Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И кадровая деятельность организации
8.1. Персонал организации и его структура В условиях рыночных отношений персонал современной организации обладает достаточно динамичной структурой, которая может изменяться в зависимости от внутренних и внешних факторов, влияющих на цели и задачи организации. Под персоналом организации понимается полный личный состав наемных работников, он включает все человеческие ресурсы, которыми обладает организация [37, с. 244; 17, с. 3]. Решение проблем оптимизации структуры персонала связано с распределением персонала по различным группам на основании определенных признаков, которые представлены в табл. 9 Таблица 9 Признаки распределения персонала по группам
По статистической методике возрастные группы распределяются по пяти группам следующим образом: 1) 20-30 лет; 2) 31-40; 2) 41-50; 4) 51-60; 5) свыше 60 лет. "Образовательная структура персонала включает 6 групп: 1) среднее; 2) среднее профессиональное; 3) незаконченное высшее; 4) высшее; 5) два высших; 6) послевузовское (степень). Таким образом, каждая конкретная организация, распределяя персонал по вышеназванным группам, в итоге имеет соответствующую своим целям и задачам кадровую структуру, на основании которой можно осуществлять соответствующую аналитическую работу. Для каждой организации базовым является распределение работников по специальностям и профессиям. Профессия - это вид человеческой деятельности или вид занятия, требующий особой профессиональной подготовки. Специальность типологическое распределение трудовой деятельности либо внутри профессии, либо внутри вида деятельности.
Есть профессии с внутренним типологическим распределением, есть профессии без него. Например: профессия - врач, а специальности - терапевт, хирург и т.д.; профессия - строитель, специальности - каменщик, маляр, бетонщик и т.д.; профессия - экономист, специальности - менеджер, бухгалтер, аудитор и т.д. Профессии, которые не имеют типологического распределения, это либо рабочие профессии (токарь, шофер, шахтер, аппаратчик-вальцовщик, ткачиха и т.д.), либо профессии, связанные с уникальными видами деятельности (балерина, певица, художник, писатель и т.д.). Предприятию или организации в зависимости от рода деятельности требуется как профессии, так и специальности. Самое важное, чтобы та или иная профессия или специальность давали возможность работнику занять соответствующее положение на предприятии, организации, фирме, чтобы приобрести трудовой статус, который в трудовой деятельности играет очень важную роль. По признаку квалификации можно судить о соответствующем кадровом потенциале организации. Для распределения по квалификации существует диапазон разрядов, перечень степеней, рангов, которые носят унифицированный характер на основе нормативной документации (классификаторы, справочники и т.д.). Структурно-производственное распределение включает распределение по категориям, должностям в соответствии со сложившейся структурой данного предприятия или организации. Для промышленных предприятий производственная классификация, как правило, включает две основные группы работников: ♦ промышяенно-производственный персонал (ППП); ♦ непромышленный персонал (НП). ППП включает рабочих (основных и вспомогательных), инженерно-технических работников (ИТР) и служащих, которые занимают либо административно-управленческие, либо производственно-управленческие, либо административно-вспомогательные должности. К непромышленному персоналу относят всех остальных работников (транспортное хозяйство, охрана, сфера социального обеспечения и другие непроизводственные подразделения, принадлежащие предприятию), которые занимают соответствующие производственные должности.
