Они характеризу­ют напряженную, нертабильную личность.

В работе с подростками-инвалидами психолог учитывает от­клонения развития, вызванные болезненным процессом и его последствиями. Болезнь, вызывая нарушения биологической ли­нии развития, создает препятствия и для социально-психологи­ческого развития. Вторично возникающие явления психического недоразвития, а также личностные установки нередко становятся главным препятствием социальной адаптации.

7. Уровень регуляции поведения и деятельности. Это единство энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспек­тов, которое включает в себя: способность к целеполаганию, пла­нированию жизненных целей; степень произвольности, осознан­ности, опосредованности речью психической деятельности; сте­пень рефлексии; энергетический фон.

Органический (первичный) дефект или порок реализуется как социальная ненормальность пбведейия (Л.С.Выготский). Основ­ными психологическими параметрами дизонтогенеза являются: локализация функционального нарушения, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами, на­рушение межфункциональных взаимодействий, приводящих к дис­гармониям развития (В.В.Лебединский).

По мнению Л.С.Выготского, именно вторичный дефект яв­ляется основным объектом психологического изучения. Для пси­холога подросток-инвалид не столько результат биологического дефекта, сколько носитель собственных ресурсных возможно­стей для преодоления своих проблем. В консультировании психо­лог продвигается в направлении актуализации, поддержания и развития сохранных элементов психического и личностного здо­ровья подростков-инвалидов. В психологическом консультирова­нии подростков-инвалидов важнее видеть удельный вес пози­тивного ресурсного начала, степень сохранности, нежели диагнос­тировать степень отклонения, аномалии и нездоровья (И.В.Куз-одова).

Специалисты особо отмечают качественное своеобразие раз­вития человека, имеющего дефект. Качественное своеобразие под­ростка-инвалида задается законом о диалектическом превраще­нии органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности и стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультировании важно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы.

1. Дефект является препятствием, которое актуализирует внут­ренние силы к выздоровлению и социальной полноценности.

2. Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности — именно они выступают на пер­вый план в развитии как его движущие силы.

3. Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели за­висят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой — от социальных требований и ожиданий и направлены на достижение определенного социального типа (А.Адлер). Социальная полноценность есть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на достижение оп­ределенного социального типа, т.е. устранение социальных по­следствий, связанных с дефектом.

4. Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологи­ческого) характера.

5. Компенсация — это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверх­компенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исхо­дов. Другой полюс — неудача компенсации, бегство ъ болезнь, полная асоциальность психологической позиции.

6. Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет не сам дефект и связанные с ним страдания, а их преодоление. Идея испытания есть средство для пробуждения со­противления и развития ранее не задействованных сил и резервов.

Основными принципами психологического консультирования под­ростка-инвалида являются следующие:

гуманизм — вера в возможности человека;

реалистичность — учет реальных возможностей и ситуации;

системность — рассмотрение человека как целостного, каче­ственно своеобразного, развивающегося субъекта;

вариативность — изменчивость содержания, форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируе­мого, заказа на консультацию, позиции и возможностей консуль­тантов.

Психологическое консультирование инвалидов, основанное на гуманистическом подходе, предполагает прежде всего субъектное отношение к консультируемому. Как субъект собственной жизни,

подросток-инвалид имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию. Он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возмож­ностей. В части субъект-субъектного взаимодействия психологи­ческое консультирование инвалидов отличается от консультиро­вания других категорий. Поскольку инфантильность является рас­пространенной чертой подростков-инвалидов, в ходе консульти­рования необходимы специальные действия, актуализирующие активность и ответственность консультируемого: позитивный на­строй, укрепление веры в свои возможности, «разрешение» на пробы и ошибки, распределение ролей в ходе консультирования, передающее ответственность подростку, и т.д. Специфика консуль­тирования обусловливается возрастом, характером заболевания и заказом на консультацию. Содержание консультирования будет оп­ределяться характером вопросов, в разрешении которых человек хочет получить помощь от психолога.

