Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Генезис и становление государственных институтов
• • Тема 4. Социобиологические и социокультурные предпосылки политических отношений 1. Социобиологические и символические предпосылки отношений власти (доминирования) 2. Социокультурные предпосылки отношений доминирования
• Антропогенез- антропосоциогенез - культурогенез- политогенез • Антропогенез (от «антропо» и греч. génesis — происхождение) – процесс эволюционного формирования физического типа человека и первоначального развития его деятельности • Антропосоциогенез — теория происхождения (становления) социальных качеств человека и общества • Культурогенез и политогенез – измерения антропогенеза • Дискуссии о месте и роли биологических и культурных оснований социальных качеств человека • Высокая степень активности, адаптивности, но и конфликтности • Связано со спецификой социальной эволюции: дифференциацией общества и институтов на основе знаково-символической деятельности • Основания существующих в человеческом обществе различий и различений как оснований для доминирования v Активность – агрессивность как источник конфликтов и дифференциации v Символическое неравенство: «свой – чужой» v Половое неравенство v Возрастное неравенство v Возникновение социальная стратификация (иерархия и сетевое взаимодействие) и политической власти • Норт Дуглас Сесил (1920 г.р.)США; нобелевский лауреат, профессор университета Вашингтона в Сент-Луисе • Норт Д. и др. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. • М., Издательство Института Гайдара, 2011 • Политика – контроль и управление насилием • Естественные и современные государства • «Политика развития опирается на институты, организации и убеждения, определившие успех порядков открытого доступа» • Государство — это организация, обладающая монополией на легитимное применение насилия • Ни одно из обществ не решило проблему устранения насилия • Контроль за насилием: - Управление насилиемпри помощи повторяющихся личных контактов (в малых группах) – агрессивная эгалитарность - Организованное насилие (г осударство) - использование насилия или угроз насилия группами
Естественные государства и современные • Обуздание произвольной активности • Социобиологические предпосылки генезиса отношений власти (доминирования) • • Псиахоаналитические гипотезы: антропогенез: • Табу – система классификаций • Ритуально-магические архаичные человеческие общности, основанных на строжайшем запрете эротических проявлений внутри первичной материнской родовой группы —тотема • Следствие "биологического тупика» чрезмерно агрессивных и постоянно возбужденных, сексуально хищных стадных существ (предгоминидов), "невротического" бунта против реальности и собственного естества – инстинктивная аскеза • В психоанализе социальный порядок архаических обществ подвергается искажению • «доминирующей тенденцией психической жизни, а может быть, и нервной жизни вообще, мы признали стремление к снижению, внутреннего напряжения, вызванного раздражениями — тенденцию, получающую свое выражение в принципе наслаждения, и является для нас одним из сильных мотивов, чтобы верить в существование первичных позывов смерти» («По ту сторону принципа удовольствия»). • Сильно упрощенная интерпретация смерти и убийства как вытесненной агрессии - переживания чувства вины и тревоги. • У первобытных людей «естественной» смерти нет: любая смерть социальна, публична, коллективна, это всегда следствие чьей-то враждебной воли, которая должна быть поглощена группой (никакой сексуальной энергетики). • Ритуальные действия не имеют ничего общего с «психоаналитическим» убийством отца • Где воображаемое создает символический хаос, там инициация восстанавливает символический порядок. • Дарить и принимать — это символический ак т • инициация - символическое признание социальности, места • Главное, чтобы все (ценные вещи и женщины, рождение и смерть) было доступно для обмена, то есть попадало в юрисдикцию группы. В этом смысле запрет инцеста находится в солидарном и дополнительном отношении к инициации