Для большинства непромышленных организаций персонал распределяется в зависимости от выполняемых ими целевых задач на три основные категории: ■ руководители (высшее, среднее и низшее звено); ■ специалисты; ■ исполнители. Руководители связаны с выполнением административно-организационных целевых задач; специалисты - аналитико-конст-руктивных задач; исполнители - производственно-технических. вспомогательных задач. Данное распределение работников стало широко использоваться в России начиная с 1992 г.1, когда Россия признала международные стандарты «функционального» распределения работников. Функциональное распределение обеспечивает более эффективное решение задач при составлении бизнес-планов, инновационных проектов, маркетинговых исследований и т.д. 8.2. Оценка должностных функций Анализ должностных функций различных категорий работников - важнейшая задача стратегии управления персоналом любой организации. Составляющими анализа должностных функций являются определение компетенций различных групп персонала и оценка должностных обязанностей персонала. Постановление Минтруда РФ № 30 от 10 ноября 1992 г. Компетенциями рабочей силы являются профессиональные знания, приобретенные навыки, квалификация работников, а также их личностные характеристики, которые определяют стиль поведения работников в организации. Помимо общих компетенций (ясное понимание целей и установок организации, готовность к сотрудничеству и т.д.) большое значение имеют профессиональные конкретные компетенции, без которых невозможно максимизировать успех применительно к конкретному виду деятельности (материальная сфера производства, управление, образование, наука и т.д.) |80, с. 411. Питер Друкер особо подчеркивал, что «нельзя нанять только рабочие руки», необходимо уметь оценивать пределы человеческих возможностей, сводить к минимуму недостатки человека. По его мнению, «человек имеет набор качеств, какими не обладает ни один из прочих ресурсов: он имеет возможность координировать, интегрировать, принимать решения и предвидеть последствия» [29, с. 263], что и выступает основой компетенций. В свою очередь система компетенций работников тесно взаимосвязана с оценкой должностных обязанностей, которая находит всё более широкое применение в практике западных компаний [3, с. 93]. Оценка должностных обязанностей есть процесс определения относительной значимости работ, а также относительного объема работ в рамках организации с целью определения внутренних относительных показателей. С точки зрения методологии оценка должностных обязанностей может носить аналитический и неаналитический характер. Аналитическая оценка основана на анализе присутствия в должностных обязанностях определенных факторов или элементов. Аналитический метод отличают: • систематичность, которая позволяет более объективно проводить оценку должностных обязанностей: • обоснованность суждений (интерпретаций) на основе фактических данных о характеристике выполняемой работы; • концентрация внимания на содержании выполняемой работы, а не на личностных характеристиках работника.
Цель аналитической оценки - относительная значимость той или иной работы. Для того чтобы дать верную аналитическую оценку, необходимо разработать фактор-план, куда следует включить факторы и уровни факторов, присущие всем тем работам, ко- торые подлежат аналитической оценке. Типовыми схемами аналитической оценки являются: ■факторно-балльная оценка; ■аналитическое сравнение факторов. Сущность «факторно-балльной схемы» заключается в том, что должностные обязанности разделены на факторы или ключевые элементы. Сюда относятся требования, предъявляемые организацией к сотрудникам, выполняющим соответствующие должности; необходимые умения: степень влияния должностей; значимость должностей. С помощью каждого фактора могут быть оценены все соответствующие должности, а с помощью количественных шкал каждому фактору приписывается соответствующий балл. В итоге баллы по факторам суммируются, а затем рассчитывается общий балл по значимости должности. Практическое применение этой схемы будет рассмотрена в гл. 10 «Оптимизация условий труда персонала». Сущность метода «аналитическое сравнение факторов» основана на составлении профилей категорий-грейдов (группы должностей с близкими оценками значимости). Для должностей, которые подлежат оценке, составляются ролевые профили и уровневые профили, между которыми устанавливается соответствие с целью ранжирования должностей. В ходе ранжирования может быть установлена «эталонная» должность, которая используется для сравнения с другими аналогичными должностями. Такая необходимость возникает в крупных организациях, в частности в образовательных, где нецелесообразно анализировать каждую должность по факторно-балльной схеме, если существуют группы таких должностей с разными уровнями значимости. Практикуется также использование в данной аналитической схеме тех же групп факторов, которые применялись и в факторно-балльной схеме. Отличие неаналитической оценки должностных обязанностей состоит в том, что анализируются должности в целом, а не отдельные их элементы или факторы. Наиболее распространенными подходами в неаналитических схемах являются: * классификация должностей: * ранжирование должностей; * ранжирование на основе парных сравнений. Самая распространенная форма оценки должностных обязанностей - метод классификации. Он основан на том. что должности. согласно должностным инструкциям, распределяются по соответствующим категориям, которые в свою очередь соотносятся с определенными совокупными характеристиками. Такими совокупными характеристиками могут быть степень ответственности, необходимость принятия решений, профессиональные навыки.