Анализируя опыт работы с подростками-инвалидами, И. В. Куз­нецова выделяет три наиболее типичные группы вопросов:

1) вопросы взаимоотношений: поиск друга, партнера, спутника жизни, получение признания у Значимых людей, преодоление страхов и барьеров во взаимоотношениях с разными людьми, формирование навыков общения, преодоление конфликтов, улуч­шение взаимоотношений с родителями, друзьями, педагогами и другими значимыми людьми, преодоление переживаний, связан­ных с отсутствием понимания и поддержки или, наоборот, гипер­опекой и ограничениями автономии и самостоятельности;

2) вопросы, связанные с жизненной перспективой: обучение, спо­собы деятельности и жизнедеятельности, выбор профессии, пла­нирование жизненного % профессионального пути, преодоление трудностей обучения, развитие познавательных функций, выра­ботка индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельно­сти, поиск вариантов и путей реализации социальной и профессио­нальной;

Особенности психологического консультирования подростков-инвалидов

Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуа­лизации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.
Предмет Внутренний психологический мир подростка-инвалида: самоотношение, отношение к бо­лезни, эмоционально-волевое регулирование; цели, ценности, ситуация жизнедеятельно­сти и развития.
Условия использования Желание консультироваться — получать по­мощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами.  
Основные принципы Гуманность, субъектность, позитивность, системность, реалистичность.  
Характер Совместная деятельность психолога и кон­сультируемого, направленная на достиже­ние цели, сформулированной на языке трудностей клиента.  
Цель Решение актуальных личностных, жизнен­ных, социальных, профессиональных задач клиента, в том числе через преодоление психологических затруднений.  
Профессиональные (психологические) задачи Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели. Задачи конкретного консультирования, ситуативно обусловлен­ные поставленной целью и возможностями консультируемого.  
Результат Изменение (разница) во внутреннем психо­логическом мире клиента, произошедшее в ходе консультирования и способствующее достижению поставленной цели — адаптации и самореализации личности. -В качестве результата могут выступать:повышение информированности, пони­мание причин затруднений; выработка (осознание, корректировка) новых целей, ценностей, планов, перс­пектив; отреагирование накопившегося напряже­ния, катарсис;» выработка нового взгляда на себя и си­туацию (смена, расширение рамки); поиск и актуализация собственных ре­сурсов — сил и средств поведения в сложных ситуациях, расширение степеней свободы за счет новых способов поведения, повышения самооценки, самоценности, самоуважения; изменение (осознание,, выработка) «Я-концепции»; освоение механизмов саморегуляции и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, освоение новых способов поведения.  
       