• Дарить, отдавать, обменивать — у первобытных людей все разыгрывается в ходе открытого коллективного обмена вокруг этих элементов, в ритуалах и мифах, на которые они опираются - самый главный символический акт • • Взаимосвязь биологического и социального - взаимосвязь инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения • «Не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях» • К. Лоренц (Вена, Австро-Венгрия: 7 ноября 1903- 27 февраля 1989) • «Агрессия (так называемое «зло»)» • Агрессия - не «инстинкт смерти», а служит сохранению жизни и вида • Амбивалентность агрессии • Роль агрессии в сообществе социальных животных • Межвидовая борьба и внутривидовая агрессия • • Взаимность символизирует и ритуализирует агрессию – агонистическое поведение, внутренняя сторона существования наряду с сотрудничеством и кооперацией • Врожденная агрессия • Агрессия – побуждение и энергия • К. Лоренц - «врожденность»: поведение, которое не может быть устранено или же серьезно модифицировано, сколь бы значительным ни было средовое воздействие • Агрессия как борьба за выживание и воспроизведение идет главным образом между особями одного вида • Культурно-исторические основания агрессии Нет ничего предопределенного – следствие реальной динамики культурного развития без ценностных суждений • Человек – политическое животное…? • Символические предпосылки отношений господства
Неоэволюционизм. • Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White, 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо — 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния) • Не следует «отдавать культуру психологам», «овеществлять ее» или сводить к абстрактным идеям • Культура, цивилизованность – форма организации энергии (экстрасоматический механизм приспособления к окружающей среде, связанный с символизацией) • Символические процессы -это процессы сигнификации • Символизация обеспечивает особый уровень контроля за поведением, координации по использованию ресурсов • Cимволизация дает индивиду возможность продолжать жить в обществе «после смерти» значимых других и смягчает ужас от ожидания собственной смерти, чтобы он не парализовал привычный порядок повседневной жизни • Cимволический универсум упорядочивает также историю, связывает коллективные события в единое целое, включающее прошлое, настоящее и будущее (“память”) • Символическое оформление – это знаковая фиксация представлений о социальной реальности Специфика символизации - косвенное, условное («архивированное») отображение социальной реальности (стирание образности - схематизация). Подобная процедура обеспечивает понимание в процессе обмена знаниями при сложных взаимодействиях • • Использование потоков энергии (преодоление энтропии) – упорядочение и разнообразие одновременно • Эволюция форм культуры и власти как последовательное увеличение контроля над энергией • Разнообразие и неравенство, порождает различия в доступе к власти, богатству, престижу, образованию • Возникновение неравенство по вертикали и горизонтали (статусов)
• государство - результат урегулирования конфликтов и необходимости адаптации (контроля за энергией) при сегментации и стратификации общества • • Возникновение политической организации • С ростом племен и кланов, узы родства ослабевают и возникает тенденция к распаду кровнородственной организации, теряющей свое прежнее значение • Возрастает роль территориального фактора и вырабатывается особый координационный, интеграционный и административный механизм • Кровное родство как основа политической организации вытесняется отношениями собственности, а место кровнородственной группы как принципа политической организации занимает территориальная единица • Аристотель «Политика»: • «...когда одни властвуют другие находятся в подчинении... является стремление провести различие между теми и другими в их внешнем облике, в их речах и знаках почета» • • • Социокультурные основания власти • Власть — способ координации, интеграции и контроля за социокультурной системой • Распад родоплеменного общества сопровождался усобицами и насилиями. Разгоралась борьба за естественные ресурсы (особенно за плодородные земли) и за присвоение богатств, созданных чужим трудом. В атмосфере общественного хаоса и конкурентной борьбы к власти приходят военно-политические лидеры и жрецы: одни — благодаря физической силе, другие — используя свое религиозное влияние. Результатом этого процесса стало социальное расслоение и возникновение такого общества, где правящий класс имел монополию контроля над естественными ресурсами и средствами производства и монополию военно-политической власти, а на долю подчиненного класса оставался нескончаемый производительный труд, лишения и политическое бесправие. • • Реципрокность - Круг кула РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; Reciprocity; Recipro-cite; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать взад и вперед) • Реципрокность – обмен дарами или услугами с расчете на ответные дары или услуги • впервые описанный Бр. Малиновским обмен церемониальными объектами между народами группы островов северной части Новой Гвинеи • Обмен и перераспределение и как источник возникновения Источник обмена в церемониальном обмене: между родами, престижной экономике, обмене с богами – возникновение статусов и их конвертации во власть.