Метод ранжирования должностей относится к самой простой форме оценки должностных обязанностей, так как основан на иерархическом принципе сравнения должностей друг с другом. Как правило, основным критерием иерархии является уровень ответственности (генеральный директор, исполнительный директор, их заместители, рядовые исполнители и т.д.). Метод ранжирования на основе парных сравнении по исполнению более сложный метод оценки должностных обязанностей. Ранжирование строится по принципу сравнения каждой должности в целом и по отдельности с каждой из всех других должностей. Для наглядности предлагается табл. 10, где более значимые должности оцениваются в два балла, значимые - в один балл, а менее значимые - в ноль баллов. Таблица 10 Упрощенная форма ранжировании на основе парных сравнений должностей
Источник: Армстронг Майкл, Стивене Тина. Оплата труда: Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и возпафаждепия персонала / I lep. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. С. 99. Преимущество данного метода перед простым ранжированием состоит в том, что сравнение двух должностей проще, чем множественные сравнения. Но при любой форме ранжирования отсутствуют определенные стандарты установления относительной ценности. По этой причине такое ранжирование не является приемлемым методом оценки равной значимости. Кроме того, существует ограничение количества должностей, которые можно сравнить с использованием данного метода. Например, оценка 50 должностей потребует 1225 сравнений. Таким образом, можно сделать вывод, что оценки должностных обязанностей позволяют выявить критерии оценки должностей, обеспечить основу для достижения равной оплаты за работу равной значимости, обеспечивает комплексный подход к управлению человеческими ресурсами. 8.3. Деятельность кадровой службы Эффективная организация труда на предприятии или организации во многом обеспечивается отлаженной работой кадровой службы, которая представляет собой отдельное подразделение с целым штатом сотрудников. В перечень должностей кадровой службы включают: специалиста по кадрам, инспектора по кадрам, табельщика, статистика. Возглавляет работу кадровой службы начальник отдела кадров. В сферу его компетенций входит организация работы по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних условий. Он также организует разработку прогнозов, определяет текущую и перспективную потребность в кадрах, устанавливает прямые связи с учебными заведениями и службами занятости, контакты с предприятиями аналогичного профиля, информирует работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия. Он должен осуществлять организационную работу по созданию резерва для выдвижения, по ротации руководителей и специалистов, по переподготовке кадров, по проведению аттестации кадров, по своевременному оформлению приема, перевода и увольнения работников, по учету личного
состава, по снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, по табельному учету и т.д. Данную должность следует отличать от должности заместителя директора по управлению персоналом, который, в отличие от начальника отдела кадров, занимается организацией управления формированием, использованием и развитием персонала. В его компетенцию входит организация работы по формированию кадровой политики, он принимает участие в разработке бизнес-планов в части обеспечения трудовыми ресурсами, организует проведение исследований по работе с персоналом, организует и координирует работу по мотивации работников, определяет направления работы по управлению социальными процессами, изучает и обобщает передовой опыт в области организации труда, оценки персонала, консультирует вышестоящее руководство и т.д. [51]. Некоторые крупные предприятия вводят новую должность: начальника управления кадрами, которому подчинен начальник отдела кадров. Как показывает практика, с одной стороны, увеличивается вертикаль, но, с другой стороны, это позволяет расширить контрольные функции кадровой службы. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что требования к деятельности кадровых служб имеют, как правило, очень высокий статус. В США, например, некоторые руководители кадровых служб крупных фирм входят в советы директоров, в Японии почти половина руководителей кадровых служб занимает посты вице-президента фирмы или компании. По современным критериям работы кадровых служб специалисты-кадровики должны иметь высшее специальное образование. В США, например, из каждых десяти работников кадровых служб шесть-семь - специалисты по психологии, экономике, социологии, специалисты в области трудовых отношений, специалисты-аналитики. На Западе соотношение специалистов-кадровиков к числу работников предприятия или фирмы составляет в среднем 1: 130. Кадровая деятельность предприятия - это комплекс действий по формированию и поддержанию ответственного и высокопроизводительного трудового коллектива для реализации целей предприятия, а также его возможностей реагировать на изменяющуюся среду (внешнюю