Матрица «привлекательность-конкурентоспособность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матрица «привлекательность-конкурентоспособность»



Матрица БКГ исходит из двух индикаторов: относительной доли рынка и темпов роста базового рынка. Очевидно, что привлекательность рынка может зависеть и от других факторов, таких как его доступность, размер, наличие сбытовой сети и др.

Если судить по очень высокому темпу роста, рынок портативных компьютеров весьма привлекателен. Однако быстрые изменения спроса, ожидаемая ценовая перестройка, высокий темп старения, интенсивность конкурентной борьбы делают этот рынок весьма рискованным и соответственно менее привлекательным.

Аналогично, наличие у фирмы конкурентного преимущества может привести к сильному имиджу марки, к мощной коммерческой организации, технологическому лидерству и другим преимуществам, даже если доля рынка, принадлежащая этой фирме, мала по сравнению с долей самого мощного конкурента.

Когда фирма АйБиЭм внедряла свой персональный компьютер в Европе, ее конкурентоспособность, по меркам матрицы БКГ, была низка, так как ее доля рынка равнялась нулю. Но многие аналитики, учитывая репутацию фирмы на компьютерном рынке, огромный технологический потенциал, имеющиеся ресурсы и волю к победе, оценивали ее конкурентные возможности как очень высокие.

Очевидно, что для точного измерения потенциала привлекательности и конкурентоспособности необходимо принимать во внимание не единичные факторы, а целый набор индикаторов. Предложено несколько вариантов таких наборов (Abell and Hammond, 1979; Day, 1984; McNamee, 1984; Нах and Majluf, 1984).

Разработка многокригериальной матрицы

В качестве иллюстрации в табл. 9.1 приведены группа критериев, отобранных для оценки привлекательности пяти рынков товара в секторе текстильной промышленности, и группа индикаторов для оценки преимуществ фирмы Tissex, действующей в этом секторе.

Таблица 9.1а. Индикаторы привлекательности

  Весомость Диапазон оценок
Критерии (всего: 100) Низкая Средняя Высокая
    1 2 3 4 5
Доступность рынка —— Страны вне Европы и США Европа и США Европа
Темп роста —— < 5% 5-10% > 10%
Длительность цикла жизни —— < 2 лет 2-5 лет > 5 лет
Потенциал валовой прибыли —— < 15% 15-20% > 25%
Острота конкуренции —— Структурированная олигополия Неструктурированная конкуренция Распыленная конкуренция
Возможности неценовой конкуренции —— Товар стандартизован Продукт слабо дифференцирован Товар сильно дифференцирован
Концентрация клиентов —— > 2000 2000-200 < 200

Таблица 9.1б. Индикаторы конкурентоспособности

  Критерии Весомость (всего: Диапазон оценок
Низкая Средняя Высокая
    1 2 3 4 5
Относительная доля рынка Издержки — --- < 1/3 лидера > прямого конкурента > 1/3 = прямому конкуренту Лидер < прямого конкурента
Отличительные свойства Степень освоения технологии —   ---   Товар типа «как все» Осваивается с трудом Товар слабо дифференцирован Осваивается легко «Уникальное предложение» Освоена полностью
Метод продаж Посредники не контролируются Посредники контролируются Прямые продажи
Известность-имидж Отсутствуют Имидж размыт Сильный имидж

 


Точное определение применяемых индикаторов - это тонкий процесс, специфичный для каждой конкретной фирмы и требующий соблюдения следующих условий.

— Уровень каждого из преимуществ фирмы при оценке ее конкурентоспособности задается не абстрактно, а по сравнению с самым опасным конкурентом.

— Если некоторые индикаторы кажутся более важными, чем другие, можно ввести весовые коэффициенты, которые должны быть одинаковыми для всех сопоставляемых рынков.

— Желательно, чтобы оценки отражали не только текущий, но и ожидаемый уровень индикаторов.

— По результатам анализа может быть выведена итоговая оценка, характеризующая общую привлекательность рынка товара и конкурентную позицию фирмы на этом рынке.

В противоположность методу БКГ получаемые результаты основаны на субъективных оценках. Для повышения объективности можно привлечь группу независимых экспертов. Полученные от них оценки сопоставляются с целью проверки их согласованности или выявления причин несовпадения. Такой процесс согласования всегда интересен и сам по себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.006 с.)