Процедура психологического консультирования подростка-инвалида

Подготовка к консультированию Установление контакта Исследование ситуации Постановка цели Поиск решений Подведение итого!!
Рефлексия собствен­ных установок. Выработка профес­сиональной позиции. Внутренний диалог, настрой на консуль­тацию. Анализ требований к психологу-кон­сультанту, работаю­щему с подрост­ками. Доверительноеот­ношение, следованиеза клиентом. Подбадривание, поддержка. Отражение (эхо). Вопросы-синонимы. Переформулирование.Резюме (суммирую­щий вопрос).Изменение темы. Проясняющие поп росы. Согласование невер­бального поведения (ритм, поза, жесты и т.д.). Понимание чувств клиента через невер­бальные проявления.Вербализация чувств и эмоций клиентаи психолога. Описание состояний. Мста<]юра. Описание желаемых состояний. Что? Анализ характера за­труднений и его причин. Анализ используе­мыхпутей и спосо­бов разрешения за-тр^лнения. Как? а) Информацпоппо-когниФивные пара­метры анализа (ин­формацияпонятия, представления); б) мотивациошш-смысловые параметры (интересы, установ­ки, ценности, смыс­лы, перспективы); в) операциональные (умения, навыки, способности); г) эмоционально-энергетические (эмо­ции, чувства, темпе­рамент); л) черты характера и поведения (свойст­ва, формы). Постановка вопро­сов: чего ты хочешь добиться? Что ты хочешь получить? Зачем тебе это нуж­но? Как бы ты хотел себя чувствовать в будущем? Проективное описа­ние себя в будущем: завершение незакон­ченных предложе­ний, послание само­му себе, рисунки «Я через некоторое вре­мя», фильм о собст­венной жизни, сце­ны из будущего. Формулирование це­ли: привлекатель­ность, реалистич­ность, ПОЗИТИВНОСТЬ, конкретность, про­веряемость. Информирование. Метод аналогий. Логическое обосно­вание и взаимосвязь. Самораскрытие. Конкретное пожела­ние. Парадоксальная инструкция. Убеждение. Эмоциональное заражение. Помощь в отреаги-роьании неконструк­тивных эмоций. Релаксация. Позитивный настрой. Ролевое проигрыва­ние. Анализ ситуаций. Внутренние перего­воры. Трансформация личной истории. Социальные пробле­мы. Поиск идентичности. Целеустремление. Вопросы: какие из­менения у вас про­изошли? Подведение итогов клиентом. Анализ изменений по параметрам: Чего хочет человек? (Изменение жела­ний, смыслов, це­лей, отношений.) Как он реагирует? (Изменение степени напряженности, тревоги, появление сил, энергии.) Что он знает? (Изменение пред­ставлений, мыслей, наличие требуемой информации.)

3) вопросы самопознания, самоотношения, саморегуляции, саморе­ализации: преодоление чувства неполноценности, неконструктив­ного (разрушительного) отношения к дефекту, повышение уве­ренности в себе, признание себя, выработка навыков саморегу­ляции, преодоление обиды, тревоги, чувства вины, одиночества, страха смерти, создание внутреннего комфорта, поиск смысла и ценности собственного существования.

Консультация носит характер совместной деятельности, направ­ленной на достижение целей, сформулированных на языке труд­ностей подростка-инвалида. Она включает три важнейших направ­ления:

1) деятельность консультируемого по разрешению собствен­ного затруднения путем психологического изменения (роста);

2) деятельность консультанта по выявлению затруднений кли­ента и оказанию помощи в разрешении значимых для него жиз­ненных задач;

3) деятельность по формированию новообразований в душев­ной жизни инвалида: изменению отношений, способов действий, самооценки, самоощущений, появлению новых переживаний, пла­нов, открытию новых возможностей.

Общую картину психологического консультирования подростков-инвалидов составляют следующие основные позиции:

• половозрастная характеристика подростка-инвалида;

• характеристика дефекта, время проявления и длительность существования; формы и способы компенсации;

• возрастные закономерности психическогои личностного раз­вития подростка;

• специфика аномального развития подростка в рамках имею­щегося дефекта;

• общий жизненный контекст, характеристики социальной сре­ды (отношения в семье, характер обучения и деятельности);

• характеристика психического и личностного развития согласно модели психического и личностного здоровья.

Решая психологические задачи в ходе консультирования, пси­холог должен сохранить собственное равновесие, эмпатическос отношение к клиенту и творческое осмысление целостной ситуа­ции консультирования. Внутренняя позиция психолога характе­ризуется «вненаходимостью», способствующей эмоционально-нейтральному отслеживанию ситуации, ассоциативности, позво­ляющей отслеживать собственное состояние, присоединяясь к клиенту.

Завершая консультативную работу с подростком-инвалидом, психолог может использовать различные способы отслеживания результатов:

1. Отслеживание в процессе самой консультации.

2. Отслеживание по завершению конкретной ситуации.

3. Отслеживание по завершению всей консультативной работы.

4. Отсроченное отслеживание результатов.

Контрольные вопросы

1. Что такое кризис и кризисная ситуация?