и внутреннюю). Кадровая деятельность, являясь многогранным процессом, призвана решать проблемы учета, пла- нирования, динамики движения кадров, формирования персонала, установления принципов трудовых взаимоотношений. Можно выделить несколько основных направлений, ключевых для кадровой службы: ♦ порядок ведения кадровой документации (техническая работа); ♦ кадровое планирование (аналитико-организациониая работа); ♦ учет персонала и его оценка (аналитика-статистическая работа). Порядок ведения кадровой документации определяется перечнем типовых документов, которые могут иметь либо унифицированную форму общепринятого образца, либо форму, разработанную для внутреннего пользования, но утвержденную соответствующими приказами руководства предприятия или организации. Например, очень часто такими документами пользуются малые предприятия с небольшим количеством работников. В перечень важнейших документов по работе и учету кадров включаются: ♦ штатное расписание; ♦ должностные инструкции; ♦ приказы по кадрам; ♦ трудовые договоры и документы для их регистрации; ♦ ведение личных дел работников; ♦ личные карточки работников; ♦ трудовые книжки и их заполнение; ♦ журналы по учету кадров. Очень коротко следует дать характеристику некоторым документам. Штатное расписание - это внутренний документ предприятия, в котором отражается структура предприятия с наименованиями и кодами структурных подразделений; штатная численность с кодовыми наименованиями должностей служащих и профессий рабочих, включая штатных и нештатных работников в единицах; должностные оклады работников, включая систему надбавок. Должностные инструкции - внутренний организационно-правовой документ предприятия или организации, с помощью которого в соответствии с определенной должностью определяется место работника в системе со подчиненности управления, закреп- ленные за ним основные функции, обязанности, права и ответственность с перечнем нормативных правовых документов, которые должен знать работник. Личное дело - совокупность документов персонального учета, в котором отражены наиболее полные сведения о работнике и его деятельности: ■заявление (пишется от руки); ■анкета (по перечню вопросов); ■автобиография: ■копии документов об образовании; ■личная карточка по унифицированной форме Т-2. Как правило, в личное дело не входят документы второстепенного значения: ° справка с места жительства; 0 справка о жилищных условиях; ° справка о состоянии здоровья и т.д. Трудовая, книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку включаются также сведения о награждениях за успехи в работе. Что касается взысканий, то они не включаются, за исключением тех случаев, которые служат основанием для увольнения. Журналы по учету кадров — документы внутреннего пользования для так называемой двойной записи. Их количество зависит от масштабов предприятия или организации, но, тем не менее, каждое предприятие (крупное, среднее, малое) имеет перечень не менее десяти журналов учета кадров: • журнал регистрации приема на работу; • журнал регистрации личных дел по мере их поступления; • алфавитный журнал учета личного состава • журнал регистрации увольнения с работы • журнал учета движения личного состава • журнал регистрации переводов работников • журнал учета работников, совмещающих профессии • журнал учета взысканий и поощрений • журнал учета больничных листов • журнал учета справок, выданных работникам и т.д. Если вся эта организационная работа не отлажена, то предприятие или организация не сможет иметь четкое представление о тс- кущем качественном составе работников, их распределении и использовании. Следовательно, помимо того, что организация создает статистический банк данных, она, в свою очередь, опираясь на эти данные, может достаточно быстро корректировать как организационные, так и производственно-экономические цели и задачи. Кадровое планирование часто относят исключительно к сфере управления персоналом, на самом деле это - совместная работа кадровых служб и структур по управлению персоналом. Кадровое планирование следует относить к аналитической деятельности кадровой службы. Оно представляет собой целенаправленную деятельность предприятия или организации по развитию кадров (обеспечение пропорционального развития кадровой структуры предприятия). Каждая организация (производственная, либо непроизводственная) должна иметь план потребностей в персонале: а текущий (на год); d перспективный (на период). План (и текущий, и перспективный) обычно включает перечень следующих позиций: • потребность в замене персонала по естественным причинам (уход на пенсию, уход на инвалидность, длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.); • ротация персонала (перераспределение персонала); • потребность в профессиональной подготовке и переподготовке;
