Социально-педагогические технологии частного типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогические технологии частного типа



Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии, либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. По­этому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, целевые реализационные экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для об­щих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии. Такие техноло­гии предназначены для выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущен­ности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто за­висит, как это следует сделать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее применить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на опре­деленную область практического применения.

Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специализированных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации, которые зависят от ряда факторов (технической оснащенности подго­товленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференциро­ванных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определённые виды деятельности и т.д.

Диагностике - прогностические социально-педагогические технологии.

Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенно­стей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностики - прогно­стического анализа. Например, социального педагога интересует - в чем причины затруднений ученика в обучении, и каковы возможности их преодоления.

Способы реализации диагностика - прогностических технологий определя­ются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогно­зирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Практическая реализация целевой технологии (технологии практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитацион­ный) характер. Социальный педагог, используя целевые технологии, способствует достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с клиентом, группой.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического применения во многом зависит резуль­тат всей социально-педагогической деятельности специалиста. Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти техно­логии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий в социально-педагогической работе с клиентом, груп­пой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут осуществляться и для определения перспектив социально-педагогической работы с клиентом.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной прак­тики.

 

2. Структура и содержание социально-педагогической технологии

Структура (от лат) – взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент – составная часть чего-либо.

Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправ­ленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой дея­тельности, как правило, выделяются определенные этапы действий, обеспечиваю­щие в совокупности достижение поставленной цели. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяются три основных этапа: подготовительный, непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии), результативный.

Иногда первый этап подразделяют на два самостоятельных – диагностико-прогностический и собственно подготовительный.

Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа по­казывает, что в ней целесообразно выделять:

- цель (основное назначение технологии);

- объект технологии;

- исходный материал для организации реализационной деятельности.

Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответст­вующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение техноло­гии. Она может носить общий или частный функциональный характер.

Структура и содержание социально-педагогической технологии общего типа

Структура общей социально-педагогической технологии. Технология об­щего типа в своей структуре содержит 5 этапов:

1. Диагностика - прогностический - это этап диагностики объекта, определе­ния его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного раз­вития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем. Данный этап - на­чальный, он предназначен для получения информации, необходимой для после­дующей деятельности социального педагога.

2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивиду­альности клиента и его социально-педагогических проблемах, социальный педагог определяет цель социально-педагогической работы с ним и выбирает технологию.
Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми.

Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий соци­ально-педагогической работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся техноло­гии с учетом ситуации, индивидуальных качеств клиента, его проблем, возможно­стей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствую­щей потребностям клиента.

3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методи­ческих аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективно­сти реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии.
Он позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей социально-педагогической работы с клиентом.

4. Реализационный этап - это основной этап, ради которого предусматривает­ся и проводится весь комплекс предшествующих мер.

5. Экспертно-оценочный - это этап, позволяющий оценить результат реализа­ции социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.

Структура и содержание социально-педагогической технологии частного типа

Структура частной социально-педагогической технологии. Структура частных социально-педагогических технологий во многом схожа со структурой общих социально-педагогических технологий. Однако при этом следует помнить, что в ка­ждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии.

Структура диагностика - прогностической технологии. Такая техноло­гия состоит из двух этапов:

1. Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и

выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от социальных проблем клиента, диагностика предусматривает выяв­ление:

- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и воз­никших в связи с ним социальных проблем;

- состояния здоровья;

- индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направлен­ной на целесообразное преодоление недостатков;

- особенностей позиции человека, его активности и устремленности в дос­тижении социально-педагогических целей в работе над собой и своими проблемами, а также его отношение к социальному педагогу;

- условий среды, в которых он живет.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с клиентом, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует у части я в ней нескольких специали­стов: врачей различных направлений, психолога, логопеда и пр. Такой подход по­зволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать реко­мендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:

- показания;

предостережения;

- советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом
и его окружением.