2. Каково взаимодействие человека и ситуации?

3. Каковы признаки совладающего поведения?

4. Как помочь ребенку в кризисной ситуации?

5. Каковы психологические механизмы компенсации дефекта?

Темы для семинарских занятий

1. Психология переживания-преодоления критических ситуаций.

2. Технологии кризисного вмешательства.

3. Копинг-стратегии подростков с девиантным поведением.

4. Диагностика психического и личностного здоровья подростков-ин­валидов.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите жизненную ситуацию, которая казалась вам критической. Определите характер психологических последствий этой ситуации.

2. Проведите исследование кризисных ситуаций у подростков с по-мошью методики, описанной в этой главе. Сделайте анализ их специ­фики.

3. Составьте рекомендации для родителей ребенка, пережившего ут­рату.

4. Изучите отношение подростка "к-себе, другим, болезни и лечению и определите их влияние йа временную перспективу инвалида.

Литература

Х.Адлер ^..Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

2. Алмазов Б. И. Психическая и средовая дезадаптация несовершенно­летних. — Свердловск, 1986.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1967.

4. Васияюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1993. — Т. 5.

6. Головаха Е. И., КроникА.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.

7. Зейгарник Б. В., Брошусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.

8. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб., 2000.

9. Магомед-Эминое М. Ш. Трансформация личности. — М., 1998.

10. Овчарова Р. В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. — Курган, 1999.

[ I. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования М., 2000.

12. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. — М., 2000.

13. Психологическое консультирование подростков-инвалидов / И. В. Кузнецова, О. В. Большакова, О. Н.Посысоев и др. — Ярославль, 1996.

14. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско-го.-СПб., 1988.

15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Служба практической психологии образования (далее служба) яв­ляется структурным подразделением системы образования России, пред­назначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, их способностей, склонностей, реализации их по­тенции, профилактики возможных отклонений.

2. Структурные звенья службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями службы яв­ляются центры психологической службы разного уровня. В органах уп­равления образованием разного уровня действуют отделы службы прак­тической ПСИХОЛОГИИ.

Центры психологической службы всех уровней включаются в пере­чень учреждений образования Российской Федерации.

3. Работа службы основывается на строгом соблюдении международ­ных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными докумен­тами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим «Положением», положениями и уставами соответствующих звеньев службы.

4. Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.

П. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ

1. Задачами службы практической психологии образования являются:

содействие полноценному личностному и интеллектуальному раз­витию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на ос­нове психолого-педагогического изучения детей; профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологиче­ских знаний в условиях современной школы; прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение все­го процесса обучения и воспитания, включая составление учеб­ных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.д.;

практического, обеспечивающего непосредственную работу пси­холога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.

Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.

2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функ­ция исполнителей этого направления — теоретические и эксперимен­тальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих.методов работы психологической службы образования.

2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практи­ческих психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.

2.3. Практическое направление обеспечивается психологами системы образования, задача которых — работа с детьми, родителями, педагога­ми, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учрежде­ний и др.

2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от разви­тия ее научного направления, определяющего основную теоретиче­скую базу, и формирует природу психологической службы образова­ния. Именно на основе этой базы создается концепция психологиче­ской службы и решаются проблемы детскими практическими психо­логами.

3. Основные виды деятельности службы— психопрофилактика, пси­ходиагностика, развитие, коррекция и консультирование.

3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления оп­ределяется необходимостью формировать у педагогов и детей потреб­ность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития;чюздавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременно предупреждать возможные нарушения в становле­нии личности и интеллекта.

3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления яв­ляется углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на про­тяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в уче­нии и развитии.

3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направле­ния является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспече­ния соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы

1. Структура службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Ад­министративное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управ­лений и департаментов образования, руководителями учебно-воспита­тельных учреждений. Профессиональное управление осуществляется че­рез сеть специальных психологических учреждений разного уровня — районных, областных городских и региональных центров.