• потребность в снижении персонала (реструктуризация, сокращение объемов производства); • потребность в расширении персонала (расширение объемов производства, создание филиалов, дочерних предприятий). В основе реализации планов лежит расчет контрольных величин по потребности в персонале, для чего используют различные формулы расчета. К примеру: а) расчет общей проектной численности основных производственных рабочих "Цт-тр, которое рассчитывается как отношение годовой фондовой трудоемкости производственной программы (в нормо-часах) к фонду рабочего времени на выполнение единицы производственной программы (в нормочасах): Чпр ф^ где Т - годовая фондовая трудоемкость производственной программы; Ф - фонд рабочего времени на выполнение единицы производственной программы; б) расчет планового количества персонала XJnEpc, которое рассчитывается как отношение планового объема продукции на предстоящий период (в стоимостном выражении) к плановому объему продукции с одного рабочего места (в стоимостном выражении): u _ ^<1ш.ш' Viiji.p.M где О - плановый объем продукции в целом; О Vidi.iip н - • Viui. р.м плановый объем продукции с одного рабочего места в) расчет общей потребности в специалистах1. Как правило, Общую потребность в специалистах на конец планового года Srai можно определить как произведение общей численности персонала на конец планового года ^\ш и величины коэффициента насыщенности специалистами |£нг: 11ример расчета приводится по: Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во*МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. С.371. bijji 4ijji xjvhc-Чтобы определить коэффициент насыщенности специалистами К, необходимо рассчитать отношение величины общей потребности в специалистах (количество должностей, подлежащих замещению специалистами) на конец базового года JvL к общей численности работающих в базовом году 'Чг,, в процентах: Кнс=^-х100%. Тбаз Пример расчета: общая потребность в численности работающих на конец планового года 14..,. - 1120 чел.; общая численность работающих на конец базового года ^{6а,5 - 1030 чел.; количество должностей, подлежащих замещению специалистами на конец базового года §^ - 175 чел. Рассчитаем коэффициент насыщенности специалистами ]QUC '■ Кпс -(175:1030)- 100= 17%. Рассчитаем общую потребность в специалистах на конец планового года SnjI: Sim =(1120- 17): 100= 190 чел. 8.4. Количественный учет персонала Учет персонала и его оценка являются важнейшим направлением организации кадровой деятельности, где ведется статистический учет и статистическая отчетность как для внешних пользователей. так и для внутренней потребности организации. В практике статистического учета кадров различают: списочный состав работников, среднесписочный и явочный. В списочный состав включают всех работников, принятых на постоянную, сезонную, временную работу на срок 1 день и более, со дня зачисления их на работу, т.е. эта величина ежедневно переменная, зависящая от движения кадров. Списочный состав необхо- дим для определения среднесписочной численности работников за определенный период. При определении среднесписочной численности персонала следует учитывать, что две группы работников списочного состава не включаются в среднесписочную численность. К ним относятся: * женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, а также тс, кто находится в дополнительном отпуске по уходу за ребенком по достижению им 3-летнего возраста; * работники, поступающие в учебные заведения, находящиеся в отпуске для сдачи вступительных экзаменов, а также те работники, которые обучаются в учебных заведениях и находятся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы. Среднесписочная величина определяется как отношение суммированного списочного состава за каждый календарный день отчетного периода (включая праздничные и выходные) к числу календарных дней отчетного периода (месяц, квартал и т.д.). Это основной показатель для расчета ряда коэффициентов, а также для статистической отчетности организации. Пример: необходимо определить среднесписочную численность работников организации за март, которая на 1 марта имела списочный состав 325 чел. В течение данного месяца движение кадров было следующим: 3 марта: уволились 2 чел. по собственному желанию; 10 марта: уволился 1 чел. (выход па пенсию); принято 4 чел.; 13 марта: принят 1 чел., уволилось 2 чел. (один - за нарушение трудовой дисциплины; второй - по собственному желанию); 15 марта: уволилось 3 чел. (все по переводу на другое предприятие); 17 марта: принято 2 чел.; 20 марта: уволился 1 чел. (по профзаболеванию); 21 марта: принято 2 чел.; 25 марта: уволилось 3 чел. (один за нарушение трудовой дисциплины, двое - по собственному желанию); 27 марта: принято 3 чел.; 31 марта: уволилось 5 чел. (двое по собственному желанию, один - за нарушение трудовой дисциплины, один - по семейным обстоятельствам; один - по болезни). Алгоритм расчета среднесписочной следующий: 325 х 2 + 323 х 7 + 326 х 3 + 325 х 2 + 322 х 2 + 324 х 3 + 323 + 325 х х4 + 322х2 + 325х 4 + 320- 10042: 31 =323,9. Следовательно: среднесписочный состав за март составил 323,9. Возникает вопрос: как рассчитать среднесписочную величину в организации, где работники выполняли свою работу неполный месяц (введение в эксплуатацию новых предприятий, организации с сезонным режимом работы и т.д.)'? В этом случае сумма численности работников за все дни работы предприятия или организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) делится на общее число календарных дней в отчетном месяце. Например, рассчитаем среднесписочную в организации, приступившей к своей деятельности 20 июня 2009 г. (табл. 11) Таблица 11 Расчет среднесписочной за неполный.месяц работы