Обмен: • Вещей (престижная экономика) • Взаимность и контроль за поведением поколений и гендерных различий • Взаимность в отношениях с богами • Малиновский Бронислав (польск. Bronisław Kasper Malinowski) • Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918. • • К.Леви-Строс • В основе самых элементарных форм власти решающий элемент - согласие • • Круг Кула (Kula ring) • Система взаимного церемониального обмена в Новой Гвинеее (включая Тробрианские острова). • Все предметы, циркулирующие по кругу Кула, не подлежат личному использованию, а обмениваются с целью повышения социального статуса и престижа. «Однажды в Кула-навсегда в Кула». • Круг Кула-процесс укрепления различий в статусе и авторитете (в процессе кула наследственные вожди берут на себя ответственность по организации и управлению морским плаваниями, накапливают символический капитал) • Роль взаимности: развитие «взаимности» в процессе эволюции родства • Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами • В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.) Животные живут группами, что позволяет осуществлять обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение. Люди живут группами на основе символического обмена • К. Леви-Строс: «В явлениях культуры необходимо выявить структурные элементы, образующие бессознательную структуру человеческого разума» Первоначальный образ мира затемняется по мере развития человечества, все больше загромождается различного рода символическими структурами, однако он сохраняется в сфере бессознательного Структуры родства тождественны структурам языка и структуре социальных институтов • «Обмен имуществом, обмен женщинами и обмен словами» составляющими одного и тoгo же процесса. • • Инцест не связан с сексуальностью, а с – расширением связей. «Что даст брак с сестрой?» • • Обмен дает коллективное преимущества и регулирование конфликтов, брать жену из рода с которыми воевал • Запрет на инцест - от взаимности и любой отказ от взаимности будет носить инцестуальный характер. • Женщина выступает как знак и инструмент союза, акта взаимноrо обмена и он связан со всеми прочими актами обмена, со всеми формами дарения/отдаривания, со всеми предметами, которые рассматриваются как драrоценные, но которые нельзя присвоить себе частным образом • В этом обмене первоначально нет ничего от морального и сексуального: в обмен на любую женщину, уступаемую ее сородичами, можно получить следующую, которая будет предоставлена другой rруппой сородичей
• При заключении брачных союзов от другой rpуппы требуется не мужчина, а женщина, потому, что через женщину осуществляется продолжение биолоrическоrо рода • Гендерные различия: Антропологические основания гендерного доминирования • женщины достигают настоящего социального статуса лишь после того, как их отдадут и возьмут замуж, а не будут больше держать у отца или братьев для их собственных нужд. «Кто ничего не дает, хотя бы свою дочь или сестру, — тот мертв»
• • «Родство может в любой момент быть преобразовано в идеологическую конструкцию (М.Годелье) • «Родство» позволяет считать родственниками не только по биологической и физической природе • Родство стягивает людей в «мегаобщину» с иерархическими связями • Системы родственных обменов и брачный обмен как источник возникновения и присвоения социальных функций и статусов • Рост адаптивности и независимости от среды: контроль над пространством, временем и вещами • Возникновение системы различий и санкций, контроля за поведением • Статусное неравенство: по вертикали и горизонтали (статусов) • Поколенческое неравенство (Статус старца является самым почетным. «Годы» образуют реальное богатство, которое обменивается на авторитет и власть) • "иерархия" (от греч. hieros - священный и arche - власть) пирамидальная социальная организация • Социальная стратификация (от лат. stratum - слой) - это иерархическая система неравенства, разделение совокупности людей на страты (сословия, классы, ранги) • • Потомство и род основаны на социобиологических родственных связях • Род – потомки реально умершего предка (родство по материнской, отцовской, смешанные) • Семья — группа людей, связанных родством. • Система брачных обменов между семьями - Супружеские союзы • Родовая община из семей • Соседская община • Племя и племенные объединения • Линидж - «группа агентов, живых и умерших, родство между которыми можно проследить генеалогически» • Линидж (англ. lineage — происхождение; род) • Клан - экзогамная система линиджей • Объединение кланов – фратрия • Система родства и связанная с этим система обменов – основа для оформления отношений доминирования • Социализация сексуальности и контроль за размножением привели к сложным ритуалам обмена и оформлению публичной власти • Виктор Уиттер Тёрнер (Victor Witter Turner, 28 мая 1920, Глазго — 18 декабря 1983, Шарлотсвилл, Виргиния, США) — английский и американский антрополог • концепции коммунитарности – коммунитас (эмоциональное единение в пиковый момент) • Лиминальность – процесс перехода • Ритуалы перехода включают в себя три стадии: • (i)отделение (separation) - выбор и изоляция индивида от некоторой социальной целостности, лишение индивида статусных характеристик принадлежности к этой целостности; • (ii)собственно переход (margo, limen, threshold, transfer, passage) - период некоего переходного состояния; • (iii)реагрегация (reaggregation, reconstruction) - воссоздание некоей новой целостности. • • У символов есть три особенно значительных параметра: • экзегетический • операционный • позиционный • Экзегетический – объяснение действий и их взаимосвязи • Операционный – связь знания с действием, значения символа с его использованием посредством жестов, выражения и других невербальных аспектов поведения, открывая ценности -— горе, радость, гнев, триумф, скромность • В позиционном параметре - взаимосвязь между символами - сложная система ритуалов в связи с мифами • символ становится фиксированной точкой связи • между животным, растительным и минеральным царствами, • которые сами по себе рассматриваются как части космического порядка • Центральным моментом символической операции является инициация (молодых людей, проходящих инициацию) «пожирают предки», и они «символически» умирают, чтобы затем возродиться • Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый) форма сложного символического поведения • кодифицированная система действий (в том числе речевых) для выражения социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.). • Синхронизация представлений и действий в процессе соучастия в символическом воссоздании порядка • Воспроизведение совместного знания в повседневности • • Рене Жирар (1923) о природе символического контроля за насилием • «Насилие и священное», Новое литературное обозрение, 2000, 2-е издание, исправленное: 2010 • • Коллективное насилие не объяснимо сексуальностью • Критика утилитарной или психоаналитической функциональности ритуала как способа интеграции • первобытные формы религии основаны на обряде жертвоприношения. • Кризис жертвоприношений – утрата различий – хаос насилия – заражение насилием - страх к близнецам • Ритуал жертвоприношения - сакрализация коллективной агрессии по отношению к индивиду • Человек или животное объявляется «козлом отпущения» • Маски и праздники
• • Антропологические основания «фигур власти» • Фигура двойника, тесно связанная с фигурами смерти и магии, концентрирует в себе всю проблематику психологической или психоаналитической интерпретации. • Двойник, как и мертвец (мертвец — это двойник живого, а двойник — живой и интимно близкий образ смерти), является партнером, с которым у первобытного человека есть конкретно-личностное отношение. Первобытный человек поддерживает дуальное, а не отчужденное отношение со своим двойником. Он может реально (что навсегда заповедано нам) общаться со своей тенью Мэри Дуглас (англ. Mary Douglas, 1921 — 2007) — британский антрополог • Возможность проклинать и благословлять - это атрибут власти • «дискурс в понятиях греха и табу нацелен на консервацию традиционной солидарности» • В ритуалах признаются потенциальные возможности беспорядка • Политико-антропологические • В ритуалах признаются потенциальные возможности беспорядка • «дискурс в понятиях греха и табу нацелен на консервацию традиционной солидарности, тогда как дискурс вокруг риска имеет в виду ее рассредоточение и исчезновение социальных разделений» • Ритуал и табу – символизация границ опасности • «общей чертой многих сегментированных конкурентных политических систем оказывается то, что вожди силовых структур наделяются в них гораздо меньшей спиритуальной силой, чем какие-то другие люди, находящиеся в разрывах политической структуры» • РЕЦИПРОКАЦИЯ и Редистрибуция • ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА • ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ • • РЕЦИПРОКАЦИИ (Reziprokation; Reciprocity; Recipro-cite; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать взад и вперед) • Редистрибуция (от лат. redistributio — перераспределяю) • МАРШАЛ САЛИНЗ • Экономическая рационализация обменов (рынок) — это социальная форма, которая производит дефицит (Маршалл Салинз, «Stone Age Economics», «Первобытное общество изобилия») • РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии • Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма. • M. Салинз: • генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени; • сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей • негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен • Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы • Политогенез – зарождение и развитие социополитической подсистемы общества и ее трансформации в государство или его аналогов
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.213.196 (0.097 с.) |