2. Административная линия.

2.1. Центральным органом управления психологической службы яв­ляется отдел службы практической психологии образования Министер­ства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответ­ствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном (субъектов Федерации), краевом, областном, городском уровнях. л

Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии разви­тия и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений.

2.2. Отдел службы практической психологии образования Министер­ства образования Российской Федерации:

— формирует и осуществляет федеральную политику в области раз­вития и функционирования психологической службы системы образо­вания;

— формирует федеральный бюджет и определяет порядок финанси­рования психологической службы системы образования;

— выступает с инициативами по совершенствованию законодатель­ного регулирования работы службы;

— разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные до­кументы;

— определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;

— разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;

— разрабатывает информационное и научно-методическое обеспече­ние подготовки кадров для психологической службы;

— разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;

— организует и контролирует систему подготовки и повышения ква­лификации кадров для психологической службы системы образования;

— организует подготовку учебников.

2.3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы регио­нальных центров службы практической психологии образования и ока­зание им организационной и научно-методической помощи.

Научно-методический совет выполняет следующие функции:

— систематически заслушивает доклады о положении дел и суще­ствующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;

— выступает инициаторам проведения, общероссийских конферен­ций, семинаров по обмену опытом работы службы, определению тен­денций и перспектив ее развития, подготовки кадров, научно-методи­ческого обеспечения;

— участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования;

— участвует в распределении дополнительных денежных средств, по­ступающих на развитие службы, и контроле за их использованием.

В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы и в качестве приглашенных — представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министер­ства образования России, Российской академии образования,. Россий­ской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министер­ства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социаль­ной защиты населения России, Министерства культуры России, Россий­ского общества психологов, различных психологических ассоциаций и др., а также представители общественных и религиозных организаций.

2.4. Отделы службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов Федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышепере­численным соответствующего отдела Минобразования России, форми­руя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере служ­бы практической психологии образования, выпуская необходимые нор­мативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства обра­зования. Кроме того, региональные отделы системы образования по пред­ставлению соответствующих центров службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование детских практиче­ских психологов, работающих в различных звеньях службы.

2.5. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управления и по представлению соответствующих центров пси­хологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора обра­зовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.

2.6. При отделах службы практической психологии образования уп­равлений образованием различного уровня создаются научно-методиче­ские советы, включающие представителей всех заинтересованных орга­низаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информатив­но-координирующие и распределительные функции, аналогичные функ­циям Научно-методического совета при Министерстве образования Рос­сийской Федерации.

3. Центры службы.

3.1. Региональный центр службы практической психологии образова­ния — головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определен­ного субъекта Федерации (региона). Центр несет ответственность за на­учное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалифика­ционные требования к кадрам и отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образованием материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы.

Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При центре создаются психолого-педагогич^ские стационары и полустационары раз­личного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т. п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спон­соров и др.

Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями орга­нон здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего про­филя: для детей с невротическими расстройствами, для несовершенно­летних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распредели­тели.

Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и ме­тодических материалов, периодических изданий для работников службы и др.

В центре работают детские практические психологи высшей квали­фикации, а также специалисты, имеющие квалификацию «психолог —

организатор психологической службы образования», «психолог-мето­дист». Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационарыдол-жны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектоло-гами, медицинскими работниками различной квалификации, юриста­ми и т.п.).

3.2. Городской (областной) центр службы практической психологии об­разования несет ответственность за методическое и организационное обес­печение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиа­гностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, подготавливая для соответствую­щего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повыше­нию квалификационного разряда и др.

При центре может действовать Ассоциация детских практических пси­хологов.

Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и част­ным лицам на хозрасчетной основе/

Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечи­вающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, ме­тодическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и др.

Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практи­ческих психологов, а также специалистов, имеющих-квалификацию «пси­холог—организатор психологической службы образования», «психолог-методист».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.083 с.)