Диагностический этап включает в себя ряд подэтапов:

а) анализ первичной информации тех сведений, которые социальный педагог
получает при первом знакомстве;

б) формулирование выводов – определение объекта, содержания диагностики
и того, как ее следует обеспечить;

в) подготовка к диагностической деятельности;

г) собственно диагностика- реализация методов и методики диагностики;

д) анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем бывает несколько. Определение социально-педагогической пробле­мы клиента позволяет социальному педагогу перейти к следующему этапу.

2. Прогнозирование (социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность прогнозировать:

- направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекцию развития и воспитания клиента, социального воспитания, перевоспитания, исправ­ления, педагогическую реабилитацию;

- возможности клиента в целостном развитии, либо по определенным на­правлениям;

- возможную зону ближайшего развития как ближайшей цели работы по пе­ревоспитанию человека;

- возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей воспитания.

Прогностический этап состоит из следующих подэтапов: а) анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы; б) выводы по результатам анализа - определение объекта, предмета и способа прогнозирования;

в) подготовка к прогностической деятельности (техническая и методическая);

г) собственно прогностическая деятельность;

д) анализ прогнозного материала и формулирование выводов.

Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий. Одной из важнейших проблем, стоящих перед соци­альным педагогом в процессе организации социально-педагогической работы с кли­ентом, является выбор социально-педагогической технологии, наиболее оптималь­ной для конкретного объекта и условий реализации. При необходимости и доста­точной профессиональной компетентности специалист корректирует, индивидуали­зирует имеющуюся технологию, либо разрабатывает новую.

Основными структурными компонентами (подэтапами) деятельности по вы­бору оптимальной технологии являются следующие:

а) анализ исходных материалов. Прежде всего, анализируются данные диагностико-прогностической деятельности, осмысливаются социально-педагогические проблемы клиента;

б) делаются выводы по результатам анализа информации, и определяется цель, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной цели;

в) социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эмпири­ческое создание образа целенаправленной социально-педагогической технологии. В процессе моделирования социальный педагог как бы мысленно прослеживает воз­можность практического использования имеющихся технологий. Главное назначе­ние социально-педагогического моделирования – помочь социальному педагогу вы­брать наиболее оптимальный вариант социально-педагогической технологии, кото­рый позволит ему достичь оптимального прогнозируемого результата.

г) выбор социально-педагогической целевой технологии;

д) анализ соответствия результата моделирования и выбранной социально-педагогической технологии. Одновременно анализ позволяет представить техниче­ские, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полу­ченные данные помогут предусмотреть сложности, трудности, недостатки;

е) принятие решения – подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вы­вод: соответствует выбранная целевая технология ситуации или не соответствует;

ж) выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии. Такой выбор позволяет перейти к следующей частной социально-педагогической технологии - непосредственной подготовке к практиче­ской работе по реализации целевой технологии.

Структура непосредственной подготовки к реализации целевой тех­нологии. От того, насколько тщательно проведена подготовка к практической дея­тельности, во многом зависит достижение прогнозируемого результата. К основным подэтапам непосредственной подготовки к реализации технологии следует отнести:

а) анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации, диагно­стик) - прогностические данные; условия реализации, собственные возможности
социального педагога и др.);

б) выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание мате­риальных, технических, организационных и методических проблем, которые необ­ходимо решить в процессе подготовки;

в) практическую деятельность по решению выявленных материальных, тех­нических, организационных, методических проблем;

г) апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов проводится, если есть такая необходимость и возможность;

д) планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разра­ботку графика реализации целевой технологии по времени, месту и видам занятий.

План показывает вариант социально-педагогической деятельности всех специали­стов, обеспечивающих реализацию технологии.

е) постановку задач исполнителям по организации деятельности. В ходе это­го этапа уточняются порядок реализации плана, вопросы согласования, взаимодей­ствия, снимаются нерешенные проблемы.

Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.