Сумма численности работников, которые включены в среднесписочный состав составила 649 - 46 = 603, календарное число дней в июне - 30 дней, следовательно, среднесписочная величина составила: 603: 30 = 20. От списочного состава следует отличать явочный состав работников, который показывает, сколько человек из числа состоя- щих в списочном составе за данный день явилось на работу. В явочном списке выделяют число фактических работников, приступивших к работе. Разность между явочным списком и числом фактически приступивших к работе позволяет определить число лиц, находящихся в целодневных простоях (из-за отсутствия сырья, полуфабрикатов, документации, электроэнергии и т.п.), что служит предметом для аналитической работы менеджеров, отвечающих за организацию труда персонала. Для статистической оценки характера движения (или динамики) кадров рассчитываются относительные показатели интенсивности движения трудовых ресурсов, которые необходимы для статистической и аналитической отчетности. • коэффициент оборота по приему кадров |£ОБ pjp; • коэффициент оборота по выбытию кадров JЈ: • коэффициент текучести кадров JЈTEK; • коэффициент общего оборота кадров JЈOB ОБ; • коэффициент замещения кадров 1^злм' • коэффициент постоянства кадров ]£. Коэффициент оборота по приему КОБ рр рассчитывается как отношение числа принятых работников T-Jpjp за отчетный период к среднесписочному числу работников Чер за этот период (в %); Коб _Чпр ПР~Чсг Коэффициент оборота по выбытию ]£ОБ ВЫБ исчисляется как отношение общего числа выбывших Ч™,г за отчетный период к среднесписочному числу работников ^Jrp за данный период (в %): к ОБ. ВЫБ . ЧвЫБ Чср Коэффициент текучести кадров JЈTFK исчисляется как отношение количества работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины Чцтл+ок к сРеДне~ списочному составу tfcp за отчетный период (в %): ТУ* _ Чнтд-сж К. ТЕК т т Чср Коэффициент общего оборота кадров \Q()E OK рассчитывается как отношение суммы принятых IJ.|р и выбывших Ц....,, к среднесписочной tfcp: К_ Чцр+Чвыь Чср Коэффициент замещения кадров Кзам Рассчитывается как от~ ношение разности принятых U..., и выбывших "4,,,п- к среднесписочной tfcp:
_ Чпр~ Чвыб М.ср Коэффициент постоянства кадров (£1ЮС рассчитывается как отношение числа работников в последний день отчетного периода Чпл к сРеДнесписочнои Чср: ту* _ЧпД ГМЮС ~~ тт ЧсР В данном перечне коэффициент текучести кадров является очень важным показателем в кадровой политике, так как отражает уровень незапланированных увольнений (прогулы, явка на работу в нетрезвом состоянии, плохие условия труда, конфликты в коллективе, нестабильная заработная плата, несправедливая структура оплаты, отсутствие возможности продвижения и т.д.). Чем выше данный коэффициент, тем более пристальное внимание требуется к проведению соответствующей аналитической работы. Есть понятие естественная текучесть (не должна превышать 3-5 % в год), которая не должна вызывать особых опасений у менеджмента. Другое дело, когда речь идет о завышенной текучести, приводящей к экономическим потерям по причине снижения производительности труда и создания кадровых, технологических, организационных и социально-психологических трудностей. В крупных организациях рассчитывают частные коэффициенты текучести рабочей силы, которые характеризуют уровень текучести по отдельным структурным подразделениям. В этом случае можно определить так называемый коэффициент интенсивности текучести, который показывает, во сколько раз текучесть работников того или иного подразделения выше или ниже, чем по организации в целом. Данный коэффициент рассчитывается как отношение частного коэффициента текучести к общему коэффициенту текучести. Использование этого показателя имеет большое значение для выявления социальных, демографических, профессиональных особенностей работников в отдельных структурах, которые вынуждены покидать данный трудовой коллектив. Для управления текучестью в ряде организаций разрабатываются «программы сохранения персонала», цель которых -минимизировать текучесть персонала. Программа включает разделы: • выявление и анализ причин увольнений работников; • перечень мер по устранению или снижению влияния этих Для наглядности можно представить статистическую таблицу одного из небольших предприятия за условный период, где отражены основные показатели динамики движения кадров (табл. 12). Таблица 1 Динамика движении кадров предприятии за отчетный период
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.182 с.) |