Приемные и патронатные семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемные и патронатные семьи



В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи. В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятель­ностью приемной семьи.

Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью - приемным ребенком. Приемные родители по отноше­нию к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.

Технология усыновления:

Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены:

• справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

• документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью: копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

• копия свидетельства о заключении брака;

• медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоя­нии здоровья;

• паспорт гражданина РФ.

Орган опеки и попечительства (ООП) составляет акт по результатам обследования условий жизни лица, желающего взять на воспитание ребенка. На основании заявления и акта обследования условий жизни, ООП в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности стать приемными родителями. При этом должны быть взяты во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. В случае если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями являет­ся основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

ООП представляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту нахождения. Также приемных родителей знакомят с личным делом ребенка и заключением о состоянии его здоровья.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (и в том числе социальный педагог) представляет в ООП следующие документы:

• свидетельство о рождении;

• документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью: свидетельство о смерти родителей, копию реше­ния суда о лишении родителей прав и т.п.;

• заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией;

• выписку из истории развития ребенка, справку о состоянии здоровья матери в течение родов;

• документов об образовании (для детей школьного возраста);

• справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

• опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

• документы, подтверждающие право на пенсию;

• документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между ООП и приемными родителями. Договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и

 

образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности ООП по отношению к приемной семье, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты кровных родителей с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком и родственниками определяется ООП.

На содержание приемного ребенка родителям выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, предметов обихода и т.д., предоставляются льготы. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

Приемные родители ведут учет в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средств предоставляются ежегодно в ООП. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Патронатная семья

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).

Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Социальный эффект от внедрения патронатного воспитания

Положительными социальными эффектами от патронатного воспитания являются:

воспитание детей в семье с приобщением к семейным ценностям

готовность детей к самостоятельной жизни

1. выросшие дети лучше интегрированы в социум

ребенок имеет связи не только в среде детей, оставшихся без попечения родителей, и взрослых, профессионально занимающихся такими детьми, но и в среде благополучных детей и взрослых, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту. К ровесникам - социальным сиротам обращаться бесполезно, т.к. они синхронно попадают в трудные ситуации (выход из детского дома и пр.)

патронатного воспитателя можно найти рядом с прежним местом жительства ребенка, у ребенка будут образовываться социальные и иные связи в том месте, где он будет жить, а не вокруг детского дома, из которого он потом вернется в свою квартиру. У взрослых новые связи возникают с трудом.

2. дети лучше воспринимают на примерах из повседневной жизни, а не теоретически, необходимые для самостоятельной жизни ценности (ответственность, бережливость, важность образования и пр.)

3. не требуется специального обучения и принятия других мер для лучшей адаптации к самостоятельной жизни

4. ликвидация условий формирования специфической социальной среды детей-сирот

5. изолированные коллективы детей-сирот продуцируют специфические ценности и установки, которые мешают интеграции во взрослую самостоятельную жизнь и др.

К отрицательным социальным последствиям можно отнести:

1. потенциально конфликтная ситуация между патронатными воспитателями и ребенком

2. противоречие между семейными отношениями и отсутствием ответственности "родителей" за детей после 18 лет

3. стресс при покидании ребенком патронатной семьи по достижении совершеннолетия, резкий переход от семьи к неустроенности, возможно даже больший, сем при покидании детского дом

4. временность нахождения ребенка в патронатной семье; патронатные родители в любую минуту могут отказаться от ребенка; ребенок при отказе патронатной семьи от него получает психологическую травму сравнимую с отказом одной семьи и др.

Критерии подбора замещающей семьи

Замещающая семья по возможности должна обладать следующими признаками:

живет недалеко от места, где жил ребенок

не разрываются имеющиеся личные и социальные связи ребенка

нарабатываемые во время нахождения в замещающей семье личные и социальные связи сохраняются во взрослой жизни

ребенок живет в окружении, которое знает его биологических родителей

ребенок лучше осведомлен о своих биологических родителях

социум воздействует на биологических родителей

легче поддерживать контакты с биологической семьей во время нахождения в замещающей

менее травмирующее оставление биологической семьи и переход в замещающую, и наоборот, возврат в биологическую семью

наличие родственных связей с биологической семьей

более высокое социальное и материальное положение, но не очень значительное различие

разнообразные источники дохода (зарплата, приусадебное хозяйство, предпринимательство и пр.)

собственные дети более старшего возраста

наличие хобби у членов семьи (туризм, спорт и пр.)

высокий образовательный уровень

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.49 (0.025 с.)