Это важнейший этап социально-педагогической технологии, именно ради него и осуществляется вся остальная деятельность социальных педагогов.

Непосредственная практическая деятельность по реализации целевой соци­ально-педагогической технологии включает свои этапы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие:

а) начальным подэтапом выступает адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта и объекта. Данный подэтап необходим для налаживания педагогического взаимодействия между субъектом и объектом, достижения согла­сованности, взаимопонимания. В зависимости от уровня решения проблемы на дан­ном подэтапе во многом зависит эффективность последующей педагогической дея­тельности.

Практика показывает, что элементы решения данной задачи не всегда могут быть реализованы успешно социальным педагогом. Особенно это характерно при работе с проблемными детьми по их индивидуальному развитию и воспитанию, пе­ревоспитанию, исправлению. Достаточно трудно она решается также в работе по педагогической коррекции детей, имеющих отклонения умственного развития, эмо­циональной или активно-волевой сферы.

б) постепенное включение объекта в процессы саморазвития, самовоспита­ния. Этот подэтап носит индивидуально ориентированный характер, он зависит от решаемых задач и индивидуальности объекта.

в) оценка результатов позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели и методике ее реализации.

г) на завершающем этапе реализации целевой технологии делается общий вывод о качестве выполнения социально-педагогической работы, достижении ранее спрогнозированной цели.

Структура экспертно-оценочной социально-педагогической техноло­гии. Оценка и экспертиза проводятся по результату какой-либо социально-педагогической деятельности. Оценка является качественно-количественной харак­теристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, средства и т.д. Дня оценки любого явления необходимы соответствующие критерии и показа­тели. В качестве критериев обычно выступают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты), показателей – степень достижения ожидаемых результатов.

Экспертная оценка (экспертиза) - это оценка явления по эталону (образцу). Чаще всего экспертиза осуществляется специалистом, имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учитывая, что такая экспертиза носит субъективный ха­рактер, для обеспечения ее объективности привлекают несколько специалистов.

В качестве эталона экспертной оценки может выступать ожидаемый резуль­тат, который неоднократно достигался ранее посредством применения данной тех­нологии. При этом создаются оценочные таблицы, графики, которые отражают за­висимость изменения определенного явления от выполнения определенного объема социально-педагогического воздействия.

Различают экспертно-оценочную деятельность, как:

самостоятельную функциональную технологию;

заключительный этап общей социально-педагогической технологии.
Каждая из них имеет свое назначение и в соответствии с ним особенности содержания и структуры.

Структура типовой функциональной социально-педагогической технологии. Анализ структуры частных социально-педагогических технологий позволяет выделить характерные для них, типичные этапы и условия наиболее оптимального их решения.

Прежде всего, каждая технология нуждается в определенных исходных данных (условиях), позволяющих приступить к работе по ее реализации. К таким данным относятся:

- наличие объекта (конкретный человек) и предмета (что требуется обеспе­чить по средством социально-педагогической работы);

- данные о субъекте деятельности – кому предназначено или кто может обес­печить реализацию технологии;

- исходные данные для аналитической деятельности на этапе осмысления и принятия решения о способе практической реализации технологии;

- условия реализации социально-педагогической технологии.

Основные структурные компоненты (этапы) типовой социально-педагогической технологии включают:

информационно-аналитический этап - анализ информационных сведений.

Данный этап предусмотрен для осмысления имеющейся начальной (исходной) информации и формулирования проблемы, требующей решения;

этап выбора способа решения проблемы;

прикладной (практический) этап - практическая деятельность по решению проблемы с использованием соответствующих методов и средств;

экспертно-оценочный (аналитический) этап - анализ и оценка результатов практической деятельности;

выводы.

Типовая технология свидетельствует о том, что в последовательности прак­тической деятельности специалиста, независимо от содержания, есть много общего, это и позволяет овладеть механизмом практической работы. Однако каждый этап (подэтап) имеет свое содержание и специфику практической реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.043